Тема 6.1 Сущность международных экономических отношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6.1 Сущность международных экономических отношений.



Как и многие другие категории экономической теории сущность МЭО либо оценивается аналитиками из числа экономистов - международников неоднозначно[33] – либо в учебной литературе вовсе опускается.[34] Тем не менее многие авторы признают непосредственную связь международных экономических отношений с мировым хозяйством, вне рамок которого они не могут проявляться, но и без которых немыслимо характеризовать мировое хозяйство как целостную систему.

Не вступая в полемику с другими авторами (считая ее неуместной в данном случае) попытаемся изложить свое понимание международных экономиче­ских отношений.

В нашем представлении МЭО - система разнонаправленных мирохо­зяйственных связей национальных экономик двух или более стран, их предпринимательских структур, интеграционных группировок, а также международных экономических и финансовых организаций в сочетании с внешнеэкономической политикой и дипломатией государств.

МЭО - одна из важных составляющих общей экономической теории. С одной стороны, она опирается на те же фундаментальные методы, которые использует общее экономическое учение: анализ и синтез, индукция и дедук­ция, метод научной абстракции, сочетание теории и практики и т.д., а с дру­гой стороны, международные экономические отношения определяются теми же общими экономическими закономерностями хозяйственного развития и оперируют многими теми же экономическими категориями: спрос и предложение, ры­нок и цена, капитал и труд, издержки производства и прибыль и т.д.

В то же время МЭО как теория и практика характеризуются целым ря­дом особенностей. Во-первых, МЭО многосубъектны. При этом субъекты настолько различны по своему юридическому статусу и практическому функционированию, что их можно подразделить на три уровня: макроэконо­мический (национальный), микроэкономический (внутринациональный) и наднациональный. На макроэкономическом уровне участниками МЭО явля­ются национальные государства, непосредственно осуществляющие и регу­лирующие внешнеэкономическую деятельность. Микроэкономический уровень субъектов МЭО представлен производственными, коммерческими и сервисными предприятиями, организациями и учреждениями, совместными предприятиями, транснациональными корпорациями, регионами, городами и прочими поселениями, а также физическими лицами, вовлеченными в данную сферу международной экономической деятельности. Наконец, на наднациональном уровне к основным субъектам МЭО относятся международные организации (экономические службы ООН, Всемирная торговая организация (ВТО), Международный ва­лютный фонд (МВФ), Международный банк развития и реконструкции (МБРР), интеграционные группировки государств, иные надгосударственные институты).

Во-вторых, международные экономические отношения охватывают сферу общественно-производственных связей, выходящих за территориаль­ные рамки национальных границ. Отдельные экономисты-международники считают (и не без основания!) МЭО вторичными, производными от первич­ных отношений, которые устанавливаются тем или иным участником внеш­неэкономических связей на национальном, отечественном рынке. Например, прежде чем выйти на зарубежный рынок со своей продукцией Сыктывкарскому лесопромышленному комплексу (ныне ОАО «Нойзидлер Сыктывкар») надо вступить в хозяйственные отношения с поставщиками лесосырьевых ма­териалов. Поэтому, внутриэкономические отношения первичны, а внешне­экономические связи вторичны, производны.

В-третьих, для современных МЭО характерны зрелые формы интернационализации хозяйственной жизни, включая ее высшую форму - экономи­ческую интеграцию государств.

В-четвертых, МЭО обеспечиваются особыми финансовыми, валютны­ми, таможенными и прочими инструментами, которые не применяются или иначе применяются во внутрихозяйственных связях отечественной экономи­ки.

В-пятых, в МЭО отсутствует единая денежная система, играющая роль обменного эквивалента при актах купли-продажи.

В-шестых, при осуществлении мирохозяйственных связей механизм конкуренции действует иначе, чем в пределах национальной экономики.

В-седьмых, в сфере МЭО иначе формируется процесс ценообразова­ния, поскольку степень международной мобильности факторов производства - капитала, труда, предпринимательских способностей - значительно меньше, чем в масштабе отдельных национальных хозяйств.

В-восьмых, для осуществления регулярности и организационной упорядоченности мирохозяйственных связей создаются международные и национально-государственные институты (ВТО, Министерство внешнеэкономических связей и торговли. В России в настоящее время такой институт упразднен и создано единое Министерство экономического развития и торговли, что вряд ли оправдано, хотя объяснить можно.

В-девятых, (и это вытекает из определения сущности МЭО), особую роль в мирохозяйственных связях играет политический фактор, поскольку эти связи устанавливаются и поддерживаются (или приостанавливаются, а иногда и разрываются) между суверенными государствами. Международные экономические отношения не просто связаны, но и детерминированы внеш­ней и прежде всего внешнеэкономической политикой, определяются ею и проводятся публичной, традиционной, а также внешнеэкономической ди­пломатией. Внешняя и прежде всего внешнеэкономическая политика и внешнеэкономическая дипломатия являются надстроечными элементами МЭО.

Внешнеэкономическая политика представляет собой общий курс государства в международных экономических отношениях. Она реализуется в целенаправленной деятельности государства по формированию и использо­ванию внешнеэкономических связей для обеспечения национального вос­производства, укрепления своего политического, экономического, военного, социального и иного потенциала, а также для вхождения страны в мировое хозяйство и эффективное в нем участие. Достигается это через государствен­ное регулирование МЭО.

Внешнеэкономическая политика регулирует мирохозяйственные связи данного государства с другими странами и международными экономически­ми и финансовыми организациями в соответствии с его принципами и целя­ми, осуществляемыми путем различных средств и методов. Важнейшим средством внешнеэкономической политики страны является внешнеэкономическая дипломатия, характеристике которой посвящается самостоятель­ный параграф настоящей темы.

Для полноты представления о сущности МЭО следует упомянуть о некоторых существенных признаках. Во - первых, в основе МЭО лежат разделение труда и обмен, только не внутринациональные, а международные, предполагающие, что производство и (или) потребление отдельных стран в той или иной мере связаны между собой.

Во- вторых, участники МЭО экономически обособлены, что объективно обусловливает товарно-денежный характер их связей.

В – третьих, в МЭО действуют законы спроса, предложения и свободного ценообразования, являющиеся краеугольным камнем любого рыночного механизма. В основе МЭО лежат рыночные отношения, дополняемые внешнеэкономической политикой государств.

В – четвертых, мировой рынок МЭО характеризуется конкуренцией товаров и услуг, продавцов и покупателей. Эта конкуренция жестче в силу больших объемов и набора обращающихся на рынке товаров и услуг. Она обогащается перемещением факторов производства (капитала, труда) между странами.

В – пятых, одна из основных форм МЭО – международная торговля – представляет собой множество межстрановых потоков продукции. В этих условиях формируются мировые товарные рынки, где осуществляются операции по купле-продаже товаров, носящие устойчивый, систематический характер.

В – шестых, обмен товарами и услугами, международное перемещение факторов производства опосредовано движением денег, системой расчетов, товарными кредитами, валютными отношениями. Наряду с товарными рынками функционирует мировой финансовый рынок, международная валютно-финансовая система. Страновые различия в обеспеченности трудовыми ресурсами, в возможностях и условиях занятости населения определяют возникновение и формирование мирового рынка труда. Возрастание роли информационного обеспечения, интеллектуальной собственности, широкое внедрение системы патентования и лицензирования изобретений и открытий, межгосударственные соглашения по защите авторских прав создают предпосылки для становления мирового информационного рынка.

В – седьмых, МЭО предполагают собственную инфраструктуру, специальные институты. Они представлены международными экономическими, финансово-кредитными учреждениями и организациями как общемирового (ВТО, Международная торговая палата, всемирный банк, Международный валютный фонд и т.д.), так и регионального значения (Еврокомиссия, Европейский банк реконструкции и развития и т.п.).

В – восьмых, МЭО подвержены монополизации. Она возможна по линии концентрации производства и сбыта частными предпринимательскими структурами (например, создание и деятельность ТНК) и в результате международных, межгосударственных соглашений и союзов, объединяющих крупнейшие страны и фирмы поставщиков некоторых видов продукции (к примеру, Международный нефтяной картель – МНК, ОПЕК).

В – девятых, МЭО не свободны от международного, регионального, государственного регулирования. Оно проявляется в межгосударственных экономических, торговых, кредитных, валютных, таможенным и платежных соглашениях и союзах.

Все вышесказанное принципиально характеризует содержание и поле действия современных МЭО, их особенности.

Кроме особенностей и субъектов международные экономические отношения характеризуются и присущими им объектами. Они также многогранны, хотя и имеют однородную экономическую природу. Все объекты МЭО условно можно разделить на несколько групп. В первую очередь мы включаем традиционно динамичные факторы производства- физический капитал и рабочую силу; во вторую – продукты непосредственного труда человека и для человека – товары и услуги; в третью – продукцию умственного, интеллектуально- технического труда – новые технологии, лицензии, ноу-хау; наконец, последняя группа объектов МЭО включает в себя интегральные сферы международного сотрудничества – участие страны в интеграционных группировках государств, в совместном предпринимательстве в рамках совместных предприятий производственного, коммерческого или сервисного направлений, а также взаимного обогащения опытом в области менеджмента.

 

Тема 6.2 Классификация МЭО.

Предметное содержание мирохозяйственных связей весьма разнообразно. Многосубъектность, многообъектность и богатство характерных признаков или черт де­лают не просто возможной, но и необходимой более углубленную классифи­кацию МЭО. С одной стороны, МЭО занимают определенное историко-экономическое место. Как историческая категория МЭО являются не только и не просто продуктом мировой цивилизации, но и ее зеркальным отражени­ем. Они возникают вместе с государством, развиваются и совершенствуются вместе с ним, с его интересами и изменениями: интегрируются государства - интегрируются и мирохозяйственные связи.

МЭО, как экономическая категория, отражают систему отношений ме­жду субъектами их функциональных структур, а также различных госу­дарств, международных организаций по поводу обмена и движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы за границу, совместной деятельности.

С другой стороны, МЭО классифицируются по трем основным критериям: по конкретным направлениям или сферам экономических интересов, по уровню участников и формам сделок. По конкретным направлениям МЭО выступают в форме внешнеторговых связей, производственного сотрудниче­ства, научно-технических связей, финансово-кредитных отношений, сотруд­ничества в области социальных и транспортных услуг. Рассмотрим их хотя бы в рамочном изложении, а подробнее в соответствующих темах и начнем с внешней торговли. Внешняя торговля представляет собой торговлю одной страны и ее субъектов хозяйствования с другими странами и их субъектами хозяйствования, экспорт товаров и услуг из страны и импорт товаров и услуг в свою страну. Внешняя торговля по своей сути восполняет сла­бую международную мобильность ресурсов. Ведь человеческие и материаль­ные ресурсы не всегда могут свободно перемещаться между странами, тогда как движение товаров и услуг, то есть внешняя торговля способна эффектив­но восполнить этот пробел. Показателями внешней торговли являются ее стоимостные и физические объемы и динамика экспорта и импорта, состав­ляющие в сумме внешнеторговый оборот. Ныне во внешнеторговый оборот практически вовлечены все страны мира. А для многих из них - Японии, Ве­ликобритании, Австрии, Голландии и др. - внешняя торговля играет важную, если не решающую роль в национальном воспроизводстве.

Другим направлением МЭО являются производственные связи, преломляющиеся в международной специализации и кооперации производства, совместной предпринимательской деятельности и прежде всего в организационно-правовой форме совместных предприятий, в деятельности трансна­циональных корпораций, создании специальных экономических зон, концес­сий, строительстве и техническом оснащении хозяйственных объектов за границей. Производственные связи за последние три десятилетия развивают­ся более быстрыми темпами, чем растет мировой товарооборот. Если эта тенденция сохранится, то к 20-30 годам XXI столетия они оттеснят внешнюю торговлю с доминирующей позиции на второе место.

Научно-технические связи также охватывают широкий спектр международного сотрудничества: совместные разработки фундаментальных и при­кладных проблем науки, обмен научно-технической информацией и документацией, учеными, специалистами, студентами, аспирантами, стажерами.

Финансово-кредитные отношения организационно оформляются в виде растущего числа взаимных представительств банков за границей, расшире­ния сети банков-корреспондентов, уполномоченных осуществлять банков­ское обслуживание национальных участников внешнеэкономических связей. Функционально данное направление МЭО характеризуется валютными рас­четами по экспортным и импортным операциям, предоставлением междуна­родных кредитов, мировым рынком капиталов, валют.

Международное сотрудничество в области социальных услуг представ­лено индустрией туризма, услугами связи, образовательными и медицински­ми услугами. Транспортные услуги из-за растущего значения транспорта в мирохозяйственных отношениях напрашиваются на отпочкование в самостоятельное направление МЭО.

Классификация МЭО по уровню участников идентична дифференциа­ции субъектов мирохозяйственных связей, о которых говорилось выше. Однако за каждым субъектом международных экономических отношений стоит
соответствующий объект, их нельзя разрывать ни методологически, ни на
практике. При этом субъектно-обьектная классификация МЭО охватывает
как микро-, так и макроэкономический уровень. Представим эту классифика­цию в таблично-пирамидном рисунке 1.

 

Субъекты, объекты, валютно-экономическая база МЭО.

Рисунок 1.

  Субъекты МЭО Валютно- экономическая база МЭО Объекты МЭО по группам
1. Физические лица Финансово-экономические активы первичного участника МЭО 1. Физический капитал и рабочая сила
2. Фирма Валютно- экономические активы фирмы  
3. Административно- территориальные муниципальные образования Экономика города, района 2. Товары и услуги   3. Новые технологии, лицензии, ноу-хау
4. Республика, область, штат, иной вид региона Экономика региона
5. Государство Национальная экономика 4. интегральные объекты а) участие страны в международных интеграционных экономических группировках; б) участие страны в совместном предпринимательстве, включая создание совместных предприятий; в) создание предприятий со 100% долей иностранного капитала; г) взаимное обогащение (передача) опытом в области менеджмента
6. Интеграционная группировка государств Экономика интеграционной группы государств
7. Международные экономические и финансовые организации Мировое хозяйство, финансовые ресурсы международных экономических и финансовых организаций

Из структуры пирамиды видно, что МЭО и многосубъектны, и многообъектны. Наряду с мировой экономикой объектом МЭО являются национальные хозяйства. Национальное хозяйство представляет собой исторически сложившийся в определенных территориальных границах экономический организм, в рамках которого осуществляется общественное воспроизводство. Качественная особенность этого типа хозяйства составляет единая государ­ственно – политическая система, обладающая исключительной монополией на управление обществом и его охрану, характеризуется экономической и соци­альной структурой. Основной институт экономической системы - государство - располагает суверенным правом принуждать любых субъектов к хозяйственной жизни, хотя экономическая глобализация ограничивает его барьерную функцию.

Важной жизненной функцией национального хозяйства является непрерывный процесс производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Национальное хозяйство способно, во-первых, к самовоспроизводству, для чего необходимы соответствующие экономиче­ские и правовые условия. Во-вторых, в условиях нормальной рыночной сре­ды оно может развиваться на принципах саморегулирования. Наконец, хо­зяйство любой страны (если тому не мешает политика) способно к развитию с учетом изменяющихся внутренних и внешних условий его функционирова­ния.

Несмотря на территориально-экономическую самостоятельность, в современных условиях планировать полную самообеспеченность и добиваться такой ситуации в пределах национального хозяйства - это экономический нонсенс. Подобная политика слишком дорого обходится государству. Жиз­ненность хозяйственного общения разных стран наглядно убеждает специа­листов экономических служб, дипломатов и государственных деятелей в целесообразности более эффективного использования производительных сил и факторов производства всего мира. Ведь каждая страна из международных экономических отношений извлекает для себя определенную и неоспоримую выгоду, объяснить которую студент может, вспомнив теорию сравнительного преимущества или сравнительных издержек производства.

Следующим объектом МЭО являются хозяйства интеграционных группировок государств, усиливающие свое значение в мирохозяйственных связях как между собой, так и с третьими странами. Один из объектов МЭО но­сит собирательный характер. К нему относятся предприятия, фирмы, коопе­ративы и другие организационно-правовые формы предпринимательства в сфере материального производства, а также в сфере коммерческих, транспортных, туристических, социально-культурных услуг, если и когда они прямо или косвенно, через посредников вовлекаются в мирохозяйственные связи.

Наконец, последним по счету, но далеко не последним по важности объектом МЭО выступают транснациональные корпорации, экономическая роль которых в мировом хозяйстве неуклонно возрастает.

Имеются и другие подходы к классификации форм международного экономического сотрудничества.[35] В основу классификации автор берет че­тыре группы признаков:

1) по направлению товарного потока. По этому классификационному индикатору выделяются два направления: экспорт и импорт, включая реэкспорт и реимпорт как их комбинацию. С нашей точки зрения выделять экспорт и импорт товаров в качестве самостоятельного направления международных экономических связей значит отождествлять эти два понятия, ограничивая МЭО только торговлей и игнорируя другие направления: производственные, научно-технические и иные отношения.

Второй классификационный признак назван структурным. Но в такой редакции он неинформативен, а его деление на внешнеторговые операции (с товарами в вещной форме, услугами, интеллектуальной собственностью и трудовыми ресурсами) и производственные операции (производственное кооперирование, совместные предприятия, сотрудничество на основе раздела продукции, сотрудничества на коммерческой основе, концессий, переработка давальческого сырья (толлинга), лизинга, свободных экономических зон, офшорного бизнеса) чрезвычайно запутано. В одну и ту же группу сотрудни­чества включены и элементы внешней торговли, и производственных связей и научно-технического обмена, а инвестиции, трудовые ресурсы вообще не должны быть в этой группе, так как они относятся к миграции мобильных факторов производства.

Классификация форм международного экономического сотрудничества
по третьему - территориальному признаку (трансграничная торговля, потреб­ление за границей, присутствие физических лиц, предоставляющих товар
(услугу) - мало убедительна, да и представлена разнопорядковыми индикаторами. Указанные признаки сходятся и различаются больше в функционально-
правовом, чем в территориальном аспекте. Ведь территориальные признаки
должны отражать географическое пространство, географическую направленность тех или иных видов МЭО (например, география экспорта, импорта, вы­
воза капитала и т.д.).

Анализируемый подход к классификации форм международного экономического сотрудничества с научно-методологической точки зрения уязвим. Тем не менее, если кто-то из читателей предпочтет именно его, то было бы желательно выслушать обстоятельную аргументацию в пользу такого выбора. В науке, да и в жизни самое трудное не защищать свое мнение, а хорошо знать его.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.022 с.)