Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Образуйте от следующих слов абстрактные существительные с суффиксами по образцу. Обозначьте суффиксы. Подчеркните в корне согласные, которые чередуются.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1) робкий – робость, брезгливый -- …, вспыльчивый -- …, независимый -- …, небрежный -- …, нежный -- …, сладкий -- …, способный -- …, вежливый -- …, юный -- …, стройный -- …,; 2) дышать – дыхание, спрягать -- …, падать -- …, повторить -- …, разместить -- …, требовать -- …, изменить -- …, исправить -- …, родить -- …, сомневаться -- …, удивить -- …, посетить – …; 3) выдумать – выдумка, перестроить -- …, стричь -- …, оценить -- …, задержать -- …, поддержать -- …, подготовить -- …, починить -- …, окрасить -- …, остановить -- …; 4) угрожать – угроза, потерять – …, приказать – …, бежать -- …, выходить -- …, записать -- …, кричать -- …, выстрелить -- …, спорить -- …, испугать -- …, захватить -- …, вздохнуть -- …, шуметь -- ….
* 6. Укажите, в каких случаях существительные с суффиксами - ость, - ств (о), -еств (о) имеют конкретное значение, а в каких случаях они употреблены в абстрактном значении.
1) мягкость характера, арабская письменность, прозрачная жидкость, правильность выводов, морская свежесть, получил специальность, любовь к справедливости, хранить драгоценности, боялся неприятностей, сделал глупость, чувствовал беспомощность, раскрыл подробности дела, проявил настойчивость, высокая урожайность, грубость поведения, сказал грубость, ценность открытия, хранить ценности в сейфе, сообщили новость, известная личность, чувство жалости, выполнять обязанности, проявить осторожность, потребность в пище, гладкая поверхность, способность мыслить, частная собственность, южная растительность; 2) получить наследство, благородство души, ядовитое вещество, охрана имущества, назвать отчество, проявить любопытство, защитники отечества, производство товаров, квартира с удобствами, отключить электричество, наказать за воровство, решение руководства, руководство фирмой, прогрессивное человечество, приятное соседство, маленькое королевство, ненавидеть пьянство, работать в министерстве, предлагать сотрудничество, богатство выбора, накопить богатство, строительство моста, представить доказательства, равенство полов, кровное родство, проявить упорство, ненавидеть хвастовство, решение правительства.
*7. Образуйте от прилагательных существительные с суффиксом - ость. Распределите образованные существительные на две группы: 1) названия положительных качеств, 2) названия отрицательных качеств характера.
Злой, гордый, смелый, храбрый, скупой, жадный, бережливый, справедливый, аккуратный, опрятный, пунктуальный, старательный, неряшливый, выносливый, чуткий, чёрствый, застенчивый, робкий, стыдливый, боязливый, скромный, вспыльчивый, ловкий, доброжелательный, добросовестный, глупый, жестокий, болтливый, грубый, заботливый, настойчивый, честный, терпеливый, усидчивый, находчивый, хитрый, мудрый, завистливый, приветливый, доверчивый.
Найдите среди слов синонимы. Выпишите слова с двумя корнями. Сделайте их словообразовательный анализ, разберите их по составу.
Трансформируйте выражения, используя существительные с абстрактными суффиксами.
О б р а з е ц: правильный вывод – правильность вывода издать журнал – издание журнала 1) правдивый рассказ -- …, пугливый заяц -- …, эффективное лечение -- …, безопасное движение -- …, чёткое изложение -- …, трудное положение -- …, жестокий поступок -- …, небрежный почерк -- …, зависимое положение -- …, опрятная одежда -- …, вежливый отказ -- …, типичные ошибки -- …, ловкая обезьяна -- …, сплочённый коллектив -- …, мощный двигатель -- …; склонный к самоанализу -- …, беспощадный к врагам -- …, беспечный в делах -- …, небрежный в одежде -- …, ограниченный в средствах -- …, расторопный в рботе -- …, способный к математике -- …, зависимый от родителей -- …, беспомощный в быту -- …, удалённый от города -- …, требовательный к студентам -- …, популярный в народе -- …; 2) получить пенсию -- …, возродить культуру -- …, наградить победителей -- …, исправить ошибку -- …, облегчить положение -- …, нарушить закон -- …, воспитать детей -- …, ожидать гостей -- …, улучшать обстановку -- …, отрицать вину -- …, толковать значение слов -- …, изобрести двигатель -- …, увлекаться спортом -- …, употреблять алкоголь -- …; излечить от болезни -- …, известить о приезде -- …, изменить расписание -- …, стремиться к согласию -- …, обвинять в преступлении -- …, соревноваться в ловкости -- …, уважать стариков -- …, наблюдать над природой -- …, направить к врачу -- …, обращаться к народу -- …, ограничить в скорости -- …, предупредить об опасности -- …, размышлять о смысле жизни -- …, убедиться в правоте -- ….
Суффиксы имён существительных, называющих животных и их детёнышей В русском языке чаще всего для наименования животных, птиц, рыб, насекомых мужского пола (самцов) и женского пола (самок) используются одни и те же существительные (либо мужского, либо женского рода): носорог, белка, енот, ягуар, антилопа, крот, кенгуру, зебра, пони, крыса, кит, акула, аист, синица, рак, ворона, муха, оса и др. Для названия самок и самцов одних и тех же животных в некоторых случаях используются слова с разными корнями: свинья – кабан, корова – бык, овца – баран, курица – петух. От некоторых существительных, называющих животных, могут образовываться названия самок зверей и птиц, с помощью суффиксов -их (а), -иц (а): кролик – крольч их а, воробей – воробь их а, медведь – медвед иц а, осёл – осл иц а. В единичных случаях могут использоваться суффиксами -ын (я), -к (а): гусь – гус ын я, кот – кош к а, голубь – голуб к а. Наименования самок образуются следующим образом: основа существительного (названия самца) + суфиксы -иц-, -их-: слон – слон их а, тигр – тигр иц а. Существительные, называющие детёнышей животных и птиц, образуются от названий взрослых животных следующим образом: основа существительного + суффикс- онок/-ёнок: лиса – лис ёнок, волк – волч онок. Суффикс - онок пишется после шипящих согласных: зай ч онок, е ж онок, мы ш онок, после остальных согласных пишется суф. - ёнок: тигр ёнок, льв ёнок, ут ёнок. Форма множественного числа образуется путём замены суффикса - онок/-ёнок на суффикс - ат (а)/ - ят (а): волч онок – волч ат а, лис ёнок – лис ят а. Суффикс - ат (а) пишется после шипящих согласных: медве ж ат а, мы ш ат а, лягу ш ат а, зай ч ат а, после остальных согласных пишется суффикс - ят (а): козл ят а, ут ят а, цыпл ят а, льв ят а. Названия детёнышей некоторых домашних животных и птиц образуются от других основ: корова – телёнок, лошадь – жеребёнок, свинья – поросёнок, овца – ягнёнок, курица – цыплёнок, собака – щенок. Названия этих детёнышей надо запомнить. У п р а ж н е н и я 1. Прочитайте пары слов. Укажите случаи чередования звуков при образовании названий самок и детёнышей животных. 1) волк – в о лчица, медведь – медведица, буйвол – буйволица, лев – львица, к о зёл – коза, о сёл – ослица, слон – сл о ниха, заяц – з а йчиха, кролик – кр о льчиха, морж – м о ржиха, кот – кошка, лось – л о сиха; 2) волк – волчонок, медведь – медвежонок, лев – львёнок, козёл – козлёнок, осёл – ослёнок, морж – моржонок, заяц – зайчонок, кролик – крольчонок, утка – утёнок, орёл – орлёнок, ёж – ежонок
В каких случаях при словообразовании в основе усекаются гласные и согласные звуки/буквы? Объясните правописание выделенных букв.
Прочитайте названия детёнышей. Чьи это детёныши?
О б р а з е ц: оленёнок – это детёныш оленя. кенгурёнок, воронёнок, голубёнок, зубрёнок, козлёнок, медвежонок, рысёнок, совёнок, жеребёнок, цыплёнок, ягнёнок, крольчонок, поросёнок, лягушонок, аистёнок, телёнок, щенок, аистёнок, утёнок, гусёнок, страусёнок, зубрёнок
От данных названий детёнышей образуйте форму множественного числа. 3. Прочитайте и перескажите текст. Выпишите слова с суффиксом - онок/-ёнок. Подберите к ним как можно больше однокоренных слов.
Суффикс -онок/-ёнок может использоваться не только для образования названий детёнышей животных. В отдельных случаях с помощью этого суффикса образуются названия невзрослых людей и существ: цыган – цыганёнок, повар – поварёнок, пастух – пастушонок, барин – барчонок, чёрт – чертёнок. Существительное барчонок (‘ребёнок из богатой, барской семьи’) в современном русском языке служит для названия изнеженного, не приученного к труду ребёнка. Слово чертёнок может употребляться в переносном значении для названия подвижного озорного ребёнка. В современном русском языке более широко используется существительное ребёнок, чем его синоним дитя. Однако форма множественного числа дети более употребительна, чем форма ребята. Существительное ребята имеет еще одно значение – «молодые люди, парни». Оно нередко используется при обращении к детям или молодым людям: «Ребята, не надо ссориться!»
От существительных – названий животных и птиц образуйте названия их детёнышей в форме единственного и множественного числа. 1) волк -- … 2) лиса -- … слон -- … ёж -- … верблюд -- … белка -- … голубь -- … тигр -- … лев -- … гусь -- … коза -- … зубр -- … лось -- … олень -- … ворона -- … мышь -- …
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.68.161 (0.008 с.) |