Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Случаи расхождения формальной и смысловой производностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В языке есть случаи расхождения формальной и смысловой производности: производное по форме мотивируется одним словом, а по смыслу – другим. Например, наречия с приставкой по – и суффиксом – ому формально образованы от прилагательных, а по значению мотивируются существительными: по-курорт/н/ому – а ) курортный; б) как на курорте; по-северному - а) северный; б) как на севере; по-дачному - а) дачный; б) как на даче. В приведенных примерах в качестве формального производящего выступает синтаксический дериват, не имеющий своего отдельного лексического значения, семантическим производящим является слово, от которого этот синтаксический дериват (относительное прилагательное) образован.
Множественность мотивации Множественность мотивации заключается в том, что производное слово соотносится не с одним, а с двумя (реже - более) производящими. Например: довоенный от война (до войны) и довоенный от военный. О множественной мотивации (производности), как считает Е.А. Земская, допустимо говорить лишь в тех случаях, когда производное может быть соотнесено и по форме, и по смыслу с разными производящими. Множественность производности наблюдается у имен существительных, прилагательных и наречий. Так, имена существительные с префиксом не -и суффиксом – ость могут быть осмыслены и как префиксально образованные от соответствующих существительных, и как суффиксально образованные от прилагательных: неподготовленность – подготовленность; неподготовленность – неподготовленный. Существительные с приставкой пере – часто могут быть осмыслены как образования и от соответствующих существительных, и от глаголов: перезащита от защита (префиксация), перезащита от перезащищать (нулевая суффиксация); переподготавливание от подготавливание (префиксация), переподготавливание от переподготавливать (суффиксация). Прилагательные с приставками предложного происхождения (до-, пред-, без- и др.) могут считаться образованными и от существительных, и от прилагательных: довоенный от война (до войны) – префиксально-суффиксальный способ образования; довоенный от военный – префиксация. Наречия с приставками пре -, сверх -, архи – ( премило, сверхчисто, архимодно ) могут считаться производными и от прилагательных, и от других наречий: премило от прилагательного премилый – суффиксация, премило от мило (префиксация).
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ Слова образуются в русском языке следующими основными способами: аффиксацией (с помощью приставок и суффиксов), сложением, сложением в сочетании с суффиксацией, сращением, аббревиацией (сложением усеченных основ), переходом слов из одной части речи и другую. Наиболее продуктивно словообразование с помощью аффиксов. I. Аффиксация подразделяется на разновидности с учетом того, какие аффиксы образуют производные слова. Различают: 1. Суффиксальный способ словообразования, т.е. образование слов с помощью суффиксов. Этот способ продуктивен среди всех основных знаменательных частей речи: среди существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Примеры: лётчик (от глагола летать), доброта (от прилагательного добрый), белить (от прил. белый), обедать (от сущ. обед), чувствовать (от сущ. чувство), геройски (наречие от прил. геройский), хорошо (нареч. от прил. хороший). Каждой части речи свойственны свои суффиксы, особенно много суффиксов у имён существительных. При образовании новых слов суффиксы прибавляются к основе производящего слова, при этом в конце основы производящего слова может происходить усечение звуков и чередование: усилить - усиление, удивить - удивление (в-вл), пух - пушистый (х-ш), друг - дружок (г-ж). По значению суффиксы очень разнообразны, но у каждой части речи они имеют свои словообразовательные значения. Так, есть суффиксы существительных со значением субъекта (производителя) действия: заступник, игрок, обходчик, работник, регулировщик, читатель; есть суффиксы существительных со значением лица женского пола: учительница, студентка, повариха, кассирша; есть суффиксы отвлечённости, характерные для отвлечённых существительных, образованных от глаголов и прилагательных: рисовать - рисование (-ний), ходить - хождение (-ений). молодой - молодость (-ость); суффиксы субъективной оценки (уменьшительно-ласкательные, уничижительные, увеличительные) и др.: дом -домик, домишко, домище. При образовании существительных и некоторых прилагательных суффиксация может быть нулевой: бегать - бег, пускать - пуск, смотреть - смотр, зелёный - зелень, золото - золотой (ср.: серебро - серебряный). О нулевой суффиксации говорят тогда, когда слово является производным, хотя и не содержит материально выраженных суффиксов, и имеет такое словообразовательное значение, которое выражается и с помощью других, обычных (материально представленных) суффиксов: 1) бегать - бег, ср.: плавать - плавание, рисовать - рисование, ходить - хождение, носить -ношение, принять - принятие, доверять - доверие, варить - варка, разбирать -разбирательство; 2) балагурить - балагур, ср.: ворчать -ворчун, говорить - говорун, шалить - шалун. В первом случае нулевой суффикс существительного бег, подобно суффиксам -ний, -ений, -тий, -ий, -к-, -тельств- является суффиксом отвлечённости. Он свойствен существительным, образованным от глаголов и обозначающим отвлечённое действие. Во втором случае нулевой суффикс имеет другое, омонимичное значение, такое же, как суффикс -ун- (говорун, молчун, хвастун); это суффикс лица, склонного производить определённое действие (говорить, хвастать, балагурить). Особенно продуктивна нулевая суффиксация при образовании отвлечённых существительных мужского рода от приставочных глаголов: выпускать - выпуск, высевать - высев, отгонять - отгон, отходить - отход, прилетать - прилёт, приседать - присед. В составе образованных таким способом существительных имеется глагольная приставка, которая не участвует в образовании существительных. При образовании существительных с помощью нулевой суффиксации от глаголов всегда происходит усечение глагольной основы (см. наши примеры). При образовании существительных от прилагательных происходит чередование конечных согласных производящей основы и может наблюдаться усечение конечного суффикса прилагательного: широкий - ширь (усечение суффикса ок- и чередование [р]-[р']), глубокий - глубь, гладкий - гладь (усечение и чередование), сухой - сушь (чередование). 2. Префиксальный способ словообразования, т.е. образование слов с помощью префиксов (приставок). Префиксация также действует в словообразовании всех основных частей речи. Примеры: со автор, раз веселый, вы читать, не весело, по всюду. Наиболее продуктивен префиксальный способ словообразования среди глаголов. Наиболее продуктивны глагольные приставки со значением направления (бежать - вбежать, забежать, отбежать, перебежать), временных фаз действия (петь - запеть, попеть, допеть), со значением интенсивности действия (топтать - вытоптать, курить - прокурить). В именах и наречиях распространены приставки со значением отрицания, отсутствия, противоположности: неудача, антициклон, противодействие, диспропорция, неумный, аморальный, ненадолго, а также приставки со значением степени, увеличительности: сверхприбыль, суперкласс, ультрамодный, раскрасавица, развесёлый и некоторые другие. 3. Префиксально-суффиксальный способ словообразования, т.е. образование слов при помощи одновременного прибавления к производящей основе приставки и суффикса. Этот способ также продуктивен среди всех основных частей речи. При префиксально-суффиксальном способе словообразования часть речи может изменяться, а может не изменяться, например: у прост и ть - от простой, обез оруж и ть - от оружие (часть речи меняется); под окон ник - окно, раз болеть ся - болеть (часть речи не меняется). Словообразовательное значение производного слова выражается с помощью двух аффиксов: префикса и суффикса. Производящим компонентом при префиксально-суффиксальном словообразовании имён часто является сочетание существительного с предлогом: подоконник - окно (под окном), подорожник - дорога (по дороге), пришкольный - школа (при школе). В этом случае значение приставок в производном соответствует значению предлогов. Это обычно пространственные или временные значения. Примеры приставок с пространственным значением приводились. Примеры приставок с временным значением: межвластье, междуцарствие. II. Сложение. Сложением образуются сложные слова. Способ продуктивен среди существительных и прилагательных. Соединение основ в сложном слове чаще всего осуществляется с помощью соединительных гласных о (после твёрдых согласных), е (после мягких согласных и всех шипящих): железобетон, рельсоукладчик, овощехранилище, кашеварение. Разновидностью сложения является словосложение, т.е. сложение целых слов. Сложные слова, образованные таким способом, пишутся через дефис, например, диван-кровать, ракета-носитель, школа-интернат, фабрика-кухня. Сложение может сочетаться с суффиксацией: водокачка (суф. -к-), водопроводчик (суф. -чик-), конькобежец (суф. -ец-), редколесье (суф. -й-). В качестве соединительной гласной может использоваться и: пятиэтажный, шестидневный (исторически окончание родительного падежа числительных). Образование сложных слов путем основосложения и одновременной суффиксации называется сложносуффиксальным способом словообразования. III. Сращение. Акад. В. В. Виноградов называл сращение лексико-синтаксическим способом словообразования. Этим способом образуются новые слова из словосочетания. В современном русском языке этим способом образуются сложные прилагательные на базе сочетаний наречий с прилагательными и адъективированными причастиями, например: долгоиграющий, дикорастущий, быстрорастворимый, скоропортящийся, вечнозеленый, незаконнорожденный. Первой частью сращения может быть существительное: фосфорсодержащий, азотсодержащий. В таких словах нет интерфикса (соединительной гласной). В прилагательных типа долгоиграющий о является суффиксом наречия. Исторически этим способом возникли слова сумасшедший, умалишенный, сейчас, сегодня, сложные числительные (пятьдесят, триста, пятьсот и под.). Примечания. Следует иметь в виду, что сложные слова могут быть образованы только суффиксальным способом от других сложных слов, например: железобетон/ный – железобетон, водопровод/чик - водопровод, вертолет/чик - вертолет. Существительные и прилагательные могут быть образованы основосложением и нулевой суффиксацией: зверолов (на базе словосочетания ловить зверей), снегопад, самосвал, белозубый, седобородый, разноязыкий. IV. Аббревиация. Аббревиацией образуются сложносокращённые слова - аббревиатуры. Это способ словообразования известен только среди имён существительных. Аббревиатуры могут создаваться, а) сложением слогов или частей слов полного названия: спецкор (специальный корреспондент), профком (профессиональный комитет); б) сложением начальных букв слов полного названия: МГУ, РФ, СНГ; в) сложением начальных звуков: вуз, МХАТ, ТАСС, г) смешанным способом, например, сложением слога со звуком или со звуками: главк (главный комитет), район (районный отдел народного образования). V. Переход слов из одной части речи в другую. Наиболее распространены переходы прилагательных и причастий в существительные (ср.: столовая посуда - студенческая столовая, офицер, командующий подразделением - командующий фронтом), причастий в прилагательные (ср.: открытое окно - прич. и открытое лицо, открытая душа - прил.; блестящий предмет - прич. и блестящий успех, блестящая партия, блестящий лектор - прил.) существительных без предлогов и с предлогами в наречия: идти шагом, идти рядом, скакать галопом, лететь стрелой, выучить назубок, смотреть вдаль, накрениться набок, подняться наверх. Аффиксацию и сложение относят к морфологическим способам словообразования, переход слов из одной части речи в другую (вслед за В.В. Виноградовым) обычно называют морфолого-синтаксическим способом словообразования, так как у слов в этом случае меняются их морфологические и синтаксические признаки.
МОРФОЛОГИЯ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1998; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.166 (0.01 с.) |