Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лингвистическая природа текста.

Поиск

Школьный курс русского языка ориентирован на коммуникативный аспект в обучении языку – развитие устной и письменной речи детей. Основной учебной единицей является текст. Ему свойственны следующие признаки: информативность, смысловая цельность, членимость и композиционная (структурная) связность.

Правильность восприятия текста обеспечивается не только языковыми единицами, но и необходимыми для автора и читателя фоновыми знаниями (знаниями о мире, жизненный опыт, интеллектуальный и культурный уровень человека), т.е. пресуппозициями. Особенно важна пресуппозиция для понимания художественных произведений.

Информативность текста. Текст содержит разные виды информации:

1) фактуальная – словесно выраженное сообщение о фактах, событиях, первичный, поверхностный план содержания, толчок для раскрытия глубинного смысла (о чём говорится)

2) подтекстовая – скрытая, словесно не выраженная информация, связанная с ассоциативными и коннотативными значениями.

3) концептуальная – глубинный смысл текста, выражение авторского понимания явлений. Этот смысл вариативен, зависит во многом от индивидуальных качеств читателя (что говорится).

1 и 3 (2) разновидности информации в школе называют темой и основной мыслью текста.

Толкование текста – раскрытие всех видов информации. Характер информации зависит от жанра, типа текста. Она разная в статье и басне, в описании и рассуждении.

Смысловая цельность. В смысловой цельности текста отражаются те связи и зависимости, которые имеются в действительности. Цельность текста выражается в следующих признаках:

- текст – это высказывание на определённую тему;

- в тексте реализуется замысел говорящего (основная мысль);

- текст любого размера – относительно автономное (законченное) высказывание;

- к тексту можно подобрать заголовок, передающий тему или основную мысль высказывания;

- правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.

Членимость текста. Этот признак предполагает наличие двух и более предложений, которые оформляются в абзацы и составляют сложное синтаксическое целое. Последовательность членения текста отражена в плане к тексту.

Структурная связность. Эта характеристика связана с таким признаком, как членимость. Основу структурной организации текста составляют способы связи предложений. Это может быть параллельный, последовательный (цепной) способ соединения предложений, отражающий темо-рематическую соотнесённость предложений.

При параллельной связи одна тема повторяется в начале каждого предложения (является сквозной), рематическое наполнение разное. Виктор Талалихин получил задание контролировать участок воздушного пространства на подступах к Москве. Вдруг на фоне диска луны он заметил тёмный силуэт промелькнувшего самолёта. Лётчик дал полный газ и ясно увидел на хвосте самолёта фашистскую свастику. (А.Яковлев).

При последовательном способе связи рема 1 предложения становится темой второго, рема 2 – темой 3 и т.д. Вокруг города раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков)

Возможен и такой тип связи на базе параллельного, когда отсутствует сквозная тема, а связь между предложениями осуществляется через общую коммуникативную задачу и воображаемую картину действительности. Такие построения обычно используются в пейзажных описаниях. Предложения не членятся на тему и рему, а связность обеспечивается видовременным единством глагольных форм и порядком слов (сказуемое + подлежашее). За ночь наступила оттепель. С крыш свесились толстые острые сосульки. Подул влажный мягкий ветер. Весна была недалеко. (А.Гайдар).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.169 (0.008 с.)