Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация словосочетаний

Поиск

Словосочетания классифицируют по следующим признакам (по этим признакам и характеризуют словосочетания при синтаксическом разборе).

1) По членимости – свободные (членимые) и несвободные (нечленимые);

2) По структуре - простые (двучленные) и сложные (многочленные);

3) По способу выражения (морфологической природе) главного слова; при более подробной характеристике учитывается способ выражения зависимого слова;

4) По характеру смысловых отношений между компонентами (т.е. по значению);

5) По характеру синтаксической связи между компонентами.

По членимости (а значит, и по соотношению с членами предложения) словосочетания делятся на свободные (членимые) и несвободные (нечленимые). В свободных словосочетаниях сохраняются самостоятельные лексические значения входящих в их состав слов. Каждый компонент словосочетания в предложении является отдельным членом. Например: Ученик быстро решил трудную задачу. Словосочетания (свободные): быстро решил, решил задачу, трудную задачу. Несвободные словосочетания – это синтаксически неразложимые, цельные словосочетания, выполняющие роль одного члена предложения. Например: Три девицы под окном пряли поздно вечерком (П.)

Основная роль главного слова в нечленимых словосочетаниях – это роль грамматически опорного компонента. Зависимое слово обычно выражает основное смысловое значение словосочетания. Другие примеры: Он человек хороший; Вошел человек высокого роста; В её улыбке было что-то заученное; Случилось нечто необычное; У нас мало времени.

 

По структуре словосочетания делятся на простые и сложные. Лингвисты расходятся в понимании простых и сложных словосочетаний. Например, по-разному определяют простые и сложные словосочетания Н.Н. Прокопович и Н.Ю. Шведова.

При делении словосочетаний на простые и сложные Н.Н. Прокопович исходит из количества компонентов словосочетания (см.: Н.Н. Прокопович. Словосочетание в современном русском языке. М.,1966). Простые словосочетания – это двучленные, сложные - многочленные. Двучленные словосочетания чаще всего состоят из двух знаменательных слов. Это основной вид словосочетаний, например: интересная книга, читать книгу, интересно рассказывать.

Сложные словосочетания состоят из трёх и более компонентов. Эти словосочетания обычно образуются в результате распространения простых словосочетаний. Третий компонент сложного словосочетания может относиться:

1) К главному слову: купить игрушку сыну, смотреть фильм по телевизору, оклеить комнату обоями;

2) К зависимому слову: сок молодой берёзы, Ручка моего товарища, купить книгу по истории;

3) Ко всему словосочетанию в целом: удобный письменный стол, старая соломенная шляпа, наш близкий друг.

Простые словосочетания всегда двучленные, но они не всегда двусловные. Они могут состоять из трёх и более элементов, пишущихся отдельно. Один компонент простого словосочетания может быть представлен:

а) фразеологическим оборотом, терминологическим сочетанием: работать спустя рукава, бежать сломя голову, сшить на живую нитку; посолили белые грибы;

б) синтаксически неразложимым словосочетанием: мужчина средних лет, мальчик высокого рост;

в) аналитической формой слова: самая интересная книга, буду читать книгу.

Точка зрения Н.Н. Прокоповича вполне может быть принята в учебной практике вуза и школы.

С точки зрения Н.Ю. Шведовой можно познакомиться в академической «Русской грамматике» и в энциклопедии «Русский язык».

 

По способу выражения главного слова выделяются следую­щие разновидности словосочетаний:

1) Глагольные, в которых главным словом является глагол. Гла­гольные словосочетания образуются всеми глагольными форма­ми, в том числе причастиями и деепричастиями. Например: чи­тать книгу, читающий, книгу, читая книгу (ср.: чтение книги). Гла­голы как главные слова сочетаются с существительными в кос­венных падежах: верить другу, слушать из вежливости; с наречи­ями разных значений: идти быстро, сказать нарочно, разругаться сгоряча, очень верить; могут сочетаться с инфинитивом в роли обстоятельства или дополнения: предложить выучить - дополнение, звать обедать - обстоятельство цели.

2) Именные словосочетания, в которых главное слово выраже­но именем существительным, именем прилагательным или име­нем числительным. Наиболее распространены именные словосоче­тания с главным словом - существительным. Существительные в качестве главного слова сочетаются с определяющими их прила­гательными, причастиями, местоимениями-прилагательными (хо­рошая книга, открытая книга, моя книга), с другими существи­тельными в косвенных падежах без предлогов или с предлогами (книга сестры, пальто без пуговицы). Могут сочетаться (гораздо реже) с наречиями и инфинитивами (прогулка пешком, желание учиться). Дня качественных прилагательных особенно характерна сочетаемость с наречиями степени: совсем седой, очень интерес­ный, чрезвычайно остроумный. Прилагательные могут выступать в качестве главных слов по отношению к существительным: чуж­дый страха, полный ягод, добрый сердцем, смелый в бою. Из числи­тельных особый вид словосочетаний образуют только количественные числительные. В роли главного слова они выступают только в именительном и сходном винительном падеже, например: три товарища, пятеро ребят, пять тетрадей. Зависимое существитель­ное стоит всегда в родительном падеже без предлога (подробнее см. в разделе о числительном). В косвенных падежах числительного при сочетании его с существительным в качестве главного слова выступает существительное (меняется направление и характер зависимости): среди трёх товарищей, с пятью тетрадями.

3) Наречные словосочетания, в которых главное слово - наре­чие. Наречия, образованные от прилагательных, сохраняют от них способность сочетаться со словами со значением степени. Ср.: очень громкий - очень громко, слишком высокий - слишком высоко. Иногда наречия управляют существительным (с предлогом или без предлога): вдали от дороги, незадолго до встречи, высоко в небе.

Значение словосочетаний связано со способами выражения и (часто) лексическим значением главного и зависимого слова.

Словосочетанием свойственны следующие виды смысловых отношений:

1) Атрибутивные (определительные), свойственные субстантивным словосочетаниям: полезная робота, решенная задача, первый дом, с тремя товарищами; книги в переплетах, езда шагом, желание учиться, умение одеваться;

2) Объектные отношения. При объектных отношениях зависимый компонент обозначает предмет, на который направлено действие, или обозначает предмет приложения признака. В предложении слово с объектным значением обычно является дополнением и отвечает на вопросы косвенных падежей существительных. Объектные отношения характерны для глагольных словосочетаний: пригласить товарища, много друзей, опросить учащихся. Возможны в словосочетаниях с зависимым инфинитивом (инфинитив в этом случае объектный): отец попросил сына купить газеты. Объектное значение могут иметь существительные, относящиеся к отглагольным существительным и прилагательным. Именные словосочетания в этом случае чаще всего соотносительны с глагольными. Сравните: чтение книги - читать книгу, покорение космоса - покорить космос, известие о приезде - известить о приезде, достойный награды – удостоиться награды.

3) Субъектные отношения. При субъектных отношениях зависимый компонент обозначает производителя действия или носителя признака. Субъектные отношения наблюдаются в глагольных словосочетаниях, когда спрягаемая форма глагола или причастие имеет страдательный залог: данный людьми, избалованный родителями; Смета составляется бухгалтером. Значение субъекта действия или носителя признака может быть свойственно родительному падежу существительного, относящемуся к существительному, образованному от глагола или прилагательного: появление автомобиля (ср.: автомобиль появился), прилет грачей; храбрость воина ( ср.: воин храбрый).

4) Орудийные отношения. Орудийное (инструментальное) значение – это значение орудия (или средства) действия, с помощью которого совершается действие: писать мелом, чернилами, рубить топором, идти на лыжах, лететь на самолёте.

5) Обстоятельственные отношения. Эти отношения свойственны глагольным и адъективным словосочетаниям. Они имеют разновидности, соответствующие разновидностям обстоятельственных значений, описанных в разделе «Второстепенные члены предложения». Примеры: грамотно писать, быстро бежать, ехать верхом – обстоятельства образа действия (их называют ещё определительно – обстоятельственными значениями); много читать, чрезвычайно остроумный – обстоятельства меры и степени (количественно – обстоятельственные значения); находиться неподалёку, ехать навстречу, вернуться из города, въехать в село - обстоятельства места (пространственные отношения); закончить к лету, приехать вечером, знакомый с детства – обстоятельства времени (в словосочетаниях временные отношения); сделать сгоряча, из ревности, сказать по ошибке – обстоятельства причины; упасть нарочно, стрелять в целях самообороны, приехать учиться, выйти прогуляться - целевые отношения (зависимый компонент является обстоятельством цели);

6) Комплетивные (восполняющие) отношения. Комплетивные отношения наблюдаются в синтаксически неразложимых, нечленимых словосочетаниях. В таких словосочетаниях главное слово обычно информативно недостаточно и зависимое слово выполняет его смысловую недостаточность. Примеры словосочетаний с комплетивными отношениями: три товарища, пропасть дел, кусок мыла, обломок карандаша, назвался гостем (см. также наши примеры в разделе «Свободные и несвободные словосочетания»).

Значение словосочетаний может быть синкретичным (совмещённым, комплексным), например: поездка за город (какая? куда?) – определительно – обстоятельственные (определительно – пространственные) отношения; работа по вечерам (какая? когда?) – определительно – обстоятельственные (определительно – временные) отношения; сидеть на скамье (на чём? где?) – объектно - обстоятельственные отношения.

Виды грамматической связи слов:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 3589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.180 (0.011 с.)