Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Россия и международная экономическая интеграцияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Развиваясь вширь и вглубь, интеграционный процесс не может миновать и Российскую Федерацию. Однако ныне, на стыке второго и третьего тысячелетий, на рубеже XX-XXI вв. Россию постигли огромнейшие трудности, препятствующие развитию интеграции. Во-первых, будучи частью СССР, Россия вовлеклась в территориально ограниченную восточноевропейскую интеграцию. И как бы не замалчивали или не опошляли недалекое прошлое внешнеэкономических связей своей страны «Иваны, не помнящие родства», интеграция была и она не могла не отразиться на технико-производственном облике России. С распадом Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) - интеграционной группировки большинства существовавших в 60-е - 80-е годы стран социализма - и попытками стран Восточной Европы переориентировать экономику на Запад интеграционный процесс для России прервался. Одни российские предприятия лишились сложившегося рынка сбыта своей продукции, а другие потеряли поставщиков сырья и комплектующих изделий. Эти двойные потери хозяйственных связей негативно сказались и все еще сказываются на производственной деятельности российских предприятий. Вполне естественно, что это обстоятельство препятствует интеграционному процессу России на восточно-европейском направлении и в первую очередь на микроуровне. Да и Россия, обретя суверенитет, при министре иностранных дел Козыреве и его патроне Ельцине взяла неприкрыто уступчивый курс на Запад, отвергая бывших партнеров по интеграции. Эти два политические фигуранта - символ унижения и позора России со всеми негативными последствиями, шельф от которых и по ныне тянется за экономической и межгосударственной политикой страны. Во-вторых, в составе СССР экономика всех бывших союзных республик входила в единый народнохозяйственный комплекс. Ведь единое экономическое пространство Советского Союза базировалось в значительной мере на крупных специализированных предприятиях, ориентированных на потребности друг друга. С развалом СССР началась национально-политическая, а с нею и экономическая дезинтеграция на всем территориальном пространстве веками создаваемого государства. Весь мир плывет по течению, а мы поплыли против, но взамен получили наслаждение своей самостийностью. Разорвались или деформировались хозяйственные связи традиционных партнеров, многие из которых и создавались друг для друга. Правда, в советское время размещение предприятий по территории огромной и единой страны осуществлялось на нерыночных принципах. Конечно, не все кооперационные связи придется восстанавливать. Некоторые российские предприятия, как и предприятия других стран СНГ, перепрофилированы, ориентированы на других поставщиков и потребителей. Тем не менее надо признать, что теперь нарушение хозяйственных связей и непродуманность экономических реформ привели к тому, что в странах СНГ на протяжении 1992-2000 гг. ВВП сократился на 40,5%, продукция промышленности — на 50%, объем сельскохозяйственного производства — на 36%, инвестиции в основной капитал - на 72%, розничный товарооборот — на 72,9%. Ничуть не улучшилось или почти не улучшилось положение и в 2001-2005 годы. К негативным последствиям ближней дезинтеграции, то есть дезинтеграции бывших союзных республик СССР, относятся также высокий уровень инфляции, который в 2000 г. составил 26,1%, снижение реальных доходов населения, в том числе в России — на 14%, в Молдавии — 12%, на Украине — на 6%, уменьшение экспорта стран Содружества на 17% и импорта — на 15%. Утеря единой рублевой зоны и переход во внешней торговле на расчеты в свободно конвертируемой валюте в условиях острейшего валютного дефицита в СНГ ухудшило торговые связи между странами заведомо аморфной организации государств. К таким же последствиям ведет взвешенная и (рискнем предположить) согласованная политика ведущих стран Запада по отношению к бывшим союзным республикам Советского Союза. Еще в 60-е годы по отношению к развивающимся странам, охваченным национально-освободительным движением, была разработана и довольно часто применялась концепция перехвата революции. Такая же политика реализуется ныне и по отношению к странам СНГ. Запад прилагает максимальные усилия к тому, чтобы перехватить националсепаратистское движение в странах СНГ, оторвать их от России. И Западу, но прежде всего и больше всего США, это удается. Украш устами своего президента предлагает себя Западу, прежде всего Соединенным Штатам Америки, в качестве стратегического союзника в Восточной Европе; Азербайджан и Грузия соперничают за место стратегического союзника США и Запада в Закавказье, а грузинский президент в пылу политической горячки даже назвал Россию врагом Грузии, Кыргызстан и некоторые другие среднеазиатские республики претендуют на такое же место в отношениях с Западом и США в их регионе. Прискорбно, но факт: такая политика США и Запада в целом оказывается продуктивной. Например, предоставление кредитов странам Содружества со стороны западных государств расширяет внешнеторговые связи между ними. Ежегодно растет удельный вес товарооборота стран СНГ с промышленно развитыми государствами в ущерб взаимным связям с Россией. Если в 1996 г. доля государств дальнего зарубежья в общем товарообороте стран СНГ составляла 65,8%, то уже в 1998 г. она приблизилась к 70%. Ныне их товарооборот держится на таком же уровне. Поэтому одной из первейших и жизненно важных задач является восстановление нарушенных хозяйственных связей предприятий России и стран ближнего зарубежья. Практически интеграция будет пустым звуком в речах политиков, если не возродить былых производственных связей на микроуровне. Да и интеграция по факту была, ее не могло не быть в рамках единого хозяйственного комплекса СССР. Ведь тогда сложились взаимодополняющие структуры народного хозяйства, ставшие экономическим фундаментом интеграции. Интенсивность межреспубликанских связей (отношение вывоза республики по линии межреспубликанского обмена к ее общему вывозу) в среднем по бывшему СССР составляла 75-80%. Восстановив нарушенные связи между предприятиями бывших союзных республик СССР, мы восстановим эту былую интеграцию в рамках СНГ, а затем можно и нужно будет углублять интеграционный процесс. И трудно согласиться с утверждением о том, что интеграция в рамках СНГ начинается с нулевой отметки.[89] Чем же ныне характеризуется интеграционный процесс в рамках СНГ? Внешне и формально этот процесс жив: принято свыше 300 документов, созданы организационные структуры, в том числе межгосударственный экономический комитет, являющийся исполнительным органом решений глав государств и глав правительств в области экономики, межгосударственный банк с использованием рубля как единицы расчетов. Однако интеграция бывших союзных республик отягощается рядом обстоятельств. Во-первых, обстоятельство национально-политического характера. В большинстве стран СНГ к власти пришли националрадикалы, одолеваемые честолюбивыми амбициями. Они возомнили себя крупными национальными деятелями, творящими самостоятельную историю своих государств и мира. Этот мини-бонапартизм методично поддерживается Западом. Президентам стран СНГ воздаются почести во время визита в государства Запада по высшему дипломатическому протоколу: вывешивается государственный флаг, исполняется гимн, нередко дается салют наций, выстраивается и проходит торжественным маршем почетный караул, выделяется эскорт сопровождения и т.д. Все это внешне придает доморощенным «бонапартикам» вид особо значимой персоны, а сами они свято верят в важность собственно «Я». И чем тот или иной «минибонапартик» дальше отводит свою страну от политического и экономического сотрудничества с Россией, тем он более предпочтителен и желателен на Западе, и наоборот. Достаточно было нынешнему Президенту Беларуси А.Г. Лукашенко заявить о решении добиваться создания российско-беларусского государственного сообщества, как он стал персоной нон грата в странах Запада. Как только в сентябре 2003 года было подписано соглашение о создании единого экономического пространства России, Украины, Белоруссии и Казахстана, посол США в Киеве заявил, что Украине невыгодно вступать в такой союз. Отсюда, во-вторых, развитию интеграционного процесса стран СНГ противодействуют ведущие державы современного мира. Они не хотят возрождения новой сверхдержавы, на экономическом пространстве бывшего СССР в любой, даже конфедеративной форме, а потому интеграционному процессу чинят политические, финансовые и иные препятствия. Совершенно не случайно наблюдается заметная активизация попыток стран Запада добиться расширения своего присутствия в экономике стран СНГ, усилить свое влияние на их позицию по политическим вопросам. Западные государства весьма настойчиво работают в таких сферах, как создание в обход России транспортных коридоров, освоение на территории государств Содружества месторождений полезных ископаемых, предоставление займов, оговоренных определенными условиями и т.п. В-третьих, не способствуют сближению экономик стран СНГ и некоторые внутриполитические и экономические силы в самой России, невольно (а возможно, и преднамеренно) консолидирующиеся с Западом. В-четвертых, экономический, да и системный кризис, охвативший все суверенные республики Содружества, не создает материальной основы интеграционного сближения их хозяйств. В силу действия указанных и иных причин интеграционный процесс в СНГ находится на начально-переломном этапе развития. Заметно осознание неудовлетворенности инертностью в продвижении интеграции. Об этом свидетельствуют решения, принятые в апреле 1999 г. на заседании Совета глав государств стран-участниц СНГ по углублению интеграции. На этом заседании принята декларация об основных направлениях развития Содружества, в которой в качестве приоритетного направления деятельности СНГ определено углубление разностороннего экономического сотрудничества. Реализация этого направления включает в себя в первую очередь формирование зоны свободной торговли (ЗСТ), соглашение о создании которой было подписано еще в 1994 г. Причем фактический срыв выполнения соглашения семилетней давности произошел в значительной мере из-за вялой позиции России. Ведь таможенные барьеры и другие административные и фискальные препятствия в торговых отношениях между большинством стран Содружества установлены и не отменены. Режим свободной торговли предполагает гармонизацию национального, общего внешнеэкономического и таможенного законодательства. В частности, должны согласовываться правила лицензирования импорта, порядок транзита; вносятся изменения в единую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности государств-участников СНГ. Им предстоит наладить систему постоянных консультаций по проблемам международной торговли и торговым отношениям с третьими странами. Согласно договоренности, ЗСТ на экономическом пространстве стран СНГ должна начать функционировать в полном объеме еще с 2000 г. Однако пока налаживается взаимный благоприятный режим свободной торговли лишь в рамках таможенного союза, в который наряду с Россией входят Беларусь, Казахстан, Киргизия и позднее присоединившийся Таджикистан. Да и здесь больше проблем, чем успехов и политической воли, а Грузия заявила о выходе из СНГ вообще. В настоящее время неупорядоченность платежно-расчетных отношений между странами СНГ также оказывает негативное влияние на их интеграционное взаимодействие в целом и на внешнеторговые связи в частности. Заключенное еще в 1994 г. многостороннее соглашение о платежном союзе, предусматривающее осуществление взаимных расчетов в национальных валютах, практически не действует. Для приведения платежно-расчетного механизма в действие необходимо странам-участницам платежного союза снять ограничения на использование национальных валют в качестве платежных средств по текущим операциям, сформировать национальные ликвидные валютные рынки, отказаться от административных ограничений при выборе хозяйствующими субъектами валюты платежа, наконец, создать стабилизационные фонды для регулирования курсовых соотношений. Динамику и состояние внешнеторговых связей России и стран Содружества можно проследить по сводной таблице. Таблица 71
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.44 (0.009 с.) |