Постановление церковного собора в Виенне



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постановление церковного собора в Виенне



(1312)

Климент 16, епископ, раб рабов божьих. На вечную память о деле... [57]

Подражая примеру того, чье место на земле мы недостойно замещаем, того, кто желал бы, чтобы апостолы отправились по всему миру, проповедуя евангелие и обучая ему на разных языках, мы желаем, чтобы святая церковь изобиловала бы католиками, знающими различные наречия, которыми пользуются язычники, с тем, чтобы верные католики могли отправиться в эти страны разъяснить им священные установления и, добившись постижения ими сущности христианской религии и принятия таинства крещения, приобщить их к Обществу почитателей Христа. Поэтому, так как знание этих языков может быть достигнуто путем действенного обучения, мы с одобрения этого святого собора позаботились об изучении упоминаемых ниже языков в месте нахождения Римской курии, а также в университетах Парижа, Оксфорда, Болоньи и Саламанки. Мы приказываем, чтобы в каждом из этих мест католики, имеющие достаточные знания в еврейском, греческом, арабском и арамейском языке старались преподавать их с должным прилежанием, переводя книги с этих языков на латинский язык...

Chart. Universitatis Parisiensis, t. II, p. 154—155.

12. Основание Пражского университета

(26 января 1347 г.)

Климент 17, епископ раб рабов божьих. На вечную память о деле. Признанные но божьему усмотрению, хотя и при недостаточных заслугах, на охрану высшего апостольского достоинства, мы, как пастырь всеобщего стада господня и в меру данного нам небесного соизволения, обращаем предусмотрительный взор ко всем странам наших верных и выражаем с радостью свою благосклонность, а также обещаем при подходящих обстоятельствах оказывать помощь тем верным, кто проявляет интерес к ученым занятиям, посредством которых распространяется почитание имени божьего и укрепляется католическая вера, а также обеспечивается справедливость и успех в общественных и частных делах и процветание всего человеческого рода.

Недавно любезный во Христе сын наш Карл 18, славный король римский, уведомил нас, что в наследственном его королевстве чешском, а равно и в соседних с ним многих странах доныне нет высшей школы, между тем как в ней заметна большая необходимость. Также оказывается, что [58]главный город Прага, лежащий в центре этого королевства и в весьма здоровой местности, привлекает к себе пришельцев из разных краев и народов. Поскольку этот город богат всем необходимым для жизни, он является весьма подходящим местом для устроения высшей школы, хотя с некоторого времени здесь существуют только частные школы.

Мы высоко ценим необычайную чистоту веры и преданность святой католической церкви, проявленные как самим Карлом и его предшественниками, так и жителями этого королевства. Мы горячо желаем, чтобы это королевство, одаренное по доброте божьей изобилием населения и всякими благами, было плодоносно и в деле науки и чтобы в нем рядом с жилами золота и серебра открылась и плодоносная жила наук. Мы желаем, чтобы из этого королевства выходили мужи, умудренные зрелостью мысли, украшенные добродетелями и ученые в различных областях и умудренные в понимании догматов веры. Да откроется там изобильный источник, из которого могли бы черпать влагу все, кто ищет познания существа письменного образования.

Мы основательно продумали все это и в особенности приняли во внимание примечательность данного города, будучи отцовски расположены к тому, чтобы содействовать общей пользе и успеху не только жителей этого королевства и соседних с ним областей, но и иных стран, из которых будет направляться поток людей в Прагу.

Итак, но совещанию с нашими братьями мы апостольским правом устанавливаем, чтобы в названном выше городе Праге на вечные времена процветал университет co всеми разрешенными факультетами. Мы желаем, чтобы учителя и студенты там радостно пользовались всеми правами, льготами и изъятием из общей юрисдикции по примеру докторов, магистров и студентов других университетов. Все те, кто со временем найдет жемчужину науки, все, кто будет просить разрешение на преподавание и станет добиваться степени магистра, пусть будут магистрами соответствующего факультета представлены ; пражскому архиепископу. А архиепископ пусть созовет докторов и магистров соответствующего факультета и поручит им произвести основательное испытание по наукам, которые необходимы для докторской или магистерской чести. И если ответы испытуемых будут признаны достаточными, то архиепископ предоставляет им право учительства и признает за ними честь и степень магистра. [59]

И тот, кто по испытании в высшей школе упомянутого города будет одобрен и получит разрешение на учительство... будет иметь полное право без каких-либо новых испытаний и одобрения действовать и учить как в упомянутом выше городе, так и где угодно в ином месте...

И никто не смеет нарушать этот акт нашего решения или в безрассудной смелости противодействовать ему.

Если все же кто-либо на это отважится, то пусть знает, что подпадет под гнев всемогущего бога и святых его апостолов Петра и Павла.

Monumenta historica Univers. Prag., t. II, p. 253. Русский перевод грамоты см. В. Халоупецкий, “Карлов университет в Праге”. Прага, 1948, стр. 125—127.

13. Основание Пражского университета (Грамота чешского короля Карла I (IV)

(7 апреля 1348 г.)

Карл, божьей милостью король римский, умножитель империи и король богемский, на вечную память о деле.

Одним из самых вожделенных желаний нашего сердца и одной из живых, постоянных и настойчивых задач нашей королевской мысли является забота о том, как бы вознести наше чешское королевство, дорогое нам более иных наших званий и владений, полученных нами по наследству или приобретенных при счастливых обстоятельствах. О его возвышении мы стараемся со всем доступным нам усердием и делаем все для его чести и блага. И подобно тому, как природа волею божьей радуется от изобилия земных плодов, пусть будет, из-за нашей дальновидности, украшено в наши дни это королевство изобилием ученых мужей. И да не будут более наши подданные, неустанно стремящиеся к плодам познания, принуждены выпрашивать милостыню в других странах, но пусть находят уже здесь в королевстве накрытый стол для своего питания. И пусть те, кого отличает прирожденный ум и способности, станут образованными посредством изучения наук и не будут более принуждены — и будут считать уже совершенно излишним ради поисков науки обходить далекие края света... [60]

И для того чтобы этот здоровый и похвальный наш замысел мог дать достаточные плоды, а также для того, чтобы значительность этого королевства была высоко поднята первыми успехами новых учреждений, мы решили по предварительному зрелому обсуждению в нашем главном и таком прекрасном городе Праге, таком подходящем для этого дела как богатством плодов земных, так и красотой самого города основать, устроить и вновь организовать университет.

В этом университете пусть работают доктора, магистры и ученики всех факультетов. Мы обещаем им превосходные блага, а тем, кого признаем достойным, дадим королевские дары. Доктора, магистры и студенты любого факультета — все вместе и каждый отдельно, откуда бы они ни пришли, на пути сюда, во время пребывания здесь и при возвращении будут находиться под особой охраной и защитой нашего величества. Мы даем всем прочную гарантию в том, что все привилегии, льготы и свободы, даваемые в Париже и Болонье дикторам и студентам по воле королевской, будут доброжелательно представлены нами всем и каждому, кто бы хотел прийти сюда, и будет всеми неизменно соблюдаться 19.

Monumenta historica Univers. Prag., t. II, p. 233—234. Русский перевод в указ. книге В. Халоупецкого, стр. 128—131.

14. Основание Краковского университета

(1364)

Во имя божие аминь.

Пусть эти предписания, которые были смиренно и благоговейно составлены согласно воле королевского величества и в соответствии с безграничной набожностью и чистотой его веры, для процветания его подданных и благоденствия всей человеческой расы, приумножат веру и дадут радость осознания твердости. Ибо все постановления безрезультатны, если только они неукоснительно не соблюдаются.

Исходя из этого, мы, Казимир 20, милостью божьей король Польши... пламенно желая, как и повелевает наш долг, чтобы получало распространение все то, что служит пользе и общему процветанию людей, постоянно изыскивая средства к добру и не сомневаясь, что это принесет пользу клирикам и подданным нашего королевства, порешили, чтобы в нашем Исходя из этого, мы, Казимир 20, милостью божьей король Польши... пламенно желая, как и повелевает наш долг, чтобы получало распространение все то, что служит пользе и общему процветанию людей, постоянно изыскивая средства к добру и не сомневаясь, что это принесет пользу клирикам и подданным нашего королевства, порешили, чтобы в нашем [61]городе Кракове было названо, избрано, установлено и определено место, где будет процветать studium generale в составе одобренных факультетов. И настоящим мы выражаем желание, чтобы так было с этого времени на вечные времена. И пусть в этом месте будет находиться жемчужина могущественной учености, чтобы учить людей зрелости в их суждениях, облекать их в роскошные одежды добродетели и направлять к процветанию в различных областях знания...

И пусть свободно и без опасений съезжаются в этот город Краков не только жители нашего королевства и окружающих земель, но и все другие с разных частей света, кто желает приобрести эту преславную жемчужину знаний.

Мы обещаем любому и каждому из них определенные условия, которые содержатся в настоящем документе. Мы добросовестно гарантируем соблюдение и выполнение этих наших обещаний по отношению к ректорам университета, докторам, магистрам, студентам, писцам, продавцам книг. педелям и тем из их домочадцев, которые ради обучения изберут новое место жительства.

Итак мы, уповая на милость господнюю, желаем сохранять, защищать и поддерживать их в их законах, привилегиях, свободах, постановлениях и всех других обычаях, которым принято следовать в высших школах, особенно в Болонье и Падуе.

Прежде всего, все приезжающие в университет или возвращающиеся из него не должны уплачивать на всех и на каждом отдельном переходе, около мостов, замков и сторожевых постов, установленных во всем нашем королевстве, какие-либо дорожные пошлины, обычные платы или дани, но могут свободно и без опасений проходить со всеми своими вещами, лошадьми, книгами, платьем, деньгами и предметами домашнего обихода...

Также, если родители или друзья пожелают снабдить студентов пищей либо питьем, они имеют право пронести все это в вышеназванный город Краков без каких-либо изъятий или обычных платежей. И в этом не должны им чинить препятствий мясники или какие-либо другие лица.

Далее, если какой-либо студент добудет для себя меру зерна, муки, солод, мартовский бир, вино или дрова для очага за пределами Краковской провинции, все эти вещи он может свободно провозить по воде или по суше без уплаты обычных платежей, пошлин или десятины, которая обычно берется за провоз дров. [62]

Пусть пекари, которые выпекают хлеб для студентов, и мельники, которые мелют им зерно, не осмеливаются требовать сних больше, чем имеют обыкновение платить граждане этого города.

Более того, если (пусть этого не допустит господь) какой-нибудь студент или его слуга подвергнется нападению разбойников в пределах нашего королевства и у них будут отняты в общественном или укромном месте лошади, деньги и собственность вором из наших подданных, то как только студент принесет нам жалобу, мы должны будем возместить его потери, разыскать преступника и наказать его по закону. Если же этот студент или его слуга будут ограблены в пределах нашего королевства чужеземцами и не нашими подданными, мы не обязаны возмещать потери, как об этом говорилось. Но мы должны побуждать правителей соседней страны, в которой, по всей вероятности, проживают эти злоумышленники, возвратить украденное.

Далее, с этого времени мы учреждаем школы, в которых будут изучаться каноническое и гражданское право, медицинские науки и “свободные искусства”. И мы предоставляем для докторов, магистров, студентов, переписчиков, торговцев книгами и педелей подходящие помещения. Мы объявляем, что плата за эти помещения должна определяться двумя гражданами и двумя студентами. И пусть эта рента не увеличивается. И если случится, что помещения под действием времени будут нуждаться в ремонте, их владельцы обязаны каждый год приводить их в порядок за свой счет. В противном случае студент или другое лицо из упомянутых, кто будем жить в этом доме, имеет право, после того как приор объявит об этом основному владельцу, отремонтировать дом, употребив на ремонт квартирную плату, невзирая на сопротивление кого бы то ни было. Если кто-либо занимает место в доме, предназначенном для университета, и студент, который поселился там же, желает платить фиксированную плату за квартиру, упомянутый наниматель должен освободить дом и добровольно уступить квартиру студенту, заплатив, сколько с него следует.

Далее мы желаем, чтобы студенты имели своего ректора, который судил бы их по гражданским делам и имел бы обычную юрисдикцию над всеми, кто проживает в Кракове с целью учения. И все они обязаны дать клятву послушания упомянутому ректору. Пусть никто не вызывает по гражданским делам в духовный или светский суд доктора, [63]магистра, студента, педеля и продавца книг под страхом наказания штрафом в 10 пражских больших грошей. И пусть этот штраф, если кто-нибудь действительно вызовет в суд кого-либо из членов университета, будет взыскан с него и пойдет и казну на нужды студентов. Никто не имеет власти обжаловать приговор ректора или полностью его изменять. И если таковая жалоба будет подана, она не может быть принята либо выслушана, каким-либо судьей, светским или духовным. И пусть приговор ректора со всею тщательностью будет приведен в исполнение. Если же случится так, что приговор ректора будет все же объявлен недействительным и несправедливым, он должен быть со всею тщательностью изучен консилиариями университета.

Пусть упомянутый ректор к тому же имеет юрисдикцию но мелким уголовным делам такого характера, как стычка, или в случае, когда студент, живущий в Кракове ради учения, нанесет ущерб другому, таская его за волосы или ударив его кулаком или ладонью так, что покажется кровь. И пусть такие дела студентов, их слуг, их спутников не разбираются ни в каком суде.

Но если (избави бог) студент или кто-либо из названных лиц будет схвачен за воровство, прелюбодеяние, беспорядок, убийство или за другие крупные преступления, ректор не должен это расследовать. Но духовные лица должны быть отосланы на суд епископа, а светские подлежат нашей юрисдикции. И если студент, педель, продавец книг или кто-либо из домочадцев будет обвинен в убийстве, прелюбодеянии, членовредительстве, нанесении смертельной раны или другом злодеянии, он должен быть судим нами или нашими судьями не согласно обычаям и законам страны, но согласно нормам римского права.

Обвиняемый должен очистить себя от предъявленного обвинения при помощи свидетельств добрых людей.

Далее, если сам студент либо кто другой из упомянутых лиц обвиняется в большом либо малом преступлении, он может быть арестован и взят под стражу только в присутствии слуг ректора, с его разрешения и по его специальному требованию, чтобы из-за одного виновного человека не было бесчестно захвачено имущество невинного.

Если ректор, преследуя судебным порядком лицо, находящееся под его юрисдикцией, согласно определению статутов лишит его права обучаться в университете и всех привилегий, то по требованию ректора это лицо изгоняется из обоих [64]городов, Кракова и Казимежа, их магистрами и гражданами. И пусть никто не осмеливается давать ему приют в своем доме, продать или дать ему пищу и питье или обеспечить его ими. А если студент или кто-либо из упомянутых лиц не спешит подчиниться приговору или решению ректора и проявляет непочтение к его особе, пусть по требованию ректора магистрат обоих городов пошлет своих слуг покарать его дерзость.

Кроме того, мы учреждаем постоянное жалование для тех, кто замещает места учителей, а именно: место учителя декретов 21 обеспечивается суммой в 40 серебряных марок в год; место по декреталиями 22 обеспечивается так же, место для того, кто читает по “Шестой книге” и Климентине 23, — 20 марок. Далее мы обеспечиваем читающего по Кодексу законов 40 марками. Читающий по книге, называемой Infortiatum 24, получает столько же. И читающий по книге, называемой Volumen 25, получает 20 марок. Подобным же образом на следующий год согласно обычаю юридических школ мы обеспечиваем чтеца “Дигест”, vetus et novum 26 40 марками каждого. Для двух магистров, читающих лекции по “Физике”, мы назначаем жалованье по 20 марок каждому ежегодно. И кроме того, магистру искусств мы назначаем школу блаженной девы и добавляем 10 марок дохода. И мы обеспечиваем ректора университета за его труды жалованьем в 10 марок, поскольку такой обычай существует в других школах.

Жалованье, которое мы назначаем, должно выплачиваться с наших соляных копей в Величке (Wielichka.) так, чтобы наш управляющий соляными копями один раз в три месяца выдавал его в Кракове доктором и магистрам, которые читают лекции за упомянутое вознаграждение.

Далее мы для упомянутых студентов назначаем ростовщика или еврея, живущего в Кракове, которые имеют достаточно денег, чтобы ссудить ими под хороший залог студентов, попавших в трудные обстоятельства. И чтобы за свои услуги они требовали не больше гроша за одну гривну в месяц.

Кроме того, пусть доктора и магистры избираются на упомянутые выше оплачиваемые места самими студентами на их факультете. И если они случайно разойдутся во мнениях, пусть будет избран один названный большинством, который должен представиться нам (если мы находимся на месте) [65]или лицу, специально назначенному для этого. И тот, кто будет указан нами или этим лицом, избирается на это место. Пусть ни один доктор либо магистр не избирается ректором. Студент же, будучи ректором, не может во время своего ректората быть допущен к экзамену на каком-либо из факультетов.

Кроме того, мы постановляем, что, так часто, как только это потребуется, студенты на каждом из факультетов подвергаются, каждый лично, экзамену у своих докторов и магистров. Наш канцлер в городе Кракове, кто бы это ни был, находясь над ними, имеет полную власть утвердить такой экзамен.

Пусть господин епископ Кракова назначит своего официала, ...который должен следить за упражнениями студентов университета так, чтобы они могли от лекций переходить к практике и делать успехи в диспутах. Чтобы все указанное вошло в силу, мы приказали записать настоящий привилей и скрепить нашей печатью. Даровано в Кракове в день троицы вгод господа нашего 1364 в присутствии воевод...

15. Кутногорский декрет 27

(18 января 1409 г.)

Вацлав 28, божьей милостью король римский, вечный расширитель империи и король чешский.

Достопочтенные преданные друзья! Хотя мы обязаны заботиться о благе всего человечества, однако мы не обязаны содействовать всем в такой мере, чтобы успех тех, кто приобрел известные выгоды по условиям места и времени или по иным каким-либо причинам, был во вред тем, кто как бы самою судьбою связан с нами. Ибо, хотя каждый человек обязан любить иного человека, однако необходимо, чтобы эта любовь диктовалась разумными причинами. Давать иностранцу первенство в любви перед родным народом было бы извращением разумной любви, ибо действительная любовь всегда начинается с самых близких и только потом переходит на иных по степени родства.

Между тем немецкий (тевтонский) народ, не имеющий вообще прав жителей Чешского королевства, в разных делах Пражского университета... присвоил себе три голоса, а народ чешский, действительный наследник этого королевства, [66]пользуется только одним голосом. Мы считаем несправедливым и неприличным, чтобы иноземцы и пришельцы пользовались в излишней мере выгодами местных жителей, которым принадлежит право преемства, и чтобы эти последние испытывали ущерб и утеснение. А поэтому — силой этого акта — мы решительно и строго предписываем, чтобы тотчас же по получении этой грамоты, без каких-либо возражений и противодействия, чешская “нация” с тремя голосами была немедленно допущена ко всем совещаниям, судам, испытаниям, выборам и каким-либо иным действиям и решениям в университете, подобно тому, как французская “нация” имеет три голоса в Парижском университете, как и иные “нации” в Ломбардии Италии вообще. Мы предписываем, чтобы отныне на вечные времена чешский народ спокойно пользовался этим своим правом, а противодействие этому решению повлечет за собой тяжелейший наш гнев.

Dekret Kutnohorsky. Praha, 1909, str. 67—68. Русский перевод см.: В. Халоупецкий, цит. соч., стр. 139—140.

(пер. Г. И. Липатниковой)
Текст воспроизведен по изданию: Документы по истории университетов Европы XII-XV вв. Воронежский государственный педагогический институт. 1973

© текст - Липатникова Г. И. 1973
© сетевая версия - Тhietmar. 2006
© OCR - Сошников С. 2006
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Ворон. ГПИ. 1973

Комментарии

1 Грамота Фридриха Барбароссы (1152—1190) была выдана ученикам и учителям болонских школ на Ронкальском сейме (близ Пьяченцы), когда, по словам Коплера, университет «был уже больше, чем головастик, но меньше, чем лягушка». На основании косвенных данных о миграциях школяров в другие города можно заключить, что к концу XII в. в Болонье уже существовали землячества студентов, возглавляемые избираемым ректором.

Из этих студенческих ассоциаций возникли университеты юристов. Как это впервые отмечается в 1244 г. в городских статутах, они представляли собой два больших объединения universitas ultramontanorum и universitas citramontanorum. В первое входили многочисленные студенты из других стран, объединенные в рамках своего университета в землячества, во второе — итальянские студенты, также разделенные на четыре землячества (Рим, Кампания, Тоскана, Ломбардия).

Оба университета юристов были самостоятельны. Их объединение произошло только в 1317 г. Но и после этого каждый университет имел своего ректора.

2 Здесь идет речь о репрессалиях — коллективной ответственности за преступления лиц, происходящих из одной страны, откуда вытекал обычай подвергать аресту студентов за долги и проступки их земляков.

3 Право избирать судью среди собственных учителей или судиться у епископа диоцеза восходит к ломбардской практике, где в условиях действия различных правовых норм жители могли выбирать, по какому праву они хотят жить.

4 Реймская ка.федральная школа с X в. считалась одной из самых крупных в Европе. В ней были представлены выходцы из Бургундии, Рейнской области, западной Германии и Италии. Особенно большим успехом здесь пользовались «свободные искусства», в рамках изучения которых оформился интерес к античности (XI в.). (Граждане Реймса верили, что подобно тому, как Рим был городом Ромула, Реймс был городом Рэма). Однако в дальнейшем Реймс превращается в центр изучения теологии. Между 1132—1136 гг. поэт Гюго, примас Орлеана, сетует о забвении в Реймсе Сократа и древних поэтов.

5 Грамота Филиппа II Августа является первым свидетельством интереса королевской власти к Парижскому университету. Непосредственным поводом к ее изданию послужили беспорядки в городе, в результате которых погибло несколько школяров. Текст грамоты полностью воспроизводится в 1229 г. в ордонансе Людовика IX (См. Chart, univers. Paris, I, 122). Об организации Парижского университета в это время достоверных сведений нет. Известно, что в это время школяры и их учителя вели борьбу против канцлера кафедрального собора, который не только давал разрешение учить (licentia docendii), по и владел юрисдикцией, правом отлучения, специальной тюрьмой и т. п. В процессе этой борьбы шло конституирование университета. В 1208—1209 гг. учителя Парижа избрали из своей среды 8 человек для составления статутов. К 1215г. относится упоминание о владении общей собственностью, к 1222 г. — первые сведения о существовании землячеств. В 1249 г. был впервые избран ректор — глава университета. См. раздел первый, док. 6, 9 и док. 5 настоящего раздела.

6 Здесь идет речь о древнем способе установления истины путем испытания обвиняемого кипящей водой или раскаленным железом.

7 Иннокентий III — римский папа (1198—1216). Стремился претворить в жизнь теократическую программу на подчинение греческой церкви Римской курий и установление повсюду в Европе верховенства духовной власти над светской. Приводимое письмо было написано вскоре после четвертого крестового похода, в результате которого крестоносцы, направляемые папой, Венецией и германским императором, разгромили Константинополь.

8 Григорий IX — римский папа (1227—1241), продолжал универсалистскую политику своих предшественников. Прославился жестокими преследованиями еретиков. При нем инквизиция превратилась в постоянно действующий орган и была передана в руки Доминиканского ордена. По его повелению был подготовлен новый перевод сочинений Аристотеля.

9 Библия, Исход, гл. 12, ст. 22, 35, 36).

10 Генрих III — английский король (1216—1272).

11 Саламанский университет был основан в 1215 г. и в XIII—XIV вв. стал одним из крупнейших научных центров Европы. Ученые Саламанки перевели с арабского языка труды Ибн Сины и Ибн Рошда. Настоящая грамота санкционирует органическое право ubique docendi (преподавать повсюду), которое давалось властью, носившей универсальный характер (папами и императорами). Это одна из самых важных привилегий, которая отличала высшую школу от низшей. Сравнить эту грамоту с привилегией 1292 г. Парижскому университету.

12 Александр IV — римский папа (1254—1261).

13 Николай IV (1288—1292). Эта привилегия дарует парижским магистрам право ibique docendi более чём через 100 лет после возникновения Парижского университета.

14 Орден рыцарей храма (тамплиеров) был основан в 1119 г. для защиты завоеваний крестоносцев на Востоке. После утраты владений крестоносцев на Востоке тамплиеры перенесли свою деятельность в Европу. Король Франции Филипп IV Красивый задолжал ордену огромные суммы и, чтобы избавиться от этого долга, решил уничтожить тамплиеров. 13 октября 1307 г. жившие во Франции тамплиеры были арестованы, а их богатства конфискованы. Тамплиеры были обвинены в ереси, идолопоклонстве, магических обрядах, которые они якобы совершали на своих собраниях. Многие тамплиеры были сожжены и изгнаны из Франции. В 1312 г. папа по настоянию короля распустил орден.

15Движимость тамплиеров, их запасы золота и серебра попали в руки короля Франции, хотя формально их собственность была передана ордену госпитальеров (Вьеннский собор, 1312).

16 Климент V — римский папа (1305—1314). Настоящее постановление показывает связь восточной политики Римской курии с «просветительской» деятельностью в отношении университетов.

17 Климент VI — римский папа (1342—1352).

18 Карл I (IV) — чешский король и император Священной Римской империи (1346—1378).

19 Хотя при составлении грамоты учитывалась определенная традиция (образцами для составления этого документа, как это установлено Новачекомг послужили Неаполитанские и Салернскйе грамоты), в ней отражены реальные потребности чешского феодального государства. Для уяснения целей, из которых исходит папская и королевская власть, рекомендуется сравнительное изучение буллы Климента VI и грамоты Карла IV.

20 Казимир III Великий — польский король (1333—1370), при котором началось политическое объединение страны. Казимир III пытался ввести общее законодательство для всей страны .путем кодификации обычного права и издания новых законов. Учредительная грамота Казимира III (1364) представляет большой интерес из-за своей конкретности. В ней наиболее полно отражены все права и привилегии, которыми обладали университеты во второй половине XIV в.

21 Декреты — труд Грациана (см. раздел первый, примечание 42).

22 Декреталии — см. раздел первый, примечание 43.

23 «Шестая книга», «Климентины» — добавления к каноническому праву, предпринятые папами Бонифацием XIII и Климентом V (конец XIII и начало XIV вв.). См. раздел первый, примечания 42, 43.

24 Infortiatum — часть «Дигест» (кн. 29—38).

25 Volumen — элементарное руководство по римскому гражданскому праву.

26 Старые «Дигесты» — та часть текста «Дигест», которая ранее других стала изучаться в городских школах Италии (1—28 кн.); новые «Дигесты» — часть «Дигест» (кн. 39—50).

27 Кутногорский декрет Вацлава IV (1378—1419) был издан в момент острой политической борьбы короля за возвращение императорской коро-ны, в которой немецкие «нации» университета не оказали ему должной. поддержки. Кутногорский декрет впервые выразил тенденцию к превра-щению средневековых университетов в национальные учреждения.

В то же время декрет связан с национальной и идеологической борьбой в университете и является крупной победой Яна Гуса и его соратников.

Немецкие преподаватели и студенты не приняли новых условий совместного обучения и в мае 1409 г., используя старинное право миграций, покинули Прагу. По данным Шмагеля, 302 из них ушли в Лейпциг (где положили начало ныне существующему Лёйпцигскому университету). Выходцы из Праги обнаружены Шмагелом в университетах Вены (36), Эрфурта (60), Кельна (6), Гейдельберга (3), Болоньи (5), Парижа (2).

При изучении этого документа рекомендуется привлечь Речь Иеронима Пражского на кводлибете 1409 г. См. также фрагменты из хроники Пражского университета в «Хрестоматии по истории средних веков» под ред. С. Д. Сказкина, т. II. М., 1963, стр. 609—611.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ВОСТОКА И ЗАПАДА

Главная А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Документы

ДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ УНИВЕРСИТЕТОВ ЕВРОПЫ XII—XV вв.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УНИВЕРСИТЕТОВ

1. Статуты университета юристов в Болонье об обязанностях ректора 1

(1317—1347)

...Пусть по обычаю ректор одного из университетов сопровождает с трубачами по городу вновь избранного ректора другого университета к его дому через весь университет (Здесь слово «университет» употребляется как синоним общины.).

И пусть в течение месяца с момента своего избрания каждый ректор познакомится со всеми статутами. В первые десять дней после избрания подесты и капитана коммуны Болоньи и тот и другой ректор обязаны их посетить, чтобы рекомендовать и представить им университет. Пусть все переписчики, иллюминаторы, корректоры, хранители красок, исправители книг, переплетчики, торговцы бумагой, студенты и все те, для кого служба в университете является источником существования, принесут клятву, что будут во всем подчиняться ректорам и университету и верно служить им... Вновь избранные ректоры должны остерегаться заносить в списки университета тех лиц, которые не изучают право и не принесли присяги, если только эти лица не воздержались от присяги с ведома ректора и по законной причине. Также следует по требованию студентов зачитывать в классах статуты соответствующего содержания. И они не должны читаться никем, кроме нотариуса университета или, если он не может, то педеля 2. Педель зачитывает статуты по приказу одного из ректоров, даже если другой возражает. Ректорам надлежит всеми средствами, какие покажутся им необходимыми, заботиться о том, чтобы звонки, которые существуют для удобства студентов, давались правильно и своевременно, через надлежащие промежутки времени. Пусть ректоры особенно следят за звонками на репетиции 3. Также им вменяется в обязанность в течение апреля через университетского [71]натариуса делать объявление, что если найдется кто-нибудь, кто пожелает что-либо заявить или осудить поступки должностных лиц, пусть сообщит об этом ректорам или членам совета университета.

Каждый из ректоров должен после первого ноября удостовериться, что доктора получают плату. Но если она не будет внесена до первого января, пусть каждый из ректоров соберет своих советников и раз в неделю обсуждает вместе с ними этот вопрос. Если деньги не будут уплачены до первого марта, ректор со своими советниками получает полномочия принять соответствующие меры и делать что надлежит без какого-либо вмешательства со стороны университета... Они не могут приостановить занятия, но университет может быть собран, чтобы решить этот вопрос по требованию оплачиваемых лиц 4...

Каждый ректор обязан по требованию другого представить ему своих советников для участия в собрании университета. Когда один ректор и большинство его советников прикажут созвать собрание, педель должен сделать об этом объявление, даже если другой ректор и большинство его советников возражают... Каждый ректор обязан, когда происходит собрание университета по каком-либо важному случаю, препятствовать рассмотрению других второстепенных дел в то время, как не закончено обсуждение основного вопроса.

На собраниях не должны вноситься предложения об исправлениях и изменениях [статутов], если они не были предварительно одобрены советниками. Отступление от этого правила может быть только в том случае, когда предложение или замечание касается ректоров или одного из них или когда вся «нация» или отдельное лицо предварительно заявили, что желают что-либо исправить.

С. Malogola. Statuti, стр. 13—14.

2. Отрывки из статутов германской «нации» Болонского университета 5

(1497)

Из кого состоит наша «нация»

Мы устанавливаем и повелеваем, чтобы все студенты канонического и гражданского права, которые происходят из [72]германского народа, то есть все те, кто имеет своим родным языком немецкий язык, где бы они ни жили и какого бы положения ни были... приписывались и считались приписанными к германской «нации»...

Но поскольку богемцы, моравяне, литовцы и датчане с давних пор принимались к нам, мы допускаем и приписываем их к нашей «нации»...

Форма присяги для тех, кто приписывается к «нации»

Я, такой-то, клянусь, что буду усердно блюсти честь, добро и пользу нашей «нации», что буду оказывать помощь вновь пришедшим студентам и всем, кто приписывается в германскую «нацию». Клянусь, что буду повиноваться всем статутам и постановлениям, что стану платить штрафы, которые в них установлены, и в случае нарушения клятвы подвергнусь наказанию. И пусть мне поможет бог и это святое евангелие.

О посещений больных и участии в похоронах

Если случится, что кто-нибудь из членов нашего сообщества заболеет или из-за болезни попадет в беду, пусть наши прокураторы от имени всего землячества посещают и навещают их и приносят им утешение. Также мы желаем, чтобы прокураторы по возможности облегчали их болезнь, чтобы их присутствие поднимало дух, веселило и успокаивало недужных. Если же такой больной силой обстоятельств впал в нищету и нуждается в деньгах, мы желаем, чтобы прокураторы собрали с отдельных лиц либо с каждого из членов землячества нужную сумму и искусно приготовили для него еду.

Если же кто-либо из тех, кто записан в матрикулы нашего сообщества, отдает богу душу, то согласно нашему решению и повелению все множество школяров торжественно и благородно принимают участие в погребальном шествии к кладбищу, где по воле завещателя, как это поныне принято у людей, избрано место для его могилы. А тех школяров, которые без уважительной причины не явились на похороны, мы... наказываем штрафом в два болоньини (Bologninis.) в пользу нации. [73]

О примирен



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.221.162 (0.027 с.)