Виды работ по развитию связной речи.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды работ по развитию связной речи.



Задания, которые используются для формирования умений, можно разделить на 3 группы:

1) задания по готовому тексту (определить основную мысль; часть, в которой содержится доказательство; найти в тексте лишнее, часть, которую следовало бы расширить; озаглавить отрывок, сопоставить исходный текст и ученический, составить план).

2) задания на переработку текста (устранить какие-то недочёты в содержании и речевом оформлении, расширить отдельные части, ввести в текст описание, продолжить текст, ввести начало и т.д.)

3) задания, требующие создания нового текста – пересказать устно или письменно (изложение), дополнить текст своими размышлениями, составить тезизы, написать отзыв, рецензию, сочинение на заданную тему.

Задания 3 группы – это преимущественно разные виды изложений и сочинений.

Изложения.Это вид работы, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного.

По отношению к объёму различают изложения подробные и сжатые. Если при подробном изложении важно передать детали (как можно лучше запомнить, сохранить стилевые особенности), то в сжатом требуется умение выделять основное и существенное, производить исключение и обобщение, находить соответствующие речевые средства. Сохранение стилевых особенностей необязательно.

По содержанию изложения бывают:

- полные: содержание передаётся полностью, даже если сжатое.

- выборочные: воспроизводится какая-то одна из подтем, например, описание или рассуждение автора.

- с дополнительным заданием: текст несколько изменяется, перерабатывается или дополняется. Это может быть выражение своего отношения, мнения по поводу изложенного, а также введение каких-то элементов (начало, концовка), изложение текста от другого лица, от имени литературного героя, изложение с грамматическим или стилистическим заданием.

По восприятию различаются изложения:

- прочитанного, зрительно воспринятого текста;

- услышанного, воспринятого на слух текста;

- воспринятого на слух и зрительно текста.

Основные этапы работы над изложением:

1) уточнение речевой задачи

2) вступительное слово об авторе и произведении, откуда взят текст (если это необходимо);

3) чтение текста учителем (или прослушивание записи);

4) определение темы и основной мысли текста, анализ заглавия (или подбор заголовка);

5) анализ его содержания и структуры (составление композиционной схемы и плана)

6) анализ языковых особенностей текста, словарная работа (разъяснение значений новых, неизвестных слов, особенностей употребления слов – синонимов);

7) повторное чтение или прослушивание текста.

Работе над исходным текстом может предшествовать предварительная подготовка (лексическая, орфографическая, синтаксическая), рассредоточенная во времени. Цель её - предупредить различные ошибки и недочёты.

Работа над изложением и сочинением рассчитана на 2 урока (на 1-м пишется черновик, на 2 – чистовик, иногда дописывается дома).

Сочинения.

По тематике бывают 2-х видов: на лингвистические темы и свободные темы (темы из жизни).

По типу создаваемых текстов различаются:

1) сочинения-повествования, сочинения-описания, рассуждения, повествования с элементами описания, рассуждения и т.д.

2) сочинения – речевые жанры: отзыв, рецензия, отчёт, интервью, художественная зарисовка, рассказ, заметка в газету, репортаж, очерк (портретный), научная (публицистическая) статья.

По источнику получения материала:

1) сочинения на основе жизненного опыта (собственного, услышанного, увиденного, прочитанного): сочинения по картине, по личным впечатлениям, описание предмета (игрушки), места, природы, животного, лица, состояния человека.

2) сочинения на основе воображения (представления, с которыми в жизни учащиеся никогда не встречались: «Школа будущего», «На луне»).

Выделяют 3 этапа работы над сочинением.

1) подготовительный этап. Сюда входит объявление темы сочинения, постановка цели, определение замысла, сбор материала и его систематизация, определение последовательности описания, актуализация словаря (работа с текстами-образцами, дополнительными источниками, словарями, справочниками, художественной литературой), редактирование текстов негативного характера, уточнение задачи сочинения.

2) собственно написание работы.

3) проверка и оценка работ.

За сочинение ставится две отметки: 1-я – за содержание и речевое оформление , 2-я – за грамотность. При выставлении 1-ой оценки принимается во внимание соответствие высказывания теме, достоверность и точность изложения (в том числе и точность словоупотребления – лексическая сочетаемость, отсутствие речевых недочётов), последовательность изложения, богатство и разнообразие языковых средств, стилевое единство.

При оценке грамотности учитываются не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и грамматическая правильность (соблюдение норм словообразования и словоизменения, согласования и управления, построения предложений той или иной структуры).

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.01 с.)