Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По описанию значения угадайте слова. Подберите к этим словам однокоренные.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Инструмент, которым косят траву. Предмет, которым подметают полы. Человек, который продаёт товары. Человек, который пасёт коров, овец, лошадей.
Д л я с п р а в о к: метла, коса, пастух, продавец.
17. Прочитайте текст. Расскажите правило правописание парных согласных в корнях слов. В корнях слов парные звонкие и глухие согласные нельзя писать по слуху. Они могут произноситься по-разному в одних и тех же корнях, но пишутся одинаково. Например, на конце слово сад произносится звук [т], а пишется буква д, на конце слова мороз слышим звук [с], а пишем букву з, в корне слова ложка произносится звук [ш], а пишется буква ж. Чтобы не ошибиться в написании парных согласных в корне, надо сделать проверку. Нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный звук: са ды, са ди к – са д; моро зы, моро зи ть – моро з; ло же чка, нет ло же к – ло ж ка; ни зо к, ни зе нький – ни з кий; сла до сть, сла де нький – сла д кий.
*18. Прочитайте сложные слова. Объясните их значение с помощью однокоренных слов. Выделите в сложных словах корни.
Листопа д, водопа д, гололё д, пылесо с, самолё т, вертолё т, самореклама, мясору б ка, самосвал, земледелие, сенокосилка.
Проверьте написание выделенных парных согласных в корнях слов. *19. Прочитайте словосочетания. Найдите сложные слова. Объясните их значение. Сильный снегопа д, двухэтажный дом, плодородная земля, прошлогодняя тра в ка, морские водоросли, июльский сеноко с, новая сенокосилка, пятилетний вну к, засухоустойчивые растения, сла д кие сухофрукты, самолюбивый челове к.
Сделайте проверку выделенных букв. *20. Прочитайте и перескажите текст. В русском языке существуют слова со связанными корнями. Чем же различаются свободные и связанные корни? Свободные корни – это корни, которые могут выступать самостоятельно, без приставок и суффиксов, образуя вместе с окончанием (в том числе и нулевым) целое слово. Например: день, лес, стол, ночь, море, свеча, поле, страна. Связанные корни – это такие корни, которые функционируют только в сочетании с приставками или суффиксами в составе слова. Например: пт ица – пт енец, роб кий – роб ость – роб еть, при вык нуть -- от вык нуть, об у ть – раз у ть, на де ть – о д е ть – раз де ть, до бав ить – при бав ить. Особенно часто встречаются связанные корни в заимствованных словах: оптим изм, ате изм, эго ист, косм ос.
Ответьте на вопросы: В сочетании с какими морфемами могут встречаться в словах свободные корни? В сочетании с какими морфемами в слове встречаются связанные корни? Докажите, что в словах домашний, столовая, подоконник, подруга корни являются свободными. Найдите среди слов верхушка, листва, деревянный, космический, навык, прославленный слова со связанными корнями.
Окончание и основа слова 1. Сравните выделенные слова. Запишите их, обозначьте в них окончание и основу.
принять решение, прекрасное настроение нет решения, прекрасная погода согласиться с решением, прекрасные люди
*2. Прочитайте словосочетания, связывая слова с помощью окончаний.
1) пасмурн… погода, заработанные деньг…, дрессированн… слоны, полезные растени…, модн… одежда, привычн… климат, народн… песни, ехать к любим… родителям. 2) в городск… транспорте, из открыт… окон, бороться с вредными привычк…, отдыхать после сытного обед…, перед зимн… каникулами, без тёпл… одежды, приехать через три год…, звонить по мобильн… телефон….
Со словосочетаниями второй группы составьте предложения. 3. Спишите словосочетания, дописывая окончания в словах. 1) дорогие подарк…, дорог… друг, дорогая покупк… 2) горячее молок…, горяч… привет, горяч… пора 3) свежие новост…, свеж… ветерок, свеж… рыба 4) чистое неб…, чист… совесть, чистая посуд… 5) остр… соус, острая бритв…, острые шутк… 6) лёгкие шаг…, лёгк… завтрак, лёгк… одежда
Прочитайте высказывания, связывая слова с помощью окончаний. 1. Чист… совесть – превосходное снотворное. (А.Конан Дойл) 2. Часто люд… гордятся чистотой своей совести только потому, что обладают короткой память…. (Л.Н.Толстой) 3. Лучше страшн… конец, чем бесконечн… страх. (Ф.Шиллер) 4. Мощн… дух спасает расслабленное тел....(Р.Эмерсон) 5. Жизнь – тяжёл… труд. (И.С.Тургенев)
Запишите одно высказывание, вставляя пропущенные окончания. Во всех словах выделите окончания.
Прочитайте и перескажите текст. Когда мы изменяем слова, образуются разные формы одного и того же слова. Например, изменим по падежам слово друг: нет (кого?) друга, пошёл (к кому?) к другу, жду (кого?) друга, встретился (с кем?) с другом, думал (о ком?) о друге. Мы видим, что выделенные формы слова друг не различаются по смыслу. Они, сохраняя своё значение, отличаются только грамматически – падежом. Разные формы одного и того же слова, имея одну и ту же основу - друг -, отличаются только окончаниями. Нужно отличать разные формы одного и то же слова от однокоренных (родственных) слов. В однокоренных словах имеются различия в лексическом значении, основы у них также не совпадают: друг, подруг -а, дружи -ть, дружн -ый, дружб -а. Ответьте на вопросы: Как образуются разные формы одного и того же слова? Чем отличаются формы слова по своему составу? Отличаются ли формы слова по своему значению? Чем отличаются друг от друга однокоренные слова?
6. Найдите в тексте разные формы одних и тех же слов. Выделите в них окончание и основу.
Мужчина, который любит женщину очень сильно, просит ее выйти за него замуж – то есть изменить своё имя, бросить свою работу, рожать и воспитывать его детей, быть дома, когда муж приходит с работы, переезжать с ним в другой город, когда меняет работу. Трудно даже вообразить, чего бы он потребовал от женщины, которую не любит. (Г.Бартон)
7. Прочитайте, вставляя пропущенные формы слова хобот. Выделите в них окончания.
… слону очень нужен. Слон ловит … запахи. Он выпускает … воду фонтаном и освежает тело. … служит слону рукой. Он поднимает им любые предметы.
Какое еще слово встречаются в этом тексте в разных формах? * 8. Найдите слова с корнем - рыб -. Сравните их основы. Все ли они являются однокоренными? Есть ли среди них разные формы одного и того же слова? Докажите.
1. Мы отправились на рыбалку на рассвете. 2. Рыбаки вернулись с большим уловом: поймали два ведра рыбы. 3. Крупную рыбу съели сами, а мелкую рыбёшку отдали коту. 4. На костре рыбаки сварили вкусную уху – рыбный суп. 5. Щука – хищная рыба с острыми зубами.
9. Найдите в тексте и выпишите сначала однокоренные слова, затем разные формы одного и того же слова.
Наступила осень – гр и бная пора. Ночью прошёл тёплый грибной дож дь. Опытные грибники рано утром разбрелись по л е сам. Они знают грибные леса. Грибы нельзя рвать с корнем, их нужно осторожно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу. Иначе грибница погибнет и на этом месте больше грибы не вырастут. Все набрали полные корзины грибов.
Объясните написание выделенных букв.
Какие утверждения являются верными, а какие -- неверными?
1. Окончание – изменяемая часть слова. 2. Окончание -- общая часть родственных слов. 3. В каждом слове обязательно должно быть окончание. 4. В словах кино, такси, метро, кофе нет окончания. 5. В словах радость, сон, голос нет окончания. 6. Окончание служит для образования новых слов. 7. Окончание служит для связи слов в предложении. 8. Формы слова имеют одинаковую основу и различаются окончаниями. 9. Формы слова и однокоренные слова – одно и то же. 10. Слова книга, книжный – однокоренные, а книга, книги – разные формы одного и того же слова.
Суффикс Прочитайте пары слов. Сравните их основы, выделите корень. Найдите различие в значении и составе этих слов.
Футбол – футболист, сахар – сахарница, стол – столик, лес – лесной, море – морской, кот – котёнок, студент – студентка.
Выделите суффиксы в словах. Установите их значение. Прочитайте, вставьте пропущенные слова.
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит … и служит для …. Чтобы найти в слове суффикс, надо сначала найти и отбросить …, затем выделить …. Суффикс – морфема, которая стоит между … и ….
Перескажите текст. 3. Найдите суффиксы в выделенных словах.
Росинка дрожала На тонком листке. Речонка дышала, Шурша в тростнике. (К.Бальмонт)
К выделенным словам подберите однокоренные слова.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.139.28 (0.008 с.) |