Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глагольных форм. Классы глагола.

Поиск

Абсолютное большинство глаголов имеет в русском языке 2 основы: основу инфинитива и основу настоящего времени. От этих основ с помощью окончаний и формообразующих суффиксов образуются все глагольные формы, кроме аналитических (будущего сложного и сослагательного наклонения). Основа инфинитива находится путем отбрасывания конечных формообразующих суффиксов – ть-, -ти-: чита/ть, вез/ти. Основа настоящего времени устанавливается путем отбрасывания личного окончания глагола. Опорной формой признается форма 3 лица множественного числа, т.к. этой форме менее всего свойственны исторические чередования фонем: берег/ут (бережешь), люб/ят (ср:люблю), воз/ят (вожу).

Основой настоящего времени принято называть не только основу собственно настоящего времени глагола (читай-ут, пиш-ут), но и основу простого будущего времени (прочитай-ут,напиш-ут), так как концовки основ у глагольных форм настоящего и простого будущего времени идентичны.

Основа инфинитива у большинства глаголов (они имеют морф - ть) является вокалический, то есть оканчивается гласной фонемой. Основа настоящего времени (за отдельным исключением) является консонатной, то есть оканчивается согласной фонемой, например: чита/ть-читай-ут, пили/ть-пил/ят, писа/ть-пиш/ут. От основы инфинитива образуются глагольные формы из группы прошедшего времени (ГПВ), от основы настоящего времени образуются формы группы настоящего времени (ГНВ)

В группу прошедшего времени входят следующие формы, образованные от основы инфинитива: 1)формы прошедшего времени изъявительного наклонения: говори/ть - говори/л (-ла,-ло,-ли), чита/ть-чита/л (-ла, -ло, ли); 2) формы сослагательного наклонения, которые образуются аналитически, но содержат основу инфинитива: говори/л бы, чита/л бы; 3)действительные причастия прошедшего времени: говори/вш/ий, чита/вш/ий; 4)страдательные причастия прошедшего времени (образуются преимущественно от переходных глаголов совершенного вида, а также от бесприставочных глаголов несовершенного вида: чита/нн/ый, разброса/ть-разброса/нн/ый, откры/ть – откры/т/ый; 5)деепричастия (если глагол сов.вида): прочита/ть-прочита/в, разброса/ть-разброса/в, откры/ть – откры/в.

В группу форм настоящего времени входят следующие формы, образующиеся от основы настоящего времени: 1)личные формы глаголов настоящего времени: говор/ю, говор/ишь, говор/ит, читай/у- читай/эшь; 2) формы повелительного наклонения: говор/ю-говор/и, читай/у-читай; 3)действительные причастия настоящего времени: говор/ящ/ий, читай/ущий, пил/ят- пил/ящ/ий; 4)страдательные причастия настоящего времени (если глагол переходный): читай/эмый, люб/имый; 5)деепричастия несов.вида: говоря, читая, любя.

От основы простого будущего времени у глаголов сов.вида образуются следующие формы: 1)личные формы простого будущего времени: прочитай/у, прочитай/эшь, распил/ю (-ишь,-ит); 2) формы повелительного наклонения: прочитай, распил/и. Формы причастий и деепричастий у глаголов соверш.вида находятся только в группе прош.времени.

Классы глаголов

По соотношению двух основ глагола–основы инфинитива и основы настоящего (будущего) времени - выделяются классы глаголов. В современной академической грамматике они называются словоизменительными классами, традиционно назывались морфологическими классами. Классы глаголов имеют отношение и к словоизменению, и к словообразованию глаголов. Классы глаголов делятся на продуктивные и непродуктивные. Понятие продуктивности-непродуктивности словообразовательное: в основе противопоставления продуктивных и непродуктивных классов (групп) лежит понятие продуктивности словообразовательного типа (Краткая русская грамматика. М.: Русский язык, 1989 с.288).

Классы глаголов, имеющих такое соотношение основ, которое свойственно и вновь образующимся глаголам, называют продуктивными. Непродуктивные классы (или, точнее, группы) имеют такое соотношение основ, по образу которого новых глаголов не создается.

Продуктивных классов пять. К ним относится основная масса глаголов. Непродуктивных групп насчитывают от 10 до 17 (10 непродуктивных групп, с подгруппами, выделяется в “ Краткой русской грамматике”). В непродуктивных группах всего около 400 непроизводных глаголов. Кроме того, в их состав входят глаголы, образованные с помощью приставок и постфикса – ся от этих непроизводных глаголов, например: шептать – шептаться, кудахтать – раскудахтаться, мять – размять.

Продуктивные классы (1 - 5)

1 класс включает глаголы с основой инфинитива на – а (-ть) и основой настоящего времени на – ай: читать-чит[ай-у]т, согрева-ть – согрев[ай-у]т (т.е. показатель 1 класса соотношение[ а-ай ]). Такие глаголы могут иметь в инфинитиве суффиксы (или концовки) – а (я),-ва-, -ива-, -ыва-, -нича-, -ича-:напевать, набрасывать, помешивать, слесарничать.

2 класс включает глаголы с показателем [ е-ей]: беле-ть – бел[ей--у]т, обессилеть – обессил[ей -у]т, греть – гр[ей -у]т, выздорове - ть –выздоров[ей – у]т.

3 класс включает глаголы с основой инфинитива на –ова(ть) /-евать / и основой настоящего времени на – уй (показатель – ова, -ева – уй): рисова-ть – рис/уй -у/т. Глаголы этого класса могут иметь суффиксы – ирова, - изирова-,-ствова -: симпатизировать, электрифицировать, усердствовать. У 7 и глаголов - ов, -ев являются корневыми, это касается глаголов: ковать, сновать, жевать, клевать и под.

4 класс включает глаголы с показателем / ну – н /: прыгну-ть – прыгн – ут, грянуть – грян –ут. Основа прошедшего времени у этих глаголов, в отличие от похожих непродуктивных глаголов, совпадает с основой инфинитива: суффикс – ну не выпадает: прыгнуть – прыгнул. Глаголы типа замерзнуть – замерз (с выпадающим – ну)непродуктивны. Большинство продуктивных глаголов на –нуть совершенного вида, причем имеет значение одноактности действия. Др.примеры: двинуть, кольнуть, сигануть (простор., с суф. – ану -).Но есть и глаголы несовершенного вида и глаголы совершенного вида не со значением одноактности, например: тонуть (тонул), тянуть (тянул); обмануть (значение законченности), прикорнуть (семантический оттенок ослабленности законченного действия).

Все глаголы названных четырех классов относятся к 1 спряжению.

5 класс включает типичные глаголы 2 спряжения, т.е.глаголы в инфинитиве на – и(ть), у которых при образовании форм настоящего времени и усекается. Окончание глаголов в 3 лице мн.числа - ат, -ят: говори/ть – говор/ят, суши/ть – суш/ат, шути/ть – шут/ят.

Непродуктивные группы

К непродуктивным группам относятся глаголы с иным соотношением основ. Назовем некоторые из них, порядок расположения групп условен.

От 1 продуктивного класса надо отличать группу глаголов, у которых а в настоящем времени выпадает: маха/ть- маш/ут, писа/ть- пиш/ут. Это могут быть глаголы как 1, так и 2 спряжения, например: журча/ть – журч/ит, звуча/ть – звуч/ат, звуч/ит, кричать, дрожать, молчать.

От 2 продуктивного класса надо отличать непродуктивную группу глаголов, которые в инфинитиве оканчиваются на – еть (как и глаголы 2 класса), но утрачивают е в настоящем времени. Все такие глаголы 2 спряжения. Их 48 (с немотивированными основами): 7 из них имеют неударяемое окончание, остальные – ударяемое. Примеры: видеть – видят, обидеть, зависеть; скорбеть, шипеть, шуметь, лететь, хрипеть.

От 4 продуктивного класса, как уже говорилось, надо отличать глаголы на - нуть, у которых ну в прошедшем времени утрачивается или может утрачиваться. Это заметная группа глаголов, включающая 60 глагольных корней. Эти глаголы обозначают состояние (изменение в состоянии или результативное состояние человека или окружающей среды): намокнуть (прош. вр. намок), мокнуть ((прош.вр. – мок, мокнул), замерзнуть, мерзнуть, увянуть, поблекнуть, гаснуть, погаснуть, исчезнуть, киснуть, прокиснуть, оглохнуть.

От 5 класса надо отличать глаголы на – ить, спрягающиеся по 1 спряжению: бить, вить, лить, пить, шить (с чередованием и/й/ей в корне: бить- бью- бей), гнить, жить.

К непродуктивным группам относятся все глаголы с основой инфинитива на согласный (отличие уже в основе инфинитива): нести, везти, печь, беречь, плести, вести; глаголы на – олоть, -ереть: расколоть, стереть, запереть; глаголы на – ыть: плыть, мыть, крыть, ныть, выть (5 немотивированных глаголов) и некоторые другие.

Все глаголы непродуктивных групп имеют особенности в образовании глагольных форм, связанные с характером основ, со спряжением, с наличием определенных исторических чередований, например: нес/ти – нес/ут (одна формообразующая основа), намокну/ть – намок – намокн/ут (3 основы), расплес/ти – распле/л – расплет/ут (3 основы, из которых реально формообразующей является одна – расплет: именно эту основу содержат причастия и деепричастие: расплетший, расплетенный, расплетя).

Глаголы непродуктивных групп испытывают влияние глаголов продуктивных классов. Более всего влияет 1 продуктивный класс глаголов на словоизменение глаголов непродуктивных групп с суффиксом – а в инфинитиве, например: блистать – блещет – блистает, внимать – внемлет – внимает, мурлыкать – мурлычет – мурлыкает. Избыточную парадигму, с наличием разговорно-просторечных форм, образуемых по образцу глаголов 1 класса, имеют глаголы: глодать, колыхать, курлыкать, махать, плескать, плескаться, рыскать, тыкать, хныкать, щипать и др. В литературной речи предпочтительнее исторически первичные личные формы с основой на шипящий: курлычет, машет, плещет, рыщет. Однако при образовании деепричастий у некоторых глаголов более предпочтительными (из-за благозвучия) оказываются формы, образованные по образу глаголов 1 продуктивного класса: глодая, махая, плеская сь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.63.0 (0.011 с.)