ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ОБРАЗ ПАРИЖА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ОБРАЗ ПАРИЖА



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КГАОУ СПО «КАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 050301 «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ОБРАЗ ПАРИЖА

В РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Выполнил: Леверчан Я.С.,

студентка 306 группы

 

Руководитель: Сазонова В.А.,

преподаватель ПЦК

русского языка и литературы

 

Рецензент: Радыгина Э.Ю.,

преподаватель ПЦК

русского языка и литературы

 

ВКР допущена к защите:

______________________________

 

Оценка ГАК:

______________________________

Канск

Содержание

Введение Глава I. Элективные курсы как составляющая профильной подготовки 1.1. Аспекты профильного обучения школьников 1.2. Особенности элективных курсов 1.3. Элективные курсы по литературе Глава II. Элективный курс по литературе «Образ Парижа в русской и европейской литературе» 2.1. Образ Парижа в произведениях русских писателей 2.1.1. Образ Парижа в поэзии В.К. Тредиаковского 2.1.2. Образ Парижа в произведении Д.И. Фонвизина «Письма из Франции» 2.1.3. Образ Парижа в произведении Н.М. Карамзина «Письма русского путешественника» 2.1.4. Образ Парижа в произведении Ф.М. Достоевского «Зимние заметки о летних впечатлениях» 2.2. Образ Парижа в произведениях зарубежных писателей 2.2.1. Образ Парижа в романе В.Гюго «Собор Парижской Богоматери» 2.2.2. Образ Парижа в произведении О. де Бальзака «Человеческая комедия» 2.2.3. Образ Парижа в новелле Г. де Мопассана «Пышка» 2.3. Анализ школьных программ по литературе 2.4. Программа элективного курса «Образ Парижа в русской и европейской литературе» Заключение Литература Приложение 1. История Парижа Приложение 2. Париж в оценке деятелей искусства Приложение 3. Внеклассное занятие по роману Ф.М. Достоевского «Белые ночи» Приложение 4. Программа элективного курса по литературе «Притчевое начало в художественных произведениях»                          

 

 


Введение

Париж – самая элегантная столица мира, так не похожа на всю остальную Францию, что её подчас называют «городом-государством». Город всех времен и народов «город-праздник», по выражению Э. Хемингуэя. Париж сохранил и приметы далекого прошлого, и романтизм новейшего времени. Здесь есть все для всех – для театралов, меломанов, ценителей живописи, для гурманов, любителей всевозможных развлечений и деловых людей. Он притягивает к себе людей неповторимой атмосферой старых улиц латинского квартала, набережных с букинистами, аллей Люксембургского сада, устремляющихся ввысь лестниц Монмартра. Это ещё и город, где на равных правят искусство и любовь. Помимо классического Парижа – город Эйфелевой башни, собора Парижской богоматери, Лувра и Елисейских полей, каждый может найти здесь немало привлекательных незнакомых уголков: улицы дышат историей, памятники и музеи известны во всем мире, а каждый тротуар в Париже – театр повседневной жизни. Париж – один из крупнейших городов мира, переживший за свое существование немало перемен. Его образ, со своими социальными контрастами, нравственными законами давно привлекал внимание писателей.

К этому городу обращались в своих произведениях зарубежные писатели, такие как О. Бальзак, В. Гюго, М. Стендаль и др. В то же время русские писатели и поэты дали свою оценку Парижу. В своем творчестве город изображал Д.И. Фонвизин («Письма из Франции»), Ф.М. Достоевский («Зимние заметки о летних впечатлениях»), И.С. Шмелев («Вход в Париж»), О.Э. Мандельштам («Нотр Дам»), И.А. Бунин («В Париже») и др.

Столица Франции всегда вдохновляла людей творческих, открывая для них новые истины жизни, неизведанные стороны человеческих чувств, порывов страсти и ненависти. Многие русские поэты и писатели нашли здесь свой второй дом, потому что были вынуждены покинуть Россию, поэтому и писали об этом городе.

Произведения многих писателей, которые обратились к описанию Парижа, включены в круг чтения учащихся средней школы, но авторы учебных программ не делают акцент, к сожалению, на данном образе. Видится возможным разработка элективного курса «Образ Парижа в русской и европейской литературе» в рамках профильного обучения школьников.

Элективные курсы филологического профиля позволяют учащимся углублять и расширят, конкретизировать и обобщать свои знания в области интересующих их тем.

Объектом исследования являются элективные курсы как составляющие профильной подготовки.

Предмет исследования – элективный курс по литературе «Образ Парижа в русской и европейской литературе».

Цель нашего исследования: создать программу элективного курса по литературе на тему «Образ Парижа в русской и европейской литературе» и представить литературоведческие материалы, необходимые для ее реализации.

Задачи:

- рассмотреть элективный курс как составляющую профильной подготовки;

- выделить особенности элективного курса в целом и элективного курса по литературе в частности;

- проанализировать образ Парижа в творчестве русских и европейских писателей XVIII-XIX вв.;

- проанализировать школьные программы по литературе 5-9 классов с целью выявления круга произведений писателей, которые обращались к образу Парижа;

- разработать программу элективного курса на тему «Образ Парижа в русской и европейской литературе».

Материал исследования: художественные произведения В.К. Тредиаковского, Д.И. Фонвизина, Н.М. Карамзина, Ф.М. Достоевского, В. Гюго, О. Бальзака, Г. де Мопассана; монографии известных зарубежных и русских исследователей творчества данных писателей (Н.И. Муравьевой, А. Пузикова, и др.); учебные пособия по истории зарубежной литературы XIX и XX в.в.; научно-методический («Литература в школе») и литературно-художественный («Иностранная литература») журналы, газета Издательского дома «Первое сентября», «Литература»; программно-методический материалы по литературе для 5- 9 классов (программы под редакцией В. Я. Коровиной, Т.А. Колганова, А.Г. Кутузова, и др.).

В ходе работы были использованы следующие методы исследования: описательный метод; теоретический анализ художественной и методической литературы; метод систематизации и обобщения. Данные методы выбраны с учетом их необходимости и достаточности для решения поставленных задач.

Теоретическая значимость работы исследования заключается в систематизации знаний об элективных курсах филологического профиля; в попытке осмысления образа Парижа в творчестве русских и европейских писателей.

Практическая значимость работы – в процессе исследования разработан элективный курс по литературе, который может использовать в своей работе учитель-словесник, также данные материалы могут быть полезны и студентам филологического факультета.

Работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, заключения и приложения. В первой главе рассмотрен элективный курс как составляющая профильной подготовки, дан материал об аспектах профильного обучения школьников, выделены особенности элективного курса в целом, и особенности элективного курса по литературе в частности. Вторая глава посвящена анализу произведений представленных авторов, школьных программ по литературе, разработке элективного курса на тему «Образ Парижа в русской и европейской литературе». Список используемой литературы насчитывает 66 печатных и электронных изданий. Приложение включает в себя историческую справку Парижа, высказывания о Париже деятелей искусства, внеклассное занятие по роману Ф.М. Достоевского «Белые ночи», программу элективного курса по литературе «Притчевое начало в художественных произведениях».

 

Глава 1. Элективные курсы как составляющая

профильной подготовки

Глава 2. Элективный курс по литературе «Образ Парижа в русской

И европейской литературе»

 

Образ Парижа в произведении

Программа элективного курса по литературе

«Образ Парижа в русской и европейской литературе»

Пояснительная записка

 

Данная программа элективного курса предназначена для учащихся 9-го класса, является предметным курсом, представляет собой дополнение к общеобразовательным программам по литературе. Она включает в себя пояснительную записку, содержание курса, темы для самостоятельного изучения, основные понятия курса, основные умения и навыки, список литературы. Для реализации представленной программы предполагается 21 час. В данном курсе охватывается временной отрезок XVIII-XIX вв.

Знаменитая столица Франции на протяжении многих лет вызывала интерес у русских. В настоящее время почти каждый второй человек мечтает побывать в Париже. В художественной литературе этот город представлен с точки зрения положительных и отрицательных оценок. Прочтение литературных произведений позволяет читателю познакомиться с Парижем поближе, узнать об архитектуре этого города, обществе, окунуться в атмосферу парижских улочек.

В существующих школьных программах по литературе не предусмотрено изучение образа Парижа. Программа данного элективного курса позволяет познакомить школьников со знаменитой столицей Франции, которая была представлена в творчестве русских и европейских писателей, проанализировать и сравнить оценки города.

Представленная программа была частично апробирована в школе (Приложение 3).

Целью предлагаемого элективного курса «Образ Парижа в русской и европейской литературе» является более глубокое изучение произведений, выявление образа Парижа и его оценок.

Программа элективного курса предполагает решение следующих задач:

· углубленное прочтение произведений писателей рекомендованных к чтению;

· изучение критической литературы по прочитанным произведениям;

· выявление образа Парижа и его оценок;

· сравнительный анализ оценок Парижа.

Основные формы организации учебных занятий– лекции и практические занятия. Учащиеся приходят на практикумы, предварительно прочитав художественные тексты и подготовив ответы на свои варианты заданий. Вполне возможно, что в ходе обсуждения первоначальная интерпретация произведения того или иного учащегося изменится.

Произведения для практических заданийотобраныи рекомендованыучителем.

Результатом работы учителя является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведения разных исторических эпох, владение навыком выявления образа города в литературном произведении, умения выделять его в тексте. Обобщение результатов работы может быть выражено в форме докладов, презентаций, рефератов, сочинений.

Для успешной реализации педагогического потенциала выбранного элективного курса от учителя потребуется предварительная подготовка, которая включает прежде всего ознакомление с учебно-методическим комплектом курса. Такой комплект состоит из полного текста учебной программы, методического пособия для учителя, электронные версии текстов.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Тематический план учебной дисциплины

Данная программа рассчитана на час в неделю.

Тема Кол-во часов Вид урока. Виды деятельности учителя и учащихся
1. 1. Путешествие в Париж. Историческая справка.   Лекция. Работа со справочной литературой.
2. Образ Парижа в русской литературе. Образ города в творчестве В.К. Тредиаковского.   Лекция. Практикум. Изучение понятий: образ, образ города, хронотоп. Знакомство со стихотворение В.К. Тредиаковского «Стихи похвальные Парижу». Выявление образа города и его оценок в стихотворении.
3. Образ города в творчестве Д.И. Фонвизина. Лекция. Практикум. Знакомство с произведением Д.И. Фонвизина «Письма из Франции». Выявление образа города и его оценок писателем.
4. Образ города в творчестве Н.М. Карамзина.   Лекция. Практикум. Знакомство с произведением Н.М. Карамзина «Письма русского путешественника». Выявление образа города и его оценок писателем.
5. Образ города в творчестве Ф.М. Достоевского. Лекция. Практикум. Знакомство с произведением Ф.М. Достоевского «Письма русского путешественника». Выявление образа города и его оценок писателем. Сравнительный анализ характеристик образа Парижа.
6. Образ Парижа в европейской литературе. Образ города в творчестве В. Гюго.   Лекция. Практикум. Знакомство с романом В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». Выявления образа города и его оценок писателем. Просмотр экранизации Жана Деланнуа.
7. Образ города в творчестве О. Бальзака. Лекция. Практикум. Знакомство с произведениями О. Бальзака «Физиология брака», «Златоокая девушка», «Фачино Кане». Выявления образа города и его оценок писателем.
8. Образ города в творчестве Г. Мопассана. Лекция. Практикум. Знакомство с новеллой Г. Мопассана «Пышка». Выявления образа города и его оценок писателем. Сравнительный анализ характеристик образа Парижа.
9. Выступление учащихся с докладами. Написание сочинений «Мой город».  
Итого:  

 

Содержание курса

1. Путешествие в Париж. Историческая справка (2 ч.)

История возникновения Парижа. Париж и мировая история. Парижская коммуна. Архитектура города. Современное состояние Парижа.

Умения и навыки

· усовершенствовать навыки анализа и интерпретации литературных произведений разных исторических эпох;

· формирования умений сравнительно-сопоставительного анализа литературных произведений;

· научиться выявлять авторское отношение к образам произведения;

· уметь исследовать способы и приемы создания образа;

· уметь выявлять приемы, помогающие автору создать исторический колорит, историческую достоверность;

· владеть литературоведческой терминологией;

· уметь находить необходимую информацию, работать с научной литературой;

· вырабатывать бережное отношение и исследовательское внимание к тому, что не знакомо и не понятно.

Литература

 

1. В.К. Тредиаковский «Стихи похвальные Парижу».

2. Д.И. Фонвизин «Письма из Франции».

3. Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника».

4. Ф.М. Достоевский «Зимние заметки о летних впечатлениях».

5. В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».

6. О. Бальзак «Физиология брака», «Златоокая девушка», «Фачино Кане».

7. Г. Мопассан «Пышка».

8. Луков В. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней.

9. Н.П. Михальская «История зарубежной литературы XIX века».

10. Благой Д.Д. История русской литературы XVIII века.

 


Заключение

 

Еще несколько лет назад трудно было рассчитывать на то, что курсы по выбору станут реальным фактом современной школы: не публиковались программы и пособия элективных курсов, да и сам их статус не был закреплен в нормативных документах. Сегодня можно констатировать, что концепция элективных курсов обрела реальное воплощение в школьной практике. Учителю-профессионалу спецкурсы открывают дополнительные возможности реализации своего таланта, а ученику позволяют придать определенную направленность своему образованию, заниматься той областью знаний, которая ему интересна.

В связи с тем, что элективные курсы в настоящее время находятся на стадии своего развития, их подробное изучение, на наш взгляд, является актуальным вопросом в современном образовании.

В своей работе мы затронули вопросы профильного обучения, главной составляющей которого являются элективные курсы. Они разделяются на курсы широкой и узкой профильной ориентации. В своей работе мы представили обзор элективных курсов по литературе.

Ориентируясь на изученные материалы, которые мы представили в теоретической части нашей работы, нами была разработана программа элективного курса «Образ Парижа в русской и европейской литературе XVIII-XIX вв.». Кроме того, при разработке этого курса был отобран литературоведческий материал, который также может быть полезен для работы учителя-словесника, студента филологического факультета или интересующегося данной темой человека.

Программа нашего элективного курса подразумевает изучение литературных произведений писателей, которые в своем творчестве затрагивали тему Парижа, выявление образа Парижа и сравнительную характеристику оценок города. При изучении темы была охвачена литература XVIII-XIX вв.

Для литературного анализа с целью выявления образа Парижа были взяты произведения следующих писателей: В.К. Тредиаковского («Стихи похвальные Парижу»); Д.И. Фонвизина (Письма из Франции); Н.М. Карамзина (Письма русского путешественника); Ф.М. Достоевского («Зимние заметки о летних впечатлениях»); В. Гюго («Собор Парижской Богоматери»); О. Бальзака («Человеческая комедия»); Г. Мопассана («Пышка»).

Каждый из представленных писателей изобразил Париж по своему, каждый из них дал свою оценку этому городу. Знаменитая столица Франции получила как позитивные, так и негативные характеристики. Что касается русских, то они оценивали Париж с точки зрения своих мировоззрений. В.К. Тредиаковский, которого атмосфера этого города вдохновляла как поэта, восхвалял Париж в своих стихах, говоря о нем, как о чем-то возвышенном и святом. А вот Д.И. Фонвизин в своих «Письмах из Франции» особое внимание уделял французскому обществу, которое, на его взгляд, погрязло в пороках. Что касается Н.М. Карамзина, то он видел свою главную задачу в изображении реальной действительности Парижа, для того, чтобы познакомить русского читателя с Западом. В описании этого города Н.М. Карамзин делал акцент на внешнем облике Парижа, который поразил его великолепием своей архитектуры. В свою очередь резко отрицательные оценки Парижу дал Ф.М. Достоевский. С большим разочарованием для себя он отметил сходство Парижа с Петербургом, к которому писатель относился равнодушно.

Французы в своих произведениях также дали различные оценки Парижу. В. Гюго с гордостью и восхищением описывал внешний облик города, подробно останавливаясь на архитектуре города. О. Бальзак в «Человеческой комедии» сделал акцент на нравственных идеалах, обвинив буржуа в эгоизме, лицемерии и лжи. Г. Мопассан в своем произведение также выражал свое недовольство руководствующими властями.

Особенности этих разноликих оценок мы выделяем в программе элективного курса, который частично был апробирован на базе школы №3 в 9 классе 2012 года.

Перспектива развития данной работы видится в расширении списка писателей, которые в своем творчестве затрагивают тему Парижа.

Литература

 

1. Бальзак Оноре де. Собрание сочинений. В 10 томах./ Под общ. ред. Н. Балашова. – М., 1992.

2. Благой Д.Д. История русской литературы XVIII века. – М., 1993.

3. Гафурова Н.В., Лях В.И. Разработка и реализация предпрофильного образования в рамках сетевой модели «школа – ВУЗ»// Школьные технологии. –2004. – №5. – с. 43-56.

4. Грифцов Б.А. Как работал Бальзак. – М., 1998.

5. Гуковская Г.А. Русская литература XVIII века. – М., 1999.

6. Гюго В. Собор Парижской Богоматери. Собрание сочинений: в 6 томах. – М., 1988.

7. Данилин Ю. Творчество Мопассана [Электронный ресурс] режим доступа http://mopassan.krossw.ru/html/tvorchestvo.html

8. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 15 томах. – Л., 1989.

9. Душина Л. Н. Преобразователь русского стиха В.К. Тредиаковский [Электронный ресурс] режим доступа http://trediakovskiy.lit-info.ru/review/trediakovskiy/005/408.htm

10. Ермаков Д., Петрова Г. Элективные учебные курсы для профильного обучения// Народное образование. – 2004. – №2. – с. 114–119.

11. Ерофеева Н. Е. Зарубежная литература: XIX век: для студентов вузов. – М., 2004.

12. Зарубежная литература: Краткое содержание произведений. Учебное пособие. – СПб., 2007.

13. Зарубежная литература: учеб. пособие для филол. спец. вузов/Р. М. Самарин; сост. М. Р. Волкова; предисл. А. В. Русаковой. – 2 – е изд., испр. и доп. М., 1997.

14. Зарубежная литература XIX века : романтизм: хрестоматия ист.-лит. материалов / сост. А. С. Дмитриев, Б. И. Колесников, Н. Н. Новикова. М., 1990.

15. Зверева В.И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки. – М.: ОЦ Педагогический поиск, 1998.

16. Зинина Е.А. Об элективном курсе «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста»// Литература в школе – 2008. – №10. – с. 38-44.

17. Плавскина З. И. История зарубежной литературы XVIII века: учеб. для вузов.– М., 1991.

18. Соловьева Н.А. История зарубежной литературы XIX века: Учеб. для филол. вузов/ В.Н. Богословский, А.С. Дмитриев, Н.А. Соловьева и др.; – М.: Высш. шк., 1991.

19. Михальской Н.П. История зарубежной литературы XIX века. Учеб. для студентов пед. ин-тов. В 2 ч. Ч.2/ Н.П. Михальская, В.А. Луков, А.А. Завьялова и др.;– М.: Просвещение, 1991.

20. История Парижа [Электронный ресурс] режим доступа http://www.france-paris.ru/history.php

21. История Парижа [Электронный ресурс] режим доступа http://france.destinations.ru/paris/history

22. История русской литературы: В 4 томах. Т. 1. – Л., 1980.

23. Карамзин Н.М. Избранные сочинения. – М.; Л., 1964. Т.1, 2.

24. Кирнозе З. И.. Страницы французской классики. М., 1992.

25. Климов Е.А. Психология и профессиональный путь человека // Школа и производство. –2000. – №8. – с. 71-77.

26. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.// Вестник образования. – 2002. – №6. – с. 11-40.

27. Ковалева О. В., Шахова Л. Г. Зарубежная литература: XIX в.: Учебное пособие для вузов. – М., 2005.

28. Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. – МГУ, 1991.

29. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в.: Учебник – М., 2000.

30. Лидский Ю.Я. Творчество Э. Хемингуэя. – Киев, 1998.

31. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. – М., 1987.

32. Лотман Ю.М. Карамзин. – СПб., 1997.

33. Луков В. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учебное пособие для студентов вузов. Изд. 3-е, испр., доп. – М., 2006.

34. Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина: из истории русского реализма. – М., 1969.

35. Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин. Творческий путь. – М., 1961.

36. Мельчина В. Что такое Франция? – М., 1997.

37. Мешкова И.В. Творчество Виктора Гюго. – Саратов, 1971.

38. Мопассан Г. Полное собрание сочинений в 12 томах. – М., 1958.

39. Муравьева Н.И. Оноре Бальзак. Очерк творчества. – М., 1995.

40. Обломиевский Д. Французский романтизм. – М., 1997.

41. Орлов О.В. История русской литературы XVIII века. –Л., 1991.

42. Основные направления опытно – экспериментальной работы по введению профильного обучения в 2004 /2005 учебном году: проект для обсуждения/Рабочая группа по профильному обучению. – М., 2004.

43. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

44. Пан С., Криволапова Н., Бобкова Л. Подготовка педагога профильной школы// Народное образование. – 2004. – №1. – с. 58-64.

45. Поэзия французского символизма. – М., 1993.

46. Профориентация старшеклассников: сборник учебно –методических материалов/под. редакцией Т.В. Черниковой. – Волгоград: Учитель, 2005.

47. Прохоров А.М. Большая советская энциклопедия – 3-е изд., – М., 1975.

48. Пузиков А. Портреты французских писателей. – М., 1981.

49. Рутберг И.Г. Пантомима. Первые опыты. – М.: Сов. Россия, 1972.

50. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. – М.: Вако, 2005.

51. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессиии. – СПб.: Каро, 2003.

52. Соколова Т. В. История западноевропейской литературы. XIX в.: Франция, Италия, Испания, Бельгия. / Учебник для ВУЗов. – М., 2003.

53. Соловьева Н.А. История зарубежной литературы XIX в.: Учебник для филол. Спец. вузов⁄ Богословский В.Н., Дмитриев А.С., Соловьева Н.А. и др.; под ред. Соловьевой Н.А. – М., 1991.

54. Стронская И. М. Зарубежная литература. – СПб., 2006.

55. Сухотин П. Оноре де Бальзак. – М., 2004.

56. Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма. – М., 1977.

57. Тарасов Б.Н. В мире Достоевского. – М., 1986.

58. Толмачев В. М., Зиновьева А. Ю. Зарубежная литература конца XIX-начала XX вв.: Учебное пособие для вузов: В 2 томах: Т. 2. / Под ред. Толмачева В. – М. Изд. 2-е, перераб., доп. – М., 2007.

59. Толмачев В. М., Зиновьева А. Ю., Косиков Г. К. Зарубежная литература конца XIX-начала XX вв.: Учебное пособие для вузов: В 2 томах: Т. 1. / Под ред. Толмачева В. М. Изд. 2-е, перераб., доп. – М., 2007.

60. Тредиаковский В.К. Сочинения и переводы в 2 томах. – СПб., 2009.

61. Федоров В.И. История русской литературы XVIII века. – М., 1990.

62. Фонвизин Д.И. Собрание сочинений: В 2 томах. – М.,1959.

63. Чистякова С.Н. Социально–профессиональное самоопределение школьников в условиях профессионального обучения // Школа и производство. 2002. – №2. – с. 75 – 77.

64. Хрестоматия по зарубежной литературе. XX век. – СПб., 2001.

65. Элективные курсы в профильном обучении: письмо Департамента общего и дошкольного образования от 13.11.2003.// Народное образование. – 2004. – №2. – с. 265 – 266.

66. Этов В.И. Ф.М. Достоевский. Очерк творчества. – М., 1968.

 


Приложение 1

История Парижа

Дать краткий очерк истории Парижа – задача достаточно сложная, ибо немного найдется в мире городов, которые были бы до такой степени непосредственными участниками великих событий, изменивших ход истории.

Первые упоминания о Париже встречаются в «Записках о галльской войне» Гая Юлия Цезаря, где он сообщает о поселении на острове на реке Сене, населенном галльским племенем паризиев. В 52 г. до н. э. римляне захватили город, дав ему имя Лютеция и определив первый этап расцвета, обусловленный удобным географическим положением на судоходной реке, возможностью прокладывать дороги на плоских равнинах, а также плодородностью почвы. Во II в. н. э. Лютеция переросла остров, распространившись на левый берег Сены. От времен римского господства сохранились тюрьмы Клюни и Арена Лютеции, ставшие старейшими памятниками архитектуры. С уходом римлян город получил новое название Паризии, а с III по V в. постоянно подвергался набегам варварских племен германцев и норманнов, из-за чего жителям пришлось покинуть разрушенное поселение на левом берегу и ограничиться островной территорией. В конце V в. канонизированная впоследствии Женевьева сумела наладить защиту города от гуннов. В память о ней холм на левом берегу был назван Сен-Женевьев. Франки захватили город в 497 г., и их король Хлодвиг перенес туда свою столицу в 508 г., дав ей окончательное имя Париж. Хильдеберт, сменивший на престоле Хлодвига в 511 г., основал первый пригород Парижа Сен-Жермен, получивший свое название из-за того, что образовался вокруг аббатства, которое было построено по совету епископа Сен-Жермена, канонизированного после его смерти, в 576 г. Развалины этого аббатства и Сен-Жермен-де-Пре, старейшая парижская церковь, располагаются сейчас в центральной части столицы. Париж долгое время ничем не выделялся среди остальных городов Франции, оставаясь столицей небольшого графства, которым правили Каролинги. Но с 987 г., когда королем всей Франции стал граф Парижский Гуго Капет, Париж был объявлен столицей государства и началось его быстрое развитие.

К XI в. Париж разросся на оба берега Сены, заняв территории, которые были заселены в римскую эпоху. Левый берег и холм Сен-Жермен были заняты учебными заведениями, а на правом берегу вырос торговый район. Столица Франции к XII в. обрела основу своей пространственной структуры, сохранившуюся до нашего времени: на острове разместились органы власти; учреждения культуры и образования — на левом берегу; деловые и торговые кварталы – на правом. В конце XI — начале XII в. жизнь столицы претерпела множество изменений, связанных с укреплением и расширением монархии. В период правления Филиппа Августа (1180-1223 гг.) были созданы аббатства, построены церкви, больницы, школы товарные склады. Также были вымощены центральные улицы, город окружен укрепленным валом, за пределами которого возвели мощную крепость Лувр, защищавшую город от возможных нападений с запада. Левобережные учебные учреждения, конфликтовавшие с архиепископом, были объединены в университет, получивший возможность самоуправления. К концу XIII в. Парижский университет стал одним из главных центров просвещения в Европе, в котором обучались около 20 тыс. студентов, проживающих в студенческом городке, названном Латинским кварталом. Правобережье управлялось мэром, которого выбирала Община торговцев. На месте нахождения канцелярии мэра впоследствии была возведена городская Ратуша. В ХІІ – ХІІІ вв. Париж обрастал новыми пригородами и архитектурными сооружениями, к которым можно отнести Нотр-Дам де Пари — величественный собор в стиле «пылающей готики», построенный на месте языческого храма, и часовню для хранения святых мощей, возведенную рядом с замком Сен-Шапель по решению вернувшегося из Крестовых походов Людовика IX.

Середина XIV в. в Париже была отмечена бунтом против ослабевшей королевской власти. В 1356 г. Этьен Марсель, старейшина парижских торговцев, возглавил мятеж, начавшийся после поражения французской армии в битве с англичанами при Пуатье, когда король Иоанн II попал в плен. При короле Карле V произошел дальнейший рост территории Парижа и постройка новых укреплений, в частности крепости Бастилии.

Первая половина XV в. не была благоприятной для столицы Франции, так как постоянные войны и эпидемии уносили слишком много жизней и мешали развитию города. В 1419 г. Париж был захвачен войсками англичан, которые пользовались поддержкой крупных французских землевладельцев. Но владычество англичан было недолгим: Генрих VI, возведенный на престол Франции в Нотр-Даме в 1431 г., был свергнут уже в 1436 г., а Париж

в роскошный дворец. Строительство в столице велось по сложным вновь стал резиденцией французских королей.

Эпоха Возрождения началась для Парижа в правление Франциска I (1515-1547 гг.), когда Лувр из оборонительной крепости был реконструирован и изысканным проектам. Но религиозные войны в течение всего XVI в. нарушали спокойное течение жизни Парижа. Из-за того что французская столица была оплотом католицизма, там происходили массовые гонения протестантов, самым страшным из которых стала Варфоломеевская ночь (23 августа 1572 г.), когда были убиты тысячи гугенотов. До 1588 г. продолжалась борьба католиков и гугенотов, конец которой положила возглавляемая герцогом Гизом Католическая лига, восстановившая власть в Париже и вынудившая бежать короля Генриха III. Последующая осада столицы войсками короля унесла жизни 13 тыс. жителей. Война была окончена в 1594 г. коронацией Генриха I основавшего династию Бурбонов, а в 1598 г. Нантский эдикт прекратил религиозные распри. Династия Бурбонов способствовала расцвету Парижа и всей страны. Двести лет французская столица была одним из крупнейших городов Европы и основным культурным центром. Город развивался, украшался новыми зданиями и памятниками, росло его благосостояние. Берега Сены были соединены каменными мостами. Каждый король считал своим долгом расширить Лувр, соединяя его с другими дворцами, как это произошло с дворцом Тюильри. возведенным для Екатерины Медичи. На левом берегу Сены были построены дворцы для Марии Медичи (Люксембургский) и для Анны Австрийской (Валь де Грае). Левобережье застраивалось монастырями и аббатствами, а при кардинале Мазарини было сооружено здание, в котором в наше время разместилась Французская академия. Людовик XI (1643-1715 гг.) перенес свою резиденцию в Версаль, так как не доверял парижанам, поддержавшим Фронду (1648-1653 гг.). Но Париж остался столицей Франции и стал играть ведущую роль в экономике государства. В это время были ликвидированы трущобы в окрестностях Лувра, а на их месте разбиты сад Тюильри и Елисейские Поля. В XVII в. два небольших острова на реке Сене были соединены в один, получивший название Сен-Луи и застроенный домами знати. К концу XVIII в. Париж окружили новым валом, и его территория расширилась почти в два раза, но население практически не увеличивалось. Новый вал был нужен не столько для защиты города, сколько для контролирования ввоза и вывоза товара. Основные события Великой Французской революции происходили в Париже: взятие Бастилии 14 июля 1789 г., народные восстания 10 августа 1792 г. и 31 мая — 2 июня 1793 г. Во время революции город получил права муниципального самоуправления, которых лишился в годы правления Наполеона Бонапарта (1799-1814 гг.). Столица Франции подвергалась оккупации войсками антифранцузской коалиции в марте 1814 г. И в июле 1815 г. К началу XIX в. был завершен процесс политической централизации, влияние которого положительно сказалось на развитии промышленности Парижа и росте населения: с 1801 по 1817 г. количество жителей столицы выросло с 547 тыс. до 714 тыс. человек. Рост пригородов Парижа привел к тому, что старые валы снесли, заменив их кольцом бульваров, а новые, возведенные в 1840-1844 гг., окружали уже значительно большую территорию[33]. Также в 1800 г. был открыт французский банк, а 1837 г. проведена первая железная дорога Париж — Сен-Жермен [Мельчина, 1997, с. 239].В эти же годы велись работы по благоустройству города: были вымощены и освещены улицы, улучшена канализация, построены набережные. Пантеон, Триумфальная арка и церковь Мадлен, начатые при Наполеоне I, были достроены.

По мере развития капиталистических отношений шло формирование рабочего класса и буржуазии. Парижские рабочие и ремесленники приняли активное участие в Июльской революции 1830 г., а также в республиканских восстаниях в июне 1832 г., апреле 1834 г. и мае 1839 г. В 1846 г. в Париже был создан коммунистический корреспондентский комитет, а в 1847 — община Союза коммунистов. Свободолюбивые жители французской столицы подняли Июньское восстание 1848 г. Вылившееся в революцию. Республика пала 1 декабря 1851, когда в Париже произошел бонапартистский переворот. Наполеон III, провозглашенный императором в 1852 г., поставил перед бароном Жоржем Оссманом, префектом департамента Сена, задачу по реконструкции Парижа. Столица была полностью преображена к 1870 г., став одним из красивейших городов Европы с населением 2 млн человек. В этот период были расчищены все трущобы, расширены проспекты, усовершенствованы системы канализации и водоснабжения, построены прекрасные здания, среди которых можно выделить «Гранд опера» и рынок «Ле Аль». Перестройка города велась не только с целью благоустройства, но и предусматривала возможность беспрепятственного продвижения войск по улицам, а также затруднение постройки баррикад.

Новое восстание парижского народа произошло 4 сентября 1870 г., после капитуляции Наполеона III, которой закончилась Франко-прусская война. Вторая империя прекратила свое существование, и было учреждено временное правительство. Столица находилась в осаде немецких войск 4 месяца, сдавшись 28 января 1871 г. и подвергнувшись оккупации. Весной парижане выступили против временного правительства в Версале и организовали Парижскую коммуну, которая управляла городом с 18 марта по 19 мая 1871 г. 21 мая правительственные войска, руководимые временным президентом Адольфом Тьером, попытались вернуть власть над Парижем, но были вынуждены отступить перед разъяренными толпами народа и вернуться в Версаль, где правительство республики оставалось до 1879 г. Городу был нанесен страшный ущерб: горожане разрушили более 200 зданий, Ратушу, дворец Тюильри, а также опрокинули Вандомскую колонну.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.222.124 (0.026 с.)