Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глагольных форм. Классы глагола.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Абсолютное большинство глаголов имеет в русском языке 2 основы: основу инфинитива и основу настоящего времени. От этих основ с помощью окончаний и формообразующих суффиксов образуются все глагольные формы, кроме аналитических (будущего сложного и сослагательного наклонения). Основа инфинитива находится путем отбрасывания конечных формообразующих суффиксов – ть-, -ти-: чита/ть, вез/ти. Основа настоящего времени устанавливается путем отбрасывания личного окончания глагола. Опорной формой признается форма 3 лица множественного числа, т.к. этой форме менее всего свойственны исторические чередования фонем: берег/ут (бережешь), люб/ят (ср:люблю), воз/ят (вожу). Основой настоящего времени принято называть не только основу собственно настоящего времени глагола (читай-ут, пиш-ут), но и основу простого будущего времени (прочитай-ут,напиш-ут), так как концовки основ у глагольных форм настоящего и простого будущего времени идентичны. Основа инфинитива у большинства глаголов (они имеют морф - ть) является вокалический, то есть оканчивается гласной фонемой. Основа настоящего времени (за отдельным исключением) является консонатной, то есть оканчивается согласной фонемой, например: чита/ть-читай-ут, пили/ть-пил/ят, писа/ть-пиш/ут. От основы инфинитива образуются глагольные формы из группы прошедшего времени (ГПВ), от основы настоящего времени образуются формы группы настоящего времени (ГНВ) В группу прошедшего времени входят следующие формы, образованные от основы инфинитива: 1)формы прошедшего времени изъявительного наклонения: говори/ть - говори/л (-ла,-ло,-ли), чита/ть-чита/л (-ла, -ло, ли); 2) формы сослагательного наклонения, которые образуются аналитически, но содержат основу инфинитива: говори/л бы, чита/л бы; 3)действительные причастия прошедшего времени: говори/вш/ий, чита/вш/ий; 4)страдательные причастия прошедшего времени (образуются преимущественно от переходных глаголов совершенного вида, а также от бесприставочных глаголов несовершенного вида: чита/нн/ый, разброса/ть-разброса/нн/ый, откры/ть – откры/т/ый; 5)деепричастия (если глагол сов.вида): прочита/ть-прочита/в, разброса/ть-разброса/в, откры/ть – откры/в. В группу форм настоящего времени входят следующие формы, образующиеся от основы настоящего времени: 1)личные формы глаголов настоящего времени: говор/ю, говор/ишь, говор/ит, читай/у- читай/эшь; 2) формы повелительного наклонения: говор/ю-говор/и, читай/у-читай; 3)действительные причастия настоящего времени: говор/ящ/ий, читай/ущий, пил/ят- пил/ящ/ий; 4)страдательные причастия настоящего времени (если глагол переходный): читай/эмый, люб/имый; 5)деепричастия несов.вида: говоря, читая, любя. От основы простого будущего времени у глаголов сов.вида образуются следующие формы: 1)личные формы простого будущего времени: прочитай/у, прочитай/эшь, распил/ю (-ишь,-ит); 2) формы повелительного наклонения: прочитай, распил/и. Формы причастий и деепричастий у глаголов соверш.вида находятся только в группе прош.времени. Классы глаголов По соотношению двух основ глагола–основы инфинитива и основы настоящего (будущего) времени - выделяются классы глаголов. В современной академической грамматике они называются словоизменительными классами, традиционно назывались морфологическими классами. Классы глаголов имеют отношение и к словоизменению, и к словообразованию глаголов. Классы глаголов делятся на продуктивные и непродуктивные. Понятие продуктивности-непродуктивности словообразовательное: в основе противопоставления продуктивных и непродуктивных классов (групп) лежит понятие продуктивности словообразовательного типа (Краткая русская грамматика. М.: Русский язык, 1989 с.288). Классы глаголов, имеющих такое соотношение основ, которое свойственно и вновь образующимся глаголам, называют продуктивными. Непродуктивные классы (или, точнее, группы) имеют такое соотношение основ, по образу которого новых глаголов не создается. Продуктивных классов пять. К ним относится основная масса глаголов. Непродуктивных групп насчитывают от 10 до 17 (10 непродуктивных групп, с подгруппами, выделяется в “ Краткой русской грамматике”). В непродуктивных группах всего около 400 непроизводных глаголов. Кроме того, в их состав входят глаголы, образованные с помощью приставок и постфикса – ся от этих непроизводных глаголов, например: шептать – шептаться, кудахтать – раскудахтаться, мять – размять. Продуктивные классы (1 - 5) 1 класс включает глаголы с основой инфинитива на – а (-ть) и основой настоящего времени на – ай: читать-чит[ай-у]т, согрева-ть – согрев[ай-у]т (т.е. показатель 1 класса соотношение[ а-ай ]). Такие глаголы могут иметь в инфинитиве суффиксы (или концовки) – а (я),-ва-, -ива-, -ыва-, -нича-, -ича-:напевать, набрасывать, помешивать, слесарничать. 2 класс включает глаголы с показателем [ е-ей]: беле-ть – бел[ей--у]т, обессилеть – обессил[ей -у]т, греть – гр[ей -у]т, выздорове - ть –выздоров[ей – у]т. 3 класс включает глаголы с основой инфинитива на –ова(ть) /-евать / и основой настоящего времени на – уй (показатель – ова, -ева – уй): рисова-ть – рис/уй -у/т. Глаголы этого класса могут иметь суффиксы – ирова, - изирова-,-ствова -: симпатизировать, электрифицировать, усердствовать. У 7 и глаголов - ов, -ев являются корневыми, это касается глаголов: ковать, сновать, жевать, клевать и под. 4 класс включает глаголы с показателем / ну – н /: прыгну-ть – прыгн – ут, грянуть – грян –ут. Основа прошедшего времени у этих глаголов, в отличие от похожих непродуктивных глаголов, совпадает с основой инфинитива: суффикс – ну не выпадает: прыгнуть – прыгнул. Глаголы типа замерзнуть – замерз (с выпадающим – ну)непродуктивны. Большинство продуктивных глаголов на –нуть совершенного вида, причем имеет значение одноактности действия. Др.примеры: двинуть, кольнуть, сигануть (простор., с суф. – ану -).Но есть и глаголы несовершенного вида и глаголы совершенного вида не со значением одноактности, например: тонуть (тонул), тянуть (тянул); обмануть (значение законченности), прикорнуть (семантический оттенок ослабленности законченного действия). Все глаголы названных четырех классов относятся к 1 спряжению. 5 класс включает типичные глаголы 2 спряжения, т.е.глаголы в инфинитиве на – и(ть), у которых при образовании форм настоящего времени и усекается. Окончание глаголов в 3 лице мн.числа - ат, -ят: говори/ть – говор/ят, суши/ть – суш/ат, шути/ть – шут/ят. Непродуктивные группы К непродуктивным группам относятся глаголы с иным соотношением основ. Назовем некоторые из них, порядок расположения групп условен. От 1 продуктивного класса надо отличать группу глаголов, у которых а в настоящем времени выпадает: маха/ть- маш/ут, писа/ть- пиш/ут. Это могут быть глаголы как 1, так и 2 спряжения, например: журча/ть – журч/ит, звуча/ть – звуч/ат, звуч/ит, кричать, дрожать, молчать. От 2 продуктивного класса надо отличать непродуктивную группу глаголов, которые в инфинитиве оканчиваются на – еть (как и глаголы 2 класса), но утрачивают е в настоящем времени. Все такие глаголы 2 спряжения. Их 48 (с немотивированными основами): 7 из них имеют неударяемое окончание, остальные – ударяемое. Примеры: видеть – видят, обидеть, зависеть; скорбеть, шипеть, шуметь, лететь, хрипеть. От 4 продуктивного класса, как уже говорилось, надо отличать глаголы на - нуть, у которых ну в прошедшем времени утрачивается или может утрачиваться. Это заметная группа глаголов, включающая 60 глагольных корней. Эти глаголы обозначают состояние (изменение в состоянии или результативное состояние человека или окружающей среды): намокнуть (прош. вр. намок), мокнуть ((прош.вр. – мок, мокнул), замерзнуть, мерзнуть, увянуть, поблекнуть, гаснуть, погаснуть, исчезнуть, киснуть, прокиснуть, оглохнуть. От 5 класса надо отличать глаголы на – ить, спрягающиеся по 1 спряжению: бить, вить, лить, пить, шить (с чередованием и/й/ей в корне: бить- бью- бей), гнить, жить. К непродуктивным группам относятся все глаголы с основой инфинитива на согласный (отличие уже в основе инфинитива): нести, везти, печь, беречь, плести, вести; глаголы на – олоть, -ереть: расколоть, стереть, запереть; глаголы на – ыть: плыть, мыть, крыть, ныть, выть (5 немотивированных глаголов) и некоторые другие. Все глаголы непродуктивных групп имеют особенности в образовании глагольных форм, связанные с характером основ, со спряжением, с наличием определенных исторических чередований, например: нес/ти – нес/ут (одна формообразующая основа), намокну/ть – намок – намокн/ут (3 основы), расплес/ти – распле/л – расплет/ут (3 основы, из которых реально формообразующей является одна – расплет: именно эту основу содержат причастия и деепричастие: расплетший, расплетенный, расплетя). Глаголы непродуктивных групп испытывают влияние глаголов продуктивных классов. Более всего влияет 1 продуктивный класс глаголов на словоизменение глаголов непродуктивных групп с суффиксом – а в инфинитиве, например: блистать – блещет – блистает, внимать – внемлет – внимает, мурлыкать – мурлычет – мурлыкает. Избыточную парадигму, с наличием разговорно-просторечных форм, образуемых по образцу глаголов 1 класса, имеют глаголы: глодать, колыхать, курлыкать, махать, плескать, плескаться, рыскать, тыкать, хныкать, щипать и др. В литературной речи предпочтительнее исторически первичные личные формы с основой на шипящий: курлычет, машет, плещет, рыщет. Однако при образовании деепричастий у некоторых глаголов более предпочтительными (из-за благозвучия) оказываются формы, образованные по образу глаголов 1 продуктивного класса: глодая, махая, плеская сь.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.63.0 (0.011 с.) |