Программа по литературе под редакцией В.Г. Маранцмана



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа по литературе под редакцией В.Г. Маранцмана



Изучение литературы в основной школе подчинено целям воспитания читателя и гражданина и направлено на формирование свободы общения с искусством слова, понятий о родах и жанрах и представлений об основных эпохах развития словесного искусства. Программа включает в себя поурочное планирование и методический комментарий к урокам, также авторы программы обозначают теорию литературы, с которой должны познакомиться учащиеся, уроки внеклассного чтения и литературное творчество, т.е. варианты творческих работ (например, сочинение, пересказ эпизода, составление киносценария).

Знакомство с творчеством А. Блока согласно данной программе происходит в 8-м классе. Имя поэта впервые вводится на уроке внеклассного чтения по творчеству А. Пушкина «Стихотворения поэтов XX века о Пушкине». Естественно, что А. Блоку не отводится ведущей роли на данном уроке.

Авторы программы обращаются непосредственно к творчеству поэта немного позже на уроке, посвященном А. Блоку. И здесь в рамках двух часов составители программы обращают внимание ребят на стихотворный цикл «На поле Куликовом». В методической рекомендации мы можем увидеть некоторые указания к уроку, а именно, с чем необходимо познакомить ребят – из биографии поэта, отношение А. Блока к революции 1905 – 1907 гг., осознание гражданского и исторического долга перед Отечеством. Историческое и символическое время в цикле, смысл обращения поэта к эпохе Куликовской битвы.

Кроме этого необходимо показать символизм исторической живописи на рубеже XIX – XX вв. (Васнецов, Врубель, Нестеров, Рерих и др.). Образ России в цикле А. Блока «На поле Куликовом» и в этюдах-картинах Рахманинова. Значение сквозных образов-символов (степь, река, кровь, сердце, лебеди и т.д.), символика цвета – наблюдения учащихся. Мотив жертвенного пути – характерный мотив лирики А. Блока и его реализация в цикле «На поле Куликовом». Отношение поэта к России и выбор пути. Также следует сравнить и провести параллели с творчеством других русских поэтов (на материале изученного). После изучения стихотворного цикла «На поле Куликовом» авторами программы предлагается проведение урока внеклассного чтения, на котором следует осветить другие стихотворения А. Блока по выбору учителя.

На следующей ступени литературного образования – в 9-м классе, изучаются произведения, посвященные теме Родины, а именно стихотворения «Россия» и «О доблестях, о подвигах, о славе…».

Учителю следует показать, что А. Блок – поэт, влюбленный в беспредельность стихий любви и творчества, воспринимающий события общественной и личной жизни в масштабах космоса. Преподаватель должен раскрыть Родину, осознаваемую поэтом как движение истории, бесконечность природы. Таинственность любви и Родины в стихотворениях поэта. Близость к Родине для А. Блока не как сыновнее чувство, а как чувство преданного и потрясенного влюбленного. На примерах стихотворений «Русь» (1906), «Река раскинулась…» (1908), «Россия» (1908) показать образ России.

Также необходимо сравнить стихотворения, второе из которых знакомо учащимся по предыдущим классам. Преподаватель должен дать возможность ребятам поразмышлять над вопросами: «Чем ново для вас чувство А. Блока по отношению к родине?»; «Почему привязанность к Родине А. Блок сравнивает со «слезами первыми любви»?», «Какой зрительный образ возникает у вас при чтении этого стихотворения?», «Найдите контрастные образы в каждой строфе стихотворения. Как вы понимаете эпитет «песни ветровые»?», «Почему для А. Блока в России «и невозможное возможно»?», «Почему «нищая Россия» вызывает в поэте не жалость, а восторг и воодушевление?»

Авторы программы в качестве дополнительного материала к уроку видят возможным подбор картин русских художников конца XIX –начала XX века, созвучных стихотворению А. Блока, также прослушивание аудиозаписи голоса А. Блока, читающего свои стихи. Отзывы современников (Б. Эйхенбаум и др.) о сдержанной манере чтения А. Блока, составление партитуры чувств к выразительному чтению стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…». Школьники должны увидеть обнаженность чувств в поэтических образах стихотворения.

На материале данного урока ребят следует познакомить с такими литературными терминами, как эпитет и метафора в лирическом стихотворении. Далее авторы программы предлагают провести урок внеклассного чтения, расширяющий и дополняющий проведенное занятие. Преподаватель должен познакомить школьников с другими стихотворениями поэта о Родине, после учащимся предлагается написать сочинение на тему «Моя Родина».

Анализ действующих программ по литературе показал, что изучению творчества А. Блока уделяется недостаточное внимание (приложение 1). Знакомство с поэтом в 5-м классе происходит на уроках литературы при изучении лирики как рода литературы по программе под редакцией М.Б. Ладыгина и по программе под редакцией А.Г. Кутузова. Но, к сожалению, произведения А. Блока школьникам предлагается изучать самостоятельно. В этом же классе Т.Ф. Курдюмова обращает внимание учащихся на поэтический образ Родины и включает поэзию А. Блока наряду с другими авторами.

Совсем не представлено творчество А. Блока на данной ступени литературного образования в программах по литературе под редакцией В.Г. Маранцмана и В.Я. Коровиной. Но если составители последней программы освещают творчество поэта в 6-м классе, то В.Г. Маранцман обращается к наследию А. Блока лишь в 8-м классе.

Все авторы программ исключают возможность изучения произведений А. Блока в 7-м и 10-м классе. В 8-м классе в программе под редакцией В.Я. Коровиной происходит более тесное знакомство с личностью и творчеством поэта. Автор программы обращает внимание ребят на тему Родины в творчестве А. Блока и предлагает изучить стихотворный цикл «На поле Куликовом» и стихотворение «Россия». В.Г. Маранцман в этом же классе вводит стихотворения А. Блока на уроке внеклассного чтения «Стихотворения поэтов XX века о Пушкине» после изучении творчества А. Пушкина и предлагает представить не только стихотворения А. Блока, но и В. Маяковского, М. Цветаевой, Э. Багрицкого, Д. Самойлова, Б. Окуджавы и других авторов. Отдельное обращение к личности А. Блока происходит на уроках литературы, посвященных поэту. В.Г. Маранцман представляет вниманию учащихся стихотворный цикл «На поле Куликовом», а также дает возможность учителю-словеснику провести урок внеклассного чтения, самостоятельно подобрав произведения для изучения.

Все авторы программ обращаются к наследию А. Блока в 9-м классе. В программах под редакцией В.Я. Коровиной и Т.Ф. Курдюмовой при знакомстве с поэзией Серебряного века преподавателю дается возможность выбрать какого автора изучать – «Общий обзор и изучение одной из монографических тем». Т.Ф. Курдюмова предлагает изучить следующие стихотворения А. Блока:

«Девушка пела в церковном хоре…», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…», «Россия», «На железной дороге». Автор данной программы дает возможность преподавателю сказать слово о А. Блоке, выявить образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности, показать любовь А. Блока к России, веру в ее будущее. Учитель-словесник имеет возможность проиллюстрировать трагедию поэта в «страшном мире», художественное своеобразие поэзии А. Блока.

В программе под редакцией В.Я. Коровиной преподаватель также имеет возможность сказать слово о поэте, показать глубокое, проникновенное чувство любви к Родине, но спектр стихотворений выбран иначе – «Ветер принес издалека…», «О, весна, без конца и без краю…», чем в программе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой (общим является лишь стихотворение «О, я хочу безумно жить…»).

М.Б. Ладыгин знакомит школьников с поэмой «Скифы» и предлагает учителю донести до ребят мысль об особой роли России в мировой истории. В программе под редакцией А.Г. Кутузова при знакомстве с темой «Традиции и новаторство лирики начала XX века» авторы освещают особенности художественной образности лирики А. Блока наряду с другими поэтами – С. Есениным и В. Маяковским.

Составители программы под редакцией В.Г. Маранцмана обращаются к творчеству А. Блока в 9-м классе дважды. Сначала на уроке внеклассного чтения, посвященного творчеству У. Шекспира после знакомства с «Гамлет». Авторы дают возможность учителю показать жизнь литературного произведения во времени, знакомят школьников с стихотворением А. Блока «Я Гамлет…» и произведениями других авторов (М.Цветаева «Диалог Гамлета с совестью», Б. Пастернак «Гамлет», В. Высоцкий «Мой Гамлет», У. Шекспир «Отелло»).

Но творчеству А. Блока посвящается и отдельный урок. Автор программы обращает внимание учащихся на стихотворения «Россия» и «О доблестях, о подвигах, о славе…», кроме этого преподаватель должен познакомить ребят с понятийным аппаратом – эпитет и метафора в лирическом стихотворении. Также составители программы дают возможность провести урок внеклассного чтения, посвященный теме Родины в поэзии А. Блока.

Более тесное знакомство с творчеством А. Блока согласно авторам действующих программ происходит на следующей ступени литературного образования, а именно в 11-м классе. Ребята знакомятся с разнообразными направлениями в литературе, в том числе и с символизмом, в рамках которого и представлено наследие А. Блока. В данном классе изучаются сложные произведения, например, поэма «Двенадцать», более полно раскрывается личность поэта.

Несмотря на то, что творчество А. Блока широко представлено, активно исследуется литературоведами (З.Г. Минц, Вл. Орлов, П.А. Громов и др.), в школьной практике данные исследования не используются, исключение составляет программа под редакцией А.Г. Кутузова, который дает возможность учащимся познакомиться с монографией В. Орлова «Гамаюн».

2.1.2. Подходы к изучению поэзии А.А. Блока в учебно-методической литературе и периодических изданиях

Современная методика преподавания литературы опирается на ценнейший опыт педагогов-словесников прошлого, стремится учитывать уроки этого опыта и развивать лучшие традиции отечественной школы.

Современная общеобразовательная школа переживает время своего обновления. Авторитарная педагогика с ее невниманием к личности ребенка, форма традиционного урока, предполагающая ведущую роль учителя, уходят на второй план. Вариативность школьных программ и учебников, демократизация и дифференциация обучения – все это уже стало реальностью.

Главная задача преподавания литературы на современном этапе – вернуть ее исконную гуманистическую направленность. Появилось достаточно много разнообразной методической литературы, пособий, периодических изданий и публикаций для учителей-словесников. Например, на страницах журнала «Литература в школе» все чаще появляются материалы, в которых с гуманистических позиций рассматривается творчество русских и зарубежных классиков XIX – XX веков. «Новое прочтение» Горького, Маяковского, Блока, Ахматовой, Шолохова, писателей «русского зарубежья».

Но на уроках литературы творчество А. Блока изучается все же недостаточно. Возможно, это связано с тем, что лирические произведения сложны для восприятия школьников.

Особенность изучения лирики того или иного поэта определяется разными причинами: спецификой самого поэта и его эпохи, возрастом школьников, временем, отведенным на изучение поэта и т.д. Едва ли не центральной проблемой, с которой сталкивается учитель при изучении творчества А.Блока, оказывается проблема времени: программа позволяет заниматься лирикой сложнейшего поэта XX века два часа.

В школьной практике встречаются три основных пути изучения лирической поэзии. Первый путь, получивший широкое распространение, тематический (отслеживание определенных тем в ряде лирических произведений. Такой подход к изучению творчества А. Блока использует В.А. Кан-Калик, В.И. Хазан, которые также предлагают выполнить следующее задание: «В стихотворении А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» пропущены слова, в скобках предложены по два их варианта, один из которых – авторский, другой – нет. Выберите слово, использованное поэтом, и обоснуйте свой выбор; попытайтесь также объяснить смысловую и эмоциональную точность блоковского словоупотребления.

Когда твое лицо в простой оправе

Передо мной

… на столе (стояло, сияло)

Но … настал,

И ты ушла из дому… (час, день)» [27, 45].

Г.А. Шабельская, Г.Ф. Каравдина также предлагают строить уроки по тематическому принципу.

Положительным является достаточно широкий охват поэзии, но, к сожалению, чаще всего рассматриваются не произведения в целом, а определенный мотив, характерный для поэта, в связи с этим знакомство с творчеством автора отрывочно, не достаточно полно.

Второй путь – усвоение лирики попутно с биографией поэта встречается гораздо реже. В этом случае лирические произведения, предлагаемые авторами программ учебников, читаются и разбираются в момент знакомства учащихся с тем периодом жизни поэта, в который они были созданы.

Данный подход мы можем проследить у Е.Н. Ильина: «Когда в Останкине я сказал, что за 15 минут могу «выдать» всего (!) А.Блока, то в статьях и выступлениях замелькали упреки: как можно о великих – минутами! Тут не то что часов, месяцев – жизни мало! А ведь была гипербола, рождающая идею. За 15 минут Блока, конечно, не «выдать», но заставить всех и на всю жизнь полюбить его стихи – это можно, если анализировать художественное творчество средствами поэтической формулы. В ее основе – та же деталь, только с большим потенциалом» [26, 27].

Н.Е. Кутейникова также предлагает строить свое занятие согласно второму пути, представленный отрывок урока иллюстрирует данный подход: «Он любил долгие прогулки по«благоуханной глуши» Шахматова с дедом – известным ботаником А.Н. Бекетовым. Тихой, ласковой любовью и в тоже время радостью жизни веет от строк, посвященных Шахматову:

...По холмам и по ложбинам,

Меж полосами светлой ржи

Бегут, сбегаются к овинам

Темно-зеленые межи,

Стада белеют, серебрятся

Далекой речкой рукава...

Белеет церковь над рекою,

За ней опять – леса, поля…» [32, 337 – 338].

При такой системе изучения творчества того или иного автора школьники воспринимают произведение в его живой связи с личностью поэта, но при этом лирика воспринимается лишь как иллюстрация к этапам его биографии, и смысл ее утрачивается. Так, например, на уроке Л.И. Захаровой знакомство с исторической темой в творчестве А. Блока начинается с чтения стихотворения «О, я хочу безумно жить», затем школьники знакомятся с отдельной страницей биографии поэта и снова чтение стихотворения [26].

Третий путь предполагает восприятие и рассмотрение поэзии автора после знакомства с его жизнью и деятельностью. В этом случае после общей характеристики лирического творчества поэта разбираются в единстве формы содержания отдельные, наиболее значительные, произведения автора, предусмотренные программой. При изучении лирики таким путем учитываются следующие этапы: ориентировочное занятие, изучение отдельных стихотворений, заключительный урок. Такой подход к изучению творчества А. Блока можно проследить в работе М.А. Шнеерсон при изучении поэмы «Двенадцать». После знакомства с биографией А.Блока автор переходит к анализу поэмы: «Характер пейзажа в поэме Блока «Двенадцать». Образ вьюжной ночи, разыгравшейся метели – это не просто фон, на котором рисуются картины человеческой жизни, но и символ революции – разбушевавшейся стихии, как ее понимал Блок. Вот почему именно этот образ, как лейтмотив, проходит через всю поэму. И вот почему Блок рисует картину вьюги. Существенен не только символический смысл образа вьюги, пурги, но существенно и то настроение, которое создает пейзаж «Двенадцати»: тревожное, жуткое и, вместе с тем, радостное, бодрое» [52, 94].

Наиболее ярко данный подход виден на примере урока Н.А. Копыловой: «Ставлю пластинку. Звучит мелодия Чайковского или Грига. Приковывают внимание учащихся слова К. Паустовского: «Нет более трудной задачи, чем рассказать о запахе речной воды или о полевой тишине. И притом рассказать так, чтобы собеседник явственно услышал этот запах и почувствовал тишину.

Есть в мире сотни замечательных явлений. Для них у нас еще нет слов, нет выражения. Чем удивительнее явление, чем оно великолепнее, тем труднее рассказать о нем нашими помертвелыми словами.

Такой прекрасной и во многом необъяснимой нашей русской действительностью является поэзия и жизнь А. Блока».

После кратких биографических сведений о поэте звучат стихи Блока. Читаю то, что требует от слушателей большой душевной работы, воображения. Это осложняет восприятие поэзии, но подсознательно ученики чувствуют изысканность стиля Блока и красоту его слога. Без многословия обращаю внимание ребят на строй поэтической фразы: безличные предложения, обращения, неопределенные местоимения, обилие риторических оборотов.

Поиски поэтом идеала, Блок и революция, раздумья поэта о судьбах родины. Обращаюсь к письмам, к статье «Интеллигенция и революция». Подступили к поэме «Двенадцать», которую читаем и анализируем более подробно, непременно используя живую беседу.

Целый урок иногда посвящаю воспоминаниям об А. Блоке М. Горького, К. Чуковского, книге В. Орлова «Гамаюн». Теперь можно поинтересоваться, что осталось в памяти и сердцах учеников» [30, 34 – 35].

Проблемам изучения наследия А. Блока посвящаются многочисленные исследования, научные конференции семинары. Изучение творчества поэта включено и в школьные программы, и в программы высших учебных заведений.

Школьники любят поэзию А. Блока, с интересом относятся к изучению его биографии, творчеству в целом. Но, к сожалению, знания учащихся иногда «скользят» по поверхности, не проникая в «святая святых» – творческую мастерскую талантливого поэта русского символизма, не всегда понимают слагаемые трагедии поэта, ушедшего из жизни слишком рано, вместе с той «старой» Россией, которую он не хотел покидать. Он отдал ей все – свой талант, жар своей души, свою любовь, свою жизнь…

Уроки учителей-литераторов должны вести учащихся к пониманию этих важных истин, способствовать углубленному изучению поэзии А. Блока, несмотря на то, что изучение творчества поэта достаточно сложно для школьников.

Как же построить урок по изучению творчества А. Блока так, чтобы заразить ребят его поэзией и за короткий период времени дать представление о его мировоззрении? На первый взгляд рационально пойти за самим Блоком, разделившим свою лирику на три тома и рассматривавшим свою эволюцию как «трилогию вочеловечивания». В основе первого тома (1898 – 1904) лежат «Стихи о Прекрасной Даме», второй том (1904 – 1908) это, прежде всего, циклы «Город», «Снежная маска», «Фаина» и третий том (1907 – 1916) – это стихи зрелого Блока.

Но это не самый целесообразный путь: тома Блока воспринимаются школьниками по-разному и не всегда учащиеся могут понять, постичь лирику поэта, поэтому есть риск, что они утратят интерес к личности и творчеству А. Блока, поэтому современные преподаватели всегда находятся в поиске решения данной проблемы.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.186.43 (0.011 с.)