Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основными макрокомпонентами лексического значения слова являются денотативный и коннотативный.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Денотативный макрокомпонент значения является основным, так как несет информацию о наиболее общих и существенных признаках предмета номинации, составляет предметно-логическое содержание семантики слова. Денотативный компонент – основа любого прямого значения слова, его обязательная часть. Например, денотативное значение слова «книжечка» - произведение печати в виде переплетенных листов с текстом. Коннотативный макрокомпонент несет дополнительную информацию о предмете. Данный компонент отражает отношение говорящих к предмету речи и особенности условий общения. Например, в слове «книжечка» есть коннотативный смысл – уменьшительное, ласкательное обозначение. В составе макрокомпонентов выделяются микрокомпоненты – семы (термин В. Скалички). Сема – минимальный компонент значения, отражающий отличительный признак обозначаемого предмета. К примеру, основные семы, выделяющиеся в денотативном компоненте значения слова женщина – лицо, женский пол, взрослое; мальчик – лицо, мужской пол, юное. Членение значения слова на семы составляет суть компонентного анализа. Семы выделяются в группе слов, объединенных общим значением на основе сопоставления и противопоставления соответствующих семем. Классическим примером разложения на семы служат термины родства: противопоставляются группы родственников мужчин (отец – сын – брат и т.д.) и женщин (мать – дочь - сестра); предков (отец, мать, дед, бабушка) и потомков (сын, дочь, внук); прямое и боковое родство (отец - дядя) и т.д. Семасиологи различают следующие основные типы сем. Архисема – родовая, наиболее общая сема, объединяющая большие группы слов внутри части речи, например: движение, физическое состояние, изменение объекта (у глаголов). (по-другому её называют интегральной, то есть объединяющей семой) Дифференциальные семы – признаки, отражающие отличительные особенности обозначаемых предметов. Дифференциальные семы выявляются при противопоставлении слов, объединенных одной архисемой. Благодаря им можно отличить одну семему от другой. Например, для слов: сколотить, спаять, сплести, связать архисемой будет признак «соединение». Дифференциальные семы у данных семем конкретизируют способ действия: сколотить – ударами соединить, спаять – соединить посредством пайки; сплести – соединить концы чего-нибудь плетением, связать – завязывая, соединить одно с другим. Кроме этих основных типов сем, отдельное значение слова (семема) может содержать неограниченное число разнообразных периферийных сем, конкретизирующих те или иные смысловые аспекты. Среди них выделяются вероятностные, потенциальные, скрытые семы. О наличии в значении вероятностной семы сигнализируют слова «обычно, как правило, в основном и т.п.» в словарных толкованиях семантики слов. Например, бульвар – широкая аллея на городской улице, обычно посередине ее. Потенциальные семы, по определению профессора В.Г. Гака, отражают «второстепенные, иногда не обязательные признаки предмета, различные ассоциации, с которыми данный элемент действительности связывается в сознании говорящих». Например, в денотативном значении глагола «плыть» есть семы «передвижение», «по водной поверхности». Семы «не иметь устойчивой опоры», «гибнуть» являются потенциальными, они реализуются в переносном значении слова в сочетании «плавать на экзамене» - отвечать наугад, не обладая твердыми знаниями. Скрытые семы отражают смысловые признаки, которыми наделяется объект в сознании носителей определенного языка и культуры. Например, в русском языке у слова «продавец» долгое время существовала скрытая сема «грубый», в немецком же – сема «вежливый», в английском – «хитрый», «красноречивый». Такого рода семы выявляются при помощи лингвистического эксперимента. Семы в составе денотативного компонента значения иерархически организованы и находятся в структурных отношениях. Семема представляет собой микроструктуру сем. Коннотативное значение выражает эмоциональное и оценочное отношение говорящего к денотату слова ( то есть к предмету). Оценка бывает одобрительной и неодобрительной; неоценочность слова – тоже вид оценочности. Эмоция и оценка в составе коннотативного макрокомпонента тесно связаны, но являются разными семантическими компонентами. Возможна оценочность слова при отсутствии эмоциональности и наоборот: Доброкачественный «хорошего качества» - одобрительное, неэмоциональное. Непогода «плохая погода» - неодобр., неэмоц. Деликатес «изысканное кушанье» - одобр., неэмоц. В большинстве случаев, однако, оценка функционирует в составе коннотации в согласовании с эмоцией: Эмоция может выступать в значении в самом общем виде - как отрицательная или положительная эмоция: полож.-эмоц. - добряк, молодчина. Отриц.-эмоц. - разбитной, гадкий, мерзкий, толстуха. В других случаях эмоция конкретизируется. Можно выделить следующие эмоциональные компоненты значений: презрительное (голодранец, бредни, доносчик); пренебрежит. – (старикашка, развалюха, работничек, задрипанный), уничижительное (ничтожество, сопляк, быдло, ворюга); и роническ. (отпрыск, видик, зазноба); б ранное ( сволочь, мерзавец, подлец, негодяй); ласкательное. – (дружочек, бабуся, солнышко, миленький); восхитительн. (пленительный, обворожительный, потрясающий) и другие.Эмоциональные и оценочные компоненты значения также являются лексическими семами.Кроме лексического (денотация + коннотация), выделяют еще структурно-языковой мегакомпонент значения слова. В нем выделяются функциональный и грамматический макрокомпоненты, в рамках которых тоже есть микрокомпоненты – семы. Функциональный макрокомпонент - информация об особенностях функционирования единицы в речи. Данный макрокомпонент включает функционально-стилистические семы (книжн., межстилевое, сниженное и др.), функционально-территориальные (общераспр., диал., регион., обл., южн., сев. и т.д.), функционально-социальные (общенар., термин., спец., жарг.), функционально-темпоральные (соврем., нов., устар.) и функционально-частотные (употр., малоупотр., редк., неупотр.). Грамматический компонент включает информацию о грамматических признаках слова (род, число, падеж, время, вид, наклонение, лицо и т.д.).Функциональный и грамматический макрокомпоненты являются основными в структурно-языковом значении слова. Грамматическая форма – одно из регулярных видоизменений слова, любая форма слова при его склонении или спряжении 42.Части речи Части речи – основные лексико-грамматические классы, по которым распределяются слова языка.
Имя существительное – знаменательная часть речи, объединяющая в своем составе слова с общим значением предметности. Имя прилагательное – часть речи, объединяющая в своем составе слова, обозначающие признак (свойство) предмета. Глагол – знаменательная часть речи, объединяющая в своем составе слова, обозначающие действие или состояние. Наречие – лексико-грамматический класс неизменяемых слов, обозначающих признак признака, действия или предмета. Качественные наречия – передают различные виды общего значения качественности, свойственности, интенсивности, степени качества. Обстоятельственные наречия – выражают обстоятельственные признаки, внешние по отношению к их носителю: места, времени, причины, цели. Числительное – лексико-грамматический класс слов, обозначающих число, количество, меру. Местоимения – часть речи, объединяющая в своем составе слова, указывающие на предмет, признак или количество, но не называющие их. Субстантивация — переход прилагательного в существительное: мороженое, больной (как сущ.), выходной («У меня сегодня выходной.» (сущ.)). Морфолого-синтаксический способ словообразования осуществляется при переходе слов, принадлежащих к какой-либо части речи, в иную часть речи, например: прилагательные булочная, лесничий, рабочий, столовая перешли в имена существительные; причастие заведующий перешло в имя существительное; деепричастия благодаря, несмотря (на) перешли в предлоги и т.д. Иное название этого способа – конверсия. Особенно продуктивна конверсия в английском языке, где от большинства глаголов могут быть образованы существительные: sleep – «сон и sleep «спать», look «смотреть» и look «взгляд». При образовании слов из словосочетаний (часто это прилагательное + существительное) обычно происходит своеобразная словообразовательная компрессия: на базе прилагательного образуется имя существительное (с помощью суффикса -к), а определяемое имя вовсе опускается. Такое образование двухсловных наименований в одно особенно характерно для нашего времени и распространено в разговорном стиле: пятиэтажка (пятиэтажный дом), высотка (высотное здание), зачетка (зачетная книжка), визитка (визитная карточка) и др. Такой же способ обнаруживается и при образовании бытовых наименований различных круп – пшенка, гречка, овсянка, а также других пищевых изделий – тушенка, жженка. Поскольку в данном типе словообразования участвуют суффиксальные элементы, то его можно отнести и к морфолого-синтаксическому, а точнее – лексико-морфолого-синтаксическому. Образование нового слова путём перехода из одной части речи в другую, как отмечалось, в современном русском языке типично для имён существительных, которые образуются из прилагательных или причастий без каких-либо изменений в морфемной структуре. Например: учительская, учащийся, мороженое. · В лингвистике этот способ образования слов принято называть субстантивацией. Причиной субстантивации, то есть перехода прилагательных и причастий в существительные, становится использование бывших прилагательных и причастий без главного слова (существительного). Ср.: Больной (прил.) мальчик уже выздоравливает → Больной (сущ.) уже выздоравливает; Зайдите в учительскую (прил.) комнату → Зайдите в учительскую (сущ.). · Более того, субстантивированное прилагательное или причастие, то есть существительное, образованное путём перехода из одной части речи в другую, как и другие существительные, может иметь при себе согласованные определения. Ср.: мороженое (прил.) мясо → вкусное мороженое (сущ.); трудящиеся (прич.) массы → все трудящиеся (сущ.); столовая (прил.) комната → светлая столовая (сущ.). · При переходе из одной части речи в другую образовавшееся существительное сохраняет окончания прилагательного или причастия, то есть продолжает изменяться как прилагательное или причастие. Ср.: мороженое мясо – мороженое, нет мороженого мяса – нет мороженого, с мороженым мясом – с мороженым. · Однако в ряде случаев субстантивированное прилагательное или причастие утрачивает способность прилагательных и причастий изменяться по родам или числам. Например, существительное больной в значении «больной человек» не имеет формы среднего рода (больной, больная, больные); существительные столовая, гостиная, горничная, учительская имеют только форму женского рода; существительное мороженое имеет только форму среднего рода единственного числа; существительное сумчатые употребляется только во множественном числе
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 3757; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.231 (0.008 с.) |