Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7.4.2 Выигрыш от внешней торговлиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рискну высказать простой умозрительный вывод: если бы внешняя торговля не приносила той или иной стране никакой выгоды, она бы ее прекратила, а возможно, и не начинала. Проблема выигрыша -проблема эффективности мирохозяйственных связей вообще, а внешней торговли в первую очередь. Ведь внешнеторговые отношения в условиях НТР и углубления международного разделения труда оказывают возрастающее, а для ряда стран и решающее воздействие на национальное воспроизводство. Поэтому и замер экономического эффекта, выигрыша от внешней торговли, например современной Великобритании, реализующей на мировом рынке свыше половины производимой продукции, и Северной Кореи, по идеологическим и политическим соображениям имеющей ограниченные внешнеэкономические связи, будет далеко неодинаковым. В условиях стран с открытой экономической системой влияние внешней торговли непрерывно сказывается на развитии почти всех отраслей экономики. Поэтому в настоящее время эффективность внешнеторговых связей выходит далеко за пределы чисто отраслевой эффективности. В свою очередь теория внешнеторговых и иных направлений МЭО требует разработки методических рекомендаций для определения эффективности различных форм внешнеэкономических операций, тогда как практика таких операций представлена объемом и структурой товарооборота, структурой и географией экспорта и импорта, развитием производственных, научно-технических, валютно-кредитных и иных форм и направлений внешнего сотрудничества. Студенту, подплывающему по времени пребывания в стенах вуза к «экватору», или переплывшему эту линию, без ссылки на учение А.Смита, Д.Рикардо или К.Маркса и без нашей подсказки ясно, что экспорт страны будет тем эффективнее, чем выше в его структуре окажется доля конкурентоспособных машин, промышленного оборудования и других готовых изделий, пользующихся спросом на мировом рынке. Повышение эффективности импорта связано с качественным составом ввозимых товаров, которые должны отвечать первоклассным мировым стандартам. Импорт должен, с одной стороны, восполнять недостающие товары отечественного производства для более полного удовлетворения потребностей населения и продуцентов, а с другой -способствовать ускорению научно-технического прогресса в стране. Экономический эффект внешней торговли в целом (как совокупность экспорта и импорта) измеряется сопоставлением объема внешней торговли страны с ее внутренним производством: * 100, где ЭВТО - эффект внешнеторгового оборота Qbto - объем внешнеторгового оборота QBBП - объем валового внутреннего продукта. Сравнение этих данных, взятых, конечно, в сопоставимых стоимостных величинах (единой валюте), позволяет судить о значении внешнеэкономического фактора для развития национальной экономики страны. По ряду стран показатель эффекта чрезвычайно высокий. Так, в Болгарии он превышает 100%, а в Швейцарии, Венгрии, Бельгии - более 150%, в России (по годам) - 25-30%. Это свидетельствует о том, что упомянутые страны располагают меньшими естественными ресурсами, необходимыми для отечественного производства и их приходится ввозить из-за границы, но и продукция производственной специализации таких стран пользуется спросом на мировом рынке. Для более крупных стран, располагающих собственными производственными ресурсами, этот показатель несравненно ниже: в Германии, Франции, Великобритании - в пределах 50-70%, в США, Китае, Бразилии, Индии - 20-30%. Вполне очевидно, что такая ситуация объясняется еще и емким внутренним рынком, поглощающим значительную часть продукции национального производства. Интернационализация хозяйственной жизни, происходящая на стыкедвух веков, усложняет мирохозяйственные связи государств, и чтобы достовернее исчислить влияние внешнеэкономического фактора на национальное воспроизводство, в формулу эффекта внешнеторгового оборота необходимо внести определенные дополнения. Во-первых, экономический рост страны восприимчив к притоку в экономику иностранных инвестиций. Как уже отмечалось, вхождение Ю.Кореи, Сингапура в группу новых индустриальных стран стал возможен благодаря импортному капиталу. На национальное производство оказывает благотворное влияние также и использование иностранных лицензий и ноу-хау. Поэтому числитель формулы эффекта внешнеторгового оборота следует дополнить показателем объема иностранных инвестиций за исчисляемый календарный период и объемом национального производства, осуществляемого с использованием иностранных лицензий и ноу-хау. Теперь эта формула примет следующий вид: ЭВТО = . где новыми элементами данного индикатора являются: Q ии- размеры иностранных инвестиций; Qплнх - объем отечественного производства, осуществляемого с использованием импортных лицензий и ноу-хау. Данная формула уточняет оценку роли внешнеэкономического фактора в национальном воспроизводстве. Существуют методики расчета эффективности производства экспортной продукции на уровне отдельного продуцента, на уровне потребителей (заказчиков) импортных товаров и др[41]. Выгоды от внешней торговли можно проследить, применяя и другие подходы, поскольку в реальной жизни существует беспредельное множество ситуаций, когда внешняя торговля является эффективной. Торговля приносит выгоду, поскольку позволяет каждой стране экспортировать те товары, в производстве которых широко потребляются ресурсы, имеющиеся в этой стране в сравнительном изобилии. В то же время страна выигрывает, импортируя такие товары, для производства которых нужно было бы затратить сравнительно редкие или вовсе отсутствующие у нее ресурсы. Внешняя торговля также дает возможность стране специализироваться на более узком наборе товаров, принося эффект экономии на больших масштабах производства. Взаимные выгоды от специализации и торговли можно проиллюстрировать на гипотетическом примере двумя разными способами. При первом способе участие во внешней торговле страны рассматривается как косвенный метод производства. Произведенный в избытке для внутреннего рынка товар специализации (х) обменивается на импортированный товар - предмет специализации другой страны (у) - и трактуется как его косвенное производство - ведь на экспортированный товар «х» страна понесла трудозатраты, равновеликие затратам труда другой страны на выпуск товара «у». Эквивалентность обмена объясняется рыночным равновесием, которое устанавливается как на внутреннем, так и на мировом рынках. Первая страна на товар «х» выменивает товар «у» с большим эффектом, чем если бы она сама напрямую производила товар «у». Такой экономический эффект получает и другая страна, производящая товар своей специализации «у» и обменивающая его на импортируемый товар «х». Суть другого способа, демонстрирующего взаимную выгоду от торговли двух стран, состоит в том, чтобы рассматривать эти выгоды с точки зрения влияния внешней торговли на возможности потребления в каждой из стран, удовлетворения внутренних потребностей населения и продуцентов. Если и когда страны вступили в торговые отношения, то каждая из них может потреблять такое количество товаров «х» и «у», которое отличается от наборов, задаваемых границей производственных возможностей. В только что приведенных случаях внешняя торговля расширяет возможности выбора своих потребителей и тем самым повышает благосостояние граждан и продуцентов обменивающихся товарами стран. В целях более глубокого понимания выгодности внешней торговли можно воспользоваться учебником под ред. проф. Николаевой И.П. Таблицу, отражающую распределение выигрыша от международной торговли воспроизводил ниже.[42] Таблица 7.4
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.78.64 (0.007 с.) |