Творчество А. А. Блока 1898-1904 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творчество А. А. Блока 1898-1904 г.



Первые детские впечатления связаны с дедом, ученым Бегетом. Отец не жил с ними, он не оказал на него влияния. Тема: отец – негармоническая, темная личность. Семья: высококультурная, в лучших традициях дворянства. Считался одаренным ребенком, был окружен любовью.

Путь Блока: Дом – Уход из дома: нет покоя, уюта, потому он д.б. уйти (1908 г. – статья «Безвременье»).

Прозвище Блока – «Царевич». Соседи – Менделеевы. Дочь – будущая жена.

Внешне жизнь Блока была относительно благополучной. Но! Более трагического поэта мы не знаем («гибельный пожар»). Он ощущал себя частью мира.

1898 г. – поступает на юридический факультет СПб-го университета. Пытается печатать стихи, неудачно.

1899 г. – читает первые символические произведения.

1897 г. – курорт в Германию (Бат Наухейм), впервые влюбляется, после связи любовь проходит.

=> Дуализм любовных переживаний. Либо грешна, либо возвышенна.

1900 г. – читает «Диалог Платона». Воспринимает его сквозь призму Соловьева.

=> Формирование его символизма шло через идеализм.

Посещает лекции по философии.

1901 г. – переводится на философский факультет.

«Мистическое лето» 1901 г.: перелом в жизни, в мировоззрении.

Темы Софии, Вечной Женственности проецирует на Менделееву.

Религиозные, мистические, философские и любовные интересы образует единый комплекс.

Даниил Андреев, книга «Роза мира» (проведческая литература). Раздел о Блоке «Трагедия духовного спуска»: в 1901 г. Блок совершил кощунственный акт – влюбился в божество, перекладывает библейские понятия на личную жизнь.

«Стихи о Прекрасной Даме» (1904 г.)

1. Любовные волнения.

2. Торжественные предчувствия о встрече, которая должна сказаться на судьбах мира.

687 стихов.

Цвета ее присутствия: белый, розовый, сиреневый, лазурный.

Туман – сквозной образ.

Она отдалена, он стремится к ней.

Поэт – рыцарь, отрок, слуга, раб. Но: он же и Жених (Христос).

Абсолютная тишина, там светло. Либо природа, либо храм. Идеальный мир, рай.

Стихи очень однообразны, абстрактны («кто-то», «где-то»…).

1902 г. – знакомство с Гиппиус и Мережковским. Посещает религиозно-философские собрания. Публикует стихи в «Новом пути» и «Северных цветах».

1903 г. – свадьба, начало крушения мифа о Прекрасной Даме.

Переписка с Белым. В 1904 г. у Белого выходит сборник «Золото глазури», встречаются.

- Ощущение того, что тот этап, который связан с соловьевской Софией, уходит.

- Появляются мотивы города («По городу бегал черный человек»).

- Появление желтого и черного цветов => цвета дисгармонии.

- До сих пор в его мире было двое (Он и Она), теперь он увидел людей, причем со спины.

=> Появляются социальные темы, но написанные мистиком-символистом.

II том: болотные мотивы не случайны.

1 цикл «Пузыри земли».

Болото- знак внешнего мира, что-то нечистое, бесформенное, вязкое.

Выход Блока в земной мир начался с изучения его темных сторон.

Циклы «Разные стихи», «Город» («Незнакомка», «Сытые»), «Снежная маска», «Фаина». Поэма «Ночные фиалки».

 

14. Творчество А. Блока после "Стихов о Прекрасной Даме". Основные тенденции. Неонародничество Блока. Драматургия Блока.

1903 г. – свадьба, начало крушения мифа о Прекрасной Даме.

Переписка с Белым. В 1904 г. у Белого выходит сборник «Золото глазури», встречаются.

- Ощущение того, что тот этап, который связан с соловьевской Софией, уходит.

- Появляются мотивы города («По городу бегал черный человек»).

- Появление желтого и черного цветов => цвета дисгармонии.

- До сих пор в его мире было двое (Он и Она), теперь он увидел людей, причем со спины.

=> Появляются социальные темы, но написанные мистиком-символистом.

II том: болотные мотивы не случайны.

1 цикл «Пузыри земли».

Болото- знак внешнего мира, что-то нечистое, бесформенное, вязкое.

Выход Блока в земной мир начался с изучения его темных сторон.

Циклы «Разные стихи», «Город» («Незнакомка», «Сытые»), «Снежная маска», «Фаина». Поэма «Ночные фиалки».

1906 – 1907 гг. – вся драматургия.

1906 – 1907 гг. – вся драматургия.

1906 г. – первая пьеса «Балаганчик»: мотив народного представления, театра, балагана. Ирония по отношению к идеалам первого периода, к символизму, самоирония, болезненный смех.

Создатель и в образе автора, и в образе Пьеро.

Пьеса «Незнакомка» (поставлена не была, цензура запретила).

1907 г. – пьеса «Песня судьбы». Слишком многомерная, сложна по сценическому воплощению.

1907 – 1908 гг. – публицистика.

Оформляется любовный треугольник с Белым.

Погружение в жизненные стихии.

Отношения с Волоховой. Говорил о ней как об истинно русской женщине.

Тема страстной любви (сборник «Снежные маски»):

- Снег, снежное вино, снежные брызги. Зима – ночная жизнь Петербурга.

- Иная лексика. Н: волосы «тяжелозмейные».

- Женщина – змея, комета (падающая звезда), демоническая женщина.

Стихотворение «Незнакомка». Глухой, душный воздух города. Луна – диск. В городе нет места идеалу. Здесь утрачена красота. Прототип – уличная проститутка. Грешница, блудница. Но: в ее глазах поэт видит «даль», прекрасное начало. Символ поруганной красоты. Преемственность образа Незнакомки Прекрасной Дамы. Она – падшая звезда. Она и продажная, и святая.

С 1908 г. – Неонародничество Блока.

1908 г. – статья «Ирония» по поводу пьесы «Балаганчик» (1906 г.): оценка этого смеха, как следствия нравственного нездоровья, душевного нездоровья. «Не слушайте смеха, слушайте ту боль, которая за ним». Ирония – болезнь современной интеллигенции, следствие утраты идеалов; у народа есть здоровье.

1908 г. – статья «Народ и интеллигенция». Начинается с защиты Гоголя. Образ «тройки» осмысливается. У Гоголя Россия спящая. Сейчас она просыпается, слышится гул – «чудный звон колокольчика-тройки». Нужно бросаться под ноги этой бешеной тройки. Стихия всегда права. Народ – воплощение стихии.

1908 г. – «Стихия и культура». Землетрясение в Лиссабоне – знак.

Интеллегенция должна учиться у народа.

Истоки: стих-ие «Русь» (1906 г.), «Осенняя воля» (1905 г.).

Революция, соц. движения – стихийные брожения. Образы стихийных бедствий.

Мотивы ветра, Бури, стихий. (Чайковский: «Этот ветер навеял ему Россию…»).

Появляются приметы национального обычая.

Тема России – тема погибели.

Образ поэта-бродяги, странника.

«Русь». Образ колдовской, ворожейный. Русь загадочная, мистическая.

III том.

1909 г. – Менделеева родила, ребенок умер. Блок очень переживал. Воспринимал как знак. Уезжают за границу (до янв. 1910 г.)

=> Цикл «Итальянские стихи»

После возвращения цикл «Родина» (стихи разных лет).

1-ое стихотворение – связующий блок между ранними и поздними стихами. Галилея (для Блока Россия). Мотивы Др. Руси. Образ князя-воина, княжны. Чувство долга заставляет князя покидать княжну.

Цикл «На поле Куликовом». Куликовская битва – одно из событий русской истории, которое должно повториться. Битва тьмы и света. Образ реки-России. Ее путь совпадает с путем поэта. «Ночная мгла» - то, что царило в России после разгрома революции. «Закат в крови» - образ из «Слова о полку Игореве». Боль личная и боль в России – две грани одной стороны. «Ты» с большой буквы. Эпиграф из Соловьева.!!! «Петербургское небо мутилось дождем…»: преклонение перед силой и правдой народа, перед солдатами. Реалист. Детали. «Коршун»: краткость, интонации мужественности. Память юности, первой любви.

III том открывается темой «страшной любви». Жизнь как зеркало иного мира. Мотивы «Снежной маски» и «Фаины» проявляются в ином виде. Пр.: «Черный ворон…»

Обращение к теме Родины + темы страшного мира.

Драматургия Блока.

1906 – 1907 гг. – вся драматургия.

1906 г. – первая пьеса «Балаганчик»: мотив народного представления, театра, балагана. Ирония по отношению к идеалам первого периода, к символизму, самоирония, болезненный смех.

Создатель и в образе автора, и в образе Пьеро.

Пьеса «Незнакомка» (поставлена не была, цензура запретила). Преемственность образа Незнакомки Прекрасной Дамы. Она – падшая звезда. Она и продажная, и святая.

1907 г. – пьеса «Песня судьбы». Слишком многомерная, сложна по сценическому воплощению.

Сюжет: гл. герой Герман, его жена Елена (античный прообраз).

Значима каждая реплика, каждое слово. Н: 1-ая сцена – проснись от сна жизни.

Поэт должен покинуть дом.

Мотив нравственного дома, призвания.

Стоять нельзя, нужно двигаться, а то «заметет вьюга». Народ знает, Но «дальше сам иди».

 

Публицистика А. Блока.

1907 – 1908 гг. – публицистика Блока.

1908 г. – статья «Ирония» по поводу пьесы «Балаганчик» (1906 г.): оценка этого смеха, как следствия нравственного нездоровья, душевного нездоровья. «Не слушайте смеха, слушайте ту боль, которая за ним». Ирония – болезнь современной интеллигенции, следствие утраты идеалов; у народа есть здоровье.

1908 г. – статья «Народ и интеллигенция». Начинается с защиты Гоголя. Образ «тройки» осмысливается. У Гоголя Россия спящая. Сейчас она просыпается, слышится гул – «чудный звон колокольчика-тройки». Нужно бросаться под ноги этой бешеной тройки. Стихия всегда права. Народ – воплощение стихии.

1908 г. – «Стихия и культура». Землетрясение в Лиссабоне – знак.

1918 г. – статья «Интеллигенция и революция».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.021 с.)