Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация словосочетанийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Словосочетания классифицируют по следующим признакам (по этим признакам и характеризуют словосочетания при синтаксическом разборе). 1) По членимости – свободные (членимые) и несвободные (нечленимые); 2) По структуре - простые (двучленные) и сложные (многочленные); 3) По способу выражения (морфологической природе) главного слова; при более подробной характеристике учитывается способ выражения зависимого слова; 4) По характеру смысловых отношений между компонентами (т.е. по значению); 5) По характеру синтаксической связи между компонентами. По членимости (а значит, и по соотношению с членами предложения) словосочетания делятся на свободные (членимые) и несвободные (нечленимые). В свободных словосочетаниях сохраняются самостоятельные лексические значения входящих в их состав слов. Каждый компонент словосочетания в предложении является отдельным членом. Например: Ученик быстро решил трудную задачу. Словосочетания (свободные): быстро решил, решил задачу, трудную задачу. Несвободные словосочетания – это синтаксически неразложимые, цельные словосочетания, выполняющие роль одного члена предложения. Например: Три девицы под окном пряли поздно вечерком (П.) Основная роль главного слова в нечленимых словосочетаниях – это роль грамматически опорного компонента. Зависимое слово обычно выражает основное смысловое значение словосочетания. Другие примеры: Он человек хороший; Вошел человек высокого роста; В её улыбке было что-то заученное; Случилось нечто необычное; У нас мало времени.
По структуре словосочетания делятся на простые и сложные. Лингвисты расходятся в понимании простых и сложных словосочетаний. Например, по-разному определяют простые и сложные словосочетания Н.Н. Прокопович и Н.Ю. Шведова. При делении словосочетаний на простые и сложные Н.Н. Прокопович исходит из количества компонентов словосочетания (см.: Н.Н. Прокопович. Словосочетание в современном русском языке. М.,1966). Простые словосочетания – это двучленные, сложные - многочленные. Двучленные словосочетания чаще всего состоят из двух знаменательных слов. Это основной вид словосочетаний, например: интересная книга, читать книгу, интересно рассказывать. Сложные словосочетания состоят из трёх и более компонентов. Эти словосочетания обычно образуются в результате распространения простых словосочетаний. Третий компонент сложного словосочетания может относиться: 1) К главному слову: купить игрушку сыну, смотреть фильм по телевизору, оклеить комнату обоями; 2) К зависимому слову: сок молодой берёзы, Ручка моего товарища, купить книгу по истории; 3) Ко всему словосочетанию в целом: удобный письменный стол, старая соломенная шляпа, наш близкий друг. Простые словосочетания всегда двучленные, но они не всегда двусловные. Они могут состоять из трёх и более элементов, пишущихся отдельно. Один компонент простого словосочетания может быть представлен: а) фразеологическим оборотом, терминологическим сочетанием: работать спустя рукава, бежать сломя голову, сшить на живую нитку; посолили белые грибы; б) синтаксически неразложимым словосочетанием: мужчина средних лет, мальчик высокого рост; в) аналитической формой слова: самая интересная книга, буду читать книгу. Точка зрения Н.Н. Прокоповича вполне может быть принята в учебной практике вуза и школы. С точки зрения Н.Ю. Шведовой можно познакомиться в академической «Русской грамматике» и в энциклопедии «Русский язык».
По способу выражения главного слова выделяются следующие разновидности словосочетаний: 1) Глагольные, в которых главным словом является глагол. Глагольные словосочетания образуются всеми глагольными формами, в том числе причастиями и деепричастиями. Например: читать книгу, читающий, книгу, читая книгу (ср.: чтение книги). Глаголы как главные слова сочетаются с существительными в косвенных падежах: верить другу, слушать из вежливости; с наречиями разных значений: идти быстро, сказать нарочно, разругаться сгоряча, очень верить; могут сочетаться с инфинитивом в роли обстоятельства или дополнения: предложить выучить - дополнение, звать обедать - обстоятельство цели. 2) Именные словосочетания, в которых главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным или именем числительным. Наиболее распространены именные словосочетания с главным словом - существительным. Существительные в качестве главного слова сочетаются с определяющими их прилагательными, причастиями, местоимениями-прилагательными (хорошая книга, открытая книга, моя книга), с другими существительными в косвенных падежах без предлогов или с предлогами (книга сестры, пальто без пуговицы). Могут сочетаться (гораздо реже) с наречиями и инфинитивами (прогулка пешком, желание учиться). Дня качественных прилагательных особенно характерна сочетаемость с наречиями степени: совсем седой, очень интересный, чрезвычайно остроумный. Прилагательные могут выступать в качестве главных слов по отношению к существительным: чуждый страха, полный ягод, добрый сердцем, смелый в бою. Из числительных особый вид словосочетаний образуют только количественные числительные. В роли главного слова они выступают только в именительном и сходном винительном падеже, например: три товарища, пятеро ребят, пять тетрадей. Зависимое существительное стоит всегда в родительном падеже без предлога (подробнее см. в разделе о числительном). В косвенных падежах числительного при сочетании его с существительным в качестве главного слова выступает существительное (меняется направление и характер зависимости): среди трёх товарищей, с пятью тетрадями. 3) Наречные словосочетания, в которых главное слово - наречие. Наречия, образованные от прилагательных, сохраняют от них способность сочетаться со словами со значением степени. Ср.: очень громкий - очень громко, слишком высокий - слишком высоко. Иногда наречия управляют существительным (с предлогом или без предлога): вдали от дороги, незадолго до встречи, высоко в небе. Значение словосочетаний связано со способами выражения и (часто) лексическим значением главного и зависимого слова. Словосочетанием свойственны следующие виды смысловых отношений: 1) Атрибутивные (определительные), свойственные субстантивным словосочетаниям: полезная робота, решенная задача, первый дом, с тремя товарищами; книги в переплетах, езда шагом, желание учиться, умение одеваться; 2) Объектные отношения. При объектных отношениях зависимый компонент обозначает предмет, на который направлено действие, или обозначает предмет приложения признака. В предложении слово с объектным значением обычно является дополнением и отвечает на вопросы косвенных падежей существительных. Объектные отношения характерны для глагольных словосочетаний: пригласить товарища, много друзей, опросить учащихся. Возможны в словосочетаниях с зависимым инфинитивом (инфинитив в этом случае объектный): отец попросил сына купить газеты. Объектное значение могут иметь существительные, относящиеся к отглагольным существительным и прилагательным. Именные словосочетания в этом случае чаще всего соотносительны с глагольными. Сравните: чтение книги - читать книгу, покорение космоса - покорить космос, известие о приезде - известить о приезде, достойный награды – удостоиться награды. 3) Субъектные отношения. При субъектных отношениях зависимый компонент обозначает производителя действия или носителя признака. Субъектные отношения наблюдаются в глагольных словосочетаниях, когда спрягаемая форма глагола или причастие имеет страдательный залог: данный людьми, избалованный родителями; Смета составляется бухгалтером. Значение субъекта действия или носителя признака может быть свойственно родительному падежу существительного, относящемуся к существительному, образованному от глагола или прилагательного: появление автомобиля (ср.: автомобиль появился), прилет грачей; храбрость воина ( ср.: воин храбрый). 4) Орудийные отношения. Орудийное (инструментальное) значение – это значение орудия (или средства) действия, с помощью которого совершается действие: писать мелом, чернилами, рубить топором, идти на лыжах, лететь на самолёте. 5) Обстоятельственные отношения. Эти отношения свойственны глагольным и адъективным словосочетаниям. Они имеют разновидности, соответствующие разновидностям обстоятельственных значений, описанных в разделе «Второстепенные члены предложения». Примеры: грамотно писать, быстро бежать, ехать верхом – обстоятельства образа действия (их называют ещё определительно – обстоятельственными значениями); много читать, чрезвычайно остроумный – обстоятельства меры и степени (количественно – обстоятельственные значения); находиться неподалёку, ехать навстречу, вернуться из города, въехать в село - обстоятельства места (пространственные отношения); закончить к лету, приехать вечером, знакомый с детства – обстоятельства времени (в словосочетаниях временные отношения); сделать сгоряча, из ревности, сказать по ошибке – обстоятельства причины; упасть нарочно, стрелять в целях самообороны, приехать учиться, выйти прогуляться - целевые отношения (зависимый компонент является обстоятельством цели); 6) Комплетивные (восполняющие) отношения. Комплетивные отношения наблюдаются в синтаксически неразложимых, нечленимых словосочетаниях. В таких словосочетаниях главное слово обычно информативно недостаточно и зависимое слово выполняет его смысловую недостаточность. Примеры словосочетаний с комплетивными отношениями: три товарища, пропасть дел, кусок мыла, обломок карандаша, назвался гостем (см. также наши примеры в разделе «Свободные и несвободные словосочетания»). Значение словосочетаний может быть синкретичным (совмещённым, комплексным), например: поездка за город (какая? куда?) – определительно – обстоятельственные (определительно – пространственные) отношения; работа по вечерам (какая? когда?) – определительно – обстоятельственные (определительно – временные) отношения; сидеть на скамье (на чём? где?) – объектно - обстоятельственные отношения. Виды грамматической связи слов:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 3589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.180 (0.011 с.) |