Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Орфографические ошибки и пути их предупреждения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В методике есть два понимания в подходе к предупреждению ошибок: предупреждает появление ошибок вся система работы по орфографии (Н.Н.Алгазина, Л.К.Назарова) и непосредственное предупреждение ошибок перед выполнением письменного задания. Специальная работа имеет 2 формы: самоконтроль и словарно-орфографическая работа. Самоконтроль помогает развить следующий алгоритм: 1. Подчеркнуть орфограмму одной чертой. 2. Выделить морфему с орфограммой (суффикс, корень, приставку, окончание). 3. Если суффикс и окончание – определить часть речи. 4. Вспомнить и применить орфографическое правило. При необходимости произвести проверку, введя необходимые графические обозначения и подчеркивая условия выбора орфограммы двумя чертами. Словарно-орфографическая работа предусматривает: - зрительные и предупредительные диктанты; - работу со словарём. Существует несколько способов фиксации орфографических ошибок в тетрадях учащихся: 1) зачёркивается и исправляется; 2) подчёркивается, зачёркивается, но не исправляется; 3) обозначается часть слова, в которой есть ошибка; 4) подчёркивается всё слово, в котором есть ошибка. 5) никаких подчёркиваний не делается, на полях ставится условный знак ошибки. Каждый из способов имеет разные цели: учит исправлению, нахождению и исправлению, поиску ошибки в морфеме, слове, строке. Выбор определяется видом работы (контрольная или обучающая). При проверке контрольных работ используются 1 и 2 способы, при проверке обучающих – все 5 способов.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПУНКТУАЦИИ. I. Пунктуация как раздел школьного курса. Методика пунктуация – раздел методики преподавания русского языка, в котором изучается процесс формирования пунктуационных умений и навыков. Научно-методические основы заложены ещё в XIX в. в трудах Ф.И.Буслаева и Я.К.Грота. Значительный вклад в теорию пунктуации в XX в. внесли лингвисты А.М.Пешковский, Л.В.Щерба, а в 70-е годы – Г.И.Блинов, Л.Т.Григорян, Н.С. Валгина и др. 1. Значение пунктуации. Знаки препинания вместе с буквами служат графическим средством передачи на письме устной речи. Они используются для членения коммуникативного отрезка (предложения, текста) на отдельные части, имеющие своё синтаксическое строение и предметно-логическое значение. В древнерусском языке знаки препинания отсутствовали. Для понимания текста приходилось прилагать много усилий. Без знаков препинания текст читается в 3-5 раз медленнее. К.Г. Паустовский писал: «Знаки препинания служат нотами при чтении. Они держат текст». Владение пунктуационной грамотностью является показателем уровня речевого развития человека, т.к. умение расставлять знаки препинания является осознанным языковым действием. Так же, как и знание орфографии, пунктуационные навыки определяют общую культуру человека. Место пунктуации. Работа над пунктуацией идёт непрерывно. Изучается пунктуация параллельно с синтаксическими темами: рассматривая главные члены, изучают постановку знаков препинания между подлежащим и сказуемым; говоря о видах предложений по цели высказывания, рассматривают постановку знаков препинания в конце предложений. Именно синтаксис, как отмечает Н.С. Валгина, «сообщает современной пунктуации стабильность, общепринятость и общеобязательность». Каждая пунктуационная норма содержит указание на синтаксическую категорию. Пунктуационные навыки закрепляются и при работе над орфографическими понятиями (записать словосочетание, предложение, найти в них нужные орфограммы, пунктограммы). Этапы. 1. Начальная школа. Элементарные сведения в виде перечня отдельных знаков препинания в конце предложения и правил о постановке запятой между однородными членами и частями сложного предложения. 2. Пропедевтический (5 класс). Сообщаются сведения по пунктуации как простого, так и сложного предложения, изучаются знаки препинания при обобщающих словах, обращениях. 3. Дополнительная сопутствующая работа при изучении морфологических тем (6-7 класс) - постановка запятых при причастном и деепричастном оборотах. 4. Систематический курс (8-9 класс) – аспектное изучение пунктуации. 8 класс – пунктуация простого предложения, 9 класс – пунктуация сложного предложения. 4. Цель изучения пунктуации – сформировать пунктуационную грамотность – умение правильно употреблять знаки препинания, а читающему – адекватно понимать написанное. Под пунктуационной грамотностью, так же, как и под орфографической, понимается относительная грамотность. Вот как её определял Л.В.Щерба: «Кого считать грамотным в отношении знаков препинания? Тот, кто правильно ставит точку и знак вопросительный (знак восклицательный – вещь условная); кто…отделяет запятыми предложения, причастные и деепричастные обороты и вводные слова, а также однородные члены и, наконец, так или иначе отмечает прямую речь. Более тонкие случаи употребления двоеточия, точки с запятой и тире, а также разные каверзные случаи употребления или неупотребления запятых не входят в признак грамотного человека. Я не могу сказать, чтобы сочувствовал столь бедному идеалу, но таков факт жизни». В современной школе уровень пунктуационной грамотности определяется количеством изучаемых пунктуационных правил. 5. Задачи: - образовательная – формирование знаний по пунктуации: понятие пунктограмма, функция знаков препинания, пунктуационное правило. - прагматическая – научить расставлять знаки препинания, обосновывать их выбор, находить пунктуационные ошибки. - развивающая – развитие мышления на основе установления логических связей между структурно-смысловыми отрезками. 6. Содержание обучения пунктуации. В него входят пунктуационные понятия и правила, а также пунктуационные умения. Основное пунктуационное понятие – пунктограмма (пунктуационно-смысловой отрезок). Пунктограмма – это обозначение графическими средствами структурно-смыслового отрезка предложения. В качестве графических средств используется пунктуационный знак (знак препинания) или его отсутствие, сочетание знаков препинания. Знаки препинания могут быть 3-х видов: отделяющие – отделяют предложения друг от друга, разделяющие – служат для разделения членов и частей предложения и выделяющие – обозначающие конструкции, несущие добавление, уточнение, пояснение, обращение, субъективное отношение к содержанию высказывания. Словесное выражение пунктограммы обычно включает название пунктуационного знака и наименование синтаксической единицы. Например, двоеточие и тире при однородных членах с обобщающими словами, знаки препинания при обособленных членах предложения. Второе пунктуационное понятие – пунктуационное поле. Это такое построение, в котором пунктограммы совмещаются. Разговор, то тихий, то громкий, не умолкал. Здесь 2 пунктограммы (обособленные определения и однородные члены) накладываются одна на другую. Ещё одно понятие – варианты пунктограмм. Это варианты графического выделения смыслового отрезка. Например, постановка запятой или точки с запятой в бессоюзном сложном предложении, запятые и скобки при выделении вводных предложений. Они могут уточнять отношения или усиливать функцию знаков препинания. Пунктуационное правило – это инструкция, содержащая пунктуационную норму и условия её действия. Пунктуационная норма – это не только знак и его употребление, но и отсутствие знака. В соответствии с характером нормы правила бывают: - позитивные – разрешающие постановку знаков препинания; - негативные – запрещающие употребление того или иного знака. В одном и том же правиле могут быть позитивные и негативные элементы. Например, между однородными членами ставятся запятые. Если последний однородный член присоединяется союзом и, то запятая не ставится. В школе формируются следующие виды пунктуационных умений: - находить в предложениях смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания; - ставить знаки препинания в соответствии с правилами; - обосновывать выбор знака и место его в структуре предложения; - находить пунктуационные ошибки и исправлять их.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.189 (0.006 с.) |