ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Теоретико-методические основы изучения творчества А.Блока в школе



Введение

Произведения Александра Блока – источник больших духовных ценностей, именно поэтому «Творчество А. Блока» является традиционной темой в школьном историко-литературном курсе, заняв с конца 60-х годов прошлого века прочное место в программе выпускного класса. А. Блок оставил нам непреходящие ценности. Все, что волновало поэта, волнует и современного человека. А. Блок общечеловечен, он определяет ценности, созвучные нам и сегодня, запечатлел то, что есть в жизни каждого, и потому так востребован. Тема России, Родины, любви и в прозе, и в поэзии А. Блока занимает одно из важнейших мест. Воздействие стихов объясняется не только проникновенным изображением русской земли, но и тем родством между природой и душой человеческой, которое устанавливает автор. Ритмы А. Блока необыкновенно выразительны. Они помогают передать великое разнообразие чувств и настроений – от глубокой грусти до энергического восторга и кипения самых буйных страстей.

Творчество А. Блока пронизано многообразными связями с его предшественниками и современниками, поэтому именно оно может стать своеобразной литературной «скрепой» между классическим реализмом ХIХ века и модернизмом начала XX века. Системное обращение в школьном курсе литературы к историко-литературным взаимодействиям в процессе изучения поэзии А. Блока позволяет осознать динамику культурного развития эпохи и место конкретного художника в ней, способствуя вхождению современного читателя-школьника в многообразный мир культуры.

Актуальность работы состоит в том, именно в школе посредством лирики мы можем научить видеть прекрасное в обыденном, то , что не замечается. Но самое главное, именно лирика может научить ребят чувствам как нежность, любовь, сострадание, радость, сопереживание. Поэтому сейчас немаловажно уделять внимание поэзии, изучению лирических произведений в школе.

Объектом исследования является процесс восприятия и изучения учащимися 11 классов лирики А. Блока, предметом– система изучения произведений А. Блока в основной школе.


Цель исследования – разработать методику изучения лирики А. Блока на уроках литературы в основной школе.

Задачи для достижения поставленной цели:

1. Изучить литературоведческую, критическую и учебно-методическую литературу по теме исследования.

2. Рассмотреть эволюцию творчества поэта, его место в литературном процессе. Произвести сопоставительный анализ действующих программ по литературе.

3. Раскрыть особенности изучения творчества А. Блока на уроках литературы в основной школе.

4. Разработать методику изучения лирики А. Блока на уроках .

Методы исследования:

· описательный (освещение проблемы изучения творчества А. Блока на уроках литературы в среднем звене),

· теоретический анализ (анализ работ по методике преподавания литературы, психологии и литературоведению, школьных программ и учебников),

· сравнительный анализ (сравнение программ разных авторов по литературе),

· моделирование (разработка системы уроков) .

Практическая ценность заключается в возможности использования материалов работы на уроках литературы, использование разработанной системы уроков учителями-словесниками в своей практике преподавания литературы.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, насчитывающего 54 источника.

 

 

Глава I. Теоретико-методические основы изучения творчества А.Блока в школе

Проблемы художественного восприятия и понимания текста в процессе изучения лирики в школе

Многие методисты и исследователи ( З.Я. Рез, О.Ю. Богданова, В.Г. Маранцман, М.А. Рыбникова) справедливо считают вершиной читательского восприятия и литературного развития школьников, их эмоциональной сферы постижение лирического текста. Полностью согласна с существующим мнением, поскольку лирика содержит в себе элементы и драмы, и эпоса и требует от читателя умения тонко прочувствовать настроение автора, художественное содержание произведения.

Как показывает практика, ученики читать лирические произведения не любят, уровень восприятия лирики у них низкий, умения пользоваться теоретико-литературными понятиями, связанными с лирикой как родом литературы, оставляет желать лучшего.

Критические статьи, и заметки о лирике, школьники почти совсем не читают и не смотрят литературные передачи. А ведь изучение лирики в школе составили органическую часть воспитательного процесса.

Глава II. Организация работы на уроке по изучению творчества А. Блока

Лирика А. Блока в методике и школьной практике

Особую роль в процессе эстетического воспитания и образования учащихся играет лирика – тот род литературы, который формирует душевный мир, тонко и глубоко влияя на человека.

Творчество А. Блока в школе изучается с 1960-х годов, накоплен большой опыт по изучению его произведений в школе, однако, как упоминалось ранее, основной пласт методической литературы посвящен программным темам курса литературы старших классов.

Тем не менее произведения А. Блока не должны обходиться стороной в школьной практике среднего звена. Необходимо с 5-го класса вводить в кругозор учащихся лирику А. Блока и постепенно наращивать знания учащихся к выпускному классу.

К сожалению, школьные программы как прошлых лет, так и современные не учитывают важность изучения творчества поэта. Невнимание к личности А. Блока, его творчеству в среднем звене приводит к тому, что учащиеся не способны назвать простых истин, не понимают всей ценности и уникальности лирики поэта, а также не видят целостную картину эпохи Серебряного века.

II. Слово учителя

«Лирическая уединенность», «одиночество» Блока, в атмосфере кото­рых создавались «Стихи о Прекрасной Даме», постепенно отступают перед явлениями реальности. В последнем разделе первой книги, в «Распутьях» (1902-1904), появляются непривычные для ро­мантического ореола поэта новые темы и образы. Обратимся к стихотворению 1903 года «Фабри­ка». «Грубый чекан этих ударяющих, как молот кузнеца, строк был так непривычен под пером поэта «Прекрасной Дамы», — так вспоминал впоследс­твии редактор журнала, где публиковались стихи из первой книги Блока.

В поэзию Блока входит тема города, тема социальной несправедливос­ти. Образ нищих рабочих с их «измученными спинами» обобщен, как и образ противопоставленного ему зла: «Недвижный кто-то, черный кто-то /Людей считает в тишине». Образ лирического героя еще над происходя­щим: «Я слышу все с моей вершины». Возникает чувство тревоги за мир, который нуждается в спасении. Уродства «страшного мира» показывают­ся символически, здесь особую роль играет цвет. В символике цвета у Бло­ка желтый обозначает увядание, тление; черный — тревожное, гибельное, катастрофическое. Постепенно вызревает сформулированная Блоком позже мысль: «Одно только делает человека человеком: знание о соци­альном неравенстве». Подлинная жизнь с ее остротой социальных проти­воречий постепенно проникает в творчество Блока. Именно отсюда настойчиво повторяющаяся тема ожидания будущих тревог и потрясений. Эта тема определила образное содержание второй книги стихов.

Лирика второго тома (1904—1908) отразила существенные изменения мировосприятия поэта. Он отходит от мистицизма Соловьева, от идеала мировой гармонии, но не потому, что поэт разочаровался в этом идеале. Он навсегда остался той «тезой», с которой начался его творческий путь. События окружающей жизни вторгаются в сознание Блока как сти­хия, вступающая в конфликт с «несмутимой» Душой Мира, как «антите­за», противостоящая «тезе». Поэт, изображая сложный, противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы и ощущает себя сопричастным всему происходящему. Это и события революции, воспринятые им, подобно другим символистам, как проявление народной разруши­тельной стихии, как борьбу с царством социального бесправия, насилия и пошлости.

III. Чтение стихотворений «Вися над городом всемирным...», «Митинг», «Сытые»

Лирический герой не считает себя достойным оказаться среди тех, кто выступает на защиту угнетенных («Барка жизни встала...», 1904): «Вот они далеко, / Весело плывут. /Только нас с тобою, / Верно, не возьмут!». Здесь намечается одна из главных проблем в творчестве Блока — народ и интел­лигенция.

Происходит некое «раздвоение», противоречие в душе самого поэта: теперь он замкнут в себе, теряет связь с миром, в котором все заранее ис­числено, измерено, все повторяется. Память не хочет подчиняться зако­нам бездушного существования, хранит высоту, красоту идеала. Душа ищет способа восстановления связей с миром. Возникает образ «Незна­комки». Сам поэт считал, что этот образ — антитеза Прекрасной Дамы: «никакого перехода от одного образа в другой нет».

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели

Сегодня мы продолжим работу по творчеству А. Блока. Предлагаю вам побыть в роли исследователей и ответить на вопрос: “ А. Блок отпел или воспел Россию?” Отсюда вытекает тема урока – “Тема Родины в творчестве А. Блока”.

Слово учителя.

По свидетельству самого Блока, поэма «Двенадцать» началась для него с согласной «ж» во фразе:

Уж я ножичком
Полосну, полосну

Если мы обратим внимание на прием фонетического повтора в этой фразе, то легко прочитаем слово У – ж – а – с

И все же прежде поэмы была статья «Интеллигенция и революция». Сейчас мы поработаем с фрагментом статьи. Наша цель – понять, как Блок воспринимает и объясняет современникам русскую революцию. (Фрагмент статьи записан на уроке русского языка как диктант и есть у каждого ученика).

Ход урока.

1. Организационный момент:сообщение темы, цели, форм работа на уроке.

Эпиграф урока: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении… Он многолик, многомыслен…» Вячеслав Иванов.

Возможный вариант начала урока – просмотр фрагмента из фильма «Серебряный век русской поэзии. А. Блок». Фрагмент «Фауст» и «Евангелие». Влияние их на символику поэмы.

2. Проверка домашнего задания– выступление учащихся: смысл и содержание образов – символов поэмы.

а) Образ стихии – вьюги, метели…

Предполагаемый ответ.

Образ метели, вьюги – традиционный в русской классической литературе. Достаточно вспомнить повесть «Метель» А. С. Пушкина, его «Капитанскую дочку»… Метель определила судьбу главных героев вопреки их желаниям, замела все старое, знакомые пути и дороги, свела Гринева с Пугачевым, Марью Ивановну – с Бурминым. Таким образом, метель – символ промысла божьего, судьбы рока. Эта же метель кружит героев по черному городу между сугробов и снеговых столбов. Она символ стихии революции, уничтожающей все старое.

б) Символ цвета.

Предполагаемый ответ.

Символика цвета у Блока философская. В поэме два цвета: черный и белый – этот контраст не столько воспроизводит картину ночного Петербурга, сколько выражает классовый смысл революции, расстановку сил истории и одновременно соотношение добра и зла, света и тьмы. Преобладает черный цвет: Россия погружена в злобное сатанинское - черное. Белый употребляется только три раза: в начале поэмы и в конце – венец Христа.

в) Образ-символ «пса».

Предполагаемый ответ.

Пес, по замыслу Блока, воплощение старого мира. Он сам говорит «Старый мир, как пес безродный…» Вместе с тем, пес в мировой классической литературе символ и воплощение сатанинских сил. Вспомним, что в произведении Гете «Фауст» Мефистофель появляется из пса, до этого преследующего Фауста в образе пуделя.

Что это, сказка или быль?
И все разбухает ввысь и вширь,
Он может до потолка достать.
Нет, это не собачья стать!
Я нечисть ввел себе под свод!
Раскрыла пасть, как бегемот,
Огнем глазищи налиты –
Тварь из бесовской мелкоты.

К концу поэмы, следуя за патрулем, он превращается в волка: «Скалит зубы волк голодный»… Не исчезает, не становится слабее.

г) Версия образа – символа «Двенадцать».

Предполагаемый ответ.

Двенадцать – магическое число, оно пронизывает всю поэму. Реалистическая деталь: патрули тогда действительно состояли из Двенадцать человек. В поэме Двенадцать глав. Возникает ассоциация с Двенадцать апостолами – учениками Христа, которые появляются в конце поэмы. Я думаю, в поисках исторических аналогий, Блок мог сравнить падение царизма с падением Римской империи, а провозвестником падения Рима он считал учение Христа.

3. Слово учителя.

В конце первой главы Блок, используя прием звукоподражания, подсказывает еще одно значение этого образа:

Черное, черное небо – м
Злоба, - м грустная злоба – м
Кипит в груди…
Черная злоба – м, святая злоба – м…
Товарищ! Гляди в оба – м.

- Что вы слышите?

Предполагаемый ответ: бой часов.

Да, бой часов: часы – время – эпоха – век – история…

В то же время Двенадцать – это миг безвременья, когда старый день, год, век уже кончился, а новый еще не начался. Об этом есть стихотворение современницы Блока Поликсены Соловьевой (Аллегро). Аллегро – псевдоним сестры философа Вл. Соловьева.

Тайна двенадцати:
Двенадцать – самый страшный час.
Он радостно пугает нас,
И за ударом вновь удар
Чредит и холод, и пожар.
Вот полночь: преклонив колени,
Закрыв лицо, мы – в царстве тени.
Вот полдень: тени больше нет,
Ее убил родивший свет.
Двенадцать – час великой тайны.
И не безвольно, не случайно,
На солнце глядя и луну,
Две стрелки вдруг слились в одну.
Как медленно плывут удары.
Значенье – в каждом, в каждом чары.
Умей понять, умей назвать,
Проклятье или благодать.
Двенадцатый удар погас,
И тайна миновала нас?

Вот этот миг безвременья и есть ключ к появлению всех темных сил. Строго на шестом ударе в круге ветра и снега, среди «огней, огней, огней» и появляются Двенадцать… Человек… - подчеркивает Блок и … больше так их не назовет ни разу. Он скажет: «Ребята, двенадцать, товарищ, дружок, голытьба, рабочий народ»… А разгадка здесь же…

- Сколько раз звучит во второй главе выражение «Эх, эх, без креста?» (трижды).

Крест символ того, что отличает человека от животного – морали, основанные на евангельских заповедях. Отрекаясь от Бога, каждый из них перестает быть Человеком. И появляется… пес.

- уточните, после каких событий он появляется?

Нет, не сразу после смерти Катьки: она убита в 6 главе, а пес появляется в 9, что-то произошло более страшное, чем убийство Катьки. Откроем главу 7 и прочитаем еще раз по ролям.

(Чтение главы 7 по ролям).

Я понимаю, что происходит с Петрухой в начале главы: смятение, раскаяние – муки и страдания человека, по своей вине потерявшего любимую. А в том, что он ее любил, мы сомневаться не можем, он сам говорит: «Ох, товарищи, родные, эту девку я любил»… А в ответ? Его отругали, «поддержали» и он «опять повеселел. Обратите внимание, что внешних событий нет. Вся глава – диалог, значит, то, что происходит – происходит в душе героя, что?

Предполагаемый ответ.

Его перестала мучить совесть, потому что 11 человек, как один, сказали ему, что совесть – это чепуха, сейчас не до нее…

Вывод учителя: произошел страшный процесс замены личной совести и личной ответственности интересами и мнением коллектива, тот процесс, который произойдет со всей страной и обернется уничтожением совести и нравственности народа и гибелью миллионов «Катек».

А теперь, когда убить Катьку – чепуха, то и « позабавиться не грех»:

Отпирайте етажи,
Нынче будут грабежи…

(Чтение учителем 8 главы)

- Для чего использует Блок в этой главе ассонанс и аллитерацию?

(ассонанс передает стон, плач, вой, надрывное пение).

- Кто плачет?

(Петька: 8 глава – это его внутренний монолог).

Учитель: Его плач и вой понятны. Но дальше… Ассонанс прекращается, но зато автор использует аллитерацию – звуки ж-з-р – здесь и прочитанный нами «ужас» и злоба. Страдание и муки совести ищут выхода, но его нет, потому что единственный выход – это покаяние, но он отвергнут вместе с крестом, с Богом, и место совести занимает ненависть. Вот вроде бы нашла душа выход, Петька хочет просить Бога за душу любимой: «Господи, упокой душу рабы твоея…» И не заканчивает фразу, не называет имени, а говорит: «Скучно».

Скука – грех, она сочетает в себе тоску и злобу, вот тут и появляется пес, тоже тоскливый и злобный – торжествуют дьявольские силы, кружатся снежные столбы, в которых, по преданиям народным, веселится нечистая сила.

Еще раз мы услышим от Петьки: «Ох, пурга какая, Спасе…» «Спасе» - спаситель Иисус, но какой обвал злобы в ответ. (чтение фрагмента) Итог всего, что произошло, выражает фраза «Али руки не в крови…» - повязанные кровью, они превратились в банду.

Вывод: что бы ни хотел думать о революции Блок, но сказал он о ней правду: революция – трагедия и преступны люди, осуществляющие ее, но преступен и народ, идущий за ними, потеряв Бога. Впереди его ждет тупик.

4. Работа с классом над образом Христа.

До сих пор не нашли и вряд ли когда-нибудь найдут однозначное «совпадение» числа красногвардейцев в составе патруля с числом Апостолов и объяснение последних строк поэмы. Поэт М. Волошин предполагал, что не Христос «возглавляет красногвардейцев, а они Его «конвоируют».

Философ С. Булгаков считал, что Блоку под видом Христа виделся Антихрист. Но чаще всего Двенадцать называют «апостолами революции».

Я тоже склонялась к этой версии, к ней подталкивали многие детали, ведущие к Евангелию: трижды отреклись Двенадцать от Христа, а в «Библейском словаре» в статье «Апостол Петр» говорится о том, что Петра привел к Христу брат Андрей. Помните: «Андрюха, помогай, Петруха, сзаду забегай»… Трижды отрекся Петр от Иисуса в последнюю ночь, а он простил своего ученика, лишь трижды спросив, любит ли он своего Учителя… Путь Двенадцать к Богу казался простым и естественным.

Я обратилась к священнику нашей церкви, надеясь на подтверждение этой версии. И знаете, что сказал Батюшка? Что эта поэма кощунственна. Она создана в короткий период безверия Блока. Вот почему он ее никогда не читал сам, и чувствовал огромную вину за ее создание.

Я попыталась возражать, ссылаясь на то, что Блок не отказался от Христа в поэме, как ни просили его об этом представители новой власти, он говорил: «Я так чувствую – только Иисус.» И не отрекся. Батюшка ответил: «Он очень скоро все понял о революции. Безверие было лишь периодом. В его душе всегда жил Бог».

И тогда я снова обратилась к поэме, главе Двенадцать.

Работа в группах.

Задание 1 группы: нарисуйте устно иллюстрацию к этой главе, опираясь на детали текста.

Предполагаемый ответ.

Иллюстрацию нарисовать очень трудно, потому что нет цвета и света. использовать можно только графику. Черные силуэты домов и героев в смятых ветром шинелях, ружья нацелены в разные стороны. Сзади, ближе всего к зрителю, - волк скалит зуба. Впереди сугроб, тупик. Но есть второй, «надвьюжный» план: над вьюгой, то есть в небе – свет, в белом венце – Иисус. В руках его тонкое древко знамени, но оно не красное, а кровавое – при свете это видно. А флаг Двенадцать будет черным, потому что темно. Иисуса они не видят.

Задание 2 группы: определите состояние Двенадцать, опираясь на реплики героев и их интонацию.

Предполагаемый ответ.

В Двенадцать главе использованы элементы драмы – реплики. Но это не диалог героев, реплики и их интонация выдают страх, угрозу, панику, злобу, недоумение – Двенадцать не находят и не видят врага, они разобщены.

Задание 3 группы:«озвучьте» текст, опираясь на звуковые образы.

Предполагаемый ответ.

Мы слышим лишь вой вьюги, хохот, испуганные крики, угрозы и беспорядочную стрельбу.

Вывод учителя: выпущено на волю все черное, бесовское, выпущено безбожьем и злобой людей. Бессмысленно кружат они по черному городу «державным шагом», так ходят марионетки.

И вдруг, как будто оркестр прекратил какофонию настройки и зазвучала божественная увертюра…

(Чтение учителем заключительных строф поэмы).

- Кого же ведет Иисус? В тексте есть подсказка, сумейте ее разгадать. Дважды в поэме звучит любимый Блоком эпитет «жемчужный» - где и когда?

Предполагаемый ответ.

«Запрокинулась лицом – зубки блещут жемчугом»… И «…снежной россыпью жемчужной»… Вряд ли случаен отблеск Катькиной улыбки рядом с Христом. Так кто же под кровавым флагом Иисуса? Кого он собирает и ведет – бандитов или их жертв?

Вывод учителя:приходится повториться, какой бы ни хотел Блок видеть революцию, изобразил он ее объективно, следуя своему призыву «всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию». Он услышал ее в январе 1917 и в январе же понял ее и… замолчал. Лишь однажды еще, 11 февраля 1921 года прозвучали его новые стихи «Пушкинскому дому – стихи тому, кто был для Блока воплощением России духа ее народа. «Нет. Пушкина убила не пуля Дантеса, - скажет Блок, - его убило отсутствие воздуха, у него отняли тайную свободу».

(Чтение стихотворения «Пушкинскому дому»).

Заключительное слово учителя:этим поклоном поэту, сказавшему пророческие слова: «не дай вам Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», - мы закончим урок.

Домашнее задание: прочитать стихотворение «Скифы», сформулировать вопросы по содержанию, определить тему и идею.

 

 

Заключение

Еще в ХIХ веке В.Г. Белинский говорил о детях, как о гостях настоящего и хозяевах будущего. Это значит, что, подготавливая школьников сегодня, преподаватель всегда должен ориентироваться на завтрашний день.

Современная школа должна помочь учащемуся творить себя, быть скульптором своей судьбы. Формирование личности в школе должно идти по пути расширения ее творческих возможностей, раскрытия ее потенциала, выработки самокритичного отношения к самому себе, окружающему миру, своей деятельности. Следует также учитывать и то, что XXI век – век профессионалов, основным критерием которых служит компетентность.

Изучение лирики поэтов Серебряного века, в том числе и лирики А. Блока, поможет учащимся развивать свои творческие способности, мышление и увидеть, проанализировать свой внутренний мир. Но, к сожалению, авторы программ по литературе не учитывают важность изучения творчества данного поэта.

Изучив литературоведческую, критическую и учебно-методическую литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что смерть поэта в 1921 году дала естественный толчок появлению множества материалов как историко-биографического, так и научно-критического характера. Здесь следует назвать такие работы, как «Александр Блок. Биографический очерк» М.А. Бекетовой (1922) и «Александр Александрович Блок» В.Н. Княжнина (1922); «Ранний Блок» П. Перцова (1922), «Воспоминания о Блоке» Вл. Пяста (1923) и работы К.И. Чуковского – «Последние годы жизни Блока» (1922) и «Александр Блок как человек и как поэт (введение в поэзию Блока)» (1924).

Большое внимание личности поэта уделяется в мемуарной прозе А. Белого 1920-х – 1930-х гг. Тогда же появились и первые исследования более специального характера – «Ал. Блок и Россия» М. Бабенчикова (1923), «Александр Блок и театр» Н. Волкова (1926), «Драмы и поэмы Ал. Блока. Из истории их создания» (1928) П.Н. Медведева. В 1921 и 1929 году выходят специальные сборники воспоминаний и статей «Об Александре Блоке», авторами которых были М.А. Бекетова, В.М. Жирмунский, Д.Д. Благой, С.П. Шувалов, Б. Энгельгардт, А. Слонимский, И. Розанов, В. Гольцев и другие.

Учебно-методические работы, посвященные творчеству А. Блока – Л.Ф. Алексеева «Пророчество о XX веке в поэзии А. Блока», Г.И. Беленький «Об одном стихотворении Блока», А.А. Сарычев «Цена утраты части души». Лирическая идея стихотворения «Сусальный ангел» в контексте духовной биографии А. Блока» и другие.

А. Блок – выдающийся представитель отечественной культуры XX века. Поэтическое наследие А. Блока включается в современные программы по литературе (под редакцией А.Г. Кутузова, под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, под редакцией М.Б. Ладыгина, под редакцией В.Я. Коровиной, под редакцией В.Г. Маранцмана), но не все составители программ уделяют ему достаточное внимание.

Разработанные система уроков по творчеству А. Блока могут стать примером опыта для молодых учителей-литераторов, основой для их методических разработок.

 

Введение

Произведения Александра Блока – источник больших духовных ценностей, именно поэтому «Творчество А. Блока» является традиционной темой в школьном историко-литературном курсе, заняв с конца 60-х годов прошлого века прочное место в программе выпускного класса. А. Блок оставил нам непреходящие ценности. Все, что волновало поэта, волнует и современного человека. А. Блок общечеловечен, он определяет ценности, созвучные нам и сегодня, запечатлел то, что есть в жизни каждого, и потому так востребован. Тема России, Родины, любви и в прозе, и в поэзии А. Блока занимает одно из важнейших мест. Воздействие стихов объясняется не только проникновенным изображением русской земли, но и тем родством между природой и душой человеческой, которое устанавливает автор. Ритмы А. Блока необыкновенно выразительны. Они помогают передать великое разнообразие чувств и настроений – от глубокой грусти до энергического восторга и кипения самых буйных страстей.

Творчество А. Блока пронизано многообразными связями с его предшественниками и современниками, поэтому именно оно может стать своеобразной литературной «скрепой» между классическим реализмом ХIХ века и модернизмом начала XX века. Системное обращение в школьном курсе литературы к историко-литературным взаимодействиям в процессе изучения поэзии А. Блока позволяет осознать динамику культурного развития эпохи и место конкретного художника в ней, способствуя вхождению современного читателя-школьника в многообразный мир культуры.

Актуальность работы состоит в том, именно в школе посредством лирики мы можем научить видеть прекрасное в обыденном, то , что не замечается. Но самое главное, именно лирика может научить ребят чувствам как нежность, любовь, сострадание, радость, сопереживание. Поэтому сейчас немаловажно уделять внимание поэзии, изучению лирических произведений в школе.

Объектом исследования является процесс восприятия и изучения учащимися 11 классов лирики А. Блока, предметом– система изучения произведений А. Блока в основной школе.


Цель исследования – разработать методику изучения лирики А. Блока на уроках литературы в основной школе.

Задачи для достижения поставленной цели:

1. Изучить литературоведческую, критическую и учебно-методическую литературу по теме исследования.

2. Рассмотреть эволюцию творчества поэта, его место в литературном процессе. Произвести сопоставительный анализ действующих программ по литературе.

3. Раскрыть особенности изучения творчества А. Блока на уроках литературы в основной школе.

4. Разработать методику изучения лирики А. Блока на уроках .

Методы исследования:

· описательный (освещение проблемы изучения творчества А. Блока на уроках литературы в среднем звене),

· теоретический анализ (анализ работ по методике преподавания литературы, психологии и литературоведению, школьных программ и учебников),

· сравнительный анализ (сравнение программ разных авторов по литературе),

· моделирование (разработка системы уроков) .

Практическая ценность заключается в возможности использования материалов работы на уроках литературы, использование разработанной системы уроков учителями-словесниками в своей практике преподавания литературы.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, насчитывающего 54 источника.

 

 

Глава I. Теоретико-методические основы изучения творчества А.Блока в школе





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.185.97 (0.025 с.)