Методика формирования обобщённого понятия и системы понятий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика формирования обобщённого понятия и системы понятий.



Понятие пунктограмма целесообразно связать с изучением однородных членов предложения. В данном понятии необходимо выделить два признака: графическое изображение (знак препинания - запятая) в письменной речи и дополнительное смысловое значение (перечисление, конкретизация понятия). Для проведения наблюдений необходимы 2 предложения – с однородными членами и без них. Ласточки, грачи, дрозды в конце лета улетают в тёплые края. // Многие птицы в конце лета улетают в тёплые края. Можно в процессе беседы (В каком из этих предложений есть дополнительное значение перечисления? Как это значение отмечено на письме?) выяснить основные признаки пунктограммы.

В процессе работы над понятием пунктограммы необходимо знать её приметы, или опознавательные признаки. Одновременно они являются условиями выбора знака препинания и его места в предложении.

Опознавательными признаками являются:

- морфологические особенности смысловых отрезков: причастия, деепричастия, союзы, частицы.

- синтаксические особенности: наличие 1 или 2 грамматических основ, осложняющих элементов – обращений, вводных слов, однородных членов.

- ритмомелодические особенности: звательная, предупредительная, пояснительная интонация.

- смысловые особенности - причина, противопоставление, последовательность, уступка.

Методика работы над пунктуационным правилом.

В работе над пунктуационным правилом выделяют 2 этапа: усвоение условий постановки или непостановки знаков препинания и обучение школьников применению на практике изученного правила.

Усвоение правила (в соответствие с рекомендациями по работе над правилами) осуществляется в зависимости от метода работы с материалом и содержит: название пунктограммы, указание условий (место, грамматические и смысловые особенности отрезка), графическое обозначение.

2 этап – применение на практике нового пунктуационного правила – начинается с образца рассуждения, а далее по предложенному алгоритму учащиеся на разных вариантах изучаемой пунктуационной нормы применяют пунктуационное правило.

Пунктуация представляет собой систему правил, в основании которых лежат особенности структуры предложения и характер связи членов и частей предложения.

Особенностями системы определяется расположение правил в пунктуационной статье:

1) сначала излагаются позитивные правила, потом негативные. Так, нельзя начинать изложение пунктуации при однородных членах с правил, по которым запятая между однородными членами не ставится, т.к. основная тенденция – разделять их знаками препинания, как синтаксически равнозначные единицы.

2) сначала излагаются правила, в которых сообщается основная норма (однородные члены разделяются запятой), затем правила, которыми сообщаются её варианты (точка с запятой, тире).

3) изложение материала надо начинать с правил, условия действия которых принимаются ведущими в данной системе.

4) необходимо учитывать ход логических операций при применении правил. Например, при решении вопроса о постановке запятой между однородными членами, сначала выясняется, как соединяются однородные члены – без союзов или с помощью союзов. Если соединяются союзами, определяется значение союзов. Если соединительными или разделительными, то устанавливается их повторяемость или неповторяемость.

Пунктуационный навык – это соотнесение схем, моделей записываемого предложения со схемами и наглядными представлениями, хранящимися в долговременной памяти учащихся.

Одни пунктуационные навыки могут способствовать формированию новых, другие – мешать. Так, умение ставить знаки препинания между однородными членами окажет положительное влияние на усвоение пунктуации в сложносочинённом предложении, в сложноподчинённом предложении с однородными придаточными. Отрицательное влияние может сказаться в том, что навык не ставить запятую перед союзом и, закрывающим перечисление однородных членов, может быть причиной пропуска запятой перед союзом и, повторяющимся не со всеми однородными членами. В наших лесах водятся зайцы, лисы, волки, и медведи, и кабаны.

3. Выделяют следующие виды пунктуационных упражнений:

- списать предложение и определить наличие пунктограммы (смыслового отрезка и знака препинания);

- расставить знаки препинания при определённых синтаксических конструкциях (при причастных оборотах, однородных членах);

- расставить пропущенные знаки препинания;

- изменить конструкцию и расставить знаки препинания (заменить причастный оборот придаточным предложением);

- включить в предложение определённый пунктуационный отрезок и поставить необходимые знаки препинания.

Сюда же входят:

- разные виды диктантов (полный, выборочный, творческий).

- разные виды работ с графическими схемами:

-составление графических схем к предложениям (с расстановкой знаков препинания в схемах);

- нахождение в тексте упражнения предложения, соответствующего данной схеме;

- составление предложения по графической схеме;

- графический диктант (записываются не предложения, а условные знаки);

- пунктуационный разбор. Он включает 1) название знака препинания 2) указание грамматического факта 3) графическое обозначение условия выбора знака. При этом могут быть варианты, когда пункты 1 и 2 меняются местами.

4. Трудности в изучении пунктуации. Трудности могут быть обусловлены как отрицательным взаимодействием навыков, так и соседством разных пунктограмм. Ситуация осложняется тем, что в одних случаях сочетание пунктограмм приводит к сочетанию знаков препинания, а в других – нет.

Например, предложения с обособленными второстепенными членами, стоящими перед союзами или после союзов, соединяющих однородные члены. Я вышел на поляну, освещённую солнцем, и остановился. Очнувшись, Левин встал с копны и, оглядев звёзды, понял, что прошла ночь. Или предложения, допускающие употребление в них сочетающихся знаков препинания. Тропинка, идущая через лес, - самый короткий путь до станции.

5. Пунктуационные ошибки занимают в настоящее время первое место по сравнению с другими типами ошибок. В среднем на 1 орфографическую ошибку приходится 4 пунктуационных.

Главным в предупреждении ошибок является формирование синтаксической зоркости и умения синтаксически разбирать данную конструкцию, а также работа над опознавательными признаками пунктограмм.

Это может быть специальная работа:

- выписывание предложения, в котором встретилась пунктуационная ошибка;

- объяснение ошибки производится устно или письменно, через составление схем предложений;

- подбирается материал, аналогичный тому, в котором была допущена ошибка;

- проводится мини-диктант на наиболее типичные ошибки, встречающиеся в работах учеников.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.007 с.)