Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глаголы переходные и непереходные.

Поиск

ЗАЛОГ РУССКОГО ГЛАГОЛА

(В.В. ВИНОГРАДОВ, А.В. ИСАЧЕНКО)

Переходность - это постоянный при­знак глагола. Это способность глагола иметь при себе прямой объект. По этому признаку все глаголы делятся на переходные и непереходные. Основной показатель переходности - синтаксический.

Переходные глаголы могут сочетаться с В.п. без предлога со значением прямого объекта: читать книгу, строить дом, уважать родителей. В двух случаях прямой объект (прямое дополнение) выражается формой родительного падежа: 1) если при переходном глаголе есть отрицание (читать книгу - не чи­тать книги) и 2) если действие направлено не на весь предмет, а на его часть; обычно существительные в этом случае имеют вещественное значение (налить воды, отрезать хлеба, выпить молока).

Непереходные глаголы не могут выражать воздействие на прямой объект: идёт дождь, гордиться сыном, ездить поездом. В отдельных случаях при непереходных глаголах возможен В.п. беспредложный, но со значением времени или пространства: беседовали всю дорогу, она колебалась минуту.

Категория переходности – лексико-грамматическая, т.е. глаголы определённых семантических групп распределены по шкале переходности /непереходности. Так, среди переходных глаголов выделяются глаголы созидания (строить, шить), разрушения (сжечь разбить), речи, мысли (говорить, понимать), восприятия (видеть, слышать) и др. К глаголам непереходным относятся глаголы движения (без приставки: лететь, ездить), состояния (худеть, мёрзнуть), положения в пространстве (лежать, стоять) и др.

У данной категории могут быть и формальные показатели, хотя это не обязательно. К словообразовательным особенностям непереходых глаголов относят суффиксы – нича- (бездельничать), -ствова- (актёрствовать), -е- (белеть), а также показатель возвратности – постфикс – ся (сь) – улыбаться, бриться. На переходность указывает суффикс – и- (носить, белить).

Возвратные глаголы – это глаголы, имеющие постфикс – ся. С точки зрения переходности – это все глаголы непереходные. Но следует среди возвратных глаголов разграничивать формы, образованные от переходных глаголов (мыться – от мыть, строиться – от строить), и формы, образованные от непереходных глаголов (живется – от жить, стучаться – от стучать). Кроме того, есть возвратные глаголы, не имеющие коррелятов (бояться, гордиться) или расходящиеся с формальным коррелятом по лексическому значению (ломаться (не соглашаться) – ломать, возиться (с кем-то) – возить (что-то).

Постфикс - ся омонимичен и во всех перечисленных примерах будет иметь разное значение. Как формообразующий он выступает лишь при наличии переходного коррелята, в остальных случаях постфикс - ся выполняет словообразующую функцию.

Разными оказываются возвратные формы и в отношении залоговой категории.

Залог – это несловоизменительная категория глагола, опирающаяся на такие признаки, как переходность и возвратность.

Существуют 2 точки зрения на залог.

1. Концепция В.В.Виноградова.

2. Теория А.В.Исаченко.

Рассмотрим отдельно каждую из них.

1. Согласно теории В.В.Виноградова: залог – это категория, которая выражает отношение действия к субъекту и объекту. Выделяются 3 залога в зависимости от характера отношений: действительный, страдательный и средневозвратный.

Возможные виды отношений.

1-й вид: действие совершается субъектом и направлено на прямой объект (субъект – это грамматическое подлежащее, объект – грамматическое дополнение) – действительный залог. Действие представлено переходным глаголом. Рабочие строят дом.

2-й вид: действие направлено на грамматическое подлежащее, являющееся логическим объектом, а совершается субъектом, представленным существительным в Т.п. (в предложении это грамматическое дополнение), – страдательный залог. Действие выражено возвратным глаголом, образованным от переходного. Дом строится рабочими.

3-й вид: отношения мыслятся между действием и субъектом, объект в предложении не называется – средневозвратный залог. Действие также выражено возвратным глаголом, образованным от переходного. Сосед уже давно строится.

Категория залога выражается в соотношении невозвратных переходных форм одного и того же глагола и образованных от них возвратных.

Однако не все глаголы имеют подобную соотносительность. Существуют глаголы, находящиеся вне залога. Это следующие разновидности:

1. Глаголы невозвратные непереходные: бежать, гореть.

2. Глаголы возвратные, образованные от непереходных: стучаться, чернеться.

3. Возвратные глаголы, без постфикса –ся не употребляющиеся: надеяться, смеяться.

4. Возвратные глаголы, утратившие семантическую соотносительность с невозвратными или не имевшие её: красться (таиться) – красть, нестись (бежать) – нести; безличные глаголы (смеркается, хочется, спится).

Таким образом, категория залога по В.В.Виноградову не универсальная.

Действительный залог. Морфологического показателя нет, синтаксический – сочетаемость в В.п. без предлога со значением прямого объекта.

Страдательный залог. Морфологический показатель – постфикс – ся, страдательное причастие, синтаксический – сочетаемость в Т.п. субъекта. Субъект может и не быть, но он должен мыслиться, его можно добавить. Стипендия уже выдаётся (предполагается кем-то). Страдательный залог, выраженный возвратным глаголом, имеет ряд ограничений: образуется от глаголов несовершенного вида, настоящего времени в форме 3 лица единственного числа. Творительный субъекта представлен прежде всего названиями лиц, а подлежащее – неодушевлённым существительным. Указы подписываются президентом.

Средневозвратный залог. Морфологический показатель – постфикс – ся, синтаксический – невозможность сочетания с Т.п. субъекта.

Существуют следующие значения средневозвратного залога (всего выделяют 15 групп):

- собственно-возвратное (субъект одновременно является и объектом): умываться, одеваться.

- взаимно-возвратное (в действии участвуют 2 лица, каждое из которых является и субъектом, и объектом): обниматься, ругаться.

- общевозвратное (причинно-следственное изменение в состоянии субъекта): удивляться, радоваться.

- косвенно-возвратное (действие производится в интересах субъекта): запасаться, собираться.

- активно-безобъектное (объект не назван и не всегда мыслится): собака кусается, кошка царапается.

- пассивно-качественное (действие мыслится как признак объекта): нитки рвутся, крапива жжётся.

2 теория – А.В.Исаченко. В основе залога лежит отношение действия к субъекту (грамматическому подлежашему). Выделяют 2 залога: активный и пассивный.

Главный, маркированный член оппозиции – пассивный залог (пассив). Он означает направленность действия на грамматический субъект. Песня исполняется впервые. Задача решена.

Активный залог (актив) обозначает, что действие не направлено на субъект. Мальчик спит. Мне нездоровится.

Актив не имеет явных морфологических показателей, такие показатели есть у пассива – это возвратный постфикс –ся и формы страдательных причастий.

Парная классификация позволяет определить залог как универсальную категорию глагола.

Если соотнести с теорией В.В.Виноградова, то пассив – это страдательный залог, а актив – действительный, средневозвратный залог, а также все глаголы вне залога.

 

 

КАТЕГОРИЯ ВИДА ГЛАГОЛА

Категория вида - важнейшая, универсальная глагольная кате­гория, свойственная каждому глаголу, каждой глагольной форме. Все глаголы делятся на глаголы совершенного и несовершенного вида. Для определения вида пользуются вопросами (методом под­становки). Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Категорию вида определяют как грамматическую катего­рию, которая выражает отношение действия к его внутреннему пределу. Внутренний предел - это ограничение действия. Совер­шенный вид показывает, что действие ограничено каким-то пре­делом. Этот предел часто находится в конце действия. В этом слу­чае глаголы обозначают завершенные результативные действия: прочитал книгу, решил задачу, написал письмо. Глаголы несовер­шенного вида обозначают действия, не ограниченные пределом, обычно длительные, повторяющиеся: лежать, выпиливать, под­прыгивать, ходить, размышлять.

Категория вида связана с определёнными лексическими зна­чениями глаголов. Для глаголов совершенного вида характерны следующие значения: начала действия (запеть, закричать, поехать, побежать), однократности, мгновенности действия (толкнуть, мелькнуть, прыгнуть), значение завершённости, законченности, сопровождаемое оттенком интенсивности действия (отвоевать­ся, отбушевать, перебродить, отцвести), значение законченнос­ти в сочетании с оттенком ослабленности действия (подбодрить, приглушить, вздремнуть). Для глаголов несовершенного вида ха­рактерно сочетание их видового значения длительности, повторяемости действия, например, с лексическим значением разнонаправленности действия у глаголов движения (расхаживать, разгуливать), со значением сопроводительности действия у ряда глаголов (припевать, подпевать, приговаривать).

Глаголы несовершенного вида и совершенного вида образуют видовые пары. В составе видовых пар глаголы различаются только видом и имеют одинаковое лексическое значение. Например: пи­сать - написать, делать - сделать, решать - решить. В составе видовой пары одна видовая форма образуется от другой. Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида с помощью приставок и суффикса -ну. читать - прочитать, завтракать - позавтракать, пахать - вспахать, пугать - испугать, прыгать - прыгнуть, кричать - крикнуть. Подбирая приставку для образования совершенного вида, надо следить за тем, чтобы она не меняла лексического значения глагола. Обычно из множества приставок для образования совершенного вида выбирается одна приставка, ср.: делать - сделать (завершить то же действие), но делать - переделать (сделать заново) - меняется и вид, и лекси­ческое значение.

Глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совер­шенного вида суффиксами: -ива/-ыва, -ва, -а/-я, -ева. Самым продуктивным является суффикс -ива/-ыва. Например: выбро­сить - выбрасывать, выучить - выучивать, дать - давать, изучить - изучать, умалить - умалять, затмить - затмевать. При образо­вании глаголов несовершенного вида часто происходит чередо­вание гласных и согласных: положить - полагать (о - а), зарабо­тать - зарабатывать (о - а), стереть - стирать (е - и), простить - прощать (ст - щ). Видовые пары могут иметь разные основы: брать - взять, говорить - сказать, класть - положить, садиться -сесть. Могут образовываться переносом ударения: разрезать - раз­резать, насыпать - насыпать.

Есть одновидовые глаголы, т.е. глаголы, не имеющие соотно­сительных глаголов другого вида. Среди них есть одновидовые гла­голы несовершенного вида (недомогать, преследовать, предшество­вать, отсутствовать, зависеть) и одновидовые глаголы совер­шенного вида (грянуть, невзлюбить, хлынуть, очнуться).

Видовые различия находят морфологическое выражение в формах времени глаголов в изъявительном наклонении и в фор­мах времени причастий. Глаголы несовершенного вида имеют 3 формы времени в изъявительном наклонении (формы настояще­го, прошедшего и будущего сложного) и 2 формы времени при­частий (настоящее и прошедшее). Например: Решать - глагол не­совершенного вида. Формы настоящего времени собственно гла­гола: решаю (решаешь, решает...) - настоящее время, решал (-ла, -ло, -ли) - прошедшее время, буду решать (будешь решать...) - будущее время. Формы причастий: решающий, решаемый (действ, и страд, настоящ. вр.), решавший (действ, прич. прош. вр.). Глаголы совершенного вида имеют 2 формы времени в изъявительном наклонении (прошедшее и будущее простое) и только формы прошедшего времени причастий. Например: Решить - глагол со­вершенного вида. Формы времени глагола: решил (-ла, -ло, -ли) -прош. вр., решу (решишь, решит, решим...) - буд. простое. Причас­тия: решивший (действ, прош. вр.), решенный (страд, прош. вр.).

Спряжение глагола

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряже­нием в узком смысле. Глаголы спрягаются в настоящем и буду­щем времени изъявительного наклонения. В зависимости от лич­ных окончаний в глаголах различаются 2 тина спряжения. Глаголы 1 и II спряжения различаются во всех личных формах, кроме I лица единственного числа. Ср.: колю ( Iспряж.) - пилю (II спряж.). Различия следующие: глаголы I спряжения имеют в 3 лице мно­жественного числа окончание -ут/-ют, а в остальных формах в окончании гласную е, глаголы II спряжения имеют в 3 лице мно­жественного числа окончание -ат/-ят, остальные окончания этих глаголов содержат гласную в. Чтобы определить, какого спряже­ния глагол, надо сначала обратить внимание на ударение. Если ударение падает на окончание, то спряжение определяется на слух по окончанию: ведёт, ведут - I спряжение, горит, горят - II спряжение. Если ударение падает на основу, то личные оконча­ния в произношении не имеют чётких различий и спряжение уз­наётся по инфинитиву. Запоминают глаголы II спряжения. К II спряжению относятся все глаголы на -ить (клеить, строить, слу­жить), кроме глаголов брить, стелить и образованных от них, а также 7 глаголов на -еть (вертеть, терпеть, обидеть, зависеть, видеть, смотреть, ненавидеть) и образованные от них (увидеть, посмотреть и под.) и 4 глагола на -ать (держать, слышать, ды­шать, гнать) и образованные от них (услышать, задышать, по­держать и др.). Все остальные глаголы (на -ать, -еть, -оть, -уть, -сти, -чь) относятся к Iспряжению: читать, зеленеть, колоть, обуть, прыгнуть, вынести, лечь.

Есть разноспрягаемые глаголы и глаголы особого спряжения. Разноспрягаемыми являются глаголы хотеть, бежать и образо­ванные от них: захотеть, прибежать, добежать, разбежаться и под. Глагол хотеть в единственном числе спрягается по I спряже­нию, а во множественном - по второму. Глагол бежать спрягает­ся по II спряжению (бежишь, бежит, бежим, бежите) но в 3 лице множественного числа имеет окончание I спряжения -ут(бегут). Особо спрягаются глаголы есть, дать, создать, надоесть и их производные (поесть, отдать, раздать, раздаться и под.). Осо­бенность спряжения их состоит в том, что в формах единственного числа они не имеют гласной в личном окончании, напри­мер: дать - дам, дашь, даст; есть - ем, ешь, ест. Во множествен­ном числе они имеют либо окончания II спряжения (есть, надо­есть), либо окончания смешанного типа {дать, создать}.

Для того чтобы правильно определить тип спряжения гдагола и не ошибиться в написании личных окончаний, надо помнить о виде глагола: инфинитив должен быть того же вида, что и личная форма, например: выполним (сов. в.) - нач. ф. - выполнить, выпол­няем (несов. в.) - нач. ф. выполнять; вспоминает - нач ф. вспоминать (несов. в.), вспомнит - нач. ф. вспомнить (сов. в„ II спряж.); обидят -нач. ф. обидеть (сов, в., II спряж.), обижают - нач. ф. обижать (несов. в., I спряжение).

Особенностями спряжения обладают изолированные в своём словоизменении глаголы, а также недостаточные и избыточные. К изолированным относятся быть ( а также забыть, добыть, сбыть), ехать, идти. Глагол быть спрягается в будущем простом времени по I спряжению (буду, будешь, будет) и кроме того имеет форму настоящего времени 3 лица единственного числа есть, которая употребляется как несогласованная в лице и числе форма. Например: Я в этом списке есть; Грибы в лесу есть. Недостаточные глаголы имеют меньшее количество личных форм. Отсутствие (или неупотребительность) личных форм может объясняться фонетическими причинами. Так, по этой причине нет формы I лица единственного числа у глаголов: победить, убедить. Неблагозвучными являются звуковые сочетания жу, шу, чу, щу. По этой причине неупотребительны формы I лица у глаголов басить, ощутить, чудить. Глаголы могут быть недостаточными по семантической причине. Из-за значения нет I и II лица у глаголов ветвиться, куститься, котиться. К этой же группе относятся глаголы зыбиться, зиждиться. Особенность двух последних глаголов в том, что они (хотя и на -ить) образуют формы 3 лица единственного и множественного числа по I спряжению: зыблется, зыблются, зиждется, зиждутся.

Избыточные глаголы – это глаголы, которые имеют по 2 формы для одного лица, т.е. имеют вариантные формы. Глаголы брызгать, капать, мурлыкать, махать и др. имеют вариантные формы, которые различаются либо семантически (у глаголов брызгать, капать, метать), либо стилистически. Ср.: С крыши сильно каплет. – Лекарства капают по капле (семантическое различие); машет – махает (стилистическое отличие).

Особенность в спряжении имеет глагол чтить. Он спрягается по II спряжению (чту, чтишь, чтит…), но в 3-ем лице множественного числа имеет вариантные формы: чтят, чтут. Форма чтут архаизируется.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1636; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.203 (0.009 с.)