Распределение выигрыша от международной торговли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение выигрыша от международной торговли



 

Экономические субъекты Страна - импортер Страна - экспортер
Потребители Потребители в стране – импортере выигрывают, так как имеют возможность покупать больше товара по более низким ценам Потребители в старее – экспортере проигрывают, так как вынуждены покупать меньше подорожавшего товара
Производители Производители в стране-импортере проигрывают, так как конкуренция более дешевого импортного товара вытесняет их с рынка, вынуждая сворачивать производство Производители в стране- экспортере выигрывают, так как расширяют производство и продают продукцию по более высокой цене
Страна в целом Общий выигрыш страны импортера = Выигрыш потребителей – Проигрыш производителей Общий выигрыш страны – экспортера = Выигрыш производителей – Проигрыш потребителей

 

Тема 7.5 Особенности ценообразования на мировом рынке.

 

С экономическим содержанием цены и механизмом ценообразования на внутреннем рынке студенты хорошо знакомы. Тот же рыночный механизм и его атрибуты - спрос и предложение - остаются в качестве ценообразующего фактора и на мировом рынке. Тем не менее мировой рынок - более слож­ное экономическое явление, имеющее ряд специфических особенностей, ко­торые проявляются в ценообразовании. Одной из таких особенностей являет­ся более острая и труднее познаваемая конкуренция, да и конкурентов там больше, чем на внутреннем рынке. Производитель-экспортер вынужден по­стоянно сравнивать свои издержки производства с мировыми издержками, Ко второй специфике мирового рынка относится далеко не одинаковое вме­шательство государства в экономику вообще и во внешнеэкономические от­ношения в особенности. Кроме издержек по производству и реализации про­дукции, т.е. издержек производства и обращения, на мировом рынке увели­чиваются затраты по изучению рынка, продвижению товара на рынок, согла­сованию и заключению контрактов и др. В экономической литературе они называются трансакционными, или маркетинговыми, т.е. издержками по осуществлению рыночных сделок.

Наконец, в рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны: свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы зна­чительно ниже, чем в рамках национального государства. Перемещение факторов производства сдерживается государственными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Все это отражается на формировании мировых цен.

К сказанному следует добавить еще несколько компетенций. Одной из них является отсутствие в международной торговле, а значит и на мировом рынке системы контроля за ценами и связанных с ним государственного регулирования цен. Ко второй дополнительной компетенции относится влияние на цены внешнеторговых сделок международного разделения труда, как в производстве, так и сбыте товара – является ли данный товар результатом специализированного экспортного производства или экспортируется как излишек над национальным спросом и потреблением. И компетенция третья: отсутствие на современном мировом рынке валютной монополии, наличие многовалютной среды, в которой выбирается валюта цены на договорной основе экспортером и импортером товара.

Мировой рынок характеризуется множественностью цен, что связано с

политикой цен компаний, внешнеторговыми операциями государства, торгово-политическими и валютными факторами.

На практике множественность цен означает наличие ряда цен на один и тот же товар одинакового качества при прочих равных условиях поставок (таможенные пошлины, транспортные расходы и т.д.).

Выделяют несколько уровней цен фактической реализации товаров: 1) цены по обычным коммерческим сделкам; 2) цены по бартерным соглашени­ям; 3) цены по программам помощи и т.д. Не все цены реализации на внеш­нем рынке суть мировые цены. Чтобы при множественности цен реализации товаров выделить мировую цену, надо, чтобы она удовлетворяла ряду требо­ваний. Во-первых, мировой может считаться цена крупных коммерческих и постоянных сделок. Во-вторых, платежи должны осуществляться в свободно конвертируемой валюте (скв), так как расчет в неконвертируемой валюте не­редко приводит к завышению цены. В-третьих, мировыми могут быть при­знаны цены сделок, осуществляемых в важнейших центрах международной торговли, где регулярно производятся крупные экспортные или импортные операции.

В – четвертых, т.е. неотягощенной какими-либо дополнительными обязательствами.

По отдельным конкретным товарам наиболее представительными, приближающимися к мировым ценам на сырье, могут быть признаны экспортные цены основных его производителей, а также импортные цены западно­европейских рынков и цены крупнейших бирж. Так, по алюминию это экс­портные цены Канады, по каучуку - цены Сингапурской биржи, по пушнине - цены Нью-Йоркских и Лондонских аукционов, по цветным металлам - бир­жевые котировки Лондонской биржи металлов.

В международном экономическом и статистическом анализе принято выделять две основные группы цен: на продукцию обрабатывающей про­мышленности и на сырье. Используем и мы эту классификацию. В первой группе в качестве мировых цен, как правило, выступают экспортные цены крупных компаний-продуцентов и экспортеров этой продукции. Базой экс­портных цен являются формируемые этими компаниями цены на внутреннем рынке.

Опять же в порядке напоминания отметим, что при исчислении цены в этих компаниях в основном используют метод полных и метод прямых за­трат, причем первый - главенствующий, так как он более удобен и прост в применении. Полные затраты включают затраты на материалы, рабочую си­лу, косвенные расходы и ожидаемую прибыль.

Метод прямых затрат состоит в установлении цены путем добавления к прямым (переменным) затратам на единицу продукции определенной над­бавки и постоянные затраты. При этом постоянные расходы предприятия как системы не распределяются но отдельным продуктам, а погашаются из раз­ницы между суммами цен реализации и переменными затратами - разницы, которая получила название «добавленной», или «маржинальной», прибыли.

Характерной чертой мировых рынков машин и оборудования являются существенные различия в мировых ценах на однородную продукцию в зависимости от выбора продуцента-экспортера из-за больших различий в их издержках. Кроме того, в усилении однородности мировых цен на машины и оборудование важную роль играют еще четыре фактора; входящие в соответствующие компетенции.

1. Учет в цене отдельных фаз жизненного цикла товаров: фаза внедрения, роста и зрелости; второй фактор - степень универсальности соответствующих машин и оборудования; третий - взаимосвязь значительной части мировой торговли машинами и оборудованием с инвестиционными процес­сами в странах импортерах. Это способствует распространению финансиро­вания покупки машин и оборудования с помощью предоставления покупате­лям кредитов, Наконец, в последней трети XX столетия на мировые (да и внутренние) цены оказывают существенное влияние (иногда до 60% цены поставки) сопутствующие услуги, оказываемые продуцентом и экспортером какого-либо товара импортеру или конечному потребителю в шеф-монтаже, гарантированном ремонте, инжиниринге, консалтинге и др. Формирование мировых цен на сырьевые товары также обладает рядом черт. Но прежде все­го уместным будет напомнить, что в группу сырьевых товаров в соответст­вии с классификацией статистического бюро ООН включаются энергоресур­сы (нефть, уголь и пр.), минеральное сырье (железная руда, бокситы и др.), сельскохозяйственные продукты, удобрения, цветные металлы. Важнейшая особенность мировых цен сырьевых товаров состоит в том, что решающую роль в определении их уровня играют не внутренние издержки и цены, а со­отношение спроса и предложения на соответствующих мировых рынках. Именно это соотношение определяет тот уровень издержек, который высту­пает как бы регулятором мировых (экспортных) цен; продуценты-экспортеры с подобным «регулирующим» уровнем издержек получают нормальную при­быль; продуценты-экспортеры с меньшим уровнем издержек извлекают больше прибыли, а производители-экспортеры с более высоким уровнем из­держек вынуждены довольствоваться меньшей прибыльностью (если вообще их производство рентабельно).

2. Сочетание цен основных продуцентов и экспортеров, с одной стороны, и биржевых котировок - с другой в качестве мировых цен для большинства сырьевых товаров.

3. Множественность цен основных производителей-экспортеров, иг­рающих роль мировых цен по ряду сырьевых товаров. Множественность цен
поддерживается наличием региональных зон (западно-европейская, амери­канская и т.д.) сырьевых товаров, использованием различных валют для выражения этих цен (при господствующей роли доллара США), нарушением
баланса спроса и предложения на эти товары.

4. Особая роль в формировании цен на мировых рынках сырьевых то­
варов тех государств или групп государств, которые выступают в качестве
ведущих экспортеров и/или импортеров соответствующих товаров. Причем
группы государств - основных продуцентов и экспортеров чаще всего функционируют в виде так называемых межгосударственных ассоциаций производителей, пытающихся влиять (и иногда небезуспешно, например ОПЕК) в
выгодном для себя направлении на формирование и динамику мировых цен
экспортируемых ими сырьевых товаров. К группе сырьевых товаров относят энергоносители, минеральное сельскохозяйственное сырье, продовольственные товары, лесопродукция, сельскохозяйственные удобрения, гербициды и другие сырьевые материалы. Нередко изменение мировых цен на сырьевые товары изменяет архитектуру международной торговли. Так, из-за роста цен, а не объема экспорта сырья из Африки увеличился в 2010г. по объему на 6 процентов, а по стоимости – в долларах США – на 28 процентов. Ниже иллюстрируем данные о движении цен на сырье в мировом масштабе.

Таблица 7.5

Данные о движении цен (%)

        2000-2010 2005-2010
1. Сырьевые товары   -30 +26 +10 +8
2. Металлы -8 -20 +48 +13 +15
3. Сырье для производства напитков +23 +2 +14 +9 +12
4. Продовольствие +23 -15 +12 +6 +8
5.Сельскохозяйственное сырье -1 -17 +33 +2 +5
6. Энергоносители +40 -37 +26 +11 +8

Источник: БИКИ. 19 мая 2010.

 

В целях учета и анализа конъюнктуры на мировом рынке существуют различные виды публикуемых цен. Публикация цен является одним из источников сведений об этих ценах. К публикуемым ценам относятся:

1) Справочные цены. Это цены оптовой или внешней торговли в экс­портных прейскурантах, которые не являются ценами конкретных сделок, а чаще «ценами продавца». В процессе заключения сделок уровень реальных цен оказывается ниже. Тем не менее изучение справочных цен весьма важно с точки зрения анализа тенденций мировых цен на те или иные товары.

2)Цены статистики внешней торговли. Они отражают цены реальных сделок в международной торговле. Исчисляются довольно просто: стоимость экспорта или/и отдельных товаров делится на их количество. Хотя цены ста­тистики и не показывают цены конкретного товара (в одну товарную пози­цию включаются однородные, но различные по своим техническим характе­ристикам и качеству товары, например, легковые автомобили разных стран и марок), но они отражают динамику внешнеторговых цен отдельных стран и мировых цен.

3)Цены биржевых котировок, отражающие реальные цены сделок на бирже. Однако с учетом того, что на биржах широкое распространение име­ют спекулятивные операции, изменения биржевых котировок в каждый дан­ный момент могут не отражать действительных тенденций в движении цен.

4)Цены аукционов, показывающие реальные цены сделок на аукцио­нах;

5)Цены фактических сделок и контрактов публикуются очень редко и потому не могут быть важным источником сведений о мировых ценах. Три последних вида публикуемых цен являются ценами реальных сделок и при­знаются в качестве мировых. Немировыми ценами являются цены бартерных и компенсационных соглашений, а также цены при продаже товаров в кредит.

К компетенциям в области мировых цен относят такие ценообразующие факторы. Во- первых, это часто экономические факторы, действующие независимо от вида продукции – экономический цикл, в котором находится страна, состояние спроса и предложения, инфляционное давление. Во-вторых, конкретно - экономические факторы издержек производства, прибыль, налоги и сборы, потребительские свойства товара: качество, надежность, внешний вид, престижность. В третью компетенцию ценообразующего сегмента входят специфические факторы: государственное регулирование внешней торговли, валюта цены. И замыкают компетенции ценообразующих факторов внеэкономические атрибуты: международная политическая обстановка в регионе местонахождения экспортера и импортера товара, а также военное положение стран - транзиторов, не говоря уже о странах партнеров.

Таким образом, проблема ценообразования на мировом рынке включает в себя чрезвычайно разнообразные компетенции, усвоение которых требует от обучающихся большого труда и серьезного отношения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.014 с.)