Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Россия в глобальной политике.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Определить и оценить место современной России в глобальной политике – задача не из легких и не из простых. Ведь прошел незначительный исторический период – всего два десятилетия – суверенного развития страны и к тому же внешняя политика России при президенте Ельцине характеризовалась капитулянтством перед Западом и особенно США, а путинская Россия вынуждена балансировать между Западом и благоразумными, коренными интересами России. При этом допускались перегибы, связанные с переоценкой наших возможностей с заносом на горделивые амбиции без аммуниции (АБА) как на внешнем, так и внутреннем векторе российской политики. Зачем мы направляли крайне устаревшие бомбардировщики дальнего радиуса действия еще советского производства в воздушное пространство Венесуэлы, вызывая насмешки американских летчиков группы сопровождения в нейтральном воздушном пространстве, на каких «железках» летают российские летчики. Или другой пример наших дней. Дипломаты ведут активный обмен мнениями, какой документ принимать в Совете безопасности ООН в отношении Сирии, а мы направили чуть ли не единственный в России авианосец «Адмирал Кузнецов» к берегам этой страны, где нам противостоят американские надводные силы, вооруженные мощными поражающими средствами. Ведь могли бы быть и провокации, благо, что российские моряки ограничили свое пребывание там только одними сутками. Спрашивается, что мы продемонстрировали такими акциями и во сколько они обошлись? Геополитическое положение России существенно осложнилось по сравнению с Советским Союзом, да и нередко подвержено изменениям, что понуждает нас к фрагментарному изложению. Во-первых, мы потеряли буферные государства, - Чехословакию, Румынию, Польшу, ГДР, которые, будучи нашими союзниками, прикрывали сухопутные рубежи нашей страны на западном направлении. То же самое можно сказать о республиках Балтии. Сейчас эти страны и территории вошли в НАТО и способствуют американцам разместить свои военные аэродромы и системы ПРО вблизи наших границ. Во-вторых, с развалом СССР мы унаследовали только осколок великой державы, удлинив из-за территориальных особенностей границы Российской Федерации и сделав их открытыми, полуоткрытыми, но до сих пор неблагоустроенными на больших расстояниях с бывшими союзными республиками. В-третьих, мы вынуждены напрягать финансово-экономические, политические, дипломатические и иные ресурсы, чтобы бывшие союзные республики, ставшие самостоятельными государствами, сохранить в зоне нашего влияния. Такой проблемы у России не существовало. А на этом поле приходится конкурировать не только с США, странами Западной Европы, Китаем и даже с Индией. В-четвертых, геополитическое положение России во многом зависит от деловых и доверительных отношений с Евросоюзом, на долю которого приходится почти половина нашего внешнего товарооборота и в перспективе на расширения которых мы возлагаем надежды, прокладывая два потока газопровода – северный и южный. Имея фундаментальные интересы с Европой, мы, тем не менее еще не продвинулись дальше деклараций о партнерстве и сотрудничестве. Установление привилегированных отношений с отдельными странами Евросоюза на двусторонней основе, к сожалению пока не способствует выработке уважительных и истинно партнерских отношений со всеми странами интеграционной группировки. Пока связи Россия – Евросоюз в застое. В-пятых, при сложившихся, а точнее складывающихся обстоятельств США теряют свои позиции мирового лидера, происходит эрозия американской гегемонии в мире. И дело даже не в том, что Америка исчерпала себя как непрошенный рассадник «демократии» и экспортер финансово-экономических кризисов XXI в., хотя это все немаловажно, но появляются новые игроки на мировой экономической и политической арене, становящиеся постепенно центрами притяжения и силы – Китай, Индия, Бразилия, Япония, интегрирующийся Евросоюз, другие игроки, претендующие на значительное укрепление своего международного статуса. Соответственно требуется существенная корректировка отношений России с Соединенными Штатами Америки как со страной, теряющей силовой полицентризм и убеждающейся в многополярности современного мира. Настало время подумать о характере постамериканского миропорядка, обращая особое внимание на стремление максимального снижения конфликтного потенциала обижающейся Америки. В-шестых, геополитические позиции современной России нельзя себе представить без учета китайского фактора. Россия имеет с Китаем довольно протяженную общую границу, которая с нашей точки зрения, сейчас урегулирована, традиционные связи по разным направлениям, сотрудничаем в Азиатско-Тихоокеанском регионе, входим в «Шанхайское экономическое сообщество» АСЕАН, новое образование БРИКС. На стыке веков (XX-XXI) Китай «пробудился», а в России усилились рассуждения о восточной угрозе. Оправданы ли такие тревожные рассуждения покажет время. Тем более, в 2012 г. в Китае произойдет смена высшего партийного и государственного руководства – ожидается приход нового поколения руководителей, которое на себе не ощущало бескорыстную помощь СССР китайскому народу в 40-50е годы. С приходом к власти в Китае представителей молодой генерации людей надо опасаться возрождения китайского национализма. Наконец, говоря о восточном направлении нашей геополитики, нельзя подвергать сомнению потребность в устойчивом и укрепляющемся присутствии России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. До сих пор Россия не уделяла должного внимания этому региону, а в АТЭС нет надгосударственного управления, нет специального административного аппарата, сложилась практика сотрудничества на основе консенсуса и невмешательства во внутренние дела членов организации. Те же факторы стали причиной чрезвычайно низкой практической эффективности форума. Журналисты лихо называют АТЭС «интеграцией президентов», либо приклеивают ярлык «говорильни». В 2012 г. председательство в АТЭС перейдет к России и его саммит пройдет во Владивостоке, к чему готовится не только регион, но фактически и вся страна. Тем более, принимать гостей АТЭС будет новый президент России В.В. Путин. Возможно, именно Россия на очередном саммите АТЭС выдвинет собственные идеи, которые могут быть лишены недостатков, обнаружившихся в инициативах по созданию Азиатско-Тихоокеанского сообщества (предложение Австралии, но без России и предложении Хатояма (Япония) о создании Восточноазиатского сообщества, но без гегемонии США. Поживем-увидим и ждать остается недолго – сентябрь 2012 г. Тем более баланс мирового влияния явно смещается на Восток. Саммиту в рамках АТЭС с участием представителей тихоокеанском регионе предшествовал форум в Иркутске. Мы уже отмечали, что Россия недостаточно внимания уделяет Азиатско-Тихоокеанскому региону. Это верно, как верно и то, что в сентябре 2011г. наша страна провела очередную VII Байкальский международный экономический форум (БЭФ) в Иркутске. В нем приняли участие более 1400 делегатов из 16 регионов России, в том числе 337 иностранных представителей из 28 стран мира. Участники БЭФ рассмотрели проблемы сотрудничества России со странами АСЕАН. В обсуждении за круглым столом этой темы приняли участии послы Вьетнама, Малайзии и Брунея. На форуме отмечалось, что для России имеет стратегическое значение развитие кооперации со странами АТР, где спрос на углеводородные ресурсы растет быстрыми темпами. По имеющимся оценкам, только по газу спрос к 2030 г. увеличится в 2,5 раза – до1025 млрд.м3. В этой связи прорабатываются маршруты поставок российского газа в Китай по западному и восточному коридорам, а также возможности поставок сырья в Республику Корея через КНДР. На форуме обсуждались инвестпроекты в горнорудной промышленности и металлургии Восточной Сибири, проблемы развития лесного комплекса, вопросы сотрудничества со странами АСЕАН, создание совместного фонда прямых инвестиций России и Китая. КНР проявила интерес в создании совместного инвестфонда развития и взаимодействия между российскими регионами Дальнего Востока и китайскими северо-восточными провинциями. При поддержке этого Инвестфонда на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе будут реализованы три проекта: строительство нового Кузнецовского тоннеля в Хабаровском крае, разработка проекта комплексного развития Южной Якутии и создание транспортной инфраструктуры для освоения ресурсов в Забайкальском крае. В результате реализации проектов в экономику регионов будет вложено около 175 млрд. руб., создано более 50 тыс. новых рабочих мест[70]. И последнее для размышления студентам: правительство Гайдара в начале 90-х годов наприглашало множество иностранных советников для себя и президента Ельцина. В этой связи невольно вспоминается книга Джона Паркинса «Исповедь экономического убийцы» (М.2007), в которой автор с необычной откровенностью признается в том, что он принадлежал к некой структуре, связанной с Управлением национальной безопасности США. Эта структура укомплектована довольно грамотными экономистами, в задачу которых входило путем советов подталкивать правительства суверенных государств к проведению рекомендуемого комплекса социально-экономических реформ, обещающих модернизацию и реструктуризацию национальной экономики, развития современного рыночного хозяйства, привлечение прогрессивных технологий через иностранные инвестиции. Однако ключевым элементом любого проекта такого рода являются чрезмерные внешние заимствования, расходуемые на приобретение, в первую очередь, американских товаров и услуг. Автор в качестве высокопоставленного экономического советника от США, равно как и от разных международных организаций работал при правительствах многих стран мира. Работа «экономических убийц» заключалась в проведении в странах пребывания в жизнь политики, защищавшей интересы американской корпоратократии (союза правительства, банков и корпораций) под видом борьбы с экономической отсталостью. Не клюнули ли Ельцин, Гайдар и Чубайс на ложные советы американских «киллеров от экономики» в 90-е годы, когда они уверенно восседали в кабинетах наших руководителей?
Участие России в MPT Характеристика позиции России в международном разделении труда объективно требует двух-трех основных оговорок. • СССР в силу целого ряда объективных и субъективных причин практически не участвовал в формировании МРТ, ни в глобальном, ни в общеевропейском разделении труда. Страна осуществляла экономическое развитие, опираясь преимущественно на собственные ресурсы. Будучи частью СССР, Россия также не могла принимать участия в этом процессе. Находясь в составе СССР, она даже не имела Министерства иностранных дел, не говоря уж о Министерстве внешней торговли, а республики Балтики, Молдавии – имели. СССР пытался развивать и координировать разделение труда в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) - замкнутой интеграционной группировки бывших социалистических стран Восточной Европы, Монголии, Вьетнама и Кубы. Однако этот экономический блок государств был слишком политизирован и с распадом мировой системы социализма в конце 80-х - начале 90-х годов интеграционные связи, а частично и рынки Восточной Европы, были Россией утрачены. Тому способствовала и откровенная прозападная ориентация как новых пришедших к власти политических сил стран Восточной Европы, так и России. Поэтому даже зачатки международного разделения труда, появившиеся у России со странами данного региона (специализация и кооперация производства), были быстро утеряны. • Экономика России была частью единого народнохозяйственного комплекса СССР, где производительные силы размещались по всей территории самой огромной страны мира. С распадом СССР разорваны живые ткани некогда единого организма на всем экономическом пространстве, нарушены хозяйственные связи между предприятиями-поставщиками и потребителями, оказавшимися неважно в каком - дальнем (Прибалтийские республики) или ближнем зарубежье (страны СНГ). В итоге результат у всех одинаков: ни в одной постсоветской республике, в том числе и в России, до сих пор нет внутреннего взаимосвязанного комплекса. У кого-то есть руки, да лишились ног, а без них далеко не уйдешь; у кого-то сохранились ноги, но они лишились рук, а без них много не сделаешь. Создание собственного самовоспроизводящегося комплекса требует огромной структурно отраслевой перестройки экономики, в наибольшей мере отвечающей наличным факторам производства, но нужны огромные капиталовложения, а их не оказалось ни в одной «самостийной» республике. Нет их и в России. Нужна еще и политическая воля руководителей новых государств, ведь до сих пор доля стран СНГ в нашем внешнем товарообороте не превышает 15% (в 2009 и 2010г. она составила 14,6%).[71] Таким образом, экономика России в границах бывшего СССР не-вклю-чалась в активное международное разделение труда, а со странами ближнего зарубежья надо еще разобраться, да пока некогда и некому: руководители стран в 90-е годы погрязли в борьбе за власть, забыв об экономике и никогда не помня о народе. Итак, какое же участие в МРТ унаследовала Россия? Известно, что участие той или иной страны в международном разделении труда характеризуется множеством показателей. Напомним основные. Во-первых, экспортная (импортная) квота, замеряемая как отношение стоимости экспорта (импорта) к ВВП/ВНП, на уровне отрасли исчисляется как доля экспортируемых отраслью товаров и услуг в общем объеме их производства. Россия в конце 90-х. годов по экспортной квоте держится на уровне 15%, по энергоносителям – до 40% по нефти, и до 20% по газу. В структуре российского экспорта топливно-энергетические ресурсы составили в 1990 и 1999 гг. соответственно 40,5 и 45%. Руководство страной осознает эту ущербность экономики, участие России в МРТ, и высказывается за его исправление. Но осознавать явный перекос в отраслевой структуре экономики еще не означает изменить статус кво. На полном ходу машину не остановишь. Доля стран дальнего зарубежья в вывозе нефти в 2010г. составила 90,7%. Только на те основные группы сырья и материалов (минеральные продукты, металлы и драгкамни, лесобумажные изделия) год назад приходилось 84, 6% всего российского экспорта (в 2009г.-83%).[72] Доля продукции высокотехнологичных отраслей в экспорте товаров обрабатывающей промышленности стабилизировалась на уровне 5%, что в 5-10 раз ниже показателя промышленно развитых государств. Активное использование топливно-сырьевого фактора в мирохозяйственных связях далеко неадекватно соответствует долгосрочным интересам России, ее роли и возможностям в мировом хозяйстве. Ясно, что перекос по данному показателю международного разделения труда явно в сторону топливно-энергетических ресурсов сохраняется. Такая позиция России в МРТ напоминает положение Алжира с той лишь разницей, что мы воруем у себя нефть и нефтепродукты, которых явно не хватает для удовлетворения внутренних потребностей. Страдала авиация России, морской флот, сельское хозяйство, несладко и автомобилистам. По показателю импортной квоты участие России в МРТ также нельзя считать удовлетворительным. Высок удельный вес импортного продовольствия, машин, оборудования, транспортных средств, что угрожает экономической безопасности страны и вместе с тем обостряет проблему восстановления национального производства, сдерживает его модернизацию. Чтобы улучшить позиции России в МРТ требуется огромная финансовая, информационно-консультационная, маркетинговая инфраструктура, государственная поддержка соответствующих производств. Тому же призвано помочь и международное внутриотраслевое кооперирование российских предприятий, в которое они начинают вступать, хотя иробко и недостаточно профессионально. В противном случае модель экономического развития, ориентированная на приоритетное расширение сырьевых отраслей, имеет тупиковый характер и не способна вывести страну из глубочайшей отраслевой зависимости на мировом рынке. Ориентация на одностороннюю интеграцию России в мировую экономику через развитие сырьевых отраслей будет грозить консервацией экономики страны в качестве сырьевого придатка промышленно развитых стран, каковой по факту и является сейчас Россия. А какое же иное место она занимает ныне в мировой торговле?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.206.84 (0.011 с.) |