Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие основы слова. Членимость основы: полная свободная, полная связанная, остаточная.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основа слова – это часть слова без окончания, в которой выражено его лексическое значение. В неизменяемых словах основой является все слово. (грустно, по-моему, хаки) По морфемному составу основы делятся на производные, Непроизводные основы состоят из одного корня, они нечленимы, их нельзя разбить на морфемы. бел-ый, сер-ый, чёрн-ый, лес, вод-а, трав-а
Производные основы, кроме корня, содержат другие значимые части слова. Производными основы становятся, когда к непроизводной присоединяются различные аффиксы.
гор-а – гор-н-ый – горн-о-лыж-н-ый брат – брат-ск-ий – по-братск-и
По цельности производная основа может быть непрерывной, рыбк-а, столов-ый, мечта-ть смеял-а-сь, железн-о-дорожн-ый
По месту в процессе словообразования основы делятся на производные, У каждой производной есть своя производящая основа — это основа того слова, от которого образовано данное. Слово, основа которого является производящей, называется производящим. Слово, основа которого стала производной, называется производным. Вод-а – водян-ой – водян-ист-ый – водянист-ость-Ø
В этой цепочке основа слова вода является производящей для основы слова водяной, к которой добавлен суффикс -ян-. Также слово вода может быть названо производящим к производному слову водяной. В свою очередь слово водяной является производящим к слову водянистый, а водянистый является производным от слова водяной. Главное: вода не является производящим для водянистого и водянистости, водяной не является производящим для водянистости. Водянистость не является производным от водяного и воды, водянистый не является производным от воды. В результате последовательных добавлений аффиксов образуются словообразовательные цепочки, основой которых является слово с непроизводной основой. Все слова, входящие в словообразовательную цепочку, являются однокоренными (родственными). 1. Слова, включающие свободные корни и повторяющиеся аффиксы, обладают самой высокой степенью членимости, т.к. входят в двойные ряды соотношений (образуют так называемый «словообразовательный квадрат») и членятся без остатка на основу и аффикс (первая степень членимости, по М.В. Панову, полная свободная членимость, по Н.А. Янко-Триницкой): смел-ый – смел-ость = бодр-ый – бодр-ость. 2. Слова со связанными корнями (радиксоидами) и повторяющимися аффиксами также образуют словообразовательный квадрат, однако членятся хуже, чем слова со свободными корнями (первая степень членимости, по М.В. Панову, полная связанная членимость по Н.А. Янко-Триницкой): агит-ирова-ть – агит-ациj-а = трансл-ирова-ть – трансл-яциj-а. 3. Слова, включающие уникальные связанные корни (унирадиксоиды) или унификсы, не образуют словообразовательного квадрата (входят в один ряд соотношений – слов с той же основой или слов с тем же аффиксом) и обладают остаточной членимостью, т.к. «одна из частей таких слов выделяется не по соотношению с такой же частью в других словах, а как остаток от выделения соседнего морфа» 5. Словообразование. Предмет словообразования. Словообразовательные типы (мутационные и модификационные). Лексические и синтаксические дериваты. 1) образование слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации (см. Аффикс), словосложения, конверсии и других формальных средств. Предметом словообразования является слово с точки зрения его структуры: морфемной и словообразовательной. Задачи: изучение минимально значимых частей слова – морфем Словообразовательный тип – это формальная схема, образец, абстрагированный от лексического значения единиц, который харатеризуется общностью: частеречной отнесенности мотивированного слова; То есть к одному словообразовательному типу относятся слова, образованные от одной части речи с помощью одного словообразовательного форманта, характеризующиеся одним и тем же словообразовательным значением. Так, к одному словообразовательному типу относятся слова краснеть, белеть, синеть и другие, обладающие словообразовательным значением "становиться каким-то". При этом если хотя бы один из компонентов словообразовательного типа нарушен, слова не относятся к одной группе. Так, слова писатель, издатель, преподаватель – это представители одного словообразовательного типа, а слова писатель и нагреватель представляют разные словообразовательные типы, так как имеют разные значения. По разным основаниям словообразовательные типы делятся на ряд групп. В зависимости от того, относится ли производное слово к той же части речи, что и производящее, или переходит в иную часть речи, различают транспозиционные и нетранспозиционные словообразовательные типы [66]. Вся сфера синтаксической деривации относится к транспозиционным типам, так как сущность синтаксической деривации и состоит в переводе производного в иную часть речи по сравнению с производящим. Поэтому деление на транспозиционные и нетранспозиционные существенно лишь для сферы лек сической деривации, так как в ней есть типы и транспозиционные, и нетранспозиционные. К нетранспозиционным принадлежат все типы, относящиеся к пре фиксальному способу словообразования, а также часть суффиксально-префиксальных и суффиксальных типов М. Докулил, кроме транспозиционных, выделяет еще две группы словообразовательных типов — модифш кационные и мутационные (или немодификационные) [67] Модификационными называются такие типы производные которых обозначают лишь какое-то видоизменение (модификацию) значения производящего слова. К ним относятся типы существительных, прилагательных и наречий с суффиксами субъективной оцен ки (чёрный — чёрненький, черноватый; стол — столик столище; быстро — быстренько), типы существительных со значением единичности и собирательности (горох — горошина; учитель — учительство; пионер —¦ пионерия), типы существительных со значением ‘невзрослое существо’ (слон — слонёнок, лиса — лисёнок), типы глаголов, выражающих количественно-временные модификации действия (молчать — помолчать, греметь -— отгреметь, говорить — заговорить и т. п.). Мутационные (от лат. mutatio — изменение) словообразовательные типы включают производные, которые обозначают не модификацию значения производящего, а нечто иное: лес — лесник, школа — школьник, комбайн — комбайнёр, сахар — сахарница, горб — горбун, пожар — пожарник, раздевать — раздевалка, колоть — колун и т. п. Значения производных немодификационных словообразовательных типов очень разнообразны. Производные модификационных словообразовательных типов всегда принадлежат той же части речи, что и их производящие: синий — синенький, синеватый; тигр — тигрёнок; студент — студенчество. Мутационные словообразовательные типы могут относиться и к той части речи, что производящее (чай — чай-ник, молоко — молоч-ник, аптека — аптек-арь), и к иной (писать — писатель, читать — читальня, сухой — сухарь, сушить). Фразеологичность семантики производного слова, по-разному обнаруживается в производных разных словообразовательных типов. Она свойственна лишь тем производным, которые относятся к мутационным типам. Производным модификационных типов, а также тем транспозиционным, которые являются синтаксическими дериватами, фразеологичность семантики не свойственна. Не следует думать, однако, что класс слов, наделенных фразеологичностью семантики, невелик. Он составляет основную и типическую часть производных слов, ибо производные, относящиеся к сфере синтаксической деривации и к модификационным типам, представляют собой менее значительную сферу словообразования. Подчеркнем, что рассматриваемая особенность касается лексической семантики производных слов. Те семантические добавки, о которых шла речь, не влияют на словообразовательное значение слова. Так, все слова с суффиксом -тель, мотивированные глаголами (типа учитель, писатель, мечтатель, водитель, получатель, отражатель), образуют один словообразовательный тип со значением ‘производитель действия, названного производящей основой’. Словообразовательное значение слова устанавливается независимо от того, свойственна ли производному слову фразеологичность семантики или нет. 6. Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательное гнездо. Каждый дериват образуется от производящей базы тем или иным способом. Рассмотрим основные способы словообразования русского языка. 1. Приста´вочный (префикса´льный) спо´соб (префикса´ция) – способ образования слова путём присоединения приставки к целому слову. Например: бежать → добежать, 2. Суффикса´льный спо´соб (суффикса´ция) – способ образования слова путём присоединения суффикса к основе слова. Например: читать → читатель, синий → синеть, белый → белизна Особым видом суффиксального способа является нулева´я суффикса´ция (образование деривата посредством нулевого суффикса). Например: синий → синь, тихий → тишь, входить → вход, бегать → бег. Некоторые лингвисты считают, что подобные дериваты образуются флекси´йным спо´собом, то есть флексия в структуре данных слов выполняет синкретичную функцию. В школьной практике в подобных случаях обычно используют термин бессу´ффиксный (или беза´ффиксный) спо´соб словообразова´ния. 3. Постфикса´льный спо´соб (постфикса´ция) – способ образования слова путём присоединения постфикса к целому слову. Например: какой → какой-либо, где → где-то, кто → кто-нибудь. 4. Приста´вочно-суффикса´льный (префикса´льно-суффикса´льный) способ (префикса´ция в сочета´нии с суффикса´цией) – способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса) и суффикса к основе слова. Например: город → пригородный, звук → озвучить, Москва → Подмосковье, 5. Приста´вочно-постфикса´льный (префикса´льно-постфикса´льный) спо´соб (префикса´ция в сочета´нии с постфикса´цией) – способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса) и постфикса к целому слову. Например: есть → наесться, читать → вчитаться, плакать → расплакаться 6. Суффикса´льно-постфикса´льный спо´соб (суффикса´ция в сочета´нии с постфикса´цией) – способ образования слова путём одновременного присоединения суффикса и постфикса к основе слова. Например: гордый → гордиться, куст → куститься, невеста → невеститься. 7. Приста´вочно-суффикса´льно-постфикса´льный (префикса´льно-суффикса´льно-постфикса´льный) спо´соб (префикса´ция в сочета´нии с суффикса´цией и постфикса´цией) – способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса), суффикса и постфикса к основе слова. Например: смех → насмехаться, банкрот → обанкротиться. 8. Сложе´ние (чи´стое сложе´ние) – способ образования слов на базе сочинительного или подчинительного сочетания, при котором последний компонент является целым словом, а первый компонент (компоненты) – основой. Например: светлый и розовый → светло-розовый, оборачиваемость товара → товарооборачиваемость, овощ и хранилище → овощехранилище. 9. Сложно-суффикса´льный (суффикса´льно-сло´жный, сложе´ние в сочета´нии с суффикса´цией) – способ образования сложных слов при помощи словообразовательных средств, использующихся при суффиксации, и словообразовательных средств, использующихся при сложении. Например:
железная дорога → железнодорожный, орден и носить → орденоносец, два метра → двухметровый Особым случаем здесь является сложение в сочетании с нулевой суффиксацией, например: рыба + ловить → рыболов (согласно другой точке зрения – сложно-флексийный). 10. Сраще´ние (слия´ние) – «…способ словообразования, при котором производное слово во всех своих формах полностью тождественно по морфемному составу синонимичному словосочетанию; синтаксическая связь этого сочетания (управление или примыкание) остаётся живой в структуре производного слова: вечнозелёный, тяжелобольной, умалишённый…» высоко оплачиваемый → высокооплачиваемый, мало исследованный → малоисследованный, быстро растворимый → быстрорастворимый.
11. Аббревиа´ция (сложносокращённый спо´соб) – способ образования производных слов (существительных) путём сложения усечённых отрезков или усечённых отрезков и целых слов исходного словосочетания (реже – слова). Например: запись актов гражданского состояния → загс, агропромышленный комплекс → АПК, государственный аппарат → госаппарат. Производное существительное, образованное данным способом, называется аббревиату´рой.
12. Усече´ние – способ образования производных слов (существительных) путём усечения производящей основы (производящее – существительное) по аббревиатурному принципу (вне границ морфем). Например: специалист → спец, фестиваль → фест, заместитель → зам. Лексическое значение производного и производящего тождественны. 7. Морфология. Предмет морфологии. Грамматическая форма, грамматическое значение, грамматическая категория, грамматическая парадигма. Отличие морфологии от словообразования. Морфология (от греч. слова morphe — форма и logos — учение) — это грамматическое учение о слове. Слово — основной объект морфологии. Морфология изучает грамматические свойства слов, устанавливает, какими грамматическими значениями обладают те или иные слова, классы слов, выявляет специфику грамматических категорий у слов, относящихся к разным частям речи. Например, и существительные, и прилагательные имеют категории рода, числа и падежа. Однако у имен существительных эти категории самостоятельны, а у имен прилагательных синтаксически обусловлены, зависят от рода, числа и падежа имени существительного, с которым сочетается данное прилагательное (ср.: большой дома, большого дома, большому дому и т. п.; большая комната; большое здание; большие дома и т п.). В задачи морфологии входит определение круга слов, обладающих той или иной грамматической категорией. Грамматические категории или охватывают всю лексическую базу определенной части речи, или распространяются лишь на основной массив принадлежащих ей слов. Словообразованием называется как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, в котором изучается производность, средства и способы образования слов. Главные задачи словообразования как раздела языкознания таковы: 1) установить, является ли слово производным в современном языке (на синхронном уровне), 2) определить, от чего и с помощью чего образованно данное производное слово.
Основные понятия словообразования: - производная (ПН) основа, - производящая (ПЩ) основа (или основы), - средство словообразования, - способ словообразования, - процессы, сопровождающие словообразование. Грамматическая форма – это внешнее языковое выражение грамматического значения (часто нескольких значений) в каждом конкретном случае употребления слова. Например, сестра, сестры, сестре, сестру, сестрой, (о) сестре, сёстры, сестёр, сёстрам, сестёр, сёстрами, (о) сёстрах – это разные грамматические формы одного и того же слова. Каждую отдельную грамматическую форму называют также словоформой. Словоформа, таким образом, служит конкретным "представителем" слова в речи.
В ряде случаев отдельные группы слов образуют формы, тождественные по своему грамматическому значению, но различные внешнему выражению: чая и чаю; рекой и рекою; стеной и стеною; годы и годá; костя2ми и костьмú; бóйче и бойчéе; вы2мок и вы2мокнул и т.д. Такие формы называются вариантными. Они могут различаться стилистически, они могут быть закреплены за разными лексическими значениями слова (как в крае и в краю), различать свободное употребление слова и фразеологически связанное (как капает и каплет) и т.д. Грамматическая форма слова может быть представлена одной словоформой (спою, новее, кратчайший) или сочетанием двух словоформ (спел бы, буду петь, более новый) (подробнее см. ниже). Совокупность всех форм одного и того же слова называется парадигмой, точнее, полной парадигмой (если слово обладает всеми "полагающимися" ему формами). Грамматическое значение представляет собой абстрактное понятие, абстрактное языковое содержание, заключенное в грамматической форме и отвлеченное от лексического содержания слова. Чтобы яснее представить, что такое грамматическая форма и грамматическое значение, стоит, обратиться к примеру, который привел однажды своим слушателям известный лингвист академик Лев Владимирович Щéрба. Он предложил аудитории прокомментировать следующую фразу: "Глóкая кýздра штéко будланýла бóкра и курдячит бокрёнка". После некоторого естественного недоумения с помощью наводящих вопросов Л.В. Щербы слушатели "узнали" в куздре существительное женского рода единственного числа, поняли, что она характеризовалась, как глокая, что она произвела так-то (штеко) действие (будланула) над живым ("будланула бокра") и производит действие (курдячит) по отношению к детенышу бокра ("курдячит бокрёнка"). Благодаря чему удалось разобраться в такой странной "фразе", где нет ни одного реального русского корня? Благодаря тому, что выдуманные Щербой корни "слов" были окружены не вымышленными, а настоящими элементами (суффиксами и окончаниями), образовавшими вместе с "корнями" знакомые формы, с которыми связаны знакомые же грамматические значения: числа (глокая, будланула и т.д.), рода (глокая куздра, будланула), падежа (куздра, бокра, бокрёнка), времени (будланула) и т.д. Эти формы и заключенные в них значения были те же, что и в реальных словах младшая сестра (или страшная буря), зайца (или буйвола, волка и т.д.), зайчонка (или буйволенка, волчонка и т.д.), боднула (или толкнула, пихнула и т.д.). валяет (или треплет, швыряет, лупит и т.д.), жестоко (или больно, сильно). Значит, грамматическое значение – это не только абстрактное значение, отвлеченное от лексического содержания слова, но значение (значения), присущее целому классу слов. Грамматическое значение предполагает наличие другого (или других) грамматического значения (или значений), однородного и соотносительного с ним. Так, значение единственного числа предполагает обязательно значение множественного, значение настоящего времени предполагает наличие значения других времен – прошедшего и будущего и т.д. Совокупность однородных, соотносительных грамматических значений составляет грамматическую категорию. Грамматическая категория – это еще более абстрактное понятие (по сравнению с грамматическим значением), которое является обобщением соотносительных и противопоставленных друг другу грамматических значений, находящих свое выражение в определенных грамматических формах. Например, грамматическая категория времени характеризуется абстрактным значением отношения к временнóй точке отсчета и противопоставленностью частных значений – настоящего, прошедшего и будущего времени; категория падежа характеризуется самым отвлеченным значением отношения ("нечто относится к чему-то") и противопоставленностью частных отношений – объектного, субъектного, определительного и т.д. Понятно, очевидно, что грамматические категории существуют не сами по себе, но потому, что в языке есть несколько (минимум два) соответствующих соотносительных грамматических значений, через формы которых они (категории) проявляются и в результате обобщения значения которых обнаруживаются. Парадигма (от греч. paradeigma - пример, образец) - ряд противопоставленных языковых единиц, каждый член к-рого определяется отношениями к другим членам ряда. Парадигматические отношения в разных лингвистических теориях, для единиц разных уровней (односторонних и двусторонних) определяются по-разному, соответственно термин «П.» приобретает разное содержание (см. Парадигматика). Понятие «П.» впервые было разработано в морфологии. Затем оно стало использоваться в синтаксисе, лексике, словообразовании, стилистике. При построении общеязыкового определения П. в качестве основополагающего признака используется понятие «позиция» (см. Позиция фонологическая). 8. Способы выражения грамматического значения (синтетические и аналитические). 9. Часть речи. Принципы выделения частей речи. Семантический, синтаксический, морфологический (формальный) критерии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1821; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.245.179 (0.01 с.) |