А. В. Верниковская, О. Е. Шкиленок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. В. Верниковская, О. Е. Шкиленок



А.В.Верниковская, О.Е.Шкиленок

 

РУССКИЙ ЯЗЫК: СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

 

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Минск 2010

 

 

УДК 811.161.1’366 (075.8)

ББК 81.411.2 – 926.2

В 35

 

 

Р е к о м е н д о в а н о Редакционным советом Минского государственного лингвистического университета. Протокол № 2(27) от 2010 г.

 

Р е ц е н з е н т ы: Л.Р.Супрун-Белевич, кандидат филологических наук, доцент (БГУ); Л.Б.Армоник, кандидат филологических наук, доцент (МГЛУ)

 

Верниковская А.В.

Русский язык: словообразование: учеб.-метод. пособие по рус. яз. для иностр. студентов / А.В.Верниковская, О.Е. Шкиленок. – Минск: МГЛУ, 2010. – 108 с.

 

ISBN

 

Цель пособия – сформировать у иностранных учащихся представление о строении и функционировании словообразовательной системы русского языка, вооружить их знаниями и умениями в области морфемного состава и словообразования. Пособие нацелено на введение и активизацию производной лексики, организованной в соответствии с продуктивными словообразовательными моделями и словообразовательными гнездами.

Предназначено для иностранных студентов, изучающих русский язык в вузах гуманитарного профиля, а также для студентов, получающих подготовку по специализации ‘русский язык как иностранный‘.

 

 

УДК 811.161.1’366 (075.8)

ББК 81.411.2 – 926.2

В 35

 

 

 

Верниковская А.В., 2010

 

ISBN УО «Минский государственный лингвистический

университет», 2010

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Учебное пособие «Русский язык: словообразование» адресовано иностранным студентам, изучающим русский язык как специальный предмет.

Цель пособия – создать у иностранных учащихся целостное представление о словообразовательной системе русского языка и ее основных единицах, сформировать и развить умения и навыки, способствующие пониманию значения производной лексики, ее запоминанию и употреблению в речи.

В пособие включен материал по морфемному составу слова, словообразованию (деривации), а также по словообразованию основных частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола.

Каждая тема состоит из теоретического блока, системы упражнений и контрольных заданий, служащих для контроля и самоконтроля полученных знаний и умений по морфемному составу слова и словообразованию.

Система упражнений включает упражнения аналитического, синтетического (конструктивного) и речевого характера, нацеленные на наблюдение над значением производных слов и морфем, входящих в их состав, на образование слов по продуктивным словообразовательным моделям, употребление производной лексики в речи.

Изучение словообразования тесно связано с усвоением орфографических норм русского языка. Поэтому в пособие включены теоретические сведения о правописании корней и приставок, а также практические задания орфографического характера. Это будет способствовать формированию орфографической грамотности студентов, а значит, культуры их письменной речи на русском языке.

В пособии знаком * (звездочкой) обозначены упражнения и задания повышенной трудности, что позволит реализовать дифференцированный подход в обучении русскому языку в соответствии с уровнем языковой подготовки иностранных студентов.

Учебное пособие может быть использовано как для аудиторной работы, так и для самоподготовки студентов на основном и продвинутом этапе обучения русскому языку. Оно также окажет помощь русскоязычным студентам, получающим подготовку по специализации «Русский язык как иностранный».

 

 

 

ТЕМА 1. МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА

Слова русского языка состоят не только из букв и звуков. В них выделяются самые маленькие (минимальные) части, имеющие значение, – морфемы. Например, слово сотрудники имеет значение ‘люди, которые совместно трудятся, работают’. В этом слове 4 морфемы: со-труд-ник-и. Главная часть слова -труд- обозначает процесс – занятие, работу. Морфема со - указывает на совместность. Морфема - ник - обладает значением ‘лицо (человек), которое выполняет действие’. Последняя часть слова - и является показателем грамматического значения имени существительного, в данном случае именительного падежа множественного числа. Таким образом, каждая морфема несёт часть значения слова.

Морфема – минимальная (наименьшая) значимая часть слова. Она имеет следующие признаки.

1. Является частью слова. Самостоятельно, вне слова не употребляется, существует только в составе слова.

2. Имеет свое материальное выражение, обычно состоит из звуков (букв): школь-ник-и. Однако бывают и нулевые морфемы, не выраженные звуками (буквами): школь-ник (в данном случае нулевое окончание).

3. Обладает значением. Значение морфемы имеет обобщенный характер.

4. Не создается в речи, а воспроизводится. Морфемы являются готовым строительным материалом, из которого строятся, создаются слова.

Морфемы бывают продуктивные и непродуктивные. П р о д у к т и в н ы е морфемы – такие, которые активно участвуют в образовании новых слов. Например, суффиксы - ник, -тель продуктивные: работник, сотрудник, проводник, помощник; учитель, строитель, издатель, покупатель и др. Суффиксы -ун, -ач непродуктивные: бегун, шалун, циркач, ткач.

Типы морфем

По роли в составе слова морфемы делятся на корневые и служебные. Кк о р н е в ы м относятся корни, а к с л у ж е б н ы м– приставки, суффиксы, окончания, соединительные гласные (интерфиксы).

Все морфемы подразделяются на словообразующие и формообразующие. С л о в о о б р а з у ю щ и е морфемы участвуют в образовании новых слов, а ф о р м о о б р а з у ю щ и е – в образовании разных форм одного и того же слова. Например, формообразующие приставки совершенного вида: делать – с делать, строить – по строить. Формообразующими являются суффиксы – показатели инфинитива, прошедшего времени, причастий, деепричастий (строи ть, строи л, стро ящ ий, строи вш ий, стро я ), степеней сравнения прилагательных (красив ее, красив ейш ий) и др.

 

Корень

Корень – обязательная, главная часть слова. Все слова, имеющие одинаковый корень, называются родственными, или однокоренными. Значит, корень – общая часть родственных слов. Родственные слова образуют словообразовательные гнёзда. Например: вод а, вод ный, вод яной, под вод ный, на вод нение; свет, свет ить, свет лый, о свет ить, о свещ ение, свеч а, под свеч ник. В некоторых гнёздах может насчитываться несколько десятков слов-«родственников».

Обычно корень не изменяет свою форму. Гласные и согласные, независимо от произношения, пишутся одинаково во всех однокоренных словах: м о ре – м о рской, хо д ить – похо д ка. Однако иногда в корнях происходит изменение звуков и букв, которое называется чередованием. Так, корень - све т - имеет свои варианты - све ч -, - све щ - (свеча, освещать), которые различаются согласными звуками и буквами. В родственных словах снег, снежок, снежинка, снежный, снеговой корень выступает в двух вариантах - сне г - и - сне ж -, в которых чередуются согласные [г-ж]. В корнях однокоренных слов дру ж ба, дружить, дру з ья, подру г а наблюдается чередование согласных [г-ж-з]. В корнях могут чередоваться не только согласные, но и гласные звуки: м ы ть, вым о ем; н ош у, н ёс; в е зли – в о зит, р ос – р аст ение.

Однокоренными считаются только те слова, в которых корни совпадают как по своей форме, так и по значению. Иногда в словах корни совпадают только по форме, но не по значению: рисовать – рис; вода – водить, ручка – ручей; копить – копать. Такие слова не являются однокоренными, или родственными.

Для того чтобы выделить в слове корень, нужно: 1) подобрать однокоренные слова, 2) сравнить однокоренные слова и найти в них общую часть, 3)выделить её знаком.

Безударные гласные в одних и тех же корнях пишутся одинаково – как под ударением, так и в безударном положении: д о м, д о машний; л е с, л е сной, в л е су; ч а с, ч а сы. Для проверки написания безударного гласного в корне надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на этот гласный падало ударение: ст е на – ст е нка, ст е ночка; см о треть – см о трит, осм о тр.

 

Окончание

В русском языке слова подразделяются на изменяемые и неизменяемые. Например, слова там, далеко, много, метро, такси не изменяются. Однако большинство слов изменяют свою форму: поехал к мам е, люблю мам у, был у мам ы. При изменении формы слова изменяется окончание. С помощью окончания слова связываются друг с другом в предложении: На земл ю падал и бел ые пушист ые снежинк и.

Окончание обладает грамматическим значением. В существительных, прилагательных оно выражает значение числа, рода, падежа, в глаголах – значение числа, лица, рода (в прошедшем времени).

Основа слова

Суффикс

Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например: снегснеж н ый, снеж инк а; дом– дом ик, дом ашн ий; тёмныйтемн е ть, темн от а.

Суффиксы придают словам разнообразные значения. Например: 1) значение действующего лица: перевод чик, строи тель, уч еник, футбол ист, бокс ёр, банк ир, испан ец; 2) значение признака: лет н ий, дет ск ий, апельсин ов ый, кож ан ый, дожд лив ый; 3) уменьшительно-ласкательное значение: стол ик, птич к а, ден ёк, мам очк а, Наташ еньк а и др.

Чтобы выделить в слове суффикс, надо: 1) сравнить однокоренные слова и найти корень; 2) изменить слово и найти в нём окончание; 3) найти ту часть слова, которая стоит после корня перед окончанием; 4) обозначить эту морфему знаком.

 

Постфикс

В некоторых словах встречается морфема, стоящая после окончания: одеваю сь, учит ся, какой- нибудь, что- то. Такая морфема называется постфиксом. Постфикс - ся употребляется после согласных, а его вариант - сь -- после гласных: радую сь, радуем ся.

 

Приставка

Приставка (префикс) – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Например: ехатьпри ехать, хорошийне хороший,полезныйбес полезный.

С помощью приставок чаще всего образуются глаголы. Приставки придают словам разнообразные значения. Например: 1) значение движения наружу: вы ходить, у ходить, 2) движение внутрь: при носить, в носить; 3) отсутствия признака: не красивый, бес шумный и др.

Чтобы выделить в слове приставку, нужно: 1) подобрать однокоренные слова с приставками и без приставки; 2) выделить в слове корень; 3)найти ту часть слова, которая стоит перед корнем; 4) обозначить эту морфему знаком.

У п р а ж н е н и я

Корень. Однокоренные слова

Окончание и основа слова

1. Сравните выделенные слова. Запишите их, обозначьте в них окончание и основу.

 

принять решение, прекрасное настроение

нет решения, прекрасная погода

согласиться с решением, прекрасные люди

 

*2. Прочитайте словосочетания, связывая слова с помощью окончаний.

 

1) пасмурн… погода, заработанные деньг…, дрессированн… слоны, полезные растени…, модн… одежда, привычн… климат, народн… песни, ехать к любим… родителям.

2) в городск… транспорте, из открыт… окон, бороться с вредными привычк…, отдыхать после сытного обед…, перед зимн… каникулами, без тёпл… одежды, приехать через три год…, звонить по мобильн… телефон….

 

Суффикс

Перескажите текст.

3. Найдите суффиксы в выделенных словах.

 

Росинка дрожала

На тонком листке.

Речонка дышала,

Шурша в тростнике.

(К.Бальмонт)

 

Приставка

Закончите высказывания.

Приставка – это ….

В слове приставка стоит …

Приставка служит для…

Чтобы найти в слове приставку, надо …

 

Приведите 5-6 примеров слов с приставками.

ТЕМА 2. СПОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ

Словарный запас языка постоянно пополняется новыми словами. Пополнение словаря идёт двумя путями: заимствованием из других языков и образованием новых слов на базе существующих. Основным средством обогащения словаря является словообразование.

Слова в русском языке делятся на и непроизводные, или простые, исходные (дом, победа, шахматы, ехать) и производные (домик, победить, шахматист, приехать).

Производные слова образовались от других слов. Из двух соотносящихся друг с другом слов, имеющих общий корень, одно является более простым по своему составу, первичным, другое – более сложным, вторичным, производным от первого слова. Например: дом – домик ‘маленький дом’, победить – победитель ‘тот, кто победил’, учитель – учительница ‘женщина-учитель’. Таким образом, мы видим, что значение одного слова можно объяснить через значение другого слова. Такая связь между однокоренными словами называется словообразовательной мотивацией.

Образование новых слов происходит различными способами. В современном русском языке используются такие основные способы словообразования: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение, слияние слов, аббревиация. Все способы словообразования можно разделить на морфемные (когда новое слово образуется с помощью морфем) и неморфемные (когда в образовании нового слова морфемы не участвуют).

 

2.1. Морфемные способы образования слов

 

Среди морфемных способов словообразования выделяются следующие: суффиксальный, префиксальный (приставочный), суффиксально-префиксальный, сложение.

С у ф ф и к с а л ь н ы й с п о с о б словообразования – это образование слова путём прибавления к основе суффикса: учи-тьучи- тель, вчеравчера- шн - ий, обедобед - а - ть, честн-ыйчестн- ость. Суффиксация наиболее распространена при образовании существительных и прилагательных. Суффиксация может сопровождаться чередованием звуков в корне, например: ти х ийти ш ина, дру гдру ж ить, кни г акни ж ный, грани ц аграни ч ить; Нередко при суффиксации наблюдается усечение основы (сокращение основы на один или несколько звуков (букв): низ к ийнизость, роб к ийробеть, ут к аутиный.

В образовании нового слова участвует только один суффикс: учитьучи тельучитель ниц а. При образовании слова учительница суффиксы - тель- и - ниц- прибавлялись к основе по очереди на каждой ступени словообразования.

Если новое слово образуется с помощью суффикса от глагола, то его образование всегда идёт от инфинитива, в котором суффиксы - ть, -ти отбрасываются, как и окончания, и не входят в основу: писа-тьписа тель, строи-тьстрои тель.

Чтобы уточнить, с помощью какого суффикса образовалось слово, надо сравнить основы двух слов (основу производную и основу того слова, от которого образовано новое слово) и установить, какой морфемой они различаются. Например, нерешительн ость -- нерешительн -ый (первое слово образовалось от второго с помощью суффикса – ость). При этом используется, как в математике, приём вычитания (вычитание основ).

Как разновидность суффиксального способа рассматривается нулевая суффиксация.

Нулевая суффиксация – это образование нового слова с помощью нулевого суффикса. Например, от глагола бегать образовалось существительное бег, от полететь образовалось полёт, (аналогично входитьвход, зелёныйзелень). При этом производящая основа (основа слова, от которого образуется данное слова) может содержать больше морфем, чем основа образованного слова: выходи ть → выход (суффикс - и- усекается, не входит в основу образованного слова).

П о с т ф и к с а л ь н ы й с п о с о б – образование нового слова с помощью постфикса – ся/-сь, -нибудь, -либо: мытьмыть ся, обниматьобнимать ся, какойкакой -нибудь, ктокто- либо.

П р и с т а в о ч н ы й (п р е ф и к с а л ь н ы й) с п о с о б – это образование нового слова путём прибавления к целому слову приставки (префикса): группа → под группа, автор → со автор, опасный → без опасный, прыгнуть → под прыгнуть, гнать → вы гнать, всегда → на всегда. Наиболее распространён приставочный способ при образовании глаголов: писать → подписать, выписать, переписать, списать, записать, дописать, описать, исписать и т.д.

П р и с т а в о ч н о - с у ф ф и к с а л ь н ы й (п р е ф и к с а л ь н о - с у ф- ф и к с а л ь н ы й) с п о с о б – это образование нового слова путём одновременного присоединения к основе или слову и приставки и суффикса: окн-опод окон ник, границаза гранич н ый, новыйпо -нов ому, чистыйдо чист а.

Иногда трудно определить, каким способом (приставочным или приставочно-суффиксальным) образовано слово, которое имеет в своём составе и приставку, и суффикс. В этом случае надо отнять от слова приставку и проверить, употребляется ли это слово без приставки или нет. Если не употребляется, то слово образовано приставочно-суффиксальным способом, а если употребляются – то приставочным способом. Например: военныйантивоенный (слово образовано с помощью приставки анти-), одеялопододеяльник (приставочно-суффиксальный способ, т.к. нет слово одеяльник).

*Если вместе с приставкой в образовании нового слова принимает участие постфикс, то говорят о префиксально-постфиксальном способе словообразования: звонить → до звонить ся, бежать → раз бежать ся.

*Иногда образование слов происходит префиксально-суффиксально-постфиксальным способом, когда к основе присоединяются одновременно приставка, суффикс и постфикс: смелыйо смел и ть ся, звонитьпере зван ива ть ся.

С л о ж е н и е это такой способ словообразования, при котором новое слово возникает в результате объединения двух или более основ или слов: земля, трястиземлетрясение, кислый, сладкийкисло-сладкий, выставка-продажа, лётчик-космонавт. В последних двух примерах (при сложении целых слов) образуются составные слова, которые характеризуются одним основным ударением, закреплённым порядком слов.

Компоненты, образующие сложные слова, могут объединяться с помощью соединительного гласного (интерфикса) о/е: хлеб о завод, земл е делец, пыл е сос.

Иногда в образовании сложного слова участвует также и суффикс: железная дорога → железнодорож н ый, тушить огонь → огнетуши тель. В таком случае можно говорить о сложно-суффиксальном способе образования, который следует рассматривать как разновидность сложения.

*От сложения необходимо отличать суффиксальный способ, когда новое слово образуется от сложного слова путём прибавления суффикса: самолётсамолёт н ый, водопроводводопровод чик. В таких случаях нужно, отняв суффикс, проверить, употребляется ли сложное слово без него. Если употребляется – слово образовано с помощью суффикса, если нет – значит, слово образовано сложно-суффиксальным способом.

 

2.2. Неморфемные способы образования слов

 

К неморфемным способам образования слов можно отнести такие: слияние, аббревиация, переход слова из одной части речи в другую.

С л и я н и е – способ словообразования, при котором главное и зависимое слова словосочетания сливаются в одно новое слово: быстро растворимыйбыстрорастворимый, глубоко уважаемыйглубокоуважаемый, вечно зелёныйвечнозелёный. Зависимым словом обычно бывает наречие, которое стоит перед главным словом – причастием или прилагательным. В таких сложных словах имеется одно основное ударение, закреплённый порядок частей (их нельзя поменять местами). От второго слова можно поставить вопрос к первому: быстродействующий – действующий как? быстро, нижеподписавшиеся – подписавшиеся где? ниже.

А б б р е в и а ц и я ( сложносокращенный способ ) – это такой способ образования новых слов, при котором новые слова возникают путём сложения сокращённых частей слов. Слова, образованные таким способом, называются а б б р е в и а т у р а м и. Аббревиация свойственна только именам существительным.

Различают два типа аббревиации, которые зависят от того, из каких частей слов образуется аббревиатура: из звуков, букв или частей слов (но не морфем).

1. Слоговая аббревиация – образование сложносокращённых слов путём сочетания начальных частей слов или слогов (либо целого слова и части другого слова): универ сальный маг азинунивермаг, зар аботная платазарплата, мед ицинский пунктмедпункт, зав едующий лаб ораториейзавлаб, зав едующий кафедройзавкафедрой, зам еститель директоразамдиректора, физ ическая культурафизкультура, Евро пейский союзЕвросоюз;

2. Инициальная аббревиация – образование сложносокращённых слов из начальных звуков или букв: в ысшее у чебное з аведениевуз, з апись а ктов г ражданского с остояниязагс, б ез о пределённого м еста ж ительствабомж, Г осударственная а втомобильная и нспекцияГАИ, н аучно- и сследовательский и нститутНИИ, М инистерство и ностранных д елМИД, Б елорусский г осударственный у ниверситетБГУ.

Как неморфемный способ словообразования рассматривается также п е р е- х о д с л о в о д н о й ч а с т и р е ч и в д р у г у ю часть речи. Чаще всего наблюдается переход имён прилагательных в имена существительные – субстантивация. Например: учёный человек -- крупный учёный, мороженое мясо -- вкусное мороженое, дежурный врач -- подошёл дежурный, рабочий человек -- рабочий трудится, проездной билет -- потерял проездной.

При переходе в разряд существительных имена прилагательные приобретают все грамматические характеристики существительных и начинают отвечать на вопросы кто? что?

2.3. Основные словообразовательные понятия

Словообразовательный анализ – это установление 1) от какого слова образовалось данное слово, 2) с помощью какой морфемы оно образовалось, 3) каким способом оно образовалось. Для проведения словообразовательного анализа необходимо уметь пользоваться следующими словообразовательными понятиями.

Производное слово – это слово, образованное от другого слова. Слово сахарница производное, т.к. образовано от слова сахар, а слово сахар – непроизводное, исходное.

Производная основа – это основа производного слова. Кроме корня, в нее входят другие морфемы. Основа слова сахарниц а – (сахарниц) производная, так как состоит из корня сахар- и суффикса -ниц-.

Производящая основа – это основа того слова, от которого образовалось данное слово. Производящую основу для слова сахарница надо искать в слове сахар (это основа сахар -, которая в данном слове совпадает с корнем).

Образующая морфема – это морфема, с помощью которой образовалось слово. Например: водитьводи тель, апельсинапельсин ов ый, петьза петь. Чтобы найти образующую морфему, нужно из производной основы «вычесть, отнять» (как в математике) производящую основу. Та морфема, которой эти основы различаются, и будет образующей морфемой. В слове сахарница образующая морфема – это суффикс -ниц-, так как с помощью этого суффикса слово образовалось от слова сахар (сравним основы сахарниц- и сахар - и получим суффикс - ниц-).

Словообразовательное значение это значение образующей морфемы. Например, в слове запеть приставка за- -- образующая морфема, которая имеет значение ‘начало действия’. В слове водитель образующая морфема – суффикс - тель со значением ‘действующее лицо’, в слове сахарница образующая морфема – суффикс - ниц- со значением ‘предмет’ (‘посуда’).

Словообразовательная модель – это схема, образец, по которому образовалось данное слово. Для того чтобы слова относились к одной словообразовательной модели, они должны: 1) образоваться от одной части речи (существительного, глагола и т.д.), 2) иметь одну и ту же образующую морфему с тем же словообразовательным значением. Так, слова сахарница, мыльница, хлебница образовались от существительных сахар, мыло, хлеб с помощью суффикса -ниц-, который имеет значение предмета (‘посуда, в которой что-либо хранят’). А слово школьница не относится к этой же модели, так как суффикс -ниц- здесь имеет другое значение -- ‘действующее лицо’. Глаголы запеть, закричать, засмеяться также образованы от глаголов по одной модели, поскольку приставка за- имеет значение ‘начало действия’ (начать петь, начать кричать, начать смеяться). Глагол закопать не относится к этой модели, поскольку в нём приставка обладает другим значением.

Словообразовательная цепочка – это однокоренные слова, расположенные в том порядке, в котором они образованы друг от друга. Например: учитьучи тельучитель ниц а; веравер и тьдо веритьдовер чив ыйдоверчив ость. Словообразовательные цепочки могут состоять из двух, трёх и более слов.

Словообразовательные цепочки входят в словообразовательное гнездо. Во главе гнезда расположено исходное слово, от которого образуются другие слова с этим же корнем. Например, в гнездо с исходным словом аптека входят такие цепочки: аптекааптечка; аптекааптекарьаптекарша; аптекааптечный. Таким образом, в этом гнезде «живут» пять однокоренных, родственных слов, которые образуют три словообразовательные цепочки.

Аптекааптеч к а

аптеч н ый

аптек арь – аптекар ш а

аптекар ск ий

 

Словообразовательный анализ (разбор) слов

 

Словообразовательный анализ (разбор) – это определение 1) от какого слова, 2) каким способом, 3) при помощи какой морфемы образовано данное слово. Словообразовательный анализ может быть полным и неполным.

При н е п о л н о м словообразовательном анализе (разборе) находим слово, от которого образовано данное слово. Затем, сравнивая производную и производящую основы, находим образующую морфему и определяем способ образования слова.

При п о л н о м словообразовательном разборе анализируем всю словообразовательную цепочку, пока не доходим до исходного, непроизводного слова. На каждой ступени словообразовательной цепочки могут выявляться разные способы образования слов.

О б р а з е ц неполного словообразовательного анализа

1. Установить значение слова (желательно с помощью однокоренных слов). Например: записка – листок бумаги, на котором что-либо записали.

2. Подобрать однокоренные слова. Например: писать, написать, записать, письмо, письменный и т.д.

3. Выбрать среди однокоренных слов самое близкое по значению и по составу к слову, которое анализируется. Этим словом будет слово записать, которое ближе всего к слову записка по значению и по составу.

4. Сравнив основы, найти словообразующее средство. Из основы слова записка надо вычесть основу слова записа -ть. В результате этого установить образующую морфему -- суффикс -к-.

5. Установить способ образования слова. Слово записка образовалось суффиксальным способом -- при помощи суффикса -.

При проведении полного словообразовательного анализа слова записка все указанные действия проводим на каждой ступени образования слова: запис к а ← за писать ← писать.

 

У п р а ж н е н и я

1. Объясните значение слов. С помощью каких суффиксов образовались эти слова? Обозначьте суффиксы и корни.

 

1) изобретатель, музыкант, охранник, экономист, банкир, храбрец;

2 высота, переписка, смелость, тишина, увеличение, единство;

3) вдумчивый, сосновый, красноватый, белорусский, весенний;

4) кастрюлька, карточка, карманчик, огонёк, словарик, зеркальце.

 

2. Распределите слова по группам в зависимости от способа образования. Обозначьте образующие морфемы.

Разглядеть, практический, разлюбить, причёска, переход, настольный, антинаучный, беспорядок, соседка, сегодняшний, дословный.

 

3. С помощью каких морфем образовались выделенные слова? Обозначьте эти морфемы. Определите способ образования выделенных слов.

 

Это был высокий и тощий лис. Его принёс в зоопарк какой-то охотник. Большие острые уши, чуть раскосые глаза и всегда как будто улыбающаяся морда. У него не было даже настоящего лисьего хвоста. Вместо пушистого и длинного хвоста, который так украшает лисицу, у него был короткий обрубок. Но он придавал ему какое-то особое озорное выражение.

 

*4. Определите, от каких слов и с помощью каких морфем образовались выделенные слова.

1.Путешественники забрели в самую глушь леса. 2. Тишь, безмолвье вокруг, только изредка слышен хруст ветки да крик испуганной птицы. 3. От сказочной красоты зимнего леса замирает сердце, душу переполняет тихая радость и спокойствие.

 

5. Установите, каким способом образованы выделенные слова. Обозначьте в них все морфемы.

 

1) Дом стоял на пригорке и был хорошо виден издали. 2) Перелётные птицы улетают в тёплые края, на юг, а оседлые перебираются ближе к жилью, где зимой легче прокормиться. 3) На перекрёстке стоял светофор и регулировал уличное движение. 4) Морские волны с шумом разбивались о прибрежные скалы и отступали.

 

*6. Распределите слова каждой группы по словообразовательным моделям.

1) костюмчик, стульчик, переводчик, чемоданчик, докладчик, заказчик, стаканчик, счастливчик, разведчик, шкафчик;

2) багажник, проводник, модник, кофейник, грибник, приёмник, чайник, лыжник, бумажник, задачник, дипломник.

 

*7. Распределите слова на три группы по словообразовательным моделям.

расчёска, покупка, соска, посылка, белоруска, газетка, пианистка, соседка, ушко, пациентка, рыбка, песенка, повязка, внучка, конфетка, картинка, кроватка, иностранка, подставка, мышка, туфелька, кофточка, ошибка, сумочка, ложечка.

 

8. Прочитайте группы слов. Составьте из них словообразовательные цепочки: запишите однокоренные слова в том порядке, в каком они образовались друг от друга. Обозначьте образующие суффиксы.

1) записка, писать, записать;

2) измерить, мерить, измерение;

3) купить, покупательница, покупать, покупатель;

4) причёска, чесать, причесать.

 

9. Прочитайте словосочетания. От каких слов образовались выделенные слова? Определите способ образования выделенных слов.

Провал на экзаменах, захват власти, жить в пригороде, разговорчивый попутчик, подзаголовок текста, распорядок дня, проявлять беспокойство, получить признание зрителей, воспоминание о детстве.

 

*10. Найдите существительные, образованные путём перехода имён прилагательных в имена существительные.

 

1. С батареи привезли пленных, в том числе раненого французского генерала, которого окружили офицеры. 2. На улице около телег, которые должны были увозить раненых, слышны были крики, ругательства и удары. (Л.Толстой)

Месту жительства

Имена существительные, обозначающие лицо по национальной принадлежности или месту жительства образуются от названия страны (города, места проживания) с помощью суффиксов - ец, - анец, -инец, -анин, -чанин, -ин и др. (кита ец, америк анец, куб инец, минчанин, англи чанин, болгар ин): основа существительного + суффикс –ец (-анец, -чанин и др.). Например: Япония – японец. Для обозначения лица женского пола используются соответственно суффиксы -к(а), -анк(а), -инк(а), -чанк(а): япон к а, кита янк а, минч анк а.

При образовании существительного в производящей основе может происходить у с е ч е н и е конечных гласных и чередование согласных. В форме множественного числа суффикс - ец выступает в своём варианте - ц, а сочетание ин исчезает.

Испан и я – испан ец, испан к а, испан ц ы

Итал и я – италь янец, италь янк а, итальян ц ы

Да ни я – да т чанин, да т чанк а, да т чан е



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.147 с.)