Морфема как мельчайшая значимая единица языка и как часть слова



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Морфема как мельчайшая значимая единица языка и как часть слова



Морфема – мельчайшая значимая часть слова, которая членится на более мелкие единицы того же уровня или фонемы.

Нулевые морфемы – морфемы, материально не выраженные, но обладающие грамматическим значением. сухой – сушь, стар, гол, зелен

Основа слова – часть слова без окончания.

Производная основа – единство, состоящее из отдельных значимых частей слова (корня и аффиксов).дом-ик , на-дом-н-ый, комнат-к красный – краснеть

Производящая основа – единое целое (корень), на базе которого образовано новое слово. гордый — гордость, глаз — глаз-н-ой, труд-труженник

Производное слово – слово, основа которого мотивированна по форме и значению основой другого слова (или других слов), т.е. слово от которого оно произошло. Бокс-боксерка

Классификация морфем

Корень – общая часть родственных значений слова.

Аффикс– служебная морфема, видоизменяющая значение корня или выражающая отношение между словами в словосочетании и предложении.

Префикс (или приставка) – морфема, стоящая перед корнем, служащая для образования новых слов и форм.  (в-, над-, до-, за-) (раз-(роз-), без-(бес-))

Суффикс – морфема, стоящая после корня, служащая для образования новых слов или новых форм слова. сумочка», «кошечка

Инфикс– морфема, вставленная в корень слова, служащая для образования новых форм слова. латинском vinco - я побеждаю (при vici - я победил

Интерфикс – морфема, стоящая между основами сложного слова или между корнем и суффиксом, служащая для соединения их в единое целое и образования новых слов. лес—о—степь, стал—е—вар, пол—у—круг, пят—и—этажный, суди—л—ище, жи—л—ец, пе—в—ец, африк—ан—ец и др.

Конфикс – морфема, опоясывающая корень, т.е. состоящая из двух аффиксов, находящихся перед и после корня и несущих единое, нерасчлененное значение. Служит для образования новых слов и новых форм слова: в нем яз geschrieben.

подоконник
  подстаканник
  расшуметься
       

 

Флексия (или окончание) – морфема, стоящая в конце слова и служащая для связи слов в словосочетании или предложении.

Постфикс – морфема, стоящая после флексии, служащая для образования новых слов или новых форм слова: -сь, -ся в рус яз. умылась, оделся.

Продуктивные аффиксы – используются для образования новых слов и новых форм слова.

При-бежать (продуктивная приставка). Колхоз-ник (продуктивный суффикс). Красив-ый, говор-ит и т. д. (продуктивные окончания);

Непродуктивные аффиксы – аффиксы, которые не участвуют или используются редко в образовании новых слов и форм слова.

Па-водок, су-песок (непродуктивные приставки). Жи-знъ, паст-уж (непродуктивные суффиксы). Тр-емя (непродуктивное окончание).

Продуктивность/непродуктивность аффикса – это динамическая характеристика аффикса, связанная с его словообразовательным потенциалом.

Валентность – способность морфемы сочетаться с другими морфемами.

МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ

Цель морфемного анализа (так называемого разбора слова по составу) – выявление структуры слова, точнее – предложенной для разбора словоформы. Морфемному разбору подвергаются только ЧЛЕНИМЫЕ СЛОВА (то есть те, в составе которых можно выделить две и более морфемы), при этом выделяются как словообразовательные, так и формообразующие морфемы.

ЭТАПЫ МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА

I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСТИ РЕЧИ, ФОРМЫ СЛОВА В ТЕКСТЕ, ИЗМЕНЯЕМОСТИ ИЛИ НЕИЗМЕНЯЕМОСТИ ДАННОЙ ЧАСТИ РЕЧИ ИЛИ ДАННОЙ СЛОВОФОРМЫ.

II. ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВЫ СЛОВА И ФОРМООБРАЗУЮЩИХ АФФИКСОВ (ФЛЕКСИИ). Основа слова объединяет формы данного слова (совпадающая их часть), это общая часть для всех форм, входящих в парадигму слова (в глагольных формах выделяется две основы). Показатели формы в основу не входят.

III. УСТАНОВЛЕНИЕ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА. При выяснении морфемной структуры необходимо восстанавливать словообразовательную цепочку (словообразующий аффикс фиксирует один словообразовательный шаг от слова к слову), подбирать родственные слова и их формы.

IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА АФФИКСОВ. Необходимо отметить словообразующие и формообразующие (словоизменительные) аффиксы, у последних указать образуемую с их помощью форму.

V. ВЫЯВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА КОРНЕВОЙ МОРФЕМЫ. Свободный корень способен самостоятельно организовывать слово – только с помощью формообразующих морфем; связанный корень требует других служебных аффиксов. Эти особенности корня необходимо проиллюстрировать.

VI. ПОДБОР ОДНОСТРУКТУРНОГО СЛОВА. Одноструктурным называют слово (словоформу) той же части речи, по строению и типу морфем соответствующее данному, хотя материальное выражение морфем может быть иным.

ОБРАЗЦЫ РАЗБОРА

Два сдвинутых вместе стола покрываются длиннейшей скатертью.

сдвинутых – страдат. прич. прош. вр., в полн. ф., мн. ч., род. п.

сдвинуть -ых - формообр.: полн. ф., мн. ч., род. п.

сдвигать -т- - формообр.: страд. прич. прош. вр.

двигать -ну- - словообр. аффикс

с- - словообр. аффикс

ОСНОВА ПРОИЗВОДНАЯ: с - дви[г] – ну -

КОРЕНЬ СВЯЗАННЫЙ: двиг- а (ть), с – двиг (ø)

ОДНОСТРУКТУРНОЕ СЛОВО: отогнутый

 

Методика словообразовательного анализа.

1. Поставить слово в начальную форму: именительный падеж единственного числа – имя существительное, местоимение, числительное; именительный падеж, единственное число, мужской род – имя прилагательное, местоимение; инфинитив – для всех глагольных форм, в том числе и для причастий и деепричастий.

2. Объяснить значение слова через самое близкое по форме и по смыслу однокоренное слово (используя прием словообразовательного толкования).

3. Сравнить анализируемое слово с исходным, потому что оно сохраняет часть формы и часть смысла исходного слова (произвести смысловое и формальное «вычитание»). Выделить словообразовательный формант, в которых входят словообразовательные аффиксы и морфонологические средства, сопровождающие процесс образования нового слова.

4. По «остатку» определить способ словообразования, потому что «остаток» – то средство, которое сформировало новое понятие и новое слово. Установить, к какому словообразовательному типу относится слово.

5.Если есть в слове другие аффиксальные морфемы, продолжить аналогичное рассуждение, построив словообразовательную цепочку, мотивируя каждое звено.

Например, из старинного шкафа…

1. Старинный

2. Относящийся к старине

3. Старинн(ый) Старин(а) -н- (смена ударения)

4. Суффиксальный, как: былин-н-(ый) ← былин(а)

5. СО цепочка: старин-н-(ый) ← стар-ин-(а) ← стар(ый)

 

Основные признаки слова

Слово – фонетически и грамматически оформленная основная значимая единица языка, которая обладает непроницаемостью и лексико-грамматической отнесенностью и которая свободно воспроизводится в речи для построения высказывания.

Основные признаки слова:

1) Слово представляет собой звуковое структурное единство, созданное по законам фонетики данного языка;

2) Слово оформлено по законам грамматики данного языка и всегда выступает в одной из своих грамматических форм;

3) Слово - единство звучания и значения, и в языке нет слов, лишенных значения;

4) Слово обладает свойством непроницаемости, то есть внутрь слова нельзя вставить, вклинить другое грамматически оформленное слово;

5) Каждое слово относится к тому или иному лексико-грамматическому разряду слов;

6) Слово не создается в процессе общения, а воспроизводится в речи как готовая и целостная структурно-семантическая единица;

7) Слово является строительным материалом для произведений речи, для высказываний.

Реалия – то, что в объективной действительности соответствует данному слову.

Лексическое значение слова - исторически обусловленная связь между зрительным или звуковым обликом слова и образом называемого предмета

1) фонетическую оформленность, (слово - звук. комплекс, имеющий ударение)

2) грамматическую оформленность,(сравни корень пал- в слове палец, который не оформлен, и слово палец, которое оформлено как существительное муж. рода ед числа)

3) непроницаемость,(в середину слова нельзя ничего засунуть)

4) двусторонность (единство звучания и значения),

5) свободную воспроизводимость в речи (то есть слово мы не рождаем каждый раз в акте речи, а оно у нас хранится в готовом виде , и мы его воспроизводим: извлекаем из памяти. В отличие от предложения, которое мы строим из слов.).

 

27.Семасиология— раздел языкознания, занимающийся значениями тех языковых единиц, которые используются для номинации отдельных предметов и явлений действительности.

С одной стороны, между предметом и словом нет прямой связи. Это доказывают факты разного названия одинаковых предметов в разных языках, а также возможность разного названия одних и тех же предметов в одном языке и совпадения одинакового звучания различных слов в разных языках.

С другой стороны, нельзя отрицать наличие связи между словом и предметом. Связь слова с предметом исторически обусловлена, традиционна, она закреплена общественной практикой людей.

Чтобы раскрыть характер взаимоотношений слова и предмета, необходимо выяснить, каков механизм называния.

В основе названия лежит какой-либо характерный признак предмета. Разные народы, давая названия предмету, могут выделить различные его признаки. Выбор зависит от условий жизни народа, его занятий, фантазии и других факторов.

Например, название черной смородины в русском языке возникло на основе признака «сильный запах» - «смрад», а у поляков это растение названо по месту распространения – porzeczka / «поречка», у болгар его название – «французский виноград», у немцев – «Иоаннова ягода».

Элементы лексического значения слова, отражающие мотивационный признак, который был положен в основу наименования предмета, называют мотивирующим значением или внутренней формой слова.

Мотивированность – это сохранение в семантической структуре слова связи звучания со значением, своеобразное «обоснование» звукового облика слова, осознаваемое носителями языка как наглядный «образ» значения слова.

Необходимо различать значение и внутреннюю форму слова. Внутренняя форма – это отдельный признак значения, значение же – это совокупность отражаемых словом признаков предмета.

Например, буревестник: внутренняя форма – «предвещающий бурю», значение – «крупная морская птица, родственная альбатросу»

Мотивирующие признаки могут быть самыми разными, например, звукоподражательными (кукушка, мяукать) или описательными («подснежник» - цветок, появляющийся весной раньше других растений, когда еще не сошел снег – «из-под снега»). У одних слов признак, положенный в основу наименования ясен, в других случаях он оказывается утраченным. (весна, камень, птица, мысль, земля)

Причины утраты внутренней формы:

1) утрата мотивирующего слова (в словах колач, кольцо утрачено слово коло «круг»)

2) с фонетическими причинами: цена – каяться; 3) с заимствованием слов

Слова, сохраняющие мотивирующее значение или внутреннюю форму, называют мотивированными, а слова, утратившие ее, – немотивированными.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.36 (0.009 с.)