Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Морфема как мельчайшая значимая единица языка и как часть словаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Морфема – мельчайшая значимая часть слова, которая членится на более мелкие единицы того же уровня или фонемы. Нулевые морфемы – морфемы, материально не выраженные, но обладающие грамматическим значением. сухой – сушь, стар, гол, зелен Основа слова – часть слова без окончания. Производная основа – единство, состоящее из отдельных значимых частей слова (корня и аффиксов). дом-ик, на-дом-н -ый, комнат-к -а красный – краснеть Производящая основа – единое целое (корень), на базе которого образовано новое слово. гордый — гордость, глаз — глаз-н-ой, труд-труженник Производное слово – слово, основа которого мотивированна по форме и значению основой другого слова (или других слов), т.е. слово от которого оно произошло. Бокс-боксерка Классификация морфем Корень – общая часть родственных значений слова. Аффикс – служебная морфема, видоизменяющая значение корня или выражающая отношение между словами в словосочетании и предложении. Префикс (или приставка) – морфема, стоящая перед корнем, служащая для образования новых слов и форм. (в-, над-, до-, за-) (раз-(роз-), без-(бес-)) Суффикс – морфема, стоящая после корня, служащая для образования новых слов или новых форм слова. сумочка», «кошечка Инфикс – морфема, вставленная в корень слова, служащая для образования новых форм слова. латинском vinco - я побеждаю (при vici - я победил Интерфикс – морфема, стоящая между основами сложного слова или между корнем и суффиксом, служащая для соединения их в единое целое и образования новых слов. лес—о—степь, стал—е—вар, пол—у—круг, пят—и—этажный, суди—л—ище, жи—л—ец, пе—в—ец, африк—ан—ец и др. Конфикс – морфема, опоясывающая корень, т.е. состоящая из двух аффиксов, находящихся перед и после корня и несущих единое, нерасчлененное значение. Служит для образования новых слов и новых форм слова: в нем яз ge schrieb en.
Флексия (или окончание) – морфема, стоящая в конце слова и служащая для связи слов в словосочетании или предложении. Постфикс – морфема, стоящая после флексии, служащая для образования новых слов или новых форм слова: -сь, -ся в рус яз. умылась, оделся. Продуктивные аффиксы – используются для образования новых слов и новых форм слова. При-бежать (продуктивная приставка). Колхоз-ник (продуктивный суффикс). Красив-ый, говор-ит и т. д. (продуктивные окончания); Непродуктивные аффиксы – аффиксы, которые не участвуют или используются редко в образовании новых слов и форм слова. Па-водок, су-песок (непродуктивные приставки). Жи-знъ, паст-уж (непродуктивные суффиксы). Тр-емя (непродуктивное окончание). Продуктивность/непродуктивность аффикса – это динамическая характеристика аффикса, связанная с его словообразовательным потенциалом. Валентность – способность морфемы сочетаться с другими морфемами. МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ Цель морфемного анализа (так называемого разбора слова по составу) – выявление структуры слова, точнее – предложенной для разбора словоформы. Морфемному разбору подвергаются только ЧЛЕНИМЫЕ СЛОВА (то есть те, в составе которых можно выделить две и более морфемы), при этом выделяются как словообразовательные, так и формообразующие морфемы. ЭТАПЫ МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСТИ РЕЧИ, ФОРМЫ СЛОВА В ТЕКСТЕ, ИЗМЕНЯЕМОСТИ ИЛИ НЕИЗМЕНЯЕМОСТИ ДАННОЙ ЧАСТИ РЕЧИ ИЛИ ДАННОЙ СЛОВОФОРМЫ. II. ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВЫ СЛОВА И ФОРМООБРАЗУЮЩИХ АФФИКСОВ (ФЛЕКСИИ). Основа слова объединяет формы данного слова (совпадающая их часть), это общая часть для всех форм, входящих в парадигму слова (в глагольных формах выделяется две основы). Показатели формы в основу не входят. III. УСТАНОВЛЕНИЕ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА. При выяснении морфемной структуры необходимо восстанавливать словообразовательную цепочку (словообразующий аффикс фиксирует один словообразовательный шаг от слова к слову), подбирать родственные слова и их формы. IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА АФФИКСОВ. Необходимо отметить словообразующие и формообразующие (словоизменительные) аффиксы, у последних указать образуемую с их помощью форму. V. ВЫЯВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА КОРНЕВОЙ МОРФЕМЫ. Свободный корень способен самостоятельно организовывать слово – только с помощью формообразующих морфем; связанный корень требует других служебных аффиксов. Эти особенности корня необходимо проиллюстрировать. VI. ПОДБОР ОДНОСТРУКТУРНОГО СЛОВА. Одноструктурным называют слово (словоформу) той же части речи, по строению и типу морфем соответствующее данному, хотя материальное выражение морфем может быть иным. ОБРАЗЦЫ РАЗБОРА Два сдвинутых вместе стола покрываются длиннейшей скатертью. сдвинутых – страдат. прич. прош. вр., в полн. ф., мн. ч., род. п. сдвинуть -ых - формообр.: полн. ф., мн. ч., род. п. сдвигать -т- - формообр.: страд. прич. прош. вр. двигать -ну- - словообр. аффикс с- - словообр. аффикс ОСНОВА ПРОИЗВОДНАЯ: с - дви[г] – ну - КОРЕНЬ СВЯЗАННЫЙ: двиг- а (ть), с – двиг (ø) ОДНОСТРУКТУРНОЕ СЛОВО: отогнутый
Методика словообразовательного анализа. 1. Поставить слово в начальную форму: именительный падеж единственного числа – имя существительное, местоимение, числительное; именительный падеж, единственное число, мужской род – имя прилагательное, местоимение; инфинитив – для всех глагольных форм, в том числе и для причастий и деепричастий. 2. Объяснить значение слова через самое близкое по форме и по смыслу однокоренное слово (используя прием словообразовательного толкования). 3. Сравнить анализируемое слово с исходным, потому что оно сохраняет часть формы и часть смысла исходного слова (произвести смысловое и формальное «вычитание»). Выделить словообразовательный формант, в которых входят словообразовательные аффиксы и морфонологические средства, сопровождающие процесс образования нового слова. 4. По «остатку» определить способ словообразования, потому что «остаток» – то средство, которое сформировало новое понятие и новое слово. Установить, к какому словообразовательному типу относится слово. 5.Если есть в слове другие аффиксальные морфемы, продолжить аналогичное рассуждение, построив словообразовательную цепочку, мотивируя каждое звено. Например, из старинного шкафа… 1. Старинный 2. Относящийся к старине
4. Суффиксальный, как: былин-н-(ый) ← былин(а) 5. СО цепочка: старин-н-(ый) ← стар-ин-(а) ← стар(ый)
Основные признаки слова Слово – фонетически и грамматически оформленная основная значимая единица языка, которая обладает непроницаемостью и лексико-грамматической отнесенностью и которая свободно воспроизводится в речи для построения высказывания. Основные признаки слова: 1) Слово представляет собой звуковое структурное единство, созданное по законам фонетики данного языка; 2) Слово оформлено по законам грамматики данного языка и всегда выступает в одной из своих грамматических форм; 3) Слово - единство звучания и значения, и в языке нет слов, лишенных значения; 4) Слово обладает свойством непроницаемости, то есть внутрь слова нельзя вставить, вклинить другое грамматически оформленное слово; 5) Каждое слово относится к тому или иному лексико-грамматическому разряду слов; 6) Слово не создается в процессе общения, а воспроизводится в речи как готовая и целостная структурно-семантическая единица; 7) Слово является строительным материалом для произведений речи, для высказываний. Реалия – то, что в объективной действительности соответствует данному слову. Лексическое значение слова - исторически обусловленная связь между зрительным или звуковым обликом слова и образом называемого предмета 1) фонетическую оформленность, (слово - звук. комплекс, имеющий ударение) 2) грамматическую оформленность,(сравни корень пал- в слове палец, который не оформлен, и слово палец, которое оформлено как существительное муж. рода ед числа) 3) непроницаемость,(в середину слова нельзя ничего засунуть) 4) двусторонность (единство звучания и значения), 5) свободную воспроизводимость в речи (то есть слово мы не рождаем каждый раз в акте речи, а оно у нас хранится в готовом виде, и мы его воспроизводим: извлекаем из памяти. В отличие от предложения, которое мы строим из слов.).
27.Семасиология — раздел языкознания, занимающийся значениями тех языковых единиц, которые используются для номинации отдельных предметов и явлений действительности. С одной стороны, между предметом и словом нет прямой связи. Это доказывают факты разного названия одинаковых предметов в разных языках, а также возможность разного названия одних и тех же предметов в одном языке и совпадения одинакового звучания различных слов в разных языках. С другой стороны, нельзя отрицать наличие связи между словом и предметом. Связь слова с предметом исторически обусловлена, традиционна, она закреплена общественной практикой людей. Чтобы раскрыть характер взаимоотношений слова и предмета, необходимо выяснить, каков механизм называния. В основе названия лежит какой-либо характерный признак предмета. Разные народы, давая названия предмету, могут выделить различные его признаки. Выбор зависит от условий жизни народа, его занятий, фантазии и других факторов. Например, название черной смородины в русском языке возникло на основе признака «сильный запах» - «смрад», а у поляков это растение названо по месту распространения – porzeczka / «поречка», у болгар его название – «французский виноград», у немцев – «Иоаннова ягода». Элементы лексического значения слова, отражающие мотивационный признак, который был положен в основу наименования предмета, называют мотивирующим значением или внутренней формой сл ова. Мотивированность – это сохранение в семантической структуре слова связи звучания со значением, своеобразное «обоснование» звукового облика слова, осознаваемое носителями языка как наглядный «образ» значения слова. Необходимо различать значение и внутреннюю форму слова. Внутренняя форма – это отдельный признак значения, значение же – это совокупность отражаемых словом признаков предмета. Например, буревестник: внутренняя форма – «предвещающий бурю», значение – «крупная морская птица, родственная альбатросу» Мотивирующие признаки могут быть самыми разными, например, звукоподражательными (кукушка, мяукать) или описательными («подснежник» - цветок, появляющийся весной раньше других растений, когда еще не сошел снег – «из-под снега»). У одних слов признак, положенный в основу наименования ясен, в других случаях он оказывается утраченным. (весна, камень, птица, мысль, земля) Причины утраты внутренней формы: 1) утрата мотивирующего слова (в словах колач, кольцо утрачено слово коло «круг») 2) с фонетическими причинами: цена – каяться; 3) с заимствованием слов Слова, сохраняющие мотивирующее значение или внутреннюю форму, называют мотивированными, а слова, утратившие ее, – немотивированными.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1793; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.236.144 (0.008 с.) |