Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международная экономическая интеграция и ее этапы.
Современный этап интернационализации и глобализации хозяйственной жизни в мировой экономике имеет много форм проявления. Одной из ведущих тенденций этого процесса является международная экономическая интеграция. Слово «интеграция» заимствовано из латинского языка (integration - сведение частей в единое целое) и довольно часто употребляется в обществоведческой литературе с разными смысловыми оттенками. Говорят и пишут об интеграции науки с производством, сельского хозяйства с перерабатывающей промышленностью и т.д. Нас в данном случае интересует внешнеэкономический аспект интеграции. Международная экономическая интеграция представляет собой объективный, осознанный и направляемый процесс сближения, а в перспективе и слияния национальных экономик ряда стран в единое экономическое (хозяйственное) пространство при активной роли государств. Что же составляет объективную основу интеграционного процесса? К экономической интеграции современное мировое хозяйство подошло в результате поступательного развития производительных сил общества, на которые оказывают растущее влияние различные факторы. Во-первых, углубление международного разделения труда усиливает взаимозависимость хозяйственных комплексов разных стран, о чем говорилось в теме 2 настоящего учебного пособия. Во-вторых, к таким же результатам приводит и развивающаяся вглубь и вширь внешняя торговля. В-третьих, доминирующей предпосылкой экономической интеграции стала научно-техническая революция. НТР позволяет выпускать промышленное оборудование с огромной производственной разрешимостью. Однако крупномасштабность производства требует емкого внутреннего рынка. Специалисты разных экономических школ едины в одном: чтобы создать эффективно функционирующий хозяйственный комплекс с учетом возможностей и требований научно-технической революции, надо иметь до 200 млн. потребителей. Здесь проявляет себя эффект масштабности производства. Речь идет о том, что ныне производительные силы общества перерастают национальные границы, вступают в противоречие с политикой и состоянием национальной замкнутости. Национальные интересы начинают находить свое выражение в интернационализации хозяйственной жизни. Политика опоры на собственные силы становится регрессом в поступательном развитии современного общества. Экономическая интеграция удачно разрешает противоречие между политикой автаркии и реальностью национальных интересов через национальную замкнутость и объективным процессом глобализации в мировом хозяйстве. Эти процессы подводят к тому, что судьба мини-государств недолговечна, а дезинтеграционные явления, особенно проявляющиеся на гребне агрессивного национализма и приведшие к «балканизации» (распаду) Югославии, Чехословакии и СССР,
на фоне доминирующей в мировом хозяйстве интернационализации хозяйственной жизни вряд ли носят прогрессивный характер. Международная экономическая интеграция характеризуется рядом присущих ей черт. Во-первых, она имеет региональный характер, т.е. региональность пространственных масштабов. Это объясняется наличием объективных предпосылок для сближения, а в будущем и слияния национальных экономик, которые формируются чаще и легче всего в тех территориально-хозяйственных сегментах мирового хозяйства, где межстрановые экономические связи приобрели постоянный и рыночный характер, достигли значительной зрелости, а производственная сфера обладает идентичной или близкой к ней технической оснащенностью. В качестве одного из примеров интеграции является Европейский Союз (ЕС). Во-вторых, для экономической интеграции характерно взаимопроникновение, взаимопереплетение, сращивание и взаимодополняемость национальных производственных процессов. Эти признаки интеграции охватывают производственную, научно-техническую, инвестиционную, финансово-коммерческую и иные сферы деятельности. В-третьих, особенностью международной экономической интеграции является широкое развитие и углубление специализации и кооперации производства, науки и техники на базе прогрессивных и глубоких форм их проявления. В-четвертых, для зрелой, продвинутой формы интеграции характерно формирование единой хозяйственной системы, обладающей потенциалом саморегулирования и самовоспроизводства, саморазвития всего комплекса факторов производства. Основу таких процессов составляют экономический интерес самостоятельных хозяйствующих субъектов на макро- и микроуровнях, международное разделение труда и расширяющиеся международные экономические отношения.
В-пятых, помимо экономических проявлений или признаков, МЭИ поддерживается и развивается скоординированной политикой государств - Политик страны, будучи выражением объективныхэкономических потребностей, может оказаться определяющим интеграционным фактором. Это касается и степени участия страны в процессах интеграции, и самого факта вступления (невступления) страны в ту или иную экономическую группировку государств. Политические мотивы в инициировании экономической интеграции наиболее рельефно просматриваются в обширной зоне развивающихся государств в Африке, Латинской Америке. Несмотря на низкий уровень развития производительных сил в рамках государств, отсутствие или крайне слабое межстрановое разделение труда, вопреки сохранившимся тесным хозяйственным связям с бывшими метрополиями и другими промышленно развитыми странами, развивающиеся государства создают региональные экономические группировки, о чем предметнее будет сказано в следующем параграфе темы. Интеграция промышленно развитых, равно как и экономически отсталых государств, не только свидетельствует об интернационализации хозяйственной жизни мирового сообщества, но и ускоряет этот процесс. Однако было бы отклонением от реальности абсолютизировать роль Наконец, международная экономическая интеграция характеризуется нарастающей этапизацией. Поэтому нередко в экономической литературе авторы выделяют не этапы, а формы или виды интеграции. При этом подчеркивается, что каждая новая форма или вид (тип) экономической интеграции занимает строго определенное историческое место в интеграционном процессе, знаменуя собой его дальнейшее углубление. В современной теории МЭО в отдельных учебниках выделяют четыре формы (вида), или этапа экономической интеграции[26], в других интеграционный процесс характеризуют через пять этапов, или типов[27]. Мы разделяем последнюю точку зрения, потому попытаемся представить интеграционный процесс в пятиэтапном развитии.
При анализе форм (видов, типов), или этапов интеграционного экономического процесса на стыке ушедшего и наступившего столетий мы исходим из того, что этапизация интеграционного процесса строится на количественных и качественных изменениях. Несмотря на различия в оценке числа этапов, во всех упомянутых учебниках и учебных пособиях единодушно признается, что исходным видом, или этапом, МЭИ является зона свободной торговли (ЗСТ). Данный этап представляет собой зону, в пределах которой группа стран
поддерживает свободную беспошлинную торговлю.[28] Во-первых, страны, договорившиеся о создании ЗСТ, равно как и страны, позднее присоединившиеся к такому соглашению, на взаимной основе отменяют таможенные тарифы и квоты на экспорт и импорт товаров по согласованному списку взаимной торговли. Во-вторых, в отношениях с третьими странами участники ЗСТ определяют и проводят самостоятельную внешнеэкономическую политику. Поэтому на первом этапе международной экономической интеграции между странами - интеграторами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие страну происхождения обрабатываемых таможней товаров при пересечении государственной границы и соответственно препятствующие льготному ввозу товаров из стран - не членов ЗСТ. В-третьих, как правило, конкретные соглашения о создании таких зон предусматривают постепенность (в течение 5-10-15 лет) полной отмены таможенных и количественных ограничений. В-четвертых, в зонах свободной торговли утверждается принцип взаимного моратория на повышение пошлин. Практическое применение данного принципа означает, что партнеры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины или вводить иные торговые барьеры во взаимной торговле участников ЗСТ. Вторым этапом (а значит, и формой) международной экономической интеграции является таможенный союз (ТС). Таможенный союз - соглашение двух или нескольких государств об упразднении таможенных границ и пошлин между ними и введение единого таможенного тарифа на внешних границах союза третьих стран.[29] Из такого определения следует, что, во-первых, создание таможенного союза является логическим завершением и институциональным оформлением торгово-экономического блока. Таможенные службы на внутренних границах устраняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах. В практике внешней торговли создается единое таможенное пространство в рамках стран-участниц ТС. Во-вторых, в таможенном союзе формируется политика коллективного протекционизма, что, несомненно, сближает национальные экономики таможенно-союзных государств с выходом на изменения не только в структуре потребления, но и производства. Отсюда, в-третьих, отмена внешнего тарифа рекультивирует цены, что вызывает переориентацию ресурсов и в потреблении, и в производстве. При такой ситуации производство рационализируется в соответствии с законом сравнительных преимуществ. Поэтому разработчики технологий в странах таможенного альянса идут на проведение совместных исследований. Кроме того, единые таможенные тарифы унифицируют и инвестиционный климат, особенно для привлечения инвестиционного капитала, что также не может не сказаться на производстве.
Наконец, в отличие от ЗСТ на интеграционном этапе в форме таможенного союза создаются наднациональные органы, которые призваны разрабатывать, координировать и контролировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства. Третьим этапом экономической интеграции признана более сложная ступень - общий, или единый, рынок. Будучи более продвинутой формой экономической интеграции, общий рынок вбирает в себя все интеграционные достижения зоны свободной торговли и таможенного союза, обретая специфические, только ему присущие черты. В дополнение к беспошлинному движению товаров к ним относится свободное перемещение через национальные границы услуг и всех факторов производства, включая капитал, рабочую силу, технологии, информацию. Именно на этом этапе создается экономический союз, формируется единое рыночное пространство. Однако среди множества интеграционных группировок пока только в Европейском союзе на практике была реализована данная форма интеграции. Поэтому практические оценки и обобщения в теории интеграции делаются в основном на этом единственном опыте, что, конечно, не исключает, а даже предполагает дальнейшее обогащение и практики, и теории общего рынка, как только другие интеграционные альянсы достигнут данного этапа сближения национальных экономик. Из опыта европейской интеграции следует, что перерастание таможенного союза в общий рынок был связан не только с чисто экономическими, но и политическими факторами. В первую очередь это касается формирования специальных, в том числе наднациональных органов управления и контроля. В общем рынке Европейского Экономического сообщества - так оно тогда называлось - учрежден Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский Союз, краткая характеристика которых будет дана в следующем параграфе учебного пособия. Весьма допустимо предположить, что при вступлении других интеграционных группировок государств в данную форму будут создаваться иные межгосударственные институты управления, контроля, разработки и координации интеграционной политики. В практике Евросообщества возникла необходимость разработки общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики, хотя в целом для этой формы интеграции характерно лишь согласование экономической политики. Выбор отраслевых приоритетов диктуется интересами последующего закрепления экономической интеграции.
Из опыта Евросообщества вытекает также целесообразность формирования общих фондов, содействующих социальному и по гармонизации и унификации национальных законов. Значит, уже на третьем этапе интеграции сближается не только экономическая, политическая, но и законодательная основа жизни национально- территориальных государств. При этом директивные установки, адресуемые государствам-членам общего рынка, обязательны для исполнения, но за каждой страной сохраняется свобода выбора форм и методов их реализации. В условиях рыночной экономики важной задачей надгосударственных институтов является введение системы мер, предотвращающих нарушение норм регулирования конкуренции. В области конкурентной политики принимаемые решения, предписываемые действия государству - члену интеграционной группировки, юридическому или физическому лицу, носят обязательный характер. Четвертый этап международной экономической интеграции происходит (опять же на примере Евросоюза) в форме экономического союза. С учетом достигнутых результатов трех предыдущих этапов или форм интеграции этот этап характеризуется своими более зрелыми чертами. Во-первых, завершается договоренность о проведении совместной торговой, а затем и в целом экономической политики по отношению к странам-аутсайдерам. Во-вторых, в экономическом союзе достигается унификация системы регулирования экономики. В-третьих, данная ступень экономической интеграции предполагает проведение единой внешней политики стран-участниц, что открывает более широкие возможности для взаимовыгодного сращивания экономических и политических сил и средств в интересах хозяйственного развития каждой из стран - участниц и всего союза в целом. Тем самым создается политико - экономический союз стран-интеграторов. Сторонники четырехэтапной концепции интеграции приписывают данной форме еще одну черту - создание Валютного союза с введением единой коллективной валюты. Приверженцы пятиэтапной интеграции выделяют самостоятельный этап (а значит, и форму) интеграции. Причем в теории интеграции пока еще нет единого названия данной интеграционной формы. Одни называют ее Экономическим и Валютным Союзом, другие - полной экономической интеграцией. Для полной экономической интеграции, которая, безусловно, будет иметь свои ступени продвинутости - от современной, начальной до более высокой и зрелой ступени завершения интеграционного процесса, создания некой федерации государств - характерны следующие признаки: 1. Создание Валютного Союза и введение единой коллективной валюты, проведение одинаковой валютной политики, создание (применительно к Евросоюзу) Единого Центрального Банка, который с Центральными банками стран- интеграторов или аналогичных им финансовых институтов образует Единую систему центральных банков всех этих государств. 2. Унификация законодательной базы в области налоговой системы, стандартизации продукции, правил техники безопасности антимонопольной политики, трудового законодательства и т.д. 3. Переход от свободы перемещения рабочей силы из одной страны в другую к единому гражданству в рамках интеграционной группировки, чем закладываются основы создания конфедерации государств. 4. Расширение распорядительных полномочий надгосударственных органов управления и контроля. 5. Отказ в решениях, принимаемых соответствующими правительственными органами, от протекционизма и любых форм преференций в отношении отечественных субъектов хозяйствования. Государство-интегратор должно отдавать предпочтение в деловых связях не отечественным продуцентам и поставщикам, а тем фирмам любой другой страны-участницы интеграции, которые предложат наиболее выгодные условия выполнения государственного или частного заказа. Принципы общерыночного механизма доминируют над принципами и соображениями национального протекционизма. Завершается характеристика этапов или форм интеграции обобщенной таблицей. Таблица 4.2
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.017 с.) |