Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основными макрокомпонентами лексического значения слова являются денотативный и коннотативный.

Поиск

Денотативный макрокомпонент значения является основным, так как несет информацию о наиболее общих и существенных признаках предмета номинации, составляет предметно-логическое содержание семантики слова. Денотативный компонент – основа любого прямого значения слова, его обязательная часть. Например, денотативное значение слова «книжечка» - произведение печати в виде переплетенных листов с текстом.

Коннотативный макрокомпонент несет дополнительную информацию о предмете. Данный компонент отражает отношение говорящих к предмету речи и особенности условий общения. Например, в слове «книжечка» есть коннотативный смысл – уменьшительное, ласкательное обозначение.

В составе макрокомпонентов выделяются микрокомпоненты – семы (термин В. Скалички). Сема – минимальный компонент значения, отражающий отличительный признак обозначаемого предмета.

К примеру, основные семы, выделяющиеся в денотативном компоненте значения слова женщина – лицо, женский пол, взрослое; мальчик – лицо, мужской пол, юное.

Членение значения слова на семы составляет суть компонентного анализа. Семы выделяются в группе слов, объединенных общим значением на основе сопоставления и противопоставления соответствующих семем. Классическим примером разложения на семы служат термины родства: противопоставляются группы родственников мужчин (отец – сын – брат и т.д.) и женщин (мать – дочь - сестра); предков (отец, мать, дед, бабушка) и потомков (сын, дочь, внук); прямое и боковое родство (отец - дядя) и т.д.

Семасиологи различают следующие основные типы сем.

Архисема – родовая, наиболее общая сема, объединяющая большие группы слов внутри части речи, например: движение, физическое состояние, изменение объекта (у глаголов). (по-другому её называют интегральной, то есть объединяющей семой)

Дифференциальные семы – признаки, отражающие отличительные особенности обозначаемых предметов. Дифференциальные семы выявляются при противопоставлении слов, объединенных одной архисемой. Благодаря им можно отличить одну семему от другой.

Например, для слов: сколотить, спаять, сплести, связать архисемой будет признак «соединение». Дифференциальные семы у данных семем конкретизируют способ действия: сколотить – ударами соединить, спаять – соединить посредством пайки; сплести – соединить концы чего-нибудь плетением, связать – завязывая, соединить одно с другим.

Кроме этих основных типов сем, отдельное значение слова (семема) может содержать неограниченное число разнообразных периферийных сем, конкретизирующих те или иные смысловые аспекты. Среди них выделяются вероятностные, потенциальные, скрытые семы.

О наличии в значении вероятностной семы сигнализируют слова «обычно, как правило, в основном и т.п.» в словарных толкованиях семантики слов. Например, бульвар – широкая аллея на городской улице, обычно посередине ее.

Потенциальные семы, по определению профессора В.Г. Гака, отражают «второстепенные, иногда не обязательные признаки предмета, различные ассоциации, с которыми данный элемент действительности связывается в сознании говорящих». Например, в денотативном значении глагола «плыть» есть семы «передвижение», «по водной поверхности». Семы «не иметь устойчивой опоры», «гибнуть» являются потенциальными, они реализуются в переносном значении слова в сочетании «плавать на экзамене» - отвечать наугад, не обладая твердыми знаниями.

Скрытые семы отражают смысловые признаки, которыми наделяется объект в сознании носителей определенного языка и культуры. Например, в русском языке у слова «продавец» долгое время существовала скрытая сема «грубый», в немецком же – сема «вежливый», в английском – «хитрый», «красноречивый». Такого рода семы выявляются при помощи лингвистического эксперимента.

Семы в составе денотативного компонента значения иерархически организованы и находятся в структурных отношениях. Семема представляет собой микроструктуру сем.

Коннотативное значение выражает эмоциональное и оценочное отношение говорящего к денотату слова ( то есть к предмету).

Оценка бывает одобрительной и неодобрительной; неоценочность слова – тоже вид оценочности.

Эмоция и оценка в составе коннотативного макрокомпонента тесно связаны, но являются разными семантическими компонентами. Возможна оценочность слова при отсутствии эмоциональности и наоборот:

Доброкачественный «хорошего качества» - одобрительное, неэмоциональное. Непогода «плохая погода» - неодобр., неэмоц. Деликатес «изысканное кушанье» - одобр., неэмоц.

В большинстве случаев, однако, оценка функционирует в составе коннотации в согласовании с эмоцией:

Эмоция может выступать в значении в самом общем виде - как отрицательная или положительная эмоция: полож.-эмоц. - добряк, молодчина. Отриц.-эмоц. - разбитной, гадкий, мерзкий, толстуха.

В других случаях эмоция конкретизируется. Можно выделить следующие эмоциональные компоненты значений: презрительное (голодранец, бредни, доносчик); пренебрежит. – (старикашка, развалюха, работничек, задрипанный), уничижительное (ничтожество, сопляк, быдло, ворюга); и роническ. (отпрыск, видик, зазноба); б ранное ( сволочь, мерзавец, подлец, негодяй); ласкательное. – (дружочек, бабуся, солнышко, миленький); восхитительн. (пленительный, обворожительный, потрясающий) и другие.Эмоциональные и оценочные компоненты значения также являются лексическими семами.Кроме лексического (денотация + коннотация), выделяют еще структурно-языковой мегакомпонент значения слова. В нем выделяются функциональный и грамматический макрокомпоненты, в рамках которых тоже есть микрокомпоненты – семы.

Функциональный макрокомпонент - информация об особенностях функционирования единицы в речи. Данный макрокомпонент включает функционально-стилистические семы (книжн., межстилевое, сниженное и др.), функционально-территориальные (общераспр., диал., регион., обл., южн., сев. и т.д.), функционально-социальные (общенар., термин., спец., жарг.), функционально-темпоральные (соврем., нов., устар.) и функционально-частотные (употр., малоупотр., редк., неупотр.).

Грамматический компонент включает информацию о грамматических признаках слова (род, число, падеж, время, вид, наклонение, лицо и т.д.).Функциональный и грамматический макрокомпоненты являются основными в структурно-языковом значении слова. Грамматическая форма – одно из регулярных видоизменений слова, любая форма слова при его склонении или спряжении

42.Части речи

Части речи – основные лексико-грамматические классы, по которым распределяются слова языка.


Характеристика основных частей речи

Имя существительное – знаменательная часть речи, объединяющая в своем составе слова с общим значением предметности.

Имя прилагательное – часть речи, объединяющая в своем составе слова, обозначающие признак (свойство) предмета.

Глагол – знаменательная часть речи, объединяющая в своем составе слова, обозначающие действие или состояние.

Наречие – лексико-грамматический класс неизменяемых слов, обозначающих признак признака, действия или предмета.

Качественные наречия – передают различные виды общего значения качественности, свойственности, интенсивности, степени качества.

Обстоятельственные наречия – выражают обстоятельственные признаки, внешние по отношению к их носителю: места, времени, причины, цели.

Числительное – лексико-грамматический класс слов, обозначающих число, количество, меру.

Местоимения – часть речи, объединяющая в своем составе слова, указывающие на предмет, признак или количество, но не называющие их.

Субстантивация — переход прилагательного в существительное: мороженое, больной (как сущ.), выходной («У меня сегодня выходной.» (сущ.)).

Морфолого-синтаксический способ словообразования осуществляется при переходе слов, принадлежащих к какой-либо части речи, в иную часть речи, например: прилагательные булочная, лесничий, рабочий, столовая перешли в имена существительные; причастие заведующий перешло в имя существительное; деепричастия благодаря, несмотря (на) перешли в предлоги и т.д. Иное название этого способа – конверсия.

Особенно продуктивна конверсия в английском языке, где от большинства глаголов могут быть образованы существительные: sleep – «сон и sleep «спать», look «смотреть» и look «взгляд».

При образовании слов из словосочетаний (часто это прилагательное + существительное) обычно происходит своеобразная словообразовательная компрессия: на базе прилагательного образуется имя существительное (с помощью суффикса -к), а определяемое имя вовсе опускается. Такое образование двухсловных наименований в одно особенно характерно для нашего времени и распространено в разговорном стиле: пятиэтажка (пятиэтажный дом), высотка (высотное здание), зачетка (зачетная книжка), визитка (визитная карточка) и др. Такой же способ обнаруживается и при образовании бытовых наименований различных круп – пшенка, гречка, овсянка, а также других пищевых изделий – тушенка, жженка.

Поскольку в данном типе словообразования участвуют суффиксальные элементы, то его можно отнести и к морфолого-синтаксическому, а точнее – лексико-морфолого-синтаксическому.

Образование нового слова путём перехода из одной части речи в другую, как отмечалось, в современном русском языке типично для имён существительных, которые образуются из прилагательных или причастий без каких-либо изменений в морфемной структуре.

Например: учительская, учащийся, мороженое.

· В лингвистике этот способ образования слов принято называть субстантивацией. Причиной субстантивации, то есть перехода прилагательных и причастий в существительные, становится использование бывших прилагательных и причастий без главного слова (существительного).

Ср.: Больной (прил.) мальчик уже выздоравливает → Больной (сущ.) уже выздоравливает; Зайдите в учительскую (прил.) комнатуЗайдите в учительскую (сущ.).

· Более того, субстантивированное прилагательное или причастие, то есть существительное, образованное путём перехода из одной части речи в другую, как и другие существительные, может иметь при себе согласованные определения.

Ср.: мороженое (прил.) мясовкусное мороженое (сущ.); трудящиеся (прич.) массывсе трудящиеся (сущ.); столовая (прил.) комнатасветлая столовая (сущ.).

· При переходе из одной части речи в другую образовавшееся существительное сохраняет окончания прилагательного или причастия, то есть продолжает изменяться как прилагательное или причастие.

Ср.: мороженое мясо – мороженое, нет мороженого мяса – нет мороженого, с мороженым мясом – с мороженым.

· Однако в ряде случаев субстантивированное прилагательное или причастие утрачивает способность прилагательных и причастий изменяться по родам или числам.

Например, существительное больной в значении «больной человек» не имеет формы среднего рода (больной, больная, больные); существительные столовая, гостиная, горничная, учительская имеют только форму женского рода; существительное мороженое имеет только форму среднего рода единственного числа; существительное сумчатые употребляется только во множественном числе

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 3757; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.110.145 (0.008 с.)