Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика преподавания русскогоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Языка МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ В методике преподавания русского языка эта область выделилась позднее, в 70-х годах XX в. Методика лексики и фразеологии связана с именем М.Т.Баранова. Им написан раздел в учебнике, отдельная монография «Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка» 1988 г., где представлены все поурочные разработки. I. Лексика как раздел школьного курса русского языка. 1. Значение раздела. Язык – это идеальная информационная система. Информация представлена в первую очередь через словарный состав, а именно через лексические значения слов. Изучая семантику слов, мы представляем себе языковую картину мира. Без понимания лексических значений слов существование языка невозможно. Работа по лексике в школе имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение: расширяется представление о языке в целом, обогащается словарный запас, развивается умение пользоваться словарями, появляется интерес к языку. В изучении лексики выделяют 4 этапа. 1) пропедевтический этап – начальная школа. Некоторые лексические понятия изучаются на эмпирическом уровне, без обозначения их терминами. Например, подберите слова с близкими значениями (некоторыми программами предусмотрено введение терминов, но заучивание их не является обязательным). Дети учатся устранять однообразное повторение слов, подбирать нужное по смыслу слово. 2) систематический этап. Аспектное (специальное) изучение лексики. В программе М.Т. Баранова материал распределен между 5 и 6 классами, в отличие от двух других программ (под ред. В.В. и под ред М.М. Разумовской и П.А. Леканта, где основные сведения даются в 5 классе): 5 класс – это аспекты, связанные с семантикой слов (однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы); 6 класс – функционирование лексической системы (происхождение, употребление слов, их стилистическая окраска), а также фразеологические единицы. 3) заключительный этап – попутное изучение лексики с другими разделами (6-9 класс). Определяется органической взаимосвязью лексики и грамматики. Например, обращается внимание на семантику безличности при изучении безличных глаголов и односоставных предложений (светает, хотелось, не спится). 4) лексико – стилистическая работа (8-9 класс). Попутно рассматриваются лексические понятия при освещении тем, связанных со стилями литературного языка: есть – кушать – жрать. 3. Цель – обогащение активного словаря учащихся, совершенствование навыков пользования изобразительно-выразительными средствами языка. 4. Задачи: - образовательная (определяет лингвистическую компетентность учащихся): формирование лексических понятий - прагматическая (для чего нужны лингвистические знания): знания по лексике составляют базу при изучении других разделов языка. Например, лексический анализ необходим при работе по словообразованию при характеристике производной основы, в орфографии при различении разных написаний, например, чередующихся гласных в корнях ровн/равн, мок/мак, при разграничении приставок пре/при и др.; в работе по синтаксису и стилистике важна лексическая сочетаемость слов (играть роль/иметь значение). - развивающая: работа над словарём учащихся, овладение нормами словоупотребления и отбора лексических средств для точного выражения мысли в каждой конкретной ситуации. Содержание разделов. Знания, которые формируются в данном разделе. 1) сведения о лексическом значении слова, понятия, связанные с семантикой слов (многозначные/однозначные слова, прямые/переносные значения, синонимы, антонимы, омонимы) 2) понятия, которые характеризуют употребление слова в разных общественных сферах (профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы) 3) понятия, которые характеризуют происхождение слов (исконно-русские и заимствованные), их актуальность/неактуальность (неологизмы и архаизмы). 4) лексикографическое понятие – толковый словарь. 5) представление об устойчивых оборотах языка – фразеологизмах. Формируемые в лексике умения. 1. Лексикологические умения – умение подводить языковые факты под лингвистические понятия: чёрный – белый – это антонимы. Подбор к лексикологическому понятию языковых фактов: подобрать синонимы к слову счастливый. 2. Лексические умения – умение правильно толковать лексическое значение слова и выбирать языковые (лексические) средства для выражения своей мысли. Это главное, чему необходимо научить при работе над лексикой. 3. Лексикографическое умение – умение пользоваться толковым словарём. II. Теоретические основы. Лингвистической основой работы по изучению лексики является теория принципов усвоения родной речи (принцип понимания языковых значений, развития чувства языка и внимания к выразительности речи), разработанная профессором Л.П. Федоренко. Психологической основой являются положения о том, что результатом интеллектуального отражения действительности являются понятия и суждения. Овладеть понятием означает, во-первых, усвоить связь между признаками и, во-вторых, усвоить связи между понятиями (систему понятий). Основное лингвистическое понятие – лексическое значение слова. Соотношение научной и школьной лингвистики. Понятие лексическое значение в школе сужено. Оно сводится к понятийному компоненту, выражающему основное содержание слова. В значении слов необходимо выделять общее понятие и дифференциальные признаки. Например, липа – это лиственное дерево. С другой стороны, лексическое значение слова расширено, т.к. оно включает в себя и лексико-семантические варианты. Лексическое значение – это значение изолированного слова, взятое вне ситуации и контекста, а лексико-семантический вариант – это конкретная реализация инвариантного значения, значение слова в лексической микросистеме и тексте. Также сужено в школе понятие омонимии. В школе изучаются не все лексические микросистемы. Так, например, не изучаются паронимы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.195.142 (0.011 с.) |