ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образ Парижа в русской литературе. Образ города в творчестве В.К. Тредиаковского (4 ч.)



В.К. Тредиаковский, биография писателя. Годы обучения в Париже. Влияние французской литературы на мировоззрение писателя. Сборник стихов «Стихи похвальные России» как выражение тоски по Родине и восхищения центром европейской культуры. Идея диалога противоположных начал в сборнике.

Образ города в творчестве Д.И. Фонвизина (2 ч.)

Д.И. Фонвизин, жизненный и творческий путь писателя. Заграничное путешествие Фонвизина. Прибытие в Париж в 1778 г. Дневниковые записи писателя, его впечатления от знакомство со страной. Описание культурной жизни Франции, восхищение французским театром, призрение к французским просветителям, изображение разорения и деградации французского дворянства.

Образ города в творчестве Н.М. Карамзина (2 ч.)

Личность Н.М. Карамзина. «Письма русского путешественника» как результат путешествия писателя по странам Западной Европы. Открытие Запада русскому читателю. Описание внешнего облика Парижа. Изображение французской революции.

Образ города в творчестве Ф.М. Достоевского (2 ч.)

Утверждение русской литературы. Личность Ф.М. Достоевского. «Зимние заметки о летних впечатлениях» – единственное произведение в литературе XIX в. с западноевропейским топосом. Впечатление о Европе с позиции писателя-славянофила. Обличие поверхностного копирования цивилизованных форм русскими. Сатирические зарисовки общественных нравов Франции времени Наполеона III.

Образ Парижа в европейской литературе. Образ города в творчестве В. Гюго (3 ч.)

Роль Парижа в культурной жизни страны. Образ города в литературе, живописи, музыке, архитектуре. Париж – «витрина французской жизни». Анри Перрюшо «Жизнь Мане», «Жизнь Тулуз – Лотрека», «Жизнь Сера»; Загфрид Кракауэр «Жак Офенбах и Париж его времени».

Личность В. Гюго. Образ Парижа в произведении «Собор Парижской Богоматери». Собор как символ города. Отношение автора в памятнику архитектуры. Характер главных героев произведения и нравственные идеалы жителей Парижа.

Образ города в творчестве О. Бальзака.

Личность О. Бальзака. Изображение «парижского света» в «Человеческой комедии». Реалистический образ Парижа в творчестве О. Бальзака. «Шагреневая кожа» – существо буржуазного эгоизма, подлинная человечность в среде простого народа и республиканцев, тяжелая участь бедняка.

Образ города в творчестве Г. Мопассана.

Творчество Г. Мопассана на фоне развития Третьей республики. Тема Франко – Прусской войны в творчестве писателя. Семидесятые года – «годы республики без республиканцев». Волнение и недовольство народа в 1880 г. Повесть Мопассана «Пышка», в которой представлен весь жизненный и творческий опыт писателя. Трусливые и эгоистичнее обыватели, антигуманистические тенденции, сфера человеческих отношений в буржуазном обществе в творчестве Мопассана.

 

Темы для самостоятельного изучения

 

1. Образ Парижа в русской литературе XX века.

2. Образ Парижа в европейской литературе XX века.

3. Париж и русская культура XVIII-XIX вв.

4. Образ русского города в европейской литературе XVIII-XIX вв.

5. Современные оценки Парижа.

Основные понятия дисциплины

Образ. Образ города. Хронотоп. Жанр. Жанр дневниковых записей. Новелла. Роман.

Умения и навыки

· усовершенствовать навыки анализа и интерпретации литературных произведений разных исторических эпох;

· формирования умений сравнительно-сопоставительного анализа литературных произведений;

· научиться выявлять авторское отношение к образам произведения;

· уметь исследовать способы и приемы создания образа;

· уметь выявлять приемы, помогающие автору создать исторический колорит, историческую достоверность;

· владеть литературоведческой терминологией;

· уметь находить необходимую информацию, работать с научной литературой;

· вырабатывать бережное отношение и исследовательское внимание к тому, что не знакомо и не понятно.

Литература

 

1. В.К. Тредиаковский «Стихи похвальные Парижу».

2. Д.И. Фонвизин «Письма из Франции».

3. Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника».

4. Ф.М. Достоевский «Зимние заметки о летних впечатлениях».

5. В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».

6. О. Бальзак «Физиология брака», «Златоокая девушка», «Фачино Кане».

7. Г. Мопассан «Пышка».

8. Луков В. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней.

9. Н.П. Михальская «История зарубежной литературы XIX века».

10. Благой Д.Д. История русской литературы XVIII века.

 


Заключение

 

Еще несколько лет назад трудно было рассчитывать на то, что курсы по выбору станут реальным фактом современной школы: не публиковались программы и пособия элективных курсов, да и сам их статус не был закреплен в нормативных документах. Сегодня можно констатировать, что концепция элективных курсов обрела реальное воплощение в школьной практике. Учителю-профессионалу спецкурсы открывают дополнительные возможности реализации своего таланта, а ученику позволяют придать определенную направленность своему образованию, заниматься той областью знаний, которая ему интересна.

В связи с тем, что элективные курсы в настоящее время находятся на стадии своего развития, их подробное изучение, на наш взгляд, является актуальным вопросом в современном образовании.

В своей работе мы затронули вопросы профильного обучения, главной составляющей которого являются элективные курсы. Они разделяются на курсы широкой и узкой профильной ориентации. В своей работе мы представили обзор элективных курсов по литературе.

Ориентируясь на изученные материалы, которые мы представили в теоретической части нашей работы, нами была разработана программа элективного курса «Образ Парижа в русской и европейской литературе XVIII-XIX вв.». Кроме того, при разработке этого курса был отобран литературоведческий материал, который также может быть полезен для работы учителя-словесника, студента филологического факультета или интересующегося данной темой человека.

Программа нашего элективного курса подразумевает изучение литературных произведений писателей, которые в своем творчестве затрагивали тему Парижа, выявление образа Парижа и сравнительную характеристику оценок города. При изучении темы была охвачена литература XVIII-XIX вв.

Для литературного анализа с целью выявления образа Парижа были взяты произведения следующих писателей: В.К. Тредиаковского («Стихи похвальные Парижу»); Д.И. Фонвизина (Письма из Франции); Н.М. Карамзина (Письма русского путешественника); Ф.М. Достоевского («Зимние заметки о летних впечатлениях»); В. Гюго («Собор Парижской Богоматери»); О. Бальзака («Человеческая комедия»); Г. Мопассана («Пышка»).

Каждый из представленных писателей изобразил Париж по своему, каждый из них дал свою оценку этому городу. Знаменитая столица Франции получила как позитивные, так и негативные характеристики. Что касается русских, то они оценивали Париж с точки зрения своих мировоззрений. В.К. Тредиаковский, которого атмосфера этого города вдохновляла как поэта, восхвалял Париж в своих стихах, говоря о нем, как о чем-то возвышенном и святом. А вот Д.И. Фонвизин в своих «Письмах из Франции» особое внимание уделял французскому обществу, которое, на его взгляд, погрязло в пороках. Что касается Н.М. Карамзина, то он видел свою главную задачу в изображении реальной действительности Парижа, для того, чтобы познакомить русского читателя с Западом. В описании этого города Н.М. Карамзин делал акцент на внешнем облике Парижа, который поразил его великолепием своей архитектуры. В свою очередь резко отрицательные оценки Парижу дал Ф.М. Достоевский. С большим разочарованием для себя он отметил сходство Парижа с Петербургом, к которому писатель относился равнодушно.

Французы в своих произведениях также дали различные оценки Парижу. В. Гюго с гордостью и восхищением описывал внешний облик города, подробно останавливаясь на архитектуре города. О. Бальзак в «Человеческой комедии» сделал акцент на нравственных идеалах, обвинив буржуа в эгоизме, лицемерии и лжи. Г. Мопассан в своем произведение также выражал свое недовольство руководствующими властями.

Особенности этих разноликих оценок мы выделяем в программе элективного курса, который частично был апробирован на базе школы №3 в 9 классе 2012 года.

Перспектива развития данной работы видится в расширении списка писателей, которые в своем творчестве затрагивают тему Парижа.

Литература

 

1. Бальзак Оноре де. Собрание сочинений. В 10 томах./ Под общ. ред. Н. Балашова. – М., 1992.

2. Благой Д.Д. История русской литературы XVIII века. – М., 1993.

3. Гафурова Н.В., Лях В.И. Разработка и реализация предпрофильного образования в рамках сетевой модели «школа – ВУЗ»// Школьные технологии. –2004. – №5. – с. 43-56.

4. Грифцов Б.А. Как работал Бальзак. – М., 1998.

5. Гуковская Г.А. Русская литература XVIII века. – М., 1999.

6. Гюго В. Собор Парижской Богоматери. Собрание сочинений: в 6 томах. – М., 1988.

7. Данилин Ю. Творчество Мопассана [Электронный ресурс] режим доступа http://mopassan.krossw.ru/html/tvorchestvo.html

8. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 15 томах. – Л., 1989.

9. Душина Л. Н. Преобразователь русского стиха В.К. Тредиаковский [Электронный ресурс] режим доступа http://trediakovskiy.lit-info.ru/review/trediakovskiy/005/408.htm

10. Ермаков Д., Петрова Г. Элективные учебные курсы для профильного обучения// Народное образование. – 2004. – №2. – с. 114–119.

11. Ерофеева Н. Е. Зарубежная литература: XIX век: для студентов вузов. – М., 2004.

12. Зарубежная литература: Краткое содержание произведений. Учебное пособие. – СПб., 2007.

13. Зарубежная литература: учеб. пособие для филол. спец. вузов/Р. М. Самарин; сост. М. Р. Волкова; предисл. А. В. Русаковой. – 2 – е изд., испр. и доп. М., 1997.

14. Зарубежная литература XIX века : романтизм: хрестоматия ист.-лит. материалов / сост. А. С. Дмитриев, Б. И. Колесников, Н. Н. Новикова. М., 1990.

15. Зверева В.И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки. – М.: ОЦ Педагогический поиск, 1998.

16. Зинина Е.А. Об элективном курсе «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста»// Литература в школе – 2008. – №10. – с. 38-44.

17. Плавскина З. И. История зарубежной литературы XVIII века: учеб. для вузов.– М., 1991.

18. Соловьева Н.А. История зарубежной литературы XIX века: Учеб. для филол. вузов/ В.Н. Богословский, А.С. Дмитриев, Н.А. Соловьева и др.; – М.: Высш. шк., 1991.

19. Михальской Н.П. История зарубежной литературы XIX века. Учеб. для студентов пед. ин-тов. В 2 ч. Ч.2/ Н.П. Михальская, В.А. Луков, А.А. Завьялова и др.;– М.: Просвещение, 1991.

20. История Парижа [Электронный ресурс] режим доступа http://www.france-paris.ru/history.php

21. История Парижа [Электронный ресурс] режим доступа http://france.destinations.ru/paris/history

22. История русской литературы: В 4 томах. Т. 1. – Л., 1980.

23. Карамзин Н.М. Избранные сочинения. – М.; Л., 1964. Т.1, 2.

24. Кирнозе З. И.. Страницы французской классики. М., 1992.

25. Климов Е.А. Психология и профессиональный путь человека // Школа и производство. –2000. – №8. – с. 71-77.

26. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.// Вестник образования. – 2002. – №6. – с. 11-40.

27. Ковалева О. В., Шахова Л. Г. Зарубежная литература: XIX в.: Учебное пособие для вузов. – М., 2005.

28. Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. – МГУ, 1991.

29. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в.: Учебник – М., 2000.

30. Лидский Ю.Я. Творчество Э. Хемингуэя. – Киев, 1998.

31. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. – М., 1987.

32. Лотман Ю.М. Карамзин. – СПб., 1997.

33. Луков В. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учебное пособие для студентов вузов. Изд. 3-е, испр., доп. – М., 2006.

34. Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина: из истории русского реализма. – М., 1969.

35. Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин. Творческий путь. – М., 1961.

36. Мельчина В. Что такое Франция? – М., 1997.

37. Мешкова И.В. Творчество Виктора Гюго. – Саратов, 1971.

38. Мопассан Г. Полное собрание сочинений в 12 томах. – М., 1958.

39. Муравьева Н.И. Оноре Бальзак. Очерк творчества. – М., 1995.

40. Обломиевский Д. Французский романтизм. – М., 1997.

41. Орлов О.В. История русской литературы XVIII века. –Л., 1991.

42. Основные направления опытно – экспериментальной работы по введению профильного обучения в 2004 /2005 учебном году: проект для обсуждения/Рабочая группа по профильному обучению. – М., 2004.

43. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

44. Пан С., Криволапова Н., Бобкова Л. Подготовка педагога профильной школы// Народное образование. – 2004. – №1. – с. 58-64.

45. Поэзия французского символизма. – М., 1993.

46. Профориентация старшеклассников: сборник учебно –методических материалов/под. редакцией Т.В. Черниковой. – Волгоград: Учитель, 2005.

47. Прохоров А.М. Большая советская энциклопедия – 3-е изд., – М., 1975.

48. Пузиков А. Портреты французских писателей. – М., 1981.

49. Рутберг И.Г. Пантомима. Первые опыты. – М.: Сов. Россия, 1972.

50. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. – М.: Вако, 2005.

51. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессиии. – СПб.: Каро, 2003.

52. Соколова Т. В. История западноевропейской литературы. XIX в.: Франция, Италия, Испания, Бельгия. / Учебник для ВУЗов. – М., 2003.

53. Соловьева Н.А. История зарубежной литературы XIX в.: Учебник для филол. Спец. вузов⁄ Богословский В.Н., Дмитриев А.С., Соловьева Н.А. и др.; под ред. Соловьевой Н.А. – М., 1991.

54. Стронская И. М. Зарубежная литература. – СПб., 2006.

55. Сухотин П. Оноре де Бальзак. – М., 2004.

56. Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма. – М., 1977.

57. Тарасов Б.Н. В мире Достоевского. – М., 1986.

58. Толмачев В. М., Зиновьева А. Ю. Зарубежная литература конца XIX-начала XX вв.: Учебное пособие для вузов: В 2 томах: Т. 2. / Под ред. Толмачева В. – М. Изд. 2-е, перераб., доп. – М., 2007.

59. Толмачев В. М., Зиновьева А. Ю., Косиков Г. К. Зарубежная литература конца XIX-начала XX вв.: Учебное пособие для вузов: В 2 томах: Т. 1. / Под ред. Толмачева В. М. Изд. 2-е, перераб., доп. – М., 2007.

60. Тредиаковский В.К. Сочинения и переводы в 2 томах. – СПб., 2009.

61. Федоров В.И. История русской литературы XVIII века. – М., 1990.

62. Фонвизин Д.И. Собрание сочинений: В 2 томах. – М.,1959.

63. Чистякова С.Н. Социально–профессиональное самоопределение школьников в условиях профессионального обучения // Школа и производство. 2002. – №2. – с. 75 – 77.

64. Хрестоматия по зарубежной литературе. XX век. – СПб., 2001.

65. Элективные курсы в профильном обучении: письмо Департамента общего и дошкольного образования от 13.11.2003.// Народное образование. – 2004. – №2. – с. 265 – 266.

66. Этов В.И. Ф.М. Достоевский. Очерк творчества. – М., 1968.

 


Приложение 1

История Парижа

Дать краткий очерк истории Парижа – задача достаточно сложная, ибо немного найдется в мире городов, которые были бы до такой степени непосредственными участниками великих событий, изменивших ход истории.

Первые упоминания о Париже встречаются в «Записках о галльской войне» Гая Юлия Цезаря, где он сообщает о поселении на острове на реке Сене, населенном галльским племенем паризиев. В 52 г. до н. э. римляне захватили город, дав ему имя Лютеция и определив первый этап расцвета, обусловленный удобным географическим положением на судоходной реке, возможностью прокладывать дороги на плоских равнинах, а также плодородностью почвы. Во II в. н. э. Лютеция переросла остров, распространившись на левый берег Сены. От времен римского господства сохранились тюрьмы Клюни и Арена Лютеции, ставшие старейшими памятниками архитектуры. С уходом римлян город получил новое название Паризии, а с III по V в. постоянно подвергался набегам варварских племен германцев и норманнов, из-за чего жителям пришлось покинуть разрушенное поселение на левом берегу и ограничиться островной территорией. В конце V в. канонизированная впоследствии Женевьева сумела наладить защиту города от гуннов. В память о ней холм на левом берегу был назван Сен-Женевьев. Франки захватили город в 497 г., и их король Хлодвиг перенес туда свою столицу в 508 г., дав ей окончательное имя Париж. Хильдеберт, сменивший на престоле Хлодвига в 511 г., основал первый пригород Парижа Сен-Жермен, получивший свое название из-за того, что образовался вокруг аббатства, которое было построено по совету епископа Сен-Жермена, канонизированного после его смерти, в 576 г. Развалины этого аббатства и Сен-Жермен-де-Пре, старейшая парижская церковь, располагаются сейчас в центральной части столицы. Париж долгое время ничем не выделялся среди остальных городов Франции, оставаясь столицей небольшого графства, которым правили Каролинги. Но с 987 г., когда королем всей Франции стал граф Парижский Гуго Капет, Париж был объявлен столицей государства и началось его быстрое развитие.

К XI в. Париж разросся на оба берега Сены, заняв территории, которые были заселены в римскую эпоху. Левый берег и холм Сен-Жермен были заняты учебными заведениями, а на правом берегу вырос торговый район. Столица Франции к XII в. обрела основу своей пространственной структуры, сохранившуюся до нашего времени: на острове разместились органы власти; учреждения культуры и образования — на левом берегу; деловые и торговые кварталы – на правом. В конце XI — начале XII в. жизнь столицы претерпела множество изменений, связанных с укреплением и расширением монархии. В период правления Филиппа Августа (1180-1223 гг.) были созданы аббатства, построены церкви, больницы, школы товарные склады. Также были вымощены центральные улицы, город окружен укрепленным валом, за пределами которого возвели мощную крепость Лувр, защищавшую город от возможных нападений с запада. Левобережные учебные учреждения, конфликтовавшие с архиепископом, были объединены в университет, получивший возможность самоуправления. К концу XIII в. Парижский университет стал одним из главных центров просвещения в Европе, в котором обучались около 20 тыс. студентов, проживающих в студенческом городке, названном Латинским кварталом. Правобережье управлялось мэром, которого выбирала Община торговцев. На месте нахождения канцелярии мэра впоследствии была возведена городская Ратуша. В ХІІ – ХІІІ вв. Париж обрастал новыми пригородами и архитектурными сооружениями, к которым можно отнести Нотр-Дам де Пари — величественный собор в стиле «пылающей готики», построенный на месте языческого храма, и часовню для хранения святых мощей, возведенную рядом с замком Сен-Шапель по решению вернувшегося из Крестовых походов Людовика IX.

Середина XIV в. в Париже была отмечена бунтом против ослабевшей королевской власти. В 1356 г. Этьен Марсель, старейшина парижских торговцев, возглавил мятеж, начавшийся после поражения французской армии в битве с англичанами при Пуатье, когда король Иоанн II попал в плен. При короле Карле V произошел дальнейший рост территории Парижа и постройка новых укреплений, в частности крепости Бастилии.

Первая половина XV в. не была благоприятной для столицы Франции, так как постоянные войны и эпидемии уносили слишком много жизней и мешали развитию города. В 1419 г. Париж был захвачен войсками англичан, которые пользовались поддержкой крупных французских землевладельцев. Но владычество англичан было недолгим: Генрих VI, возведенный на престол Франции в Нотр-Даме в 1431 г., был свергнут уже в 1436 г., а Париж

в роскошный дворец. Строительство в столице велось по сложным вновь стал резиденцией французских королей.

Эпоха Возрождения началась для Парижа в правление Франциска I (1515-1547 гг.), когда Лувр из оборонительной крепости был реконструирован и изысканным проектам. Но религиозные войны в течение всего XVI в. нарушали спокойное течение жизни Парижа. Из-за того что французская столица была оплотом католицизма, там происходили массовые гонения протестантов, самым страшным из которых стала Варфоломеевская ночь (23 августа 1572 г.), когда были убиты тысячи гугенотов. До 1588 г. продолжалась борьба католиков и гугенотов, конец которой положила возглавляемая герцогом Гизом Католическая лига, восстановившая власть в Париже и вынудившая бежать короля Генриха III. Последующая осада столицы войсками короля унесла жизни 13 тыс. жителей. Война была окончена в 1594 г. коронацией Генриха I основавшего династию Бурбонов, а в 1598 г. Нантский эдикт прекратил религиозные распри. Династия Бурбонов способствовала расцвету Парижа и всей страны. Двести лет французская столица была одним из крупнейших городов Европы и основным культурным центром. Город развивался, украшался новыми зданиями и памятниками, росло его благосостояние. Берега Сены были соединены каменными мостами. Каждый король считал своим долгом расширить Лувр, соединяя его с другими дворцами, как это произошло с дворцом Тюильри. возведенным для Екатерины Медичи. На левом берегу Сены были построены дворцы для Марии Медичи (Люксембургский) и для Анны Австрийской (Валь де Грае). Левобережье застраивалось монастырями и аббатствами, а при кардинале Мазарини было сооружено здание, в котором в наше время разместилась Французская академия. Людовик XI (1643-1715 гг.) перенес свою резиденцию в Версаль, так как не доверял парижанам, поддержавшим Фронду (1648-1653 гг.). Но Париж остался столицей Франции и стал играть ведущую роль в экономике государства. В это время были ликвидированы трущобы в окрестностях Лувра, а на их месте разбиты сад Тюильри и Елисейские Поля. В XVII в. два небольших острова на реке Сене были соединены в один, получивший название Сен-Луи и застроенный домами знати. К концу XVIII в. Париж окружили новым валом, и его территория расширилась почти в два раза, но население практически не увеличивалось. Новый вал был нужен не столько для защиты города, сколько для контролирования ввоза и вывоза товара. Основные события Великой Французской революции происходили в Париже: взятие Бастилии 14 июля 1789 г., народные восстания 10 августа 1792 г. и 31 мая — 2 июня 1793 г. Во время революции город получил права муниципального самоуправления, которых лишился в годы правления Наполеона Бонапарта (1799-1814 гг.). Столица Франции подвергалась оккупации войсками антифранцузской коалиции в марте 1814 г. И в июле 1815 г. К началу XIX в. был завершен процесс политической централизации, влияние которого положительно сказалось на развитии промышленности Парижа и росте населения: с 1801 по 1817 г. количество жителей столицы выросло с 547 тыс. до 714 тыс. человек. Рост пригородов Парижа привел к тому, что старые валы снесли, заменив их кольцом бульваров, а новые, возведенные в 1840-1844 гг., окружали уже значительно большую территорию[33]. Также в 1800 г. был открыт французский банк, а 1837 г. проведена первая железная дорога Париж — Сен-Жермен [Мельчина, 1997, с. 239].В эти же годы велись работы по благоустройству города: были вымощены и освещены улицы, улучшена канализация, построены набережные. Пантеон, Триумфальная арка и церковь Мадлен, начатые при Наполеоне I, были достроены.

По мере развития капиталистических отношений шло формирование рабочего класса и буржуазии. Парижские рабочие и ремесленники приняли активное участие в Июльской революции 1830 г., а также в республиканских восстаниях в июне 1832 г., апреле 1834 г. и мае 1839 г. В 1846 г. в Париже был создан коммунистический корреспондентский комитет, а в 1847 — община Союза коммунистов. Свободолюбивые жители французской столицы подняли Июньское восстание 1848 г. Вылившееся в революцию. Республика пала 1 декабря 1851, когда в Париже произошел бонапартистский переворот. Наполеон III, провозглашенный императором в 1852 г., поставил перед бароном Жоржем Оссманом, префектом департамента Сена, задачу по реконструкции Парижа. Столица была полностью преображена к 1870 г., став одним из красивейших городов Европы с населением 2 млн человек. В этот период были расчищены все трущобы, расширены проспекты, усовершенствованы системы канализации и водоснабжения, построены прекрасные здания, среди которых можно выделить «Гранд опера» и рынок «Ле Аль». Перестройка города велась не только с целью благоустройства, но и предусматривала возможность беспрепятственного продвижения войск по улицам, а также затруднение постройки баррикад.

Новое восстание парижского народа произошло 4 сентября 1870 г., после капитуляции Наполеона III, которой закончилась Франко-прусская война. Вторая империя прекратила свое существование, и было учреждено временное правительство. Столица находилась в осаде немецких войск 4 месяца, сдавшись 28 января 1871 г. и подвергнувшись оккупации. Весной парижане выступили против временного правительства в Версале и организовали Парижскую коммуну, которая управляла городом с 18 марта по 19 мая 1871 г. 21 мая правительственные войска, руководимые временным президентом Адольфом Тьером, попытались вернуть власть над Парижем, но были вынуждены отступить перед разъяренными толпами народа и вернуться в Версаль, где правительство республики оставалось до 1879 г. Городу был нанесен страшный ущерб: горожане разрушили более 200 зданий, Ратушу, дворец Тюильри, а также опрокинули Вандомскую колонну.

В начале XX в. Париж стал финансовым и промышленным центром страны, а также важнейшим транспортным узлом, в котором сходились основные железные дороги и главные внутренние водные пути Северной Франции. В 1900 г. в городе была открыта первая линия метрополитена. К 1920 г. население столицы достигло рекордного количества — 3 млн человек. Бомбардировки и обстрел дальнобойной артиллерией во время Первой мировой войны нанесли Парижу достаточно значительный ущерб, но город так и не был захвачен немецкими войсками. В 1918 году, после окончания войны, в столице Франции состоялась мирная конференция. В период между Первой и Второй мировыми войнами Париж продолжал расширять свою территорию, однако его население уменьшилось. В середине 1930-х годов парижане показали себя ярыми противниками фашизма, сорвав 6 февраля 1934 г. попытку фашистского путча. Народная демонстрация, состоявшаяся 14 июля 1935 г., способствовала созданию во Франции Народного фронта. В период Второй мировой войны Париж являлся открытым городом, а с 14 июня 1940 г. подвергся оккупации войсками фашисткой Германии. Столица Франции была одним из центров европейского движения Сопротивления. Ее освобождение произошло в ходе Парижского восстания 1944 г. В послевоенный период Париж стал одним из основных центров движения за мир и демократию. В 1949 г. там проходил 1-й Всемирный конгресс сторонников мира. 1950-е и 1960-е гг. отмечены массовыми демонстрациями в защиту республики и всеобщими стачками, а всеобщая забастовка 1968 г., начало которой положили парижане, переросла в крупнейший в послевоенной Франции социально-политический кризис. Вторая половина XX в. стала для Парижа временем укрепления положения одного из центров мировой культуры. В 1989 г. был завершен футуристический комплекс Дефанс и открыт Лувр после проведения архитектором Пеи коренной реконструкции. В следующем году состоялось торжественное открытие театра «Опера-Бастий». В 2005 г. мирное сосуществование коренного населения столицы и эмигрантов было нарушено. Париж и его пригороды охватила волна беспорядков, в столице Франции было объявлено чрезвычайное положение и в течение 3-х мес. действовал комендантский час. В начале 2006 г. обстановка в столице стабилизировалась. В настоящее время Париж является также центром международной дипломатии и общественной жизни, где проводятся различные международные конгрессы, конференции, встречи на высшем уровне [Прохоров, 1975, с. 56].

Что касается внешнего облика города, то Париж является одним из наиболее своеобразных, неповторимых городов мира, где обширные торжественные ансамбли, здания в стиле ренессанса и классицизма, парки и скульптура, парадные площади, бульвары и проспекты соседствуют с уютными живописными набережными, скверами улочками, восходящими к средним векам.

Этому романтичному городу есть чем гордится кроме своей истории. Здесь находятся крупнейшие библиотеки Франции – Национальные архивы и Национальная библиотека, а так же около 50 библиотечных академий, университетов, научных институтов. Один из крупнейших музеев мира – музей Лувра, музей Карнавале, Музей современного искусства, музей Родена, Музей армии, музей Гиме. Париж является одним из крупнейших театральных центров; здесь работают свыше 60 театров. Ведущие из них: «Гранд – Опера», «Комедии Френсез», «Театр де Л эст Паризьен». Большая группа театров расположена на так называемых Больших бульварах: «Эберта», «Ренессанс», «Жимназ», «Порт- Сен-Мартен», «Мимодьер», «Матюрен», «Комеди-Камартен» и др. В Париже масса удивительных по красоте мест, среди которых стоит отметить наиболее выдающиеся. Собор Парижской Богоматери, известный еще под названием Нотр-Дам-де-Пари. Сооружение относится к готическому стилю, посещение которого не оставит равнодушным даже самых взыскательных гостей. Его размеры: почти 130 метров в длину, 50 в ширину и 35 в высоту. Он может вместить более 9000 человек. На площади собора когда-то стоял древнеримский храм, затем христианская базилика, и лишь в 1163 году началось строительство Нотр-Дама.

В конце 12 века началось строительство Лувра. Сейчас – это государственный музей Франции, где размещено сразу несколько музеев. В архитектурный ансамбль музея органично вписалась стеклянная пирамида, простроенная к музею в 1983 году. Каждый год Лувр посещают миллионы туристов со всего света, восхищаясь красотой и размахом этого великого сооружения [История Парижа].

 


Приложение 2





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.72.102.217 (0.018 с.)