Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика особенностей в современной международной торговлеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Современный этап развития международной торговли характеризуется рядом особенностей: 1. Ускорение развития международной торговли после второй мировой войны. 2. Товарный экспорт увеличился по стоимости в 37 раз, под влиянием роста цен (инфляции) и роста объемов. 3. Характерной чертой внешней торговли является ее преимущественный рост по сравнению с общими темпами хозяйственного развития стран. 4. Рост международной торговли в реальном выражении опирается на расширение промышленного и сельскохозяйственного производства. 5. Тенденция роста экспортной квоты экономики. Экспортная квота экономики исчисляется, как отношение экспорта товаров и услуг к валовому внутреннему продукту страны, и показывает, какая доля всей произведенной национальной продукции реализуется на мировом рынке. Если экспортная квота отрасли выше, чем по экономике в целом, это свидетельствует о направлении специализации страны в международной торговле. Пример: для Германии экспортная квота выше, чем в среднем для электротехнической, химической промышленности, общего машиностроения и автомобилестроения. Ведущая роль в международной торговле принадлежит промышленно развитым странам. 6.Увеличение удельного веса развивающихся стран в мировой торговле. 7. Ведущая роль в мировой торговле принадлежит трем центрам мирового хозяйства: США, ЕС, Японии, на которые приходится около 60% мирового экспорта и импорта. 8. Важная черта международного товарообмена - неравномерность развития внешней торговли отдельных государств. Основной тенденцией изменения товарной структуры международной торговли является рост удельного веса продукции обрабатывающей промышленности и сокращение доли сырьевых товаров. Положения на рынках сырья и минерального топлива складывается под влиянием борьбы двух тенденций в мировом хозяйстве. Первое - относительное снижение роли сырьевых товаров в материальном производстве. В условиях НТР это процесс ускоряется под влиянием структурных сдвигов в экономике в пользу новейших отраслей, отличающихся меньшей материалоемкостью, а также энергосберегающих производств. Рост экономической эффективности использования первичных ресурсов приводит к относительному снижению спроса на многие традиционные виды сырья и материалов. Кроме того, расширяется замена натурального сырьясинтетическим. Вторая тенденция обусловлена такими важными факторами, как ограниченность, невозобновляемость природных ресурсов. Для удовлетворения периодически возрастающего спроса на сырье и топливо в промышленную разработку вовлекаются новые, часто экономически менее эффективные месторождения. В связи с обострением экологических проблем возрастают расходы на восстановление природной среды. Это обуславливает рост издержек и ведет к увеличению цен на него. Внешняя торговля товарами - часть международной торговли, представляющая собой форму обмена товарами между продавцами и покупателями разных стран. Внешняя торговля делится наэкспортнуюи импортную. Если Экспорт > Импорта, отсюда следует наличие у государства активного торгового баланса ("благоприятный торговый баланс"). Экспорт < Импорта - пассивныйторговойбаланс. Внешняя торговля характеризуется тремя показателями: - объемом внешнеторгового оборота; - товарной структурой, - географической структурой. Внешнеторговые операции включают основные и вспомогательные операции. Основные операции представляют собой договорные операции по купле-продаже товаров или по обмену товарами (бартер). Это операции, зафиксированные во внешнеторговых договорах. Вспомогательные операции обеспечивают надлежащее выполнение основных операций. Они включают операции по транспортировке и экспедированию грузов, страхованию грузов, финансированию внешнеторговых операций, расчеты между экспортерами и импортерами, гарантированию их взаимных обязательств, таможенные и другие операции, в том числе агентские соглашения с посредниками, рекламными агентами и организациями, исследующими конъюнктуру рынка. Для внешнеторговых операцийважное значениеимеют обычаи делового оборота. Обычай делового оборота - это международное обыкновение, которое в отличие от юридически обязательных международно-правовых обычаев регулирует внешнеторговый оборот,лишьесли участники последнего договорились о таком регулировании. Развитие внешнеторговых отношений связано с функционированием: 1. Всемирной торговой организации (ВТО). 2. Конвенция ООН о контрактах международной купли-продажи - "Венскаяконвенция", предусматривающая для России (с1991 г.) следующее: а) стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих международных отношениях; б) при отсутствии договоренностей об ином, считается, что стороны подразумевали применение к договору или его заключению обычая, о котором они знали или должны были знать, и который в международной торговле широкоизвестен и постоянно соблюдается сторонами в договорах данного рода в соответствующей отрасли торговли. Международные правила толкования торговых терминов ~ "ИНКОТЕРМС"(I.C.TERMS 1990), разработанные международной торговой палатой. Использование этих правил позволяет свести до минимума или устранить различия в интерпретации терминов в практике контрактной работы в различных странах. Термины сгруппированы в четыре основные категории: группа "Е" - включает условия EXW, согласно которым покупатель получает готовый к отправке товар на складе (заводе) продавца; группа "F" - включает условия, согласно которым продавец обязан доставить товар с транспортных средств, указанных покупателем (условия FCA, FAS, FOB); группа "С" - включает условия, предусматривающие, что продавец должен заключить договор перевозки, однако не несет риска потери и повреждения товара и дополнительных расходов, связанных с событиями, возникшими после отгрузки или отправки товаров (CFR, GIF, CPT, CIP); группа "D" - включает условия, согласно которым продавец несет все риски и затраты, связанные с доставкой груза в пункт назначения (DAF, DES, DEQ, DDU, DDP). Таблица 22
Типизированные условия каждого термина сформулированы в десяти пунктах обязательствах, где каждое обязательство (А) продавца отражает адекватное обязательство (В) покупателя по тому же вопросу. EXW - минимальные обязанности и риск продавца, минимальная цена товара, максимальные расходы и риск покупателя. FCA - продавец передает товар, выпущенный в таможенном режиме перевозчику, указанному покупателем, в установленном месте и пункте. Международная торговля услугами Услуга - это действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет, как правило, в момент своего потребления ту или иную человеческую потребность. Обращающиеся услуги разнообразны и разнородны, и поэтому они распадаются, в свою очередь, на отдельные более узкие рынки: лицензий и «ноу-хау», инженерно-консультационных услуг, объектов капитального строительства, транспортных услуг и др. В основе мирового рынка услуг лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства — сфера услуг. Еще в конце 50-х годов доля всех видов услуг в ВВП стран Запада превышала 55%, а в 90-е годы она близка к 70%. В развивающихся странах этот показатель с примерно 45% приблизился к 55%. Одновременно наблюдалось увеличение доли занятых в сфере услуг: в США - около 80%, в России - около 45%. Что объединяет различные виды трудовой деятельности в сферу услуг? Преждевсегото, что этот труд производит потребительную стоимость, которая преимущественно не принимает овеществленной формы (хотя ряд услуг приобретает ее в виде программ для ЭВМ, кинолент, различной документации и др.). Быстрый рост сферы услуг во второй половине XX века происходит, прежде всего, потому, что во многих странах мира достигнуты высокая степень зрелости экономики и высокий уровень жизни населения. А как показывает практика индустриально развитых стран, по мере усложнения производства и насыщения рынка товарами спросрастетпрежде всего на услуги. Немаловажной причиной является и ускорившийся в условиях НТР процесс разделения труда, ведущий к образованию новых видов деятельности и, прежде всего, в сфере услуг. Выделение из материального производства все новых видов услуг и рост производства традиционных услуг способствуют увеличению числа специализирующихся в данной отрасли компаний и организаций. Этому помогает информатика, дающая производителям услуг возможность расширять географию своей деятельности, опираясь на современные средства связи и вычислительной техники. Услугами с целью их продажи все шире занимаются также компании и организации сферы материального производства. Примером могут быть производители ЭВМ, продающие не только свои компьютеры, но также программное обеспечение и вычислительные услуги. В результате, услуги во все возрастающей степени поступают на рынок, в том числе внешний. Хотя международная торговля услугами моложе торговли товарами, у нее также солидный стаж. Первыми крупными экспортерами услуг были финикийцы: еще 3,5 тыс. лет назад они регулярно занимались фрахтом товаров для торговцев из других стран. Родоначальниками международного туризма были древние греки: 2,5 тыс. лет назад и философ Пифагор, и историк Геродот путешествовали по другим странам с познавательной целью. Международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с традиционной торговлей товарами. Во-первых, услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контактах производителями и потребителями. Это обособляет международную торговлю услугами от торговли товарами, в которой многие операции основываются на торговом посредничестве и возможности хранить товары. Международная торговля услугами требует большего присутствия за рубежом непосредственных производителей услуг или же присутствия иностранных потребителей в стране производства услуг. Вместе с тем, информатика все больше позволяет осуществлять куплю-продажу услуг на расстоянии. Во-вторых, международная торговля услугами тесно взаимосвязана с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Для поставок за рубеж товаров привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Особенно велико воздействие услуг на торговлю наукоемкими товарами, требующими больших объемов технического обслуживания, информационных и различных консультационных услуг. Успех товара на внешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его производства, продажи и реализации (во многих случаях и для послепродажного обслуживания). Одновременно международная торговля услугами тесно взаимодействует с международным движением капиталов и перемещением рабочей силы, которые вообще невозможны без банковских, информационных, транспортных и других услуг. В то же время рост мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы стимулирует увеличение мирового рынка услуг. В-третьих, сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение во многих странах традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются им. Импорт услуг в значительных масштабах может, как считают общественность и правительства многих стран,.представлять собой угрозу для их благосостояния, суверенитета и безопасности. В результате перед международной торговлей услугами больше барьеров, чем перед торговлей товарами. В-четвертых, не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот. В первую очередь это относится к некоторым видам услуг, поступающим преимущественно в личное потребление. Вряд ли можно надеяться на заметный рост международной торговли такими видами услуг, как коммунальные и бытовые, хотя у других видов потребительских услуг перспективы лучше.Так, успехи здравоохранения и образования в ряде стран все больше привлекают туда иностранцев для лечения и учебы, высокий уровень развития культуры и искусства страны увеличивает ее доходы от гастролей и проката фильмов за рубежом, а быстрое развитие туризма все шире привлекает к обслуживанию иностранцев розничную торговлю, общественное питание, гостиничное хозяйство, музеи и другие предприятия культуры. Однако и сейчас, и в перспективе доминирующее положение в международной торговле услугамизанимаюти будут занимать услуги, связанные в основном с обслуживанием трудовой деятельности. Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым (invisable) экспортом и импортом. Более того, в отличие от товаров, производство услуг зачастую объединено с их экспортом в рамках одного контракта и требует непосредственной встречи их продавца и покупателя. Однако и в данном случае существуют многочисленные исключения. Например, некоторые услуги вполне осязаемы (распечатанный доклад консультанта или компьютерная программа на дискете), вполне видимы(модельная стрижка или театральное представление), поддаются хранению (услуги телефонного автоответчика) и далеко не всегда требуют прямого взаимодействия покупателя и продавца (автоматическая выдача денег в банке по дебиторской карточке). Классификация услуг основана на Международной стандартизированной промышленной классификации, принятой Организацией Объединенных Наций и признаваемой в большинстве стран мира. Несмотря на всю условность определения понятия и классификации услуг, многие из них, особенно в последние десятилетия, являются предметом международной торговли, находят свое отражение на счете текущих операций платежного баланса и поэтому являются предметом рассмотрения наукой международной экономики. В соответствии с руководством по составлению платежного баланса МВФ, которым пользуются практически все страны мира, в состав торгуемых услуг входят следующие их виды (табл.23). Таблица 23 Классификация торгуемых услуг
В аналитических целях огромное разнообразие торгуемых услуг обычно группируют по различным признакам. В Мировом банке, например, принят расширительный подход к услугам, в число которых включается и движение дохода. Услуги делятсяна: факторные услуги (factorservices) — платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам); не факторные услуги (non-factorservices) - остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги). Это деление особенно важно для обсуждения проблем регулирования международной торговли услугами в рамках ГАТТ/ВТО, которые концентрируются преимущественно на не факторных услугах. Очевидно также, что предоставление услуг в большинстве случаев происходит одновременно с продажей товара или осуществлением инвестиций в ту или иную страну. Поэтому в соответствии - со способами доставки услуг потребителю услуги делятсяна: услуги, связанные с инвестициями (investment-relatedservices), - банковские, гостиничные и профессиональные услуги; услуги, связанные с торговлей (trade-relatedservices), - транспорт, страхование; услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей (trade-and-investmentservices), - связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги. Существует полезное с аналитической точки зрения деление международных сделок с услугами в зависимости от характера поведения продавца и покупателя услуг (табл.24).
Таблица 24 Международные сделки с услугами
Как видно, данная классификация включает не только услуги в традиционном смысле, но и движение факторов производства, которые являются носителями этих услуг. Некоторые услуги в зависимости от конкретных обстоятельств могут быть классифицированы в различных клетках матрицы. Например, транспорт может быть отнесен к разрядуВ , когда иностранный турист летит на самолете местной авиакомпании внутри зарубежной страны, или к разряду С, если резидент использует иностранную авиакомпанию для перелета между городами своей страны. Разряд D представляет собой специфический случай, когда, например, российский турист отдыхает на находящемся в Испании курорте, принадлежащем французской фирме. Особенности международной торговли услугами: регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства. Факт пересечения границы не может выступать критерием экспорта услуги: услуги не подлежат хранению; производство и реализация услуг имеет большую государственную защиту, чем сфера материального производства и торговля; международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие; не все виды услуг в отличие от товаров могут являться предметом торговли. Виды услуг, I. Франчайзинг - система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак. Франчайзер - это головная фирма системы франчайзинга, это лицензиар франчайза. Франчайзиат - это лицензиат франчайзи. Франчайзинг также называют коммерческой концессией (гл.54 ГК РФ). Основной принцип франчайзинга: сочетание ноу-хау франчайзера с капиталом франчайзиата, получая предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания... Франчайзингпригоденв первую очередь для отраслей, для которых характерна большая доля услуг с персональным обслуживанием (общественное питание, гостиничные услуги,автоуслуги, бытовое обслуживание и т.д.). Франчайзинг является средством мобилизации капитала. Типы франчайзинга: товарный, который связан с продажей товарных группфранчайзерафранчай-зиату с платежами и с определенными условиями; бизнес-формат франчайзинг - предоставление целого пакета услуг франчайзиа-ту со стороны франчайзера: передача производства, ноу-хау, обучение, накопленный опыт, анализ мест размещения, товарные знаки, фирменное название и другое. Примеры франчайзинга в России: "Макдональдс", "Кока-кола",... 2. Инжиниринг - инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и объектов. Задачей инжиниринга является получение заказчиками наилучшего результата от вложения капитала за счет: системного, междисциплинарного подхода к осуществлению проектов; многовариантности технических и экономических проработок, их финансовой оценки с выбором оптимального варианта для заказчика; разработки проектов с учетом возможности применения прогрессивных технологий, оборудования; использование современных методов организации и управления всеми стадиями осуществления проектов. Услуги инжиниринга можно разделить: группа - услуги, связанные с подготовкой производственного процесса. группа - услуги по обеспечению нормального хода продукции. В основе организации международной торговли инжиниринговыми услугами лежит заказной метод осуществления работ, базирующийся на контракте. 3. Реинжиниринг - это инжинерно-консультационные услуги по перестройке систем организации и управления производственно-торговыми и инвестиционными процессами хозяйствующего субъекта в целях повышения его конкурентоспособности и финансовой устойчивости (табл.25) Таблица 25
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.117 (0.011 с.) |