Объявление официала епископского суда Парижа о клириках и школярах



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объявление официала епископского суда Парижа о клириках и школярах



(11 января 1269 г.)

Официал епископского суда Парижа всем ректорам церквей, магистрам и школярам, обитающим в городе и пригородах Парижа, всем, до кого дойдет настоящее объявление, привет во имя господа. Повсюду можно услышать частые и пространные жалобы, что в Париже существуют некие клирики и школяры, а также их слуги, лишенные рассудка, отвернувшиеся от бога и не думающие о спасении. Они, пользуясь обычаями школьной жизни и полагаясь на оружие, все чаще и чаще свершают беззаконные и преступные действия, а именно: как в дневное время, так и по ночам они жестоко ранят и убивают многих людей, похищают женщин,[140][оскорбляют дев], врываются в гостиницы, по нескольку раз свершают грабежи и производят другие гнусности, ненавистные богу. Поскольку они свершают эти и другие преступления, пользуясь оружием, мы, имея в виду предписание верховного понтифика, в котором он предупреждал, что клирики, носящие оружие, должны быть отлучены, помня о том, что наши предшественники свершали подобные отлучения, и зная, что бросающиеся в глаза проступки невозможно скрыть,.. желая прекратить эти преступления и заботясь о мире и спокойствии студентов и других, кто хочет жить в мире, по требованию многих хороших людей и по их советам произносим отлучение (в письменном виде) в отношении клириков, школяров и их слуг, которые с оружием днем и ночью ходят по улицам Парижа без нашего и; господина епископа Парижа разрешения. Мы также предаем отлучению всех тех, кто похищает женщин, врывается в гостиницы, оскорбляет девственниц. Мы осуждаем также и всех тех людей, которые сопровождают школяров в преступных целях.

Мы отлучаем и тех, кто знает об этих преступлениях, если только они в течение семи дней после объявления... не явятся с показаниями и не откроют все, что им известно, упомянутому, досточтимому епископу или нам, приготовив себя, к исправлению. Несмотря на это, мы сохраним за господином епископом и за собой право прощения для клириков, которые были отлучены по вышеназванным причинам...

Chart. Universitatis Parisiensis, t. I, p. 481—482.

4. Жалоба Парижского университета (начало XIV в.) 3

Статьи или обиды университета. Университет претерпевает большой ущерб из-за того, что плохо соблюдаются привилегии, дарованные апостольским престолом. Это происходит по той причине, что мы не имеем охранителя некоторых наших прав. Поэтому, хотя университет имеет привилегию, согласно которой лиценциат (См. раздел третий, примечание 20.) любого факультета может иметь инцепцию (Там же, примечание 12.) и право чтения лекций в Париже и в любом другом городе, эта привилегия не соблюдается в университетах Англии и в Монпелье, а также и в других университетах, [141]где магистр или лиценциат Парижа не допускается к исполнению своих обязанностей, какую бы добрую репутацию и славу он ни имел.

Также, что магистрам и школярам, хотя они это вполне заслужили, не дается никакого или почти никакого обеспечения.

Также, что студенты, из какой бы провинции или королевства они ни происходили, не могут свободно владеть своей собственностью.

Дальше, что школярам досаждают при уплате по таксе за дома.

Университет просит, чтобы грамота, которой давным-давно даровалась эта привилегия, была передана нам и сохранялась в архиве.

Также требуются грамоты короля, подтверждающие, что те лица, которые в течение определенного времени были капелланами университета, могли свободно получать свои доходы и ренты в назначенное время.

Также университет просит, чтобы как церковные, так и светские судьи следили за тем, чтобы соблюдались привилегии университета, и без задержки и каких-либо помех вершили суд часто, как это потребуется.

Также университет просит господина короля, чтобы он соизволил назначить обеспечение декану St-Marcel около Парижа, достойному человеку, который долго служил университету самым похвальным и благородным образом, а также другим лицам, которые будут названы университетом.

Обращаем внимание на то, что тех лиц, которые захватывают собственность школяров, невозможно заставить дать какое-либо удовлетворение, как это было в случае со школяром, которому были даны в долг бюргером из Лилля 123 фунта, или в случае с бакалавром теологии, чьи вещи ценностью 120 парижских фунтов были захвачены королевским коллектором Рейнальдом Кане около Сан-Контена... Также не получил удовлетворения магистр медицины, который был избит около [церкви] св. Антония, Также следует позаботиться и о другом магистре медицины, который в противоречии с привилегией был посажен в тюрьму епископа Труа.[142]

Chartularium Univers. Paris, II, p. 182.

5.Разрешение дофина Карла закрыть улицу Соломы

(1358)

...С самого основания университета или около того времени... магистрам факультета искусства была назначена для чтения лекций и обучения определенная улица по ту сторону Petit Pont 4, известная на французском языке как Кие du Feurre 5. И на этой улице в прошлые времена упомянутые магистры мирно читали лекции и школяры слушали их без нарушений или заметных перерывов. Теперь же, с увеличением количества преступных людей и врагов науки, сеющих плевелы в пшенице, на эту улицу выбрасываются и остаются там грязь и отбросы, отравляя и заражая души и тела обитателей этой улицы. Там, где обитают студенты и философы, можно обнаружить нечто еще более постыдное и отвратительное. По ночам двери школ подлым и бесчестным образом взламываются сводниками и другими негодяями, которые не имеют перед глазами образа божия и науки. Более того, как можно предположить, эти люди желают помешать возникновению цветов и перлов науки. И вводятся ими вшколы девки и другие грязные женщины и часто подло и бесчестно проводят там ночь, оставляя в креслах магистров, повсюду в комнатах и на местах, где сидят школяры, омерзительную грязь.

По утрам магистры, которые приходят на лекции, и школяры, которые приходят учиться, находят повсюду такой позорный и отвратительный беспорядок, что тотчас же устремляются и удаляются из этого грязного места. И что удивительного, ибо философам подобает быть чистыми и честными и учить в чистых и приличных помещениях. Итак, из-за этих прискорбных беспорядков и беззакония упомянутые магистры лишаются школ, лекций и помещений, предназначенных для обучения, а также и того, что является для них самым важным, а именно перлов науки. Из-за этих продолжительных и длительных беспорядков, несчастий и тяжелых обстоятельств некие просители заявили нам, что они больше не могут жить на этой улице, если только мы, нашей особой милостью не изыщем надлежащих средств, чтобы исправить это зло. И так как на упомянутой улице есть два конца, или два выхода, которые могут быть закрыты... то магистры и их ученики смиренно просят нас, чтобы мы соизволили, будучи обо всем прекрасно осведомленными, [143]нашей специальной милостью даровать разрешение на закрытие улицы и сооружение ворот, тем более, что они уже имеют эту привилегию от [владельца этой земли]. Поэтому, поскольку от всей глубины нашего сердца мы желаем спокойствия, доброй славы... и процветания... возлюбленной дочери нашей университету Парижа (частью и благородным четвертым членом которого является факультет искусств), имея в виду, что упомянутый факультет является фундаментом, основой и источником других наук,.. разрешаем нашей специальной милостью и полной нашей властью и соизволением; для безопасности магистров и школяров и для спокойствия обитателей всей улицы они могут и им разрешается поставить ворота, или изгороди на концах или у выходов упомянутой улицы, которые закрывались бы на ночь и открывались на целый день добрыми, законными и надежными стражами, назначенными людьми, подавшими нам просьбу...

Chart. Universitatis Parisiensis, t. III, p. 53—54.

6. Образцы студенческих писем 6

В своему высокочтимому учителю А. — привет!

1.

Настоящим уведомляю Вас, что я с величайшим прилежанием занимаюсь в Оксфорде. Но отсутствие денег сильно мешает моему продвижению к промоции, ибо прошло уже два месяца с тех пор, как я в последний раз получил деньги, которые Вы мне послали. Этот город весьма велик и предъявляет к живущим в нем большие требования. Я должен снимать квартиру, покупать все необходимое и делать сверх того многие непредвиденные расходы. Поэтому я почтительно взываю к Вашей отеческой заботливости, дабы Вы из божественного сострадания оказалимне поддержку, чтобы я мог полностью закончить то, что я так хорошо начал. Ведь Вы должны знать, что без даров Цереры и Вакха Аполлон коченеет от холода (Fregescit).[144]

Ch. H. Наskins. Studies in mediaeval culture, N—J, 1958, p. 10, ap. 2.

2.

Своим дорогим и почтенным родителям, рыцарю М и его супруге N, их сыновьям М и Г посылают привет и сыновнее послушание. Настоящим уведомляем Вас, что божьим милосердием мы проживаем в добром здоровье в городе Орлеане и усердно и полностью посвящаем всех себя занятиям, имея на уме слова Катона: «Похвально быть осведомленным... Мы снимаем добрый и приличный дом недалеко от школы и базарной площади, так что мы можем каждый день ходить на занятия, не замочив ног. Мы имеем добрых товарищей, которые живут вместе с нами, усердных в изучении наук и превосходного поведения. Полезность совместной жизни с ними мы особенно ценим, ибо, как говорит псалмист, «Рядом с честным человеком каждый выказывает себя честным» (Псалм XVIII, 25). Поскольку успехи в науках зависят от материального благополучия, мы просим Вашу отеческую заботливость прислать нам с подателем этого письма В.: достаточное количество денег для покупки пергамента, чернил, досок и других вещей, в которых мы нуждаемся, чтобы мы не страдали (да избавит нас бог от этого!) от недостаточной помощи, но с успехом завершили наши занятия и со славой возвратились домой. Посланец также просит для себя чулки и туфли, которые вы должны нам прислать вместе с другими новыми вещами.

Ch. H. Haskins. Studiesin mediaeval culture p. 18.

7. Письмо врача из Валенсии Педро Фагаролы сыновьям, студентам Тулузского университета 7

(1315)

О пище, или как следует есть

Остерегайтесь много и слишком часто есть, особенно ночью. Избегайте употреблять в пищу во время вечерних трапез сырые луковицы, ибо они сильно притупляют разум и чувства.

Избегайте молочных продуктов — молока и свежего сыра. Остерегайтесь вкушать молоко и рыбу вместе, так же как молоко и вино, ибо от этого бывает проказа. Не нужно слишком часто есть свежую свинину. Но соленая свинина [145]полезна. Не нужно употреблять много орехов. Лучше есть их изредка и заедать рыбой. Я говорю то же самое о любых сочетаниях мяса и фруктов, ибо они вредны и тяжелы для пищеварения.

Во время трапезы пейте дважды, трижды и четырежды. В перерывах между трапезами пейте меньше, потому что лучше пить как следует за столом, чем после. Не потребляйте вина без воды и, если оно слишком холодно, в зимнее время подогревайте его. Ведь очень плохо, когда возникает привычка пить крепкое вино, не смешивая его с водой.

Помните в Тулузе о хорошей воде. Поэтому кипятите ее, так же как и воду из Гаронны, потому что сырая вода плоха...

О том, как нужно спать

Достаточный и естественный сон бывает тогда, когда спят четвертую часть [суток], немного меньше или немного больше. Поступать иначе — значит извращать природу. Спать слишком много — греховно. Поэтому избегайте этого... Избегайте спать на спине, ибо это вредно, но спите на боку или на животе, и лучше на правом боку, чем на левом. Не ложитесь спать с холодными ногами, но сначала согрейте их у огня или прогулкой или иным способом. Летом не ложитесь в постель в комнатных туфлях. Это приносит испарину, которая вредна для мозга и памяти...

О воздухе и окружении

Выбирайте жилище, удаленное от всех мест с дурными запахами,.. ибо мы проводим много времени на открытом воздухе, который, если он заражен, отравляет более сильно и более опасно, чем испорченная им пища и питье.

Также зимой защищайте жилище от пагубных ветров и держите на полу солому, чтобы предохранить себя от холода.

Более того, если вы можете иметь угли (?) или дрова в обмазанном доброй глиной очаге и если вы имеете место у очага и огонь в вашей комнате, это очень хорошо...

Также хорошо одевайтесь и обувайтесь и на улице носите деревянные башмаки, чтобы ноги всегда были теплыми.

Также не носите шляпы «salsamentis», как это делают некоторые, ибо это опасно. [146]

Также, когда заметите других студентов в теплых шляпах, поступайте, как они; если будет нужда, носите меховую шляпу. И ночью, когда вы занимаетесь, не забудьте надеть ночной колпак и закутать горло... Чтобы не было блох, ежедневно подметайте комнату, но не прибегайте к воде, потому что от сырой пыли рождаются блохи. Но время от времени обрызгивайте пол крепким раствором уксуса, который к тому же успокаивает ум и сердце.

Если сможете, гуляйте каждый день по утрам и вечерам. И если погода холодная, то бегайте, но обязательно на пустой желудок. На худой конец, быстро ходите, чтобы восстанавливалась естественная теплота вашего тела. Ведь огонь гаснет, если только его не поддерживать и не раздувать мехами... Если вы не сможете гулять по причине плохой погоды или дождя, быстро поднимитесь три или четыре раза по лестнице и имейте в вашем жилище большую тяжелую трость, похожую на меч. Размахивайте ею, зажав ее сначала в одной, потом в другой руке, как если бы вы принимали участие в драке, до тех пор, пока не начнете задыхаться. Это замечательное упражнение для того, чтобы разогреться и избежать воздействия вредных испарений, которые входят в тело через поры, а также средство избежать полноты. Прыжки также являются подобного рода упражнением. Пойте, чтобы развить грудь. И если вы все это выполните, у вас будут здоровые члены, крепкий разум и память, и вы избежите насморка. Того же достигните, играя в мяч. Все это нужно делать не ради забавы, но как упражнение. Кроме того, следует избегать слишком тяжелого труда и продолжительных упражнений.

О волнениях души

Волнения души, такие, как гнев, печаль, любовь женщины, страх, чрезмерная забота, имеют, большое влияние: перечисляя все это, я только хочу сказать, чтобы вы избегали страстей души, пагубных для вас, и спокойно и счастливо услаждали себя среди друзей и хороших товарищей, воспитывая в себе честность и терпение, которые приносят большую отраду душе, особенно если вы всем сердцем любите бога.[147]

«Speculum», VI, (1931), 110—114.

Англ. текст у Торндайк, стр. 154—160.

Комментарии

1 Приводимый отрывок взят из статутов университета свободных искусств и медицины и датируется 1405 г.

2 Это древнейшая часть статутов Сорбонны, составленная при жизни основателя коллегии Робера де Сорбонн. Возможно, он является автором статутов.

3 Этот документ составлен между 1292 и 1316 гг. Его составители и адресат неизвестны.

4 Petit Pont — мост через южный рукав Сены.

5 Rue du Fevrre — улица Соломы в Париже, где находились школы факультета свободных искусств. Название происходит от обычая устилать пол в школах, на котором сидели студенты, соломой.

6 Приводимые формулы студенческих писем служили образцами для составления подлинных писем, которые посылали студенты на. родину. Как это впервые отмечено Ч. X. Хаскинсом, изучившим большое количество подобных образцов, они являются очень важным видом источников для изучения жизни средневековых студентов, поскольку в них отражены типичные для студенческой жизни ситуации и события.

7 Письмо Педро Фагаролы приводится с большими сокращениями.

(пер. Г. И. Липатниковой)
Текст воспроизведен по изданию: Документы по истории университетов Европы XII-XV вв. Воронежский государственный педагогический институт. 1973

© текст - Липатникова Г. И. 1973
© сетевая версия - Тhietmar. 2006
© OCR - Сошников С. 2006
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Ворон. ГПИ. 1973

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ВОСТОКА И ЗАПАДА

Главная А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Документы

Женские боди от LeMonada, Silvian Heach со скидками на www.lamoda.ru.

Хронологическая таблица

(Настоящая таблица с небольшими уточнениями, перепечатана из второго издания монографии Г. Вэшдола. "The universities of Europe rnthe Middle Ages. Oxford, 1936)

** Университеты, возникновение которых было связано с миграциями студентов и преподавателей из других университетов.

XII. в. 946 — середина XI в. Медицинская школа в Салерно
Болонский университет
Парижский университет
1167? Оксфордский университет
Монпелье
(медицинская школа) П 1289  
Реджио **
XIII в. 1204 Виченца **
1209 П 1318 Кембридж
1212—1214 К Валенсия
Ареццо **
Падуя **
1224 И Неаполь
Верчелли **
1229 П 1233 Тулуза
1230 К Саламанка
перед 1231 П 1306? Орлеан
1229? Анжер **
1244—45 П Римская курия
1246 И. 1357 Сиена
1248 П Пьяченца
1254 К П 1260 Вальядолид
1250? П 1346 Севилья
1290 КП Лиссабон
1300 К Лерида
XIV в. 1303 П Рим (городской университет)
1303 П Авиньон
1308 КП Куимбра **

[149]

1303 П Перуджия
1318 И Тревисо
1332 П Кагор
1339 П Гренобль
1343 П Пиза
1347— 48 К П И Прага
1349 П Перпиньян
1349 П Флоренция
1359 К Гуеска
1361 И Павия
1364 1397 КП Краков
1365 П Вена
1365 И Оранж
1367 П Печ
1379, 1392 П Эрфурт
1385 П Гейдельберг
1388 П Кельн
1389 П Буда
1391 П Феррара
1405 П Турин
1409 П Экс
1402? П Вюрцбург
1409 П Лейпциг **
1413 П Университет св. Андрея (англ.)
1419 П Росток
Доле
1425 П Лувен
1428 П. 1456 Грейфсвальд **
1431 П Пуатье **
1432 П Кан

[150]

1441 П Бордо
1444 П Катания
1450 П Барселона
1451 П Глазго
1452 1459 П Валанс
1454 1473 П Трир
1455-56 П Фрейбург
1459 П Базель
1459 П Ингольштадт
1460 П Нант
1464 П Бурж
1465-67 П Пресбург
1474 П Сарагосса
1476 П Майнц
1476-77 П Тюбинген
1477 П Упсала
1478 П Копенгаген
1483 К Пальма (о. Майорка)
1485 П Безансон
1489 П Сигуенца
1494 П Абердин
1499 П Алькала
1500 П Валенсия

П — университеты, возникновение которых санкционировано папскими буллами.

И — университеты, основание которых связано с инициативой императорской власти или санкционируется ею.

К — университеты, основание которых связано с инициативой королевской власти.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ВОСТОКА И ЗАПАДА

Главная А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Документы

Купить торты на заказ с узором под гжель. . Разработка и производство изделий - фрезерные работы. Ищете хорошую работу?

ЛИТЕРАТУРА

Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2-е, т. 3, стр. 19—25, 49—61, 77—78.

Энгельс Ф. Крестьянская война вГермании. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., Изд. 2-е, т. 7, стр. 360.

Маркс К. Хронологические выписки: «Архив Маркса и Энгельса», т. VIII, стр. 344.

Энгельс Ф. О Франции в эпоху феодализма. «Архив Маркса и Энгельса», т. X, стр. 300—302.

Ленин В. И. Философские тетради. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 326.

Ленин В. И. Критические заметки по национальному вопросу. Полн. собр. соч., т. 24, стр. 120, 129.

Бекштрем А. Т. Медицинский факультет в Монпельедо. ЖМНП, IX—X, 1908, IV—1909.

Бахтин В. Школьная жизнь в Париже XII века. В кн. «Средневековый быт». Сб. ст. под ред. О. А. Добиаш-Рождественской, А. И. Хоментовской и Г. П. Федотова. Л., 1928.

Вормс А. Болонский университет и римское право в средние века (книга для чтения по истории средних веков под ред. П. Г. Виноградова т. 1),М., 1898.

Добиаш-Рождественская О. А. К преданию поэзии голиардов. «Средневековье в рукописях публичной библиотеки», вып. 1, Л., 1925.

Добиаш-Рождественская О. А. Коллизии во французском обществе XII—XIII вв. по студенческой сатире этой эпохи. «Исторические записки», т. 1, М., 1937.

Игнатович В. Болонский университет в средние века. СПб., 1846.

Игнатович В. История английских университетов. СПб., 1861.

Игнатович В. Немецкие университеты в развитии их исторической и современной жизни. ЖМНП, X, 1862, I, IV, V, VI, 1863.

Ивановский В. Н. Народное образование и университеты в средние века. (Книга для чтения по истории средних веков под ред. П. Г. Виноградова, т. 1), М., 1898.

Квастель С. Болонский университет в средние века. Сб. научных студ. работ Моск. гос. ун-та, вып. 19, М., 1941.

Козьменко Л. Парижский университет и его студенчество в XII—XIII вв. «Средневековье в эпизодах и лицах». Под ред. В. В. Стоклицкой-Терешкович. М., Изд-во Московск. гос. ун-та, 1941.

Кубланова (Руколь) Б. М. Как обучались в средневековом университете. «Книга для чтения по истории средних веков». Под ред. С. Д. Сказкина, ч. 1, Изд. 2-е. М., Учпедгиз, 1948 (изд. 3-е, 1951).

Краткая история Карлова университета. Под ред. Ф. Кавки. Прага, 1965.

Липатникова Г. И. К вопросу о социальном составе студентов Пражского университета в конце XIV — начале XV вв. Уч. зап. Института славяноведения, т. XV, М., 1957.

Липатникова Г. И. К истории основания Пражского университета. Славянский сборник, вып. 1, ист. Воронеж, Изд-во Воронежск. гос. ун-та. 1958.

Липатникова Г. И. К изучению истории университетов в современной американской историографии. В сб.: Из истории развития революционных идей и культуры европейских стран. Известия Воронежского гос. пед. ин-та, т. 76. Воронеж, 1967.

Липатникова Г. И. К истории факультета «свободных искусств» Пражского университета по статутам XIV—ХУв. В сб.: «Советское славяноведение», Минск, Изд-во Белорусск. гос. ун-та им. В. И, Ленина, 1969.

Липатникова Г. И. К ранней истории факультета «свободных искусств» в Париже. «Герценовские чтения», XXIV, сер. исторические науки. Л., 1971.

Липатникова Г. Ц. Ян Гус и студенти Празького университету. «Украинське словянознавство», 1972, № 6.

Паульсен Ф. Германские университеты. СПб., 1904.

Пискорский В. К. Итальянские университеты. Казань, 1910.

Пискорский В. К. Начало академической свободы в Западной Европе. Речь, произнесенная на годичном акте Нежинского института 30 августа 1899. Нежин, 1900.

Предтеченский С. А. Парижский университет в средние века. Речь, произнесенная на торжественном годичном акте Казанской духовной семинарии. Казань, 1901.

Рамм Б. Я. Гильом Коншский. «Французский Ежегодник за 1959 г.». М., Изд-во АН СССР, 1961.

Рамм Б. Я. Элементы народного свободомыслия в движении амальрикан. В сб.: «Средние века», вып. 25. М,, 1964.

Сперанский Н. В. Очерки из истории народной школы в Западной Европе. М., 1898.

Суворов Н. С. Средневековые университеты. М., 1898.

Сидорова Н. А. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М., Изд-во АН СССР, 1953.

Сидорова Н. А. Основные проблемы истории университетов в .средние века в освещении современной буржуазной историографии. В сб.: «Средние века», вып. 23, 1963.

Трахтенберг В. В. Очерки по истории западноевропейской философии. М., Госполитиздат, 1957.

Токарский П. Польские университеты. Варшава, 1960.

Халоупецкий В. Карлов университет в Праге. Прага, 1948.

Шевкина Г. В. Проблема соотношения разума и веры у парижских аверроистов. В сб.; «Средние века», вып. 27, 1965.

Шевкина Г. В. Сигер Брабантский и парижские аверроисты XIII в. М., «Наука», 1972.

ИСТОЧНИКИ

Абеляр П. История моих бедствий. Под ред. Н. А. Сидоровой. М., изд. АН СССР, 1959.

Арнольд из Виллановы. Салернский кодекс здоровья. М., 1970.

Лирика вагантов в переводах Л. Гинзбурга. М., «Художественная литература», 1970.

Средневековье в его памятниках. Под ред. Д. Н. Егорова. М., изд. АН СССР, 1959.

Статуты факультета искусств Пражского университета. Перевод и примечания Г. И. Липатниковой. «Вопросы истории славян», вып. 3, Воронеж, Изд. Воронежск. гос. ун-та, 1970, стр. 115—128.

Библиография монографических исследований и статей по истории средневековых университетов на других языках до 1936 г. содержится в труде Рэшдола. «The universities of Europe in the Middle Ages»- Oxford, 1936.

Библиография с 1937 по 1960 г. в примечаниях к докладу С. Стеллинга — Мишо на Стокгольмском конгрессе историков.

L'istoire des Universites au Moyen-age et a la Renaissance au cours des vingt cinq dernieres annees. «XI Congres Internationale des Sciences Historiques». Stockholm, 21—28 aout, 1960. Rapports, I, Methodologie. Uppsala, I960.

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/italy.html

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.235.155 (0.018 с.)