Типы лексических упражнений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы лексических упражнений.



- толкование ЛЗ слова в тексте;

- определение слова по его лексическому значению;

- нахождение в тексте слов в переносном значении (синонимов, диалектных, устаревших, фразеологизмов);

- подбор слов на заданную тему;

- продолжение тематического ряда слов, исключение из данного ряда лишнего слова;

- подбор синонимов (антонимов, омонимов, фразеологизмов) к данному слову;

- работа с толковыми словарями: нахождение диалектных, профессиональных слов, многозначных слов и слов-омонимов;

- составление предложений (словосочетаний) со словом в указанном значении;

- определение лексических ошибок в предложениях.

Эти упражнения обогащают словарный запас учащихся, формируют умение пользоваться лексическими знаниями.

Лексический разбор в школе. Имеет существенные отличия от научного.

В него входит прежде всего работа со словарями: умение находить нужное слово в словаре, устанавливать, какое именно значение из указанных в словаре имеет слово в данном тексте, подбирать синонимы, антонимы к слову, определять его стилистическую окраску. Анализ начинается с установления начальной формы слова, что необходимо при пользовании словарём как справочником.

4. Трудности в изучении лексики.

Основная трудность – в неумении правильно толковать лексическое значение слова. Необходимо учить соотносить ЛЗ с родовым понятием.

Вторая трудность – неразличение омонимов и многозначных слов, что связано с неумением находить общее в словах и отличия между ними.

5. Лексические ошибки. Входят в группу речевых ошибок. Связаны с качеством речи: точностью, понятностью, правильностью. Виды лексических ошибок.

- употребление слова в несвойственном ему значении, что может быть связано с неразличением паронимов (каменный/каменистый: мы шли по каменной дороге; одеть/надеть: одеть шапку), плохим знанием значений иноязычных слов (правительство беспрецедентно выполняет свои обязательства перед шахтёрами); плеоназмом (внутренний интерьер, разнообразный ассортимент).

- нарушение лексической сочетаемости слов, что может выражаться в тавтологических сочетаниях: изобразил образ, писатель описывает в своём произведении; в разрушении устойчивых оборотов речи: вопрос пойдёт о том, Базаров до мозга любил работать, завоевать победу, говорить правде в глаза.

- лексико-стилистические: В поэзии Пушкина имеет место тема любви и тема дружбы. Имеет место – канцеляризм.

 

 

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.

Термин словообразование включает 2 понятия: морфемика и собственно словообразование. Морфемика изучает структуру слов, их состав, словообразование – процесс образования слов в языке.

I. Словообразование как раздел школьного курса русского языка.

1. Значение раздела.

1) Наличие морфем способствует точности языка. Город – это слово даёт понятие о денотате. В словах городок, городишко словообразовательное значение аффиксов (уменьшительности, пренебрежительности) помогает передать более точное представление о денотате. Иногда суффиксы могут выражать тончайший оттенки значений, что способствует выразительности и богатству речи: обидный и обидчивый, каменный и каменистый.

2) Словообразовательные возможности русского языка (воспроизводимость морфем) способствуют экономичности языка. В языках, которые не обладают такой спецификой (китайский) приходится запоминать огромное количество слов.

3) Наличие окончаний обеспечивает гибкость языка. Окончания, выражающие грамматические значения, являются показателями не только форм (например, у/ешь/ет – показатели лица), но и целых грамматических классов слов (ет – глагола, ый – прилагательного и т.д.).

4) Знание морфемной структуры и словообразовательных особенностей важно для развития орфографической грамотности, способствует усвоению правил правописания (существуют правила правописания в корнях, приставках, суффиксах, окончаниях).

Этапы изучения.

1) пропедевтический – в разделе «Закрепление и углубление изученного в начальных классах» обобщаются знания по морфемике.

2) систематический курс. В программе М.Т Баранова, Т.А. Ладыженской, а также М.М. Разумовской и П.А. Леканта представлен в 5 и 6 классах. В 5 классе изучается состав слова – морфемика, в 6 классе – словообразование. Принцип расположения материала – линейно-ступенчатый. В учебном комплексе В.В. Бабайцевой изучение морфемики и словообразования проходит по линейному принципу в 5 классе.

3) конкретизирующий. Продолжается изучение словообразования при изучении морфологии (6 – 7 класс).

3. Цель изучения раздела – обогащение словаря учащихся за счёт усвоения семантики морфем. Каждая приставка (суффикс) имеет значение, причём нередко не одно. Например, приставка за – до 8 значений (зайти – «внутрь», залезть – «вверх», запеть – «начало», зашить – «конечности, результата» и т.д.).

4. Задачи изучения раздела:

1) образовательная – формирование словообразовательных понятий, усвоение морфемной семантики.

2) прагматическая – знания по словообразованию нужны при изучении других разделов языка.

В морфологии: каждая часть речи располагает своей системой аффиксов. Например, суффиксы -ость, -есть, используются для образования абстрактных существительных (нежность, свежесть), -ск- – относительных прилагательных (городской, июньский)

В лексике: лексический анализ – важная часть словообразовательного анализа. Для установления семантической мотивации (а, следовательно, производности слов) необходимо уметь толковать лексическое значение слова. Это первый этап словообразовательного анализа слова – выявление семантической соотнесённости слов.

В фонетике: важно знать чередования звуков в корнях слов, а также учитывать разные морфонологические явления в процессе словопроизводства (чередование звуков, усечение).

Особенно значительна роль словообразования для орфографии, поскольку вырабатывает навыки правильного письма. Вся орфография построена на морфологическом (морфемном) принципе (одинаково пишутся все значимые части слов, независимо от того, как произносятся).

3) развивающая – усвоение словообразовательных норм и правил употребления языковых единиц в речи, формирование языкового чутья школьников.

5. Содержание раздела.

Два раздела изучения (морфемика и словообразование) тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Основной приём выделения приставок и суффиксов – словообразовательная пара. Для выявления способа словообразования необходимо разграничивать аффиксы (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный способ в зависимости от вида морфемы).

Знания, которые формируются при изучении раздела:

- понятие морфемы (приставка, корень, суффикс, окончание)

- понятие звуковых чередований

- основные единицы словообразования (в учебнике они не все названы, но ими необходимо оперировать, поэтому стоит ввести следующие понятия: производная, производящая основа, словообразовательная пара, цепочка, модель, способ словообразования)

- схемы морфемного и словообразовательного анализа слов.

Формируемые умения:

- находить слова с заданными морфемами (суффиксами, приставками, окончаниями) или заданной морфемной структуры;

- выделять основы (производная/производящая);

- подбирать однокоренные слова;

- различать явления словообразования и словоизменения;

- определять значение морфем;

- различать омонимичные, синонимичные морфемы;

- строить словообразовательную цепочку;

- по типичным приставкам и суффиксам узнавать части речи;

- определять способ образования слова;

- производить морфемный и словообразовательный анализ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 2088; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.154.197 (0.008 с.)