Сложноподчиненные предложения нерасчлененного типа



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сложноподчиненные предложения нерасчлененного типа



В сложноподчинённых предложениях нерасчленённого типа вид придаточного зависит от того, к какому слову или словосочетанию (важны принадлежность к части речи и значение слов) относится придаточное. К присловнымотносятся придаточные определительные, изъяснительные, степени и образа действия.

Придаточные определительные

Придаточные определительные характеризуют предмет и отвечают на вопрос какой?Они относятся к имени существительно­му или к заменяющим его словам (субстантиватам) посредством союзных слов который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда. Деревня, где скучал Евгении, была прелестный уголок (Пушк.). С целью выделения определяемого существительного и значения при­даточного при существительном может употребляться указательное слово. В этом случае придаточное относится к словосочета­нию указательного слова с именем существительным. Указатель­ное слово не является структурно необходимым, оно может быть опущено, например: В помощники ему нужен такой человек, кото­рый бы говорил по-английски. Ср.: В помощники ему нужен человек, который бы говорил по-английски.

Придаточные определительные, относящиеся к существитель­ному, всегда стоят после него.

К придаточным определительным, согласно излагаемой клас­сификации, относятся и придаточные, которые зависят от место­имений тот, каждый, весь, всякий, любой. Эти придаточные назы­ваются местоименно-определительными. Они конкретизируют зна­чение местоимений, являющихся заместителями существительных (субстантивированных местоимений). Местоимения в таких пред­ложениях структурно обязательны (не могут быть опущены). Местоименно-определительные придаточные могут стоять как поза­ди, так и впереди контактного (главного) слова. Отвечают они не на вопрос какой?, а на падежные вопросы существительных, по­этому их не следует определять по вопросам, они узнаются по структурным признакам: относятся к местоимению как к замести­телю существительного, присоединяются союзным словом. По тра­диционной классификаций, в связи сролью указательных слов и вопросами, их относят к другим типам придаточных: подлежащным, дополнительным, сказуемным. Примеры местоименно-определительных придаточных: Лишь то читается легко, что написа­но с трудом (Пужк,); У того, кто откладывает сегодняшнюю работу на завтра, дела никогда не кончаются (поел,); Я всё тот же, кем был всю жизнь (Н.); Кто весел, тот смеётся (из песни).

Придаточные изъяснительные

Изъяснительные придаточные служат для разъяснения содержания контактных слов главной части и отвечают на падежные вопросы. Изъяснительные придаточные относятся к глаголам и словам других частей речи со значением речи, мысли, восприя­тия, чувства, внутреннего состояния, оценки. Например, к глаголам говорить, спросить, думать, вспомнить, увидеть, понять, радоваться, хотеть, к словам известно, понятно, удивительно, жаль, рад, убежден, к отглагольным существительным разговор, сообще­ние, известие и под. Присоединяются придаточные изъяснитель­ные при помощи союзов что, чтобы, как, будто, будто бы, как будто, союзом-частицей ли исоюзными словами кто, что, где, куда, откуда, когда и др. Примеры: Недаром говорится, что дело мистера боится (поел.); Говорили, будто его видели в городе (Бун.); Дети чувствуют, кто их любит (Тургенев).

Чтобы усилить внимание к придаточной части, в главном предложении при контактном слове может употребляться указательное местоимение, часто в форме предложного падежа с предлогом о: Особенно было страшно то, что над огнем в дыму летали голуби (Чехов); Говорили о том, что надо ещё раз все обдумать. В этом случае придаточное относится к словосочетанию указатель­ного слова с изъясняемым словом и прикрепляется союзом (не союзным словом!).

Стоят придаточные изъяснительные обычно после изъясняе­мых контактных слов. В целях подчёркивания содержания прида­точного предложения, оно может ставиться и перед главным (инверсироваться): Как рассказывал учитель, долго слушал у окна я (Плещ.); Поедут ли студенты на стройку, Семенову не сказали (Алексин).



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.179.111 (0.009 с.)