Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прочитайте, вставляя нужную приставку. Определите обобщенное значение глагольных приставок.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Врач внимательно … смотрел больного. 2. Ветка от тяжести плодов … ломилась. 3. Не надо … увеличивать опасность. 4. Комнату … клеили новыми обоями. 5. Стало жарко, и я … стегнул куртку, … вязал шарф. 6. Сегодня так тепло на улице: мы … гуляли целый вечер в парке. 7. Держитесь за перила: здесь высокие ступеньки и можно … ступиться. 8. Охотник … стрелил в зайца, но … махнулся. 9. Фамилия этого писателя Алексин, а не Алексеев, вы … слышались. 10. Разбилась старинная ваза, я попытаюсь её … клеить. 11. В Петербурге на Неве ночью … водят мосты, чтобы суда могли … йти. 12. Перед тем как удалить зуб, его лучше … болить. 13. Путники … слабели от жары и жажды. 14. Пение … провождалось игрой на гитаре. 15. Вы … хваливаете игру этой актрисы: она очень красива, но не талантлива.
*4. Постройте высказывания на основе данной информации, используя приставочные глаголы, образованные от глаголов, стоящих в скобках. 1. Архитектор предложил оригинальный проект жилого комплекса. (…работать) 2. Некоторые студенты недостаточно хорошо отвечали на экзаменах. (…учить) 3. Машина буксует, помогите сдвинуть её с места. (…толкнуть) 4. Почему ты так неуверен в себе, ведь ты способный? (…оценивать) 5. Говорят, излишняя похвала портит детей. (…хвалить) 6. Почему ты не сообщил мне об изменении в расписании? (…звонить) 7. Я бы купил этот словарь, но у меня закончились деньги. (…тратить) 8. Много ли у тебя было работы после ухода гостей? (…мыть) 9. Футболист не ожидал, что мяч пролетит мимо ворот. (…махнуться)
Какое значение имеет приставка в выделенном слове? Подберите к нему как можно больше однокоренных глаголов с другими приставкам, составьте с ними словосочетания.
Глагольные приставки, близкие и противоположные по значению Приставки, близкие по значению
1. вы-, из- (движение изнутри): выгнать- изгнать, выбрать – избрать, извлечь – вытащить; 2. за-, у- (движение вглубь): залететь – улететь, заехать (далеко) – уехать; 3. под-, при-, до- (приближение): подбежать – прибежать – добежать, поднести – принести – донести; 4. от-, у- (удаление в сторону): отъехать – уехать, уклониться – отклониться; 5. в- вз-/вс- (движение вверх): вскочить (с места), влезть (на дерево), взлететь (вверх), всплыть на поверхность; 6. вы-, на- (полнота действия): выговориться – наговориться, выслушать – наслушаться, нагуляться, наесться. 7. о-, про- (ошибочное действие): обознаться, проспать, пролить, проехать (остановку), проболтаться; 8. пере-, с- (взаимное, совместное действие): переписываться – списаться, перезваниваться – созваниваться; 9. над-, при- (неполнота действия): прикрыть окно, присесть, приподняться, надкусить, надорвать, надпилить; 10. пере-, про- (полнота действия): переслушать (все песни) – прослушать (все лекции), передумать (обо всём) – продумать (выступление); 11. за-, из- (распространение действия на весь предмет, на всю поверхность): заставить (комнату мебелью), засыпать (снегом), исписать (всю тетрадь), зарасти (травой); 12. в-, за-, при- (углубление в действие): вдуматься (в слова), зачитаться, залюбоваться, прислушаться (к звукам), заслушаться (пением), всмотреться (в лицо), засмотреться (на девушку), присмотреться (к незнакомцу); 13. до-, у- (доведение действия до результата): дозваться кого-либо, дозвониться кому-либо, уговорить кого-либо – договориться с кем-либо, удержаться, упросить; 14. пере-, раз- (деление на части): перерезать – разрезать (ленту), разгрызть (орех) – перегрызть верёвку; 15. о-, у- (изменение предмета): ослепнуть, осмелеть, овдоветь, усыновить, успокоить, осложнить -- усложнить, освоить – усвоить, ускорить;
Приставки, противоположные по значению 1. в-, вы- (движение внутрь -- движение наружу): впустить – выпустить, вдохнуть – выдохнуть, влететь – вылететь; 2. в-, вз-, с- (движение вверх -- движение вниз): взлететь – слететь, влезть – слезть; 3. при-, у - (приближение - удаление): приехать – уехать, принести – унести; 4. от-, под- (движение от предмета – движение к предмету): отсесть – подсесть, отозвать – подозвать; 5. раз-, с- (движение в разные стороны – движение с разных сторон в одну точку, деление на две части -- соединение): расставить – составить, разлить по стаканам – слить в одну посуду, раздвинуть -- сдвинуть; 6. недо-, пере - (неполное действие – чрезмерное действие): недоедать – переедать, недооценить – переоценить; 7. при-, от- (сближение – отсоединение): придвинуть – отодвинуть, привинтить – отвинтить, приучить – отучить; 8. за-, раз- (закрыть, изолировать – аннулировать ранее произведённое действие): завязать – развязать, застегнуть – расстегнуть, загадать – разгадать.
У п р а ж н е н и я Образуйте глаголы с помощью приставок, данных в скобках. Найдите и выпишите синонимы.
брать (под-, за-, вы-, у-, из-, на-, пере-), дать (с-, вы-, при-, раз-, из-, про-), лететь (за-, про-, пере-, до-, вы-, у-, с-), везти (про-, пере-, раз-, при-, за-, до-, вы-), ползти (под-, пере-, с-, под-, вы-, до-, у-, за-, от-), лезть (в-, вы-, вз-, пере-, до-, с-, под-), смотреть (про-, вы-, пере-, рас-, о-, под-), думать (пере-, вы-, за-, на-, про-, до-).
С глаголами-синонимами составьте предложения. Со всеми образованными приставочными глаголами составьте словосочетания.
*2. Прочитайте словосочетания, вставляя подходящие приставки. Назовите приставки, близкие по значению. 1)…йти из дома, …брать подходящую одежду, …брать в депутаты, …дать газету; 2)…йти далеко в лес, …плыть на середину реки,...лететь на юг, …двинуть ящик стола, …сунуть руки в карманы, …ехать за границу; 3)…йти улицу, …йти через мост, …плыть реку, …прыгнуть через лужу; 4)…йти в сторону, …ехать от вокзала, …бежать от собаки, …нести грязную посуду; 5)….лететь в небо, …лезть на дерево, …плыть на поверхность, …бежать по лестнице, …кочить на ноги; 6)…слушать собеседника, …слушаться сплетен, …играться с детьми, …сказать всю правду, …говориться по телефону, …питься чаю, хорошо …спаться; 7)…ступиться на лестнице, …лить нечаянно кофе на скатерть, …ехать свою остановку, …пустить свой автобус, …знаться; 8)…звониться с подругой, …писываться с сестрой, …говариваться во время лекции; 9)…смотреть все фильмы, …листать все журналы, …думать глубоко, …говорить обо всем, …слушать все лекции, …мыть всю посуду; 10)…сыпать снегом, …полнить анкету, …писать блокнот, …ездить всю страну, …ходить все магазины, …рвать одежду в клочья, …царапать все руки, …ставить комнату мебелью; 11) …слушаться в шум моря, …смотреться в даль, …смотреться на играющих детей, …слушаться к мнению родителей, …глядеться к человеку; 12)…целеть во время войны, …говорить пойти к врачу, …зваться детей обедать, …звониться до подруги, …говориться сделать ремонт; 13) …своить материал, …своить работу, …сложнить жизнь, …сложнить положение, …коротить юбку, …глушить взрывом, …спокоить ребенка, …крупнить снимок, …счастливить людей
Образуйте глаголы с помощью приставок, данных в скобках. Запишите пары приставочных глаголов с противоположным значением. пустить (вы-, за-, от-, в-, с-, про-), толкнуть (с-, от-, под-, в-, за-, вы-), катить (с-, у-, при-, про-, вы-, в-, за-, под-), ходить (в-, за-, пере-, с-, вы-, при-, у-), лить (от-, на-, за-, про-, с-, пере-, вы-, под-), держать (за-, недо-, под-, про-, пере-, с-, вы-), учить (на-, вы-, от-, при-, недо-, пере-, под-, за-), думать (за-, на-, раз-, при-, пере-, вы-), клеить (на-, при-, от-, за-, пере-, с-, до-)
С глаголами-антонимами составьте словосочетания. Замените словосочетания противоположными по значению. Составьте с ними предложения.
1)выбежать на улицу, въехать в ворота, вселиться в квартиру, впустить собаку в дом, выдохнуть воздух, втащить на третий этаж, соскочить с подножки трамвая, спорхнуть с ветки, вскочить на лошадь, принести багаж, недоварить рис, увести ребёнка из детского сада, увезти пациента в больницу, пододвинуть стул к столу, отлить из чайника немного воды; 2) пережарить мясо, недовыполнить план, переоценить свои силы, отколоть брошку от платья, отодвинуть стол от стены, закрыть книгу, запаковать покупки, раздеть ребёнка, привыкнуть к комфорту, раздвинуть шторы, подсесть к товарищу, влететь в окно, слезть с крыши, ввинтить лампочку, отойти от двери, выйти из аудитории, приклеить марку к конверту.
Прочитайте. Составьте предложения с однокоренными глаголами, имеющими разные приставки. Однокоренные глаголы с разными приставками отличаются по своему значению и сочетаемостью с другими словами. Рассмотрим несколько групп однокоренных приставочных глаголов. Вступить, поступить Вступить – стать членом какой-либо организации: вступить в общество защиты животных, в профсоюз. Поступить – быть зачисленным на работу, учёбу: поступить в университет, на работу, на курсы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 781; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.70.7 (0.007 с.) |