Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование обобщённых понятий и системы понятий.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Центральное обобщённое понятие морфемики – морфема. Морфема – это значимая часть слова. В определении понятия выделяются 2 существенных признака: часть слова и значимая часть, т.е. выражающая какое-то значение. Понятие формируется на уровне определения или термина путём объединения видовых понятий в общее. Приставка, корень, суффикс, окончание – это морфемы. Особое внимание следует уделить второму признаку морфемы – значимости. Работу над значением морфем следует проводить, опираясь на толкование лексического значения: столик – это маленький стол. Необходимо соотнести морфему и сему (компоненты в толковании значения). Компонент значения «стол» передаёт основное содержание этого слова, являясь корнем, а значение «маленький» заключено в суффиксе - ик. В этом слове есть и нулевое окончание. Но оно имеет другое значение, связанное не с самой реалией, а языковым знаком – это форма существительного им.п. ед. ч. Следовательно, окончание указывает на эти грамматические признаки. Основные понятия словообразования: производящая, производная основа, способ словообразования. Как мы уже отмечали, не все понятия введены в учебники. Если их нет, учителю необходимо внести добавление. Производящая основа – это основа, от которой образуется данное слово (производное) и через которую слово можно растолковать. На основе словообразовательных толкований выявить соотношение между словами (основами) и дать их квалификацию: учитель (производная) – тот, кто учит (производящая), тигренок (производная) – детеныш тигра (производящая). Наиболее обобщённой единицей словообразовательных отношений является способ словообразования. Способ словообразования характеризует отношения между производным и производящим словом с точки зрения формальных средств. Выявляется по типу морфемы (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, сложение с суффиксацией) В морфемике важно представлять себе систему морфем (можно дать списком), закреплённость морфем за определёнными частями речи («чья» это морфема), их вариантность. Но важно помнить, что роль морфемы определяется в каждом конкретном случае. Ср. морфема л в слове загорелый имеет значение признака, а не прош. вр. глагола. В школе в учебниках М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской понятия укрупнённых словообразовательных единиц (типы, гнезда, парадигма) не вводятся, но активно используются в комплексе В.В. Бабайцевой. Важно использовать знание этих единиц (без введения терминов) для установления словообразовательных значений аффиксов. Так, знание словообразовательных типов позволяет определять значение суффиксов, приставок, наиболее часто встречающихся в русском языке (учитель, строитель, спасатель, издатель – названия лиц по действию, названному в производящей основе). Виды упражнений. Морфемные упражненияразвивают у учащихся умение определять структуру слова. - найти слова, имеющие определённую структуру (приставки, 3 морфемы, нулевые окончания); - обозначить условными знаками части слова; - подобрать слова с суффиксами (заданной структурой); - выполнить графический диктант (записать не слова, а их схемы, например, вместо разбора слова домик дать его графическое обозначение); - заполнить таблицу, используя данные примеры. - найти лишнее слово (в котором нет приставки, 2 суффикса, нет окончания и т.п.) Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова. - подобрать однокоренные слова к данному слову; - составить словообразовательную цепочку; - определить особенность словообразовательных гнёзд (по словообразовательному словарю А.Н.Тихонова), где исходными словами являются названия народов, животных, растений, музыкальных инструментов, одежды и т.д. Виды разборов. Существует 2 вида разбора: морфемный и словообразовательный. В школе традиционно рассматривается 1 – разбор слова по составу (морфемный). Причём морфемный анализ ограничивается, как правило, лишь графическим обозначением, что малосодержательно и носит часто механический характер. Морфемный анализ должен опираться на словообразовательный, желательно, чтобы учащиеся не только узнавали суффикс, приставку, но и могли объяснить, какой части речи этот суффикс и почему он присутствует в структуре этого слова, иначе морфемный анализ проводится бессмысленно. Так, анализируя морфемный состав слова изучение, многие учащиеся (а нередко и учителя), выделяют в основе 2 или 3 суффикса (е, ни /ен, и / е, ни, й), не умея объяснить, почему их 2 или 3, и для чего они нужны. И только хорошо осознав, что производящая основа у слова изучение - изучи (действие по глаголу изучить), и вычитая из основы слова изучение (изучений) производящую основу (изучи), мы и получаем производящий элемент – 1 суффикс отвлечённого существительного – ений- (при этом происходит усечение производящей основы – суффикса – и-) Анализируя состав слова рыбачий, учащиеся если и выделяют в нём 2 суффикса – ач- и –ий, то не могут объяснить, «чьи» это суффиксы, какой части речи. При опоре на словообразование таких ошибок быть не должно. От слова рыбак образовано прилагательное рыбачий, следовательно, суффикс ий – суффикс прилагательного. Слово рыбак, в свою очередь, образовано от слова рыба суффиксом ак (это суффикс существительного – ак /ач – варианты). При изучении способов словообразования необходимо отметить главное различие словообразовательных возможностей приставок и суффиксов: приставки «работают» лишь в пределах той же части речи, что и производящее слово: приставкой можно образовать глагол от глагола, прилагательное только от прилагательного. Суффиксы могут образовывать слова как внутри одной части речи, так и «переводить» производное в другую часть речи (газета – газетчик, тигр – тигрёнок, но и учить – учитель, лес – лесистый). Производить любой разбор нужно с определения части речи данного слова и указания его формы (особенно если оно взято из контекста). Далее, выделяя морфемы в слове, нужно опираться на словообразовательные связи (смысловые и формальные отношения с производящим). СХЕМА СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА. 1. Определить часть речи, поставить слово в начальную форму. 2. Выделить основу слова. 3. Дать толкование лексического значения через производящую основу. 4. Выделить основу производящего слова и путём вычитания её из производной определить производящий аффикс (ы). 5. Установить способ словообразования. Если больше одной словообразовательной пары, построить словообразовательную цепь. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА. 1. Выделить окончание (указать его значение) и основу данного в тексте (учителем) слова. 2. Выделить суффиксы, приставки, их значение (если ясно). 3. Определить корень, привести однокоренные слова.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.37.74 (0.009 с.) |