Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Смысловое соотношение производной и производящей основ.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
С точки зрения смысловой соотносительности (смысловой сложности) производной основы в сравнении с производящей прежде всего выделяют два типа производных: Синтаксические дериваты При синтаксической деривации лексическое значение производных тождественно значению производящих, а производные обязательно принадлежат к другой части речи, нежели производящие, и, значит, отличаются синтаксической функцией, например: ходить – ходьба, нежный – нежность. Синтаксическую деривацию чешский лингвист М.Докулил назвал транспозицией. Разновидности синтаксических дериватов: 1. Имена существительные со значением отвлеченного действия, образованные от глаголов. Они имеют словообразовательные суффиксы: - ний, - ений, - тий, - к, нулевой и др. Например: переписыва/ние, плава/ние, пад/ение, вед/ение, приви/тие, убор/ка, отправ/ка, ходь/ба, моль/ба, переход ø ø, отлёт ø ø; 2. Имена существительные со значением отвлеченного ризнака, образованные от качественных прилагательных суффиксами: - ость, - от, -ин, - изн, - ев, нулевым. Например: нежн/ость, добр/ота, глуб/ина 3. Относительные прилагательные образованные от существительных суффиксами – н-, -ов-, -ск- и выражающие общее, неконкретизированное значение «относящийся к тому, что названо в производящей основе»: дверная ручка (ср.: ручка двери), лесные обитатели, сосновый запах, абрикосовое дерево; 4. Наречия, образованные от качественных прилагательных суффиксами: - о, -е, -и. Например: хорош о (ср.: хороший ответ – отвечал хорошо), гордо, певуче, романтически, геройски. Лексические дериваты При лексической деривации значение производных не тождественно значению производящих. Лексические дериваты всегда отличаются от своих производящих большей семантической сложностью. Существуют определенные разновидности лексической деривации. Прежде всего различают производные (дериваты): 1) с полной мотивацией и 2) с неполной мотивацией. При полной мотивации значение производного представляет собой сумму значений производящей основы и словообразовательного элемента. Здесь могут быть свои два случая мотивации: А) Производящая основа входит в состав производной в прямом значении. Значение производного слова складывается из прямого значения производящей основы и значения словообразовательного элемента. Это наиболее простой вид мотивации. Он называется прямой мотивацией. Например: мечтатель – тот, кто мечтает; темнеть – становиться темным; каменистый – имеющий много камней; болтливый – склонный много болтать; Б) Производящая основа входит в состав производной в переносном значении. Такая мотивация чаще всего является переносно-образной. Объем значения производного также равен сумме значений производящего и словообразовательного элемента. Однако производное слово основывается на переносных (чаще метафорических, реже метонимических) значениях производящего. При переносно-образной метафорической мотивации слова включают в себя элемент сравнения: обезьянничать – слепо подражать, кривляться; вести себя, как обезьяна; попугайничать – повторять чужие слова; вести себя, как попугай; ишачить – тяжело и много работать (быть ишаком в переносном значении). Отношения неполной (или частичной) мотивации могут быть разными. Однако все они объединяются тем, что производное сложнее по значению суммы составляющих компонентов. Выделяют: А) Периферийную мотивацию. В толковании значения производного можно использовать слова «в том числе»: белье – нижняя одежда, в том числе и белого цвета; полковник – тот, кто командует большим воинским подразделением, в том числе полком; госпитализировать – помещать в любую больницу, в том числе в госпиталь. В приведенных примерах семантика производного связана с семантикой производящего лишь периферией («краешком») своего значения; Б) Гипонимическую мотивацию. В этом случае производное выражает отношение ко всему роду, классу предметов, а производящее называет вид предметов: столяр – тот, кто изготовляет мебель (гипероним), в том числе и столы (гипоним); сапожник – тот, кто изготовляет, чинит обувь (гипероним), включая сапоги (гипоним); В) Мотивацию производных с фразеологичной семантикой. Под фразеологичностью (или идиоматичностью) значения понимают наличие немотивированного значения у производных слов. В этом случае лингвисты проводят аналогию с фразеологией. Значение фразеологических сращений (идиом) не выводится из значения составляющих: собаку съесть – стать мастером своего дела. В слова с фразеологичной семантикой входит и значение производящей основы, и значение словообразовательного аффикса, и дополнительное, немотивированное значение. Например: русак – русый заяц; зачетка – зачетная книжка студента; белок - часть яйца белого цвета; носильщик – тот, кто переносит багаж на вокзалах; синяк – кровоподтек синего цвета (а не любой предмет синего цвета). Наиболее фразеологична семантика конкретно-предметных существительных. У слов с одинаковым суффиксом могут быть разные, индивидуальные, словообразовательно не мотивированные семантические наращения, например: дневник – тетрадь для записей на каждый день или сами записи (метонимия); утренник – утренний спектакль или утренний мороз; ночник – ночная лампа. Среди фразеологических наращений есть и регулярные, повторяющиеся, например, у слов с общим словообразовательным значением субъекта действия бывает наращение «по профессии». Это касается слов типа учитель, писатель, водитель.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.7.187 (0.006 с.) |