I. Лексическое значение слова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Лексическое значение слова



Самостоятельное лексическое значение имеют слова из разряда знаменательных частей речи. Они называют реалии объективной действительности: предметы, признаки, действия, состояния. Лексические значения представляют собой закрепленную в сознании говорящего соотнесенность звукового комплекса слова с предметом, явлением, признаком объективной действительности. В энциклопедии «Русский язык» дается такое определение лексическому значению: «Лексическое значение – содержание слова, отображающее в сознании и закрепляющее в нем представление о предмете, свойстве, процессе и др.» (с.213). В энциклопедии отмечается, что лексическое значение – продукт мыслительной деятельности человека и оно обычно сопоставляется с понятием.

Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных признаков предметов и явлений действительности. Создавая понятие о предмете и явлении, человек сосредоточивается на их главных свойствах. Лексическое значение слова обычно шире понятия. В связи с этим говорят о структуре значения слова. Различают семантическую структуру отдельного значения слова и полисемии слова.

В структуре отдельного значения слова чаще всего имеется несколько сем (сема – это минимальный компонент значения слова). В семантической структуре слова семы тесно связаны, причем наблюдается определенная иерархия сем, т.е. выделяются более важные и менее важные семы.

В структуре отдельного значения слова выделяются следующие семы:

1. Архисема (главная сема). Это понятие, ядро лексического значения, которое обеспечивает устойчивость лексического значения. Архисема (или понятийное ядро) – родовая, интегрирующая сема, благодаря которой устанавливается общность в тематической и лексико-семантической группе слов. Например: автобус, троллейбус, трамвай, электричка, такси – 1) виды транспорта (ТГ); идти, бежать, лететь, ехать, плыть ­– движение (ЛСГ).

В тематические группы (ТГ) объединяются обычно существительные с конкретно-предметным значением, например, названия растений, транспортных средств, предметов мебели. Объединение осуществляется на основе общности самих предметов по какому-то родовому признаку. Группа слов, объединенная общим понятийным ядром, является лексико-семантической группой (ЛСГ). В лексико-семантическую группу объединяются слова с признаковым значением: прилагательные со значением возраста (младший, старый, юный), вкуса (горький, сладкий, соленый), глаголы движения (идти, ехать, лететь), звучания (бренчать, греметь, громыхать, галдеть) и под.

2. Дифференциальные семы, т.е. семы, которыми различаются слова одной тематической или лексико-семантической группы. Так, виды транспорта различаются следующими признаками: рельсовый – безрельсовый, работает с помощью электричества или без него, общественный или индивидуальный, внутригородской или междугородний.

3. Оценочная сема. Ее содержат слова, которые не только называют предмет, явление, но и оценивают их. Например: Дерзание – смелое стремление к чему-то благородному, высокому (есть положительная оценка); Возмездие – это месть + положительная оценка; Кляча – старая, плохая лошадь (отрицательная оценка).

Есть слова, которые выражают только оценку. В этом случае оценка равна всему понятию слова. Примеры таких слов: брюзга, глупец, разгильдяй, дрянь, подлец, подхалим и под.

4. Сема коннотативная. Коннотация – это дополнительный, ассоциативно-образный смысл, созначение. Коннотации создаются в сознании носителей языка и часто выражают определенное народное представление о животном, предмете. Они могут появляться у слов на основе представления людей о поведении животных в произведениях народного творчества, в баснях. Так, у слова лиса – коннотативный признак – хитрость, у слова свинья – нечистоплотность, наглое поведение, неблагодарность, у слова заяц – трусость, у слова петух – задиристость.

Коннотативные семы обычно не входят в номинативные значения слов. У слов, обозначающих один и тот же предмет (имеющих один денотат), коннотации могут быть разными. Это касается, например, слов ишак и осел, собака и пес, слуга и лакей. Так, слово ишак ассоциируется с представлением о готовности безропотно работать. Говорят: Работает, как ишак. Со словом осел связано представление об упрямстве и глупости. Упрям, как осел.

Ю. Д. Апресян отмечает, что коннотативные признаки представляют большой интерес для лингвистов, потому что на их основе слова регулярно метафоризируются, включаются в сравнения, участвуют в словообразовании. Например: Не стану ишачить; довольно ослить; собачья преданность; песий сын.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 822; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.005 с.)