Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Регулирование мэо на глобальном уровнеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Механизм регулирования мировой торговли чрезвычайно сложен. В его арсенал входят торговые обычаи и обыкновения[56] международные договоры и решения ООН, рекомендации ВТО, равно как и других организаций глобального характера, национальные нормативные акты и контрактные условия, положения, вырабатываемые судами и арбитражными органами. Исторически важным источником правовой регламентации внешнеэкономических связей был торговый обычай. Торговый обычай не только и не просто предшествовал закону, но и подготовил его появление. Он представляет определенное правило, сложившееся в сфере внешней торговли на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений. Торговый обычай как юридическая норма подпадает под категорию общего регулирования внешних сделок. Конечно, современные внешнеэкономические отношения регулируются не торговым обычаем, хотя он и учитывается, а международным экономическим правом (МЭП). В свою очередь МЭП строится на принципиальных основах межгосударственных отношений, зафиксированных в Уставе ООН. К ним относятся: принцип суверенного равенства государств, неприменение силы или угрозы силой, нерушимости государственных границ, территориальная целостность государств, мирное разрешение международных споров, невмешательство одной страны во внутренние дела другой, всеобщее уважение прав человека, принцип самоопределения народов и наций, международное сотрудничество государств, добросовестное выполнение международных обязательств. Все эти принципы международного права, с одной стороны, регламентируют внешнюю политику современных государств, а с другой - легли в основу международного экономического права. Международное экономическое право «представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих экономические отношения между государствами и другими субъектами международного права»[57]. Предметом МЭП являются международные экономические отношения всех форм и направлений мирохозяйственных связей: производственные, внешнеторговые, научно-технические, валютно-финансовые, связи в области социальных, транспортных и прочих услуг. Наряду с предметом МЭП, как и международные экономические отношения, характеризуются и своими субъектами. Последние совпадают с субъектами международного публичного права и МЭО. Правда, к субъектам международного экономического права относятся наряду с юридическими и физические лица различных стран, гражданско-правовые отношения, которые регулируются международным частным правом. Однако следует подчеркнуть, что нормы международного частного права не противоречат общепризнанным принципам международного публичного права. Выяснив сущность международного экономического права, предмет и субъекты, вполне уместно напомнить и его принципы. При этом необходимо подчеркнуть, что специальные принципы МЭП носят конвенционный характер, их действенность зависит от включения их в каждом случае в соответствующие договоры. 1. Важным принципом является принцип суверенитета государства над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью. В соответствии с этим принципом каждое государство имеет право регулировать и контролировать иностранные инвестиции в свете национального законодательства и в целях национального развития; оно контролирует и регулирует деятельность ТНК, которые не должны вмешиваться во внутренние дела стран функционирования. 2. Принцип экономической недискриминации. Этот принцип означает неотъемлемое право государства на предоставление ему (его гражданам и прочим субъектам хозяйствования) со стороны другого государства-участника внешнеэкономических связей общих условий, которые последнее предоставляет всем остальным странам. На деле он является важной предпосылкой стабильных, равноправных и взаимовыгодных международных экономических отношений. 3. Принцип (режим) наиболее благоприятствуемой нации (наибольшего благоприятствования). Данный принцип означает юридическое обязательство государства предоставлять государству-партнеру льготные (наиболее благоприятные) условия, которые действуют или могут быть введены для любой второй или третьей страны. Конкретная область применения такого режима, как правило, отражается в соответствующей оговорке того или иного международного договора. Такая оговорка может распространяться на всю область торговли и судоходства или же на отдельные виды отношений: таможенные пошлины (их льготные ставки), транзит, количественные и другие ограничения и запрещения; транспортный режим; налоговые, судебные права физических и юридических лиц и т.д. На практике нередко допускаются специальные изъятия из принципа наибольшего благоприятствования, относящиеся к обеспечению государственной безопасности, здравоохранению, экологии или по соображениям политического порядка. 4. Национальный режим, который предусматривается в некоторых соглашениях и означает, как правило, на основе взаимности физические и юридические лица иностранного государства полностью приравниваются в своих правах к национальным физическим и юридическим лицам по отдельным видам правовых отношений. 5. Принцип справедливого экономического сотрудничества и взаимной выгоды предусматривает добровольный характер волеизъявления и равенство прав и обязанностей сотрудничающих сторон, реализуемых ими для получения взаимной и справедливой выгоды во всех формах экономических, научно-технических, технологических и иных отношений при условии соблюдения сторонами принципа добросовестного выполнения международно-правовых обязательств. До сих пор этот принцип нарушается неэквивалентным обменом между промышленно развитыми и развивающимися странами, который оценивается в 300 млрд. долларов в год. 6. Принцип свободного доступа к морю и от него к национальной 7. Преференциальный режим - особый льготный режим внешней торговли, предоставленный одним государством другому без распространения на третьи страны. Чаще всего он применяется в виде скидок (отмены) таможенных пошлин на ввозимые товары, льготного кредитования и страхования внешнеторговых операций, специального валютного режима, предоставления финансовой и технической помощи. Следует выделить две основные системы преференций: всеобщую и торговую. Всеобщая система преференций -это система таможенных льгот, предоставляемых промышленно развитыми странами развивающимся по избирательному списку товаров, а также между самими развивающимися странами. Эта норма установлена по инициативе ЮНКТАД. Торговые преференции являются также льготой в торгово-политическом режиме, предоставляемой одним государством другому на взаимной основе или в одностороннем порядке. Данный вид льгот применяется во всех областях торгового и экономического регулирования, таких, как таможенный режим, количественные ограничения, валютные расчеты, кредитование, страхование, стандартизация и пр. Преференции предоставляются на основе двусторонних и многосторонних договоров, участия в таможенных и экономических союзах, международных организациях. Основополагающие принципы международного экономического права составляют канву внешнеэкономической, в первую очередь внешнеторговой, политики государств. Международно-правовое и договорное регулирование мирохозяйственных связей осуществляется на трех уровнях: глобальном, региональном и национальном. На общемировом уровне координация экономической и социальной деятельности (экономическое развитие, мировая торговля, индустриализация, освоение природных ресурсов и т.д.) осуществляется через Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС). Международное сотрудничество в области торговли длительное время проводилось и продолжает проводиться на основе многостороннего Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 г. В соглашении содержатся принципы и правила международной торговли, обязательные для стран-участников. Основными принципами ГАТТ являются: обязательное применение во взаимной торговле режима наибольшего благоприятствования, недискриминация, взаимные уступки и снижение таможенных пошлин и других (нетарифных) барьеров. Указанные принципы вырабатываются в ходе многосторонних торговых переговоров (раундов) и являются основной формой работы ГАТТ. Были проведены следующие раунды, которые с перерывами длятся несколько лет: в 1947, 1949, 1951, 1956 гг. Дил-лон-раунд в 1960-62 гг., Кеннеди-раунд в 1964-1967 ГГ., Токио-раунд в 1973-1979 гг. В 1986 г. начался новый тур многосторонних торговых переговоров, известный под названием «Уругвайский раунд», который продолжался и в начале 90-х годов. В конце 1993 г. были приняты новые решения «ГАТТ-1994» и Соглашение о торговле услугами (ГАТС). С тех пор сфера применения системы ГАТТ существенно расширилась, и было решено преобразовать его с января 1995 г. во Всемирную торговую Организацию (ВТО). Во ВТО сейчас насчитывается свыше 155 государств, однако, Россию в эту Организацию еще не приняли, хотя заявление было подано сначала в ГАТТ, а затем и во ВТО несколько лет тому назад. Сейчас за Россией в числе более 30 стран сохраняется статус наблюдателя, но вырисовывается надежда на вступление в члены ВТО в самое ближайшее время – не позднее осени 2012 г., когда Государственная дума в новом составе ратифицирует соответствующий документ - Россия ВТО. Ныне Всемирная торговая организация представляет собой организационно-правовую основу системы международной торговли. Ее документы определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли. Кроме того, она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров и примирения разногласий. Правовая база ВТО включает 56 договоренностей, соглашений и других документов, являющихся в правовом плане единым пакетом. Правовой механизм ВТО состоит из трех основных частей: Генеральное соглашение по тарифам и торговле в редакции 1994 года {ГАТТ- 1994), Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Центральная задача ВТО - либерализация мировой торговли путем последовательного сокращения уровня импортных и экспортных пошлин и устранения различных тарифных барьеров. В своей деятельности она исходит из того, что расширение международного обмена позволит наиболее оптимально использовать мировые ресурсы, обеспечит стабильность экономического развития всех стран и сохранения окружающей среды. Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО является предоставление режима наиболее благоприятного во взаимной торговле на недискриминационной основе; взаимное предоставление национального режима для товаров и услуг иностранного происхождения; «прозрачность» торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д. Все страны-члены ВТО принимают на себя обязательство выполнить 18 соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые отношения». Таким образом, Всемирная Торговая Организация представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется более 90% всей мировой торговли товарами и услугами. Пакет соглашений Уругвайского раунда включает соглашения об учреждении ВТО и прилагаемые к нему: • 1. Многосторонние соглашения по торговле товарами, в том числе: • По тарифам и торговле 1994 г./«ГАТТ-1994»/; По сельскому хозяйству; • По применению санитарных и фитосанитарных мер; • По текстильным изделиям и одежде; • По техническим барьерам в торговле; • По инвестиционным мерам, создаваемым торговлей; • По применению статьи 4 - «ГАТТ-94» /антидемпинговые процедуры/; • По применению статьи 5 - «ГАТТ -94» /оценка таможенной стоимости товаров/; • По предотгрузочной инспекции; • По правилам происхождения; • По процедурам импортного лицензирования; • По субсидиям и компенсационным мерам; • По защитным мерам.
2. Генеральное соглашение по торговле услугами /ГАТС/ 3. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности. 4. Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров. 5. Механизм обзора торговой политики. 6. Многостороннее соглашение с ограниченным участием, то есть обязательное только для присоединившихся членов ВТО: по торговле гражданской авиатехникой, правительственными закупками, молочным продуктам и по говядине. Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех государств - участников. Сессии, конференции собираются не реже 1 раза в 2 года для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам, связанных соглашениями Уругвайского раунда. Конференция учреждает следующие комитеты: по торговле и развитию; по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса; по бюджетам, финансам, администраций, по торговле и окружающей среде. Конференция назначает Генерального директора ВТО, а он - сотрудников подразделений Секретариата ВТО, определяет их обязанности и условия службы в соответствии с положением, принятым Министерской конференции. Между сессиями по мере необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный совет, так же состоящий из представителей всех участников. Кроме того, Генеральный совет курирует деятельность органа по урегулированию споров и органа по обзору торговой политики. Под руководством Генерального совета работает Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами, Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и другие органы ВТО. В рамках Советов по торговле товарами и услугами учреждены комитеты по соглашениям и переговорные группы. Членство в Советах и комитетах открыто для всех участников ВТО. Кроме того, функционируют органы по наблюдению за выполнением многосторонних материальных соглашений с необязательным участием всех членов ВТО. Страны - члены Всемирной Торговой Организации выплачивают ежегодный взнос, утвержденный Генеральным Советом. В ВТО практикуется принятие решений консенсусом. При его отсутствии решение принимается большинством голосов (если не предусмотрено другое). Толкование положений соглашения по товарам, услугам, интеллектуальной собственности, освобождение от принятых обязательств принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, требуют 2/3 голосов. В соответствии с соглашением об учреждении ВТО учредителями организации могут стать участники ГАТТ 1947 г., если они представляют списки обязательств по товарам и услугам и ратифицируют соглашения ВТО до 1997 года. Другие страны и таможенные территории принимаются 2/3 голосов членов ВТО. Процедура присоединения за полвека существования ГАТТ/ВТО достаточно сложна и состоит из нескольких этапов. В первую очередь, в рамках специальных рабочих групп происходит детальное рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны. Затем начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны - соискателя. Подобные консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами. В соответствии с установленной процедурой результаты двусторонних переговоров о взаимной либерализации, доступа на рынки и условия присоединения должны быть оформлены: - докладом рабочей группы с изложением всего пакета обязательств, которые присоединяющаяся страна примет на себя по итогам переговоров; - протоколом о проведении присоединения, юридически закрепляющим достигнутые договоренности; - списком обязательств по тарифным уступкам; - списком специфических обязательств по доступу на рынок услуг.
Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства в соответствии с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда, с их последующей ратификацией законодательным органом данной присоединяющейся страны. Вторым институтом регулирования мировой торговли является конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), учрежденная в 1964 г. Основная цель ЮНКТАД - содействие международной торговле, в частности, торговле сырьевыми, промышленными товарами и так называемыми «невидимыми статьями» (транспорт, передача технологии, туризм и т.п.), а также в области финансирования, связанного с торговлей. Особое внимание уделяется проблемам торговых преференций и иных льгот для развивающихся стран. Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) - вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН - была создана в 1966 г. в целях содействия развитию права международной торговли, в частности, путем подготовки проектов международных конвенций и других документов. Кроме того, в системе ООН учреждены и функционируют другие органы и учреждения экономического характера. Назовем лишь некоторые из них: - Организация Объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО), отделение которой открыто даже в Сыктывкаре (сейчас закрыто). - Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС); - Международная ассоциация развития (MAP); - Международная морская организация (ММО); - Международная организация гражданской авиации (ИКАО); - Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР); - Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ). С рядом международных организаций и сообществ можно подробнее познакомиться в Приложении 5 настоящего учебного пособия. Рост числа международных институтов разного профиля вполне объясним. В наш век бурного развития многосторонних связей между государствами и народами большое значение приобретает деятельность различных международных организаций. Сегодня их уже насчитывается около 2,5 тысяч и их число ежегодно увеличивается. Они представляют собой либо объединение государств, либо организации неправительственного характера, направленные на достижение общих целей в области политической, экономической, социальной, научно-технической или культурной. В целях развития международной торговли отдельными сырьевыми товарами были заключены многосторонние соглашения и создан ряд международных организаций с участием государств-импортеров и экспортеров (по олову, пшенице, какао, сахару, натуральному каучуку, кофе, хлопку, джуту, свинцу и цинку), либо только экспортеров (по нефти). Целями таких организаций являются смягчение резких колебаний цен, установление сбалансированных соотношений спроса и предложения при помощи закрепления за странами-экспортерами квот и обязательств импортеров по закупкам товаров, установления максимальных и минимальных цен и создания системы «буферных» запасов товаров. Наиболее значительным примером организации стран-экспортеров является организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), имеющая задачей защиту интересов нефтедобывающих стран посредством согласования допустимых цен на нефть и ограничения в этих целях нефтедобычи установленными для каждой страны квотами. Из числа международных организаций, образованных в целях содействия мировой торговле, следует назвать Международную торговую палату (МТП), являющуюся неправительственной организацией, объединяющей торгово-промышленные палаты, федерации предприятий, деловые круги и фирмы более чем 100 стран мира. МТП основана в 1920 г. со штаб-квартирой в Париже. В ее задачу входит содействие развитию мировой торговли, укреплению экономических и финансовых связей. С 1945 г. функционируют специализированные учреждения ООН -Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный валютный фонд (МВФ), в рамках которых сосредоточено практически все сотрудничество в валютно-финансовой сфере на мировом уровне. Нам, россиянам, эти институты Объединенных Наций хорошо известны, поскольку они периодически оказывают конкретную валютную поддержку правящему режиму России. МБРР (другие названия - Всемирный банк, Мировой банк) международная кредитная организация, представляющая специализированное финансовое учреждение ООН. Основная деятельность МБРР - предоставление долгосрочных кредитов по относительно невысоким ставкам (10% годовых) государственным и частным предприятиям при наличии гарантий их правительств, направление кредитов в развивающиеся страны и в региональные банки для их последующего распределения. Членами банка могут быть только страны, вступившие в Международный валютный фонд. Международный валютный фонд (МВФ) - международная валютно-финансовая организация в виде специализированного органа ООН. Основными задачами МВФ, в реализации которых участвуют свыше 190 государств, являются: содействие развитию международной торговли и валютно-финансовому сотрудничеству, поддержание платежных балансов членов МВФ, разработка реформ по оздоровлению валютной системы мира. МВФ предоставляет кредиты и займы, однако их выдача, как показывает и опыт российских заимствований, обусловливается выполнением рекомендаций финансово-экономического и социального характера, не всегда совпадающих с интересами страны-дебитора. Кроме того, МВФ и МБРР требуют отчеты об использовании займов и предоставления им другой необходимой информации зачастую закрытого характера. Наряду с глобальным расширяется и международно-правовое регулирование мирохозяйственных связей на региональном уровне. Такое регулирование осуществляется прежде всего в рамках экономических комиссий, образованных Экономическим и Социальным Советом ООН (табл. 26). Из состава стран-участниц региональных экономических комиссий ООН видно, что США и их верный союзник - Великобритания удостоили своим пребыванием три организации, чтобы оказывать влияние на целые регионы. Цели деятельности и функции названных комиссий аналогичны: содействие экономическому развитию стран соответствующих регионов, повышение уровня жизни их населения, поощрение экономических отношений как между странами-членами, так и между ними и остальным миром. Таблица 28
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.69 (0.011 с.) |