Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 5. Рецептура. Краткие сведения о рецептуре. Латинская часть рецептаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тип занятия: теоретическое занятие. Место проведения: кабинет латинского языка. Время: 90 минут. Дидактическая база занятия: - методическая разработка занятия; - рецептурники; - раздаточный материал (карточки для контроля знаний и умений); - учебники «Латинский язык» под редакцией Ю.И. Городковой; - иллюстрированные пословицы, поговорки. ТСО: - электронная версия (мультимедиа); - магнитофон, аудиокассета. Межпредметные связи: - фармакология. Внутрипредметные связи: - тема «Глагол». Требования к умениям: - грамотно читать и оформлять рецепты; - переводить рецепты с русского языка на латинский и с латинского языка на русский; - переводить латинскую часть рецепта на разные лекарственные формы с сокращением и без сокращения. (У1, У2, У4, У5) Требования к знаниям: - знать структуру рецепта; - грамматическую структуру латинской части рецепта; - предлоги, употребляемые в рецептах; - основные рецептурные сокращения. (З-1,З-3,З-4) Литература Городкова Ю.И. «Латинский язык» - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011 Савина Г.П. «Основы латинского языка и медицинской терминологии» - М., ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006 Хронокарта занятия 1. Организационный момент - 1 мин. 2. Контроль домашнего задания а) фронтальный устный опрос – 10 мин. б) выполнение заданий по карточкам – 10 мин. 3. Физкультминутка - 2 мин. 4. Изложение нового материала а) актуализация темы - 2 мин. б) ознакомление с новым материалом – 25 мин. в) изучение новой лексики - 10 мин. 5. Выполнение практических заданий на закрепление нового материала – 25 мин. 6. Физкультминутка - 2 мин. 7. Подведение итогов урока - 3 мин. Изложение нового материала Рецептура При изучении данной информации вам нужно знать: - структуру рецепта; - основные правила построения грамматической и графической структуры латинской части рецепта; - правила построения рецептурной строки. Усвоив данную информацию, вы научитесь: - переводить рецептурные прописи с латинского языка на русский язык и наоборот; - в пределах пройденной лексики ставить ударение в фармацевтических терминах. Рецепт – это письменное, составленное по установленной форме обращение врача в аптеку об изготовлении и отпуске пациенту лекарства с указанием способа его употребления. Рецепт пишется на специальном бланке. В структуре рецепта различаются следующие части: 1. Наименование лечебно-профилактического учреждения (штамп) и код. 2. Дата прописывания рецепта (число, месяц, год). 3. Фамилия и инициалы больного. 4. Возраст. 5. Фамилия и инициалы врача. 6. Обозначение лекарственных веществ и их количество. 7. Название лекарственной формы (мазь, порошок и т.п.) или другие указания фармацевту. 8. Способ применения лекарства (сигнатура). 9. Подпись и личная печать врача. N.B.! Шестая и седьмая части и первое слово восьмой части структуры рецепта пишутся на латинском языке. Образец рецепта Рецептурный бланк для прописывания лекарств взрослым и детям за полную стоимость
Правила оформления латинской части рецепта 1. Латинская часть рецепта начинается словом Recipe (Rp.) – возьми, за которым следует название лекарственных веществ и их количество. 2. Название лекарственного вещества ставится в родительном падеже, за исключением готовых лекарственных форм (таблетки, свечи, драже), когда употребляется винительный падеж. Сравним: Recipe: Tincturae Convallariae... Recipe: Infusi Lerbat Leonuri... Recipe: Tabulettas Validoli... Recipe: Suppositoria cum Glycerino... Recipe: Dragees Acidi ascorbinici... 3. Каждую новую строку рецепта начинают с заглавной буквы. 4. Начальную букву каждой новой строки записывают строго под начальной буквой предыдущей, какие-либо записи под формулировкой Recipe: не допускаются. 5. С заглавной буквы внутри рецептурной строки записывают названия препаратов, химических элементов и лекарственных растений. 6. Массу твёрдых и сыпучих лекарственных веществ выражают в граммах и долях грамма. Читается: 1,0 – один грамм 0,1 – один дециграмм 0,01 - один сантиграмм 0,001 - один миллиграмм 7. Орфографические или иного рода ошибки в рецептах не допускаются.
Запомните: суффикс -in - в фармацевтических препаратах, оканчивающихся на -um, всегда долгий, т.е. находится под ударением: Analgīnum (анальгин) Penicillīnum (пенициллин)
Введение новой лексики, отработка произношения, запись в словарь Лексика к занятию № 5 1. Riboflavinum, i, n - рибофлавин 2. Ricinus, i, m - клещевина 3. Sacchǎrum, i, n - сахар 4. Dimedrolum, i, n - димедрол 5. Validolum, i, n - валидол 6. Dibazolum, i, n - дибазол 7. Atropinum, i, n - атропин 8. Pilocarpinum, i, n - пилокарпин 9. Rutinum, i, n - рутин 10. amylum, i, n - крахмал 11. folium, i, n - лист 12. globulus, i, m - шарик 13. Talcum, i, n - тальк 14. sirupus, i, m - сироп 15. Streptomycinum, i, n - стрептомицин 16. Laevomycetinum, i, n - левомицетин 17. Natrium, i, n - натрий 18. Glucosum, i, n - глюкоза 19. Leonurus, i, m - пустырник 20. Furacilinum, i, n - фурацилин 21. suppositorium, i, n - свеча 22. linimentum, i, n - жидкая мазь 23. numerus, i, m - число, номер 24. medicamentum, i, n - лекарство 25. extractum, i, n - вытяжка, экстракт
Практические задания Задание № 1 Прочитать и перевести рецепты на русский язык.
Rp: Tincturae Calendulae 40 ml Da. Signa:
Rp: Tincturae Valerianae 10 ml Tincturae Convallariae 15 ml Misce. Da.. Signa:
Rp: Analgini 0,5 Da tales doses № 10 in tabulettis Signa:
Rp: Herbae Absinthii 25,0 Detur. Signetur:
Rp: Suppositorium cum Ichthyolo 0,2 Da numero 10 in scatula Signa:
Задание № 2 а) Перевести на латинский язык в словарной форме названия лекарственных форм: 1. порошок 2. слизь 3. пилюля 4. пластырь 5. микстура б) Перевести названия лекарств: 1. глицерин 2. эуфиллин 3. новокаин 4. анестезин 5. аспирин в) перевести названия лекарственных растений: 1. белена 2. горицвет 3. строфант 4. алтей 5. наперстянка Задание № 3 а) Определите, в каких словах пишется сочетание th, а в каких буква t:
б) Определите, в каких словах пишется сочетание ph, а в каких буква f: 1. Cam…ora, ae, f 2. Mor..inum, i, n 3. Co…einum, i, n 4. …uracilinum, i, n 5. Ribo…lavinum, i, n 6. …enacetinum, i, n
в) Подставьте буквы i или y: 1. h…drochloricus, a, um 2. Tann…num, i, n 3. Code…num, i, n 4. ox…dum, i, n
г) Определите, в каких словах пишется сочетание ch, а в каких буква h: 1. I…thyolum, i, n 2. …yoscyamus, i, m 3. …loroformium, i, n 4. …ydrocarbonas, atis, m Вопросы для закрепления 1. Назовите последовательно 9 частей рецепта. 2. Кому принадлежит право подписи рецепта? 3. Что пишется в рецепте после глагола Signa? Домашнее задание 1. Выучить названия 9 частей рецепта на русском языке. 2. Выписать 2 рецепта по программе (Приложение 1). 3. Выучить лексику к уроку № 5. 4. Учебник Ю.И.Городкова, стр. 68, упр. 1,2. 5. Выучить пословицу ”Ars longa vita brevis “. Список рецептов к уроку № 5
Возьми: Настойки календулы 40 мл Выдай. Обозначь:
Recipe: Tincturae Calendulae 40 ml Da. Signa:
Возьми: Настойки ландыша 15 мл Выдай. Обозначь:
Recipe: Tincturae Convallariae 15 ml Da. Signa: Тема № 6. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. СОСТАВ СЛОВА: ВАЖНЕЙШИЕ ЛАТИНСКИЕ И ГРЕЧЕСКИЕ ПРИСТАВКИ Тип занятия: теоретическое занятие. Место проведения: кабинет латинского языка. Время: 90 минут. Дидактическая база занятия: - методическая разработка занятия; - рецептурники; - раздаточный материал (карточки для контроля знаний и умений); - учебники «Латинский язык» под редакцией Ю.И. Городковой; - иллюстрированные пословицы, поговорки. ТСО: - электронная версия (мультимедиа); - магнитофон, аудиокассета. Межпредметные связи: - анатомия; - ПМ.02 МДК 02.01; - фармакология. - тема «Клиническая терминология. Греческие корни». Требования к умениям: - образовывать слова при помощи приставок и суффиксов; - использовать греческие терминоэлементы в образовании клинических терминов; - анализировать сложные слова по терминоэлементам; - конструировать термины при помощи приставок и суффиксов, решая задачи на словообразование. (У1, У2, У3, У4, У5) Требования к знаниям: - знать общие понятия терминологического словообразования4 - наиболее употребительные приставки и суффиксы; - греко-латинские дублеты. (З-2,З-3,З-4) Литература Городкова Ю.И. «Латинский язык» - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011 Савина Г.П. «Основы латинского языка и медицинской терминологии» - М., ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006 Хронокарта занятия 1. Организационный момент - 1 мин. 2. Контроль домашнего задания а) фронтальный устный опрос – 10 мин. б) выполнение заданий по карточкам – 10 мин. 3. Физкультминутка - 2 мин. 4. Изложение нового материала а) актуализация темы - 2 мин. б) ознакомление с новым материалом – 25 мин. в) изучение новой лексики - 10 мин. 5. Выполнение практических заданий на закрепление нового материала – 25 мин. 6. Физкультминутка - 2 мин. 7. Подведение итогов урока - 3 мин. Изложение нового материала Состав латинского слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Inter – cost – al – is - межрёберный. Существует 3 способа словообразования. 1. Префиксация (с помощью приставок) Sub – lingualis - подъязычный Hypo – glossus - Суффиксация Vertebra – позвонок Vertebr – al – is - позвоночный Словосложение Bronchus + scopia = bronchoscopia - инструментальный осмотр бронхов Gaster + tomia = gastrotomia - рассечение желудка
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 4011; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.108.8 (0.008 с.) |