Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каким способом образованы выделенные слова?

Поиск

11. Сделайте морфемный и словообразовательный анализ слов.

 

1) беспомощный, веселье, заботливый;

2) напарник, загадка, загородный;

3) однофамилец, труднодоступный, новостройка;

4) сандень, завотделом, МИД, малоизученный.

 

К словам первой группы подберите как можно больше однокоренных слов.

*12. Прочитайте текст. Найдите все производные слова. Сделайте морфемный и словообразовательный анализ выделенных слов.

 

Как люди приветствуют друг друга

 

Разные народы по-разному приветствуют друг друга при встрече. Жители Новой Зеландии, здороваясь, слегка трутся носами. В Индии обмениваются поклонами и складыванием рук ладонями вверх на груди. Айны при встрече складывают руки, поднимают их ко лбу, выворачивают ладонями вверх и хлопают себя – мужчины по бороде, а женщины по верхней губе, после чего пожимают друг другу руки. У племён, живущих на берегах озера Таньганьика, приветствие начинается с того, что встречающиеся хлопают друг друга по животу, затем ударяют в ладоши и обмениваются рукопожатием.

 

13. Прочитайте и перескажите текст. Выпишите сложные слова. Сделайте их морфемный и словообразовательный анализ.

Русские происходят от славян, которые когда-то говорили на одном, праславянском, языке. Расселяясь, славяне перестали понимать друг друга: праславянский язык умер, расколовшись на новые языки, из которых выделился восточнославянский, называемый также древнерусским.

В мае 863 года в граде Плиске, тогдашней столице Болгарии, братья Кирилл и Мефодий провозгласили изобретение славянской азбуки, которую назвали кириллицей. Претерпев ряд изменений, кириллица живёт и по сей день у русских, болгар, сербов и других народов. Огромную роль сыграл у славян закреплённый этой азбукой язык, получивший название церковнославянский, или старославянский. Специально созданный, этот язык должен быть по замыслу священно-учёным. Он не существовал как средство живого общения.

Кирилла и Мефодия чтут в Болгарии, где ежегодно 24 мая устраивается фестиваль письменности и культуры – праздник в их честь и где учреждён правительственный орден их имени. (По В.Г.Костомарову)

 

* Найдите все производные существительные, определите способ их образования.

 

14. Прочитайте тексты. Найдите производные имена существительные и прилагательные. Сделайте их морфемный и словообразовательный анализ.

1. Нет ничего удивительного в том, что людей так привлекают слоны. Это самые большие сухопутные звери. Но размером объясняется только малая часть их привлекательности. Слон редко проявляет агрессивность, если только он не оказался в опасности. И взрослых, и детей очаровывает их спокойная грация, с которой эти массивные животные управляют своим телом, чтобы принять булочку или яблоко из человеческих рук.

 

2. Если вам нездоровится, обратитесь к четвероногому другу, и он обязательно вам поможет. Опасность инфаркта у людей, у которых есть собака, уменьшается почти вдвое. Даже простое поглаживание собаки или кошки и игра с ними улучшают настроение, снижают артериальное давление. Учёные установили, что общение с животными благоприятно сказывается на самочувствии их хозяев. Присутствие животных создаёт особую психологическую атмосферу в доме. Владельцы собак и кошек посещают врачей гораздо реже, чем те, кто не имеет пушистых любимцев.

 

15. Прочитайте афоризмы. Сделайте словообразовательный анализ выделенных слов.

1. Самая вредная привычка – привычка к собственной молодости. (В.Блоньская)

2. Решение мужчины жениться – последнее, которое он принимает сам. (В.Блоньская)

3. Прежде любили до безумия, нынче ограничиваются неврозом. (В.Блоньская)

4. Растрачивать время – значит постепенно совершать самоубийство. (Э.Джонг)

5. К одиночеству в конце концов привыкаешь, но примириться с ним трудно. (М.Дитрих)

6. Старость – это когда ты ещё любишь жизнь, а она тебя – нет. (Т.Клейман)

7. Очарование –это невидимая часть красоты, без которой никто не может выглядеть по-настоящему красивым. (С.Лорен)

8. Жизнь – это небольшая прогулка перед вечным сном. (Ф.Раневская)

9. Добродушие – достоинство самое обыкновенное, доброта – достоинство самое редкое. (Д.Элиот)

10. Материнство – должность пожизненная. (К.Рэйнер)

11. Воспитанность – это восприимчивость к чувствам другого человека. Если у вас это есть, вы воспитанный человек, независимо от того, той ли вилкой вы пользуетесь. (Э.Пост)

Контрольные вопросы и задания

1. Какие существуют источники пополнения словарного состава языка?

2. Какие слова называются производными? Непроизводными? Приведите примеры.

3. Чем отличаются морфемные и неморфемные способы образования слов?

4. В чём заключаются особенности суффиксального способа словообразования? Приведите примеры.

5. С помощью каких суффиксов образовались слова помощник, заботливый, бережливость, срочный, лечение, рюкзачок, краснеть?

*6. Каким способом образовались слова выход, подпись, выстрел? С помощью какого суффикса они образовались?

7. Чем отличается префиксальный (приставочный) способ образования слов от суффиксального способа? Приведите примеры.

8. С помощью каких морфем образовались слова сообщество, прадед, безвредный, пересолить, доплыть?

9. Что такое префиксально-суффиксальный способ образования слов? Приведите примеры.

10. Какие из приведённых слов образовались префиксально-суффиксальным способом: беззаботный, выносливый, приморский?

11. Какой способ словообразования называется сложением? Приведите примеры.

12. От каких слов образовались слова водолаз, самосвал, огнеопасный, тёмно-зелёный, стеклозавод, старшекурсник?

13. Какие из данных слов образовались сложением: двухэтажный, обогреватель, пешеход?

14. Какие слова образовались сложением с одновременной суффиксацией: железнодорожник, вертолётчик, кофеварка?

15. Как образованы слова белить, побелить, побелка?

16. Какие способы словообразования относятся к неморфемным? Приведите примеры.

17. Какой способ образования слов называется сложносокращённым, или аббревиацией?

18. Какие слова образовались сложением частей слов, а какие – сложением части и целого слова: завмаг, медкабинет, педпрактика?

19. Какие аббревиатуры образовались соединением начальных звуков и букв: универмаг, вуз, СМИ, РБ?

20. Какие слова образовались слиянием двух слов: малоизученный, водопад, языкознание, быстродействующий?

21. Что называется словообразовательной моделью?

22. По разным или одинаковым словообразовательным моделям образованы пары слов: 1) библиотекарь – словарь; 2) сахарница – зрительница; 3) магазинчик – стульчик?

 

 

ТЕМА 3. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Суффиксы имён существительных, обозначающих лицо по

Месту жительства

Имена существительные, обозначающие лицо по национальной принадлежности или месту жительства образуются от названия страны (города, места проживания) с помощью суффиксов - ец, - анец, -инец, -анин, -чанин, -ин и др. (кита ец, америк анец, куб инец, минчанин, англи чанин, болгар ин): основа существительного + суффикс –ец (-анец, -чанин и др.). Например: Япония – японец. Для обозначения лица женского пола используются соответственно суффиксы -к(а), -анк(а), -инк(а), -чанк(а): япон к а, кита янк а, минч анк а.

При образовании существительного в производящей основе может происходить у с е ч е н и е конечных гласных и чередование согласных. В форме множественного числа суффикс - ец выступает в своём варианте - ц, а сочетание ин исчезает.

Испан и я – испан ец, испан к а, испан ц ы

Итал и я – италь янец, италь янк а, итальян ц ы

Да ни я – да т чанин, да т чанк а, да т чан е

Норве ги я – норве ж ец, норве ж к а, норве ж ц ы

Вьетнам – вьетнам ец, вьетнам к а, вьетнам ц ы

Корея – коре ец, коре янк а, корей ц ы

Америка – америк анец, америк анк а, америк анц ы

Куба – куб инец, куб инк а, кубин ц ы

Англия – англи чанин, англи чанк а, англи чан е

Бельгия – бельги ец, бельгий к а, бельгий ц ы

Для образования существительных, называющих национальность, чаще всего используются суффиксы -ец, -анец (янец), -инец, реже -- непродуктивные суффиксы - уз, -як, -ин, -ок, -тянин, -иот и др.

Франция – франц у з, францу ж енк а, франц уз ы

Поль ш а – пол як, поль к а, пол як и

Болгар и я – болгар ин, болгар к а, болгары (во множественном числе суффикс исчезает)

Тур ци я – тур ок, тур ч анк а, турки

Кипр – кипр иот, киприот к а, кипр иот ы

Израиль – израиль тянин, израильтян к а, израиль тян е

В ряде случаев образование существительных со значением места жительства происходит с помощью нулевого суффикса. Это часто сопровождается усечением основы, а иногда - чередованием согласных.

Гре ци я – гре к, греч анк а, греки

Шве ци я – шве д, швед к а, шведы

Фин лянди я – финн, фин к а, финны

Чех и я – чех, че ш ка, чехи

Венгр и я – венгр, венгер к а, венгры

Слова к ия – словак, слова ч к а, словаки

Монгол и я – монгол, монгол к а, монголы

Румын и я – румын, румын к а, румыны

Серб и я – серб, серби янк а, сербы

Беларусь – белорус, белорус к а

По-особому в русском языке образовалось название жителей Германии (от другой основы): нем ец, нем к а, нем ц ы.

Для наименования жителей России используются существительные росси янин, росси янк а, росси ян е, а для названия национальности – субстантивированные прилагательные (прилагательные, которые перешли в разряд имён существительных): русский, русская, русские.

При образовании названий жителей части света, города чаще всего используются суффиксы –ец, -анин, -чанин, -як: Север – северянин (северянка, северяне), Сибирь – сибиряк (сибирячка, сибиряки), Европа – европеец (европейка, европейцы), Париж – парижанин (парижанка, парижане), Москва – москвич (москвичка, москвичи), Петербур г – петербур ж ец (петербуржка, петербуржцы), Рим – римлянин (римлянка, римляне).

В некоторых случаях отсутствуют соответствующие названия лица женского пола, которые передаются описательно: Лондон – лондонец, лондонцы, жительница Лондона, Брюссель – брюсселец, брюссельцы, жительница Брюсселя. В русском языке отсутствуют также однословные названия жителей Осло, Подмосковья, поэтому используются словосочетания: житель, жительница Осло, Подмосковья.

 

У п р а ж н е н и я

1. Образуйте от названий стран названия лиц мужского и женского пола (в единственном и множественном числе) с помощью суффикссов - ец, -к (а).

Италия, Япония, Иран, Судан, Ливия, Австрия, Австралия, Лаос, Сирия, Иордания, Алжир, Йемен, Албания, Аргентина, Украина

 

Укажите, в каких случаях при словообразовании происходит усечение производящей основы.

 

2. Сравните основы однокоренных слов. Какие процессы наблюдаются при словообразовании?

 

Жители Норвегии – норвежец, норвежка

Жители Афганистана – афганец, афганка

Жители Турции – турок, турчанка

Жители Греции – грек, гречанка

Жители Польши – поляк, полька

Жители Швеции – швед, шведка

Жители Швейцарии – швейцарец, швейцарка

Жители Дании – датчанин, датчанка

Жители Ирландии – ирландец, ирландка

Жители Голландии – голландец, голландка

Жители Финляндии – финн, финка

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 704; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.8.177 (0.011 с.)