Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Морфемы однословного клинического терминаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Многие названия клинических терминов – это существительные, которые образованы искусственно из корней, основ, приставок, суффиксов классических языков. N.B.! Морфема – минимальная значимая часть слова, например: приставка, корень, суффикс. Аффикс (лат. affixus – прикрепленный) - часть слова, имеющая словообразовательное или словоизменительное значение. По положению относительно корня аффиксы делятся на приставки (префиксы), суффиксы, окончания. Префикс (лат. praefixum – впереди прикрепленный) – аффикс, стоящий перед корнем. Суффикс – морфема, стоящая за корнем (греч. morphe – форма). Введение новой лексики, отработка произношения, запись в словарь Лексика к занятию № 6 1. a (an) - отрицание, отсутствие 2. anti - против 3. de, des - без, не, удаление, избавление 4. dys - нарушение, расстройство 5. endo - внутри 6. exo - вне, снаружи 7. extra - сне, сверх, снаружи 8. hyper - сверх, выше 9. hypo - под, ниже 10. peri - вокруг, со всех сторон 11. re - повторное действие 12. syn - с, в связи с 13. trans - через, пере- 14. para - около 15. antidotum - противоядие 16. desinfectio - обеззараживание 17. endogenus – возникающий внутри организма 18. exogenus - возникающий вне организма 19. ad - до, для, к, при (Acc) 20. per - через (Acc) 21. cum - с, со (Abl) 22. ex - из (Abl) 23. pro - для (Abl) 24. in - в (Abl) 25. sub - под (Abl) Практические задания Задание № 1 Допишите приставки: 1. …uria – нарушение мочеиспускания 2. …metrium – внутренняя оболочка 3. …arthritis – воспаление тканей вокруг сустава 4. …dromum – совокупность признаков заболевания 5. …corpora - противотела 6. …glycaemia – увеличение содержания сахара в крови 7. …vertebralis - околопозвоночный Задание № 2 Стенка сердца состоит из 3-х слоёв: эндокарда, миокарда, эпикарда. Какой из них относится к внутреннему слою? Задание № 3 Термин “tonia” означает напряжение. Обозначьте: - отсутствие тонуса - расстройство тонуса - повышение тонуса - снижение тонуса Задание № 4 Переведите с латинского на русский язык:
Задание № 5 1. Верхняя часть живота называется epigastrium, средняя - …gastrium, нижняя - …gastrium. 2. Слои зародыша: эндодерма, мезодерма, эктодерма. Какой из них наружный, внутренний, средний? Задание № 6 Напишите латинский эквивалент, укажите приставки, укажите значение приставок и остальных ТЭ:
Закрепление нового материала по вопросам 1. Назовите состав латинского слова. 2. Какие способы словообразования вы знаете? 3. Какой приставкой вы обозначаете «нарушение функции», какой – «слабость», какой – «усиление функций». Домашнее задание 1. Конспект мини-лекции. 2. Глоссарий. 3. Выучить рецепты (Приложение 1). 4. Учебник Ю.И.Городковой «Латинский язык», стр. 81, упр. 1. 5. Выучить пословицу ”Aliis inservendo ipse consumor! “(Светя другим – сгораю сам). Список рецептов к уроку № 6 Возьми: Таблетки мукалтина 0,05 числом 20 Выдай. Обозначь: Возьми: Настойки валерианы 10 мл Выдай. Обозначь: Recipe: Mucaltini 0,05 Da tales doses № 20 in tabulettis. Signa: Recipe: Tincturae Valerianae 10 ml Da. Signa: Тема № 7. ГРЕЧЕСКИЕ КОРНИ. КЛИНИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ Тип занятия: теоретическое занятие. Место проведения: кабинет латинского языка. Время: 90 минут. Дидактическая база занятия: - методическая разработка занятия; - рецептурники; - раздаточный материал (карточки для контроля знаний и умений); - учебники «Латинский язык» под редакцией Ю.И. Городковой; - иллюстрированные пословицы, поговорки. ТСО: - электронная версия (мультимедиа); - магнитофон, аудиокассета. Межпредметные связи: - ПМ. 02 МДК 02.01; - МДК 02.02; - МДК 02.04. Внутрипредметные связи: - тема «Словообразование. Греческие приставки». Требования к умениям: - определять значение терминоэлементов и конструировать термины по заданному образцу; - использовать греческие терминоэлементы в образовании клинических терминов; - анализировать клинические термины по терминоэлементам. (У1, У2, У3, У4, У5) Требования к знаниям: - знать греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани; - важнейшие терминоэлементы, используемые в клинической терминологии; - принципы образования клинических терминов. (З-2,З-3,З-4) Литература Городкова Ю.И. «Латинский язык» - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011 Савина Г.П. «Основы латинского языка и медицинской терминологии» - М., ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006 Хронокарта занятия 1. Организационный момент - 1 мин. 2. Контроль домашнего задания а) фронтальный устный опрос – 10 мин. б) выполнение заданий по карточкам – 10 мин. 3. Физкультминутка - 2 мин. 4. Изложение нового материала а) актуализация темы - 2 мин. б) ознакомление с новым материалом – 25 мин. в) изучение новой лексики - 10 мин. 5. Выполнение практических заданий на закрепление нового материала – 25 мин. 6. Физкультминутка - 2 мин. 7. Подведение итогов урока - 3 мин. Изложение нового материала С помощью корней создаются многочисленные медицинские и фармацевтические термины, которые могут быть латинского и греческого происхождения. Например, в анатомической номенклатуре «сердце» и «почка» обозначаются латинскими словами «cor» и «ren», а в клинической терминологии – греческими корневыми элементами cardi/o/ и nephr/o/. Клиническая терминология базируется в первую очередь на терминологии патологической анатомии, которая охватывает названия болезней, патологических состояний, выраженных в морфологических изменениях тканей, органов. Значительная часть этих названий – сложные образования. Их мотивирующими основами являются греческие, реже латинские терминоэлементы анатомического значения. Например: Hepatomegalia - увеличение печени; Spondylitis - воспаление позвонков; Myosarcoma - опухоль мышцы; Bronchostenosis - сужение бронхов; Gastrostomia - операция наложения свища на желудок. Другие компоненты, корневые, выполняют классифицирующую функцию, относят данное понятие к определенной группе патологических явлений, болезней: megalia - увеличение органа; суффикс itis - указывает на воспаление, суффикс oma – указывает на опухоль и т.д. В терминологии клинических дисциплин, терапевтических, хирургических весьма часто первым компонентом сложений является греческий, реже латинский терминоэлемент анатомического содержания, вторым – терминоэлемент классифицирующего характера, относящий данное понятие к группе операций, способов обследования, лечения и т.д., например, nephrectomia- удаление почки, encephalographia - рентген головного мозга, gastrotomia - рассечение желудка. Клиническая терминология – одна из наиболее сложных подсистем медицинской терминологии. Введение новой лексики, отработка произношения, запись в словарь Лексика к занятию № 7 1. Aesthes – aesthesia - чувство 2. Alg – algia – боль 3. Graph – graphia - рентген 4. Logia – наука о 5. Metria – измерение 6. Path – pathia - чувство; заболевание 7. Therm – thermia – тепло 8. Ton – tonia – тонус 9. Rrhagia – кровотечение 10. Scop – scopia – инструментальный осмотр 11. Therapia – лечение 12. Trophia – питание 13. Ectasia – расширение 14. Ectomia - оперативное удаление 15. Philia – предрасположенность 16. Phobia – боязнь 17. Plasia – развитие 18. Plegia – удар, паралич 19. Rrhaphia – наложение шва 20. Sthenia – сила 21. Stomia – наложение свища 22. Tomia - вскрытие, разрез 23. Ergia – деятельность, реакция 24. Malacia – размягчение 25. Penia – бедность, нужда, недостаток Практические задания Задание № 1 Найдите слова со значение «исследование»:
Задание № 2 Найдите слова со значением «рентгенологическое исследование вен»:
Задание № 3 Найдите термин со значением «болезнь, заболевание»:
Задание № 4 В каком термине содержится понятие «боль»:
Задание № 5 В каких терминах содержится понятие «понижение содержания»:
Задание № 6 Найдите перевод термина «nephropathia - нефропатия»:
Задание № 7 Вставьте пропущенную часть термина hypox… - пониженное содержание кислорода в крови:
Задание № 8 Какие значения имеет словообразовательный элемент - ergia:
Задание № 9 Найдите термин со значением «расширение (органа)»:
Задание № 10 Найдите перевод термина «nephrostomia»:
Задание № 11 Допишите недостающую часть термина hyper… - разрастание органа за счет его чрезмерного питания:
Задание № 12 Допишите пропущенную часть термина cholecyst… - удаление желчного пузыря:
Задание № 13 Вставьте пропущенную часть термина oxygeno… - лечение кислородом:
Задание № 14 Какое значение имеет словообразовательный элемент philia:
Задание № 15 Какое значение имеет словообразовательный элемент stomia-:
Задание № 16 Какое значение имеет словообразовательный элемент therapia:
Задание № 17 Объясните, что изучают данные науки, предварительно написав латинский эквивалент, и разберите по ТЭ:
Задание № 18 Вспомнив заданный терминоэлемент, образуйте клинический термин, запишите в латинской словарной форме.
Вопросы для закрепления 1. Что называется термином? 2. Каков порядок при переводе сложных клинических терминов на русский язык и наоборот? 3. Назовите наиболее запомнившиеся греческие корни.
Домашнее задание 1. Глоссарий (25 единиц). 2. Рецептура. 3. Учебник Ю.И.Городковой «Латинский язык», стр. 81, упр. 1. 4. Выучить пословицу ”Vultus est index animi “ (Лицо – зеркало души). Список рецептов к уроку № 7
1. Возьми: Парацетамола 0,5 Выдай такие дозы числом 20 в таблетках. Обозначь:
Rp: Paracetamoli 0,5 Da tales doses N 20 in tabulettis. Signa:
2. Возьми: Раствора димедрола 1% - 1 мл Выдай такие дозы числом 10 в ампулах. Обозначь:
Rp: Solutionis Dimedroli 1% - 1 ml Da tales doses N 10 in ampullis. Signa:
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.96.17 (0.012 с.) |