Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Порядок морфемного анализа словаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Выписать словоформу, указанную в тексте. 2. Расчленить данную словоформу на основу и формообразующий элемент (окончание, постфикс, формообразующий суффикс). 3. Выделить последовательно, начиная с конца, аффиксальные и корневые морфемы, а также единицы доморфемного уровня (интерфиксы, субморфы) и охарактеризовать их по следующим признакам: а) аффиксальные морфемы: - какой части речи принадлежит; - назвать имеющиеся у морфемы алломорфы или варианты; - по употреблению: регулярные или нерегулярные морфемы. б) корневые морфемы: - свободный или связанный корень; - назвать алломорфы.
Несколько замечаний к морфемному анализу слова. В отличие от словообразовательного анализа морфемный разбор производится по той форме, которая дана в тексте, ставить в начальную её не нужно. При выделении основы словоформы необходимо вспомнить, какие существуют формообразующие суффиксы. К формообразующим относим суффиксы глаголов и глагольных форм (причастий, деепричастий): суффикс инфинитива ть/ти, суффикс прошедшего времени - л (вариант - нулевой суффикс Ø), суффикс повелительного наклонения - и, - Ø, суффикс глаголов несовершенного вида – ва-, суффиксы причастий и деепричастий (-ущ-, -ащ-, -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-, -ем-, -им-; -в, -вши, -а). Сюда же относится постфикс -ся (-сь). У прилагательных и наречий выделяют суффиксы степеней сравнения: -е, -ее, -ейш-, -айш-; у существительных суффикс формы множественного числа –j- (листья). Всё это необходимо помнить, чтобы не включать данные морфемы в основу слова. Характеризуя морфемы, важно вспомнить их модификации: алломорфы и варианты. К алломорфам относятся такие разновидности морфем, которые встречаются в разных позициях (морфонологические позиции). Ср. старец – старца (ц – алломорф морфемы ец, т.к встречается в определённой позиции – перед окончанием, выраженным гласным звуком), лисий – лисья (j – алломорф суффикса ий, т.к. встречается у прилагательных перед окончание, выраженным гласным звуком); молоко – молочный (молоч - - алломорф корня молок -, морфонологическая позиция – историческое чередование к//ч). Варианты морфем – разновидности морфем, которые не различаются позициями, а определяются факторами другого порядка, например, стилистическими (зимою – зимой, дверями – дверьми). Субморфы – единицы более низкого порядка, чем морфемы. Формальный статус, положение в слове соответствует приставкам или суффиксам, но собственной семантики нет. Ср.: конец – кончик, окончание (субморф -ец), поезд – ездить (субморф – по-).
Образец словообразовательного и морфемного анализа слова. Он как-то по-юношески жадно хотел получать письма каждый день. Словообразовательный анализ. По-юношески – наречие, неизменяемая часть речи. Основа слова – всё слово, окончания нет. Основа слова по-юношески – производная, т.к. существует производяшая основа, соотносимая с данной семантически и структурно. Чтобы доказать это, устанавливаем мотивацию по смыслу и по форме. Для этого слова отмечаем расхождение мотиваций по форме и смыслу. По смыслу основа наречия мотивирована существительным юноша: по-юношески – как юноша, как свойственно юноше. С формальной точки зрения основа слова по-юношески мотивирована прилагательным юношеский – это ближайшее в структурном отношении слово. При этом относительное прилагательное юношеский – синтаксический дериват – «занимает» семантику у слова юноша. Таким образом, у данного слова ближайшим родственным словом (производящим) является прилагательное юношеский. Производное слово образовано от производящего с помощью приставки по- и суффикса -и. Словообразовательное значение – «вторичный признак». Способ словообразования – морфологический префиксально-суффиксальный. Особенность формальных отношений: производящая основа входит в производную полностью и без изменений. С точки зрения смысловых отношений производное слово по-юношески - это синтаксический дериват по Е.Куриловичу (значение признака, меняется только часть речи: прилагательное – наречие), транспозиция по М.Докулилу. Слово нефразеологично, т.к. является синтаксическим дериватом, никакого семантического приращения и нового смысла нет. Восстанавливаем словообразовательную цепочку: Юношеский → юноша →юный. Слово юный – непроизводное, на нём словообразовательный анализ заканчивается.
Морфемный анализ. По-юношески. Это наречие, неизменяемая часть речи, окончание отсутствует, всё слово – основа. Суффикс -и и приставка по- - это суффикс и приставка наречия (конфикс), имеет вариант по - и –ому (ему), регулярные морфемы. Суффикс -ск- - суффикс прилагательного, может иметь варианты –еск-, -ческ-, -ическ-, в случае, если не рассматривать предшествующие компоненты как интерфиксы, регулярный. е – интерфикс. ош – суффикс существительного, единственный морф своей морфемы, унификс. Корень юн- свободный, имеет алломорф юн’ (юнеть).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 919; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.134.161 (0.009 с.) |