Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика формирования обобщённого понятия и системы понятий.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие пунктограмма целесообразно связать с изучением однородных членов предложения. В данном понятии необходимо выделить два признака: графическое изображение (знак препинания - запятая) в письменной речи и дополнительное смысловое значение (перечисление, конкретизация понятия). Для проведения наблюдений необходимы 2 предложения – с однородными членами и без них. Ласточки, грачи, дрозды в конце лета улетают в тёплые края. // Многие птицы в конце лета улетают в тёплые края. Можно в процессе беседы (В каком из этих предложений есть дополнительное значение перечисления? Как это значение отмечено на письме?) выяснить основные признаки пунктограммы. В процессе работы над понятием пунктограммы необходимо знать её приметы, или опознавательные признаки. Одновременно они являются условиями выбора знака препинания и его места в предложении. Опознавательными признаками являются: - морфологические особенности смысловых отрезков: причастия, деепричастия, союзы, частицы. - синтаксические особенности: наличие 1 или 2 грамматических основ, осложняющих элементов – обращений, вводных слов, однородных членов. - ритмомелодические особенности: звательная, предупредительная, пояснительная интонация. - смысловые особенности - причина, противопоставление, последовательность, уступка. Методика работы над пунктуационным правилом. В работе над пунктуационным правилом выделяют 2 этапа: усвоение условий постановки или непостановки знаков препинания и обучение школьников применению на практике изученного правила. Усвоение правила (в соответствие с рекомендациями по работе над правилами) осуществляется в зависимости от метода работы с материалом и содержит: название пунктограммы, указание условий (место, грамматические и смысловые особенности отрезка), графическое обозначение. 2 этап – применение на практике нового пунктуационного правила – начинается с образца рассуждения, а далее по предложенному алгоритму учащиеся на разных вариантах изучаемой пунктуационной нормы применяют пунктуационное правило. Пунктуация представляет собой систему правил, в основании которых лежат особенности структуры предложения и характер связи членов и частей предложения. Особенностями системы определяется расположение правил в пунктуационной статье: 1) сначала излагаются позитивные правила, потом негативные. Так, нельзя начинать изложение пунктуации при однородных членах с правил, по которым запятая между однородными членами не ставится, т.к. основная тенденция – разделять их знаками препинания, как синтаксически равнозначные единицы. 2) сначала излагаются правила, в которых сообщается основная норма (однородные члены разделяются запятой), затем правила, которыми сообщаются её варианты (точка с запятой, тире). 3) изложение материала надо начинать с правил, условия действия которых принимаются ведущими в данной системе. 4) необходимо учитывать ход логических операций при применении правил. Например, при решении вопроса о постановке запятой между однородными членами, сначала выясняется, как соединяются однородные члены – без союзов или с помощью союзов. Если соединяются союзами, определяется значение союзов. Если соединительными или разделительными, то устанавливается их повторяемость или неповторяемость. Пунктуационный навык – это соотнесение схем, моделей записываемого предложения со схемами и наглядными представлениями, хранящимися в долговременной памяти учащихся. Одни пунктуационные навыки могут способствовать формированию новых, другие – мешать. Так, умение ставить знаки препинания между однородными членами окажет положительное влияние на усвоение пунктуации в сложносочинённом предложении, в сложноподчинённом предложении с однородными придаточными. Отрицательное влияние может сказаться в том, что навык не ставить запятую перед союзом и, закрывающим перечисление однородных членов, может быть причиной пропуска запятой перед союзом и, повторяющимся не со всеми однородными членами. В наших лесах водятся зайцы, лисы, волки, и медведи, и кабаны. 3. Выделяют следующие виды пунктуационных упражнений: - списать предложение и определить наличие пунктограммы (смыслового отрезка и знака препинания); - расставить знаки препинания при определённых синтаксических конструкциях (при причастных оборотах, однородных членах); - расставить пропущенные знаки препинания; - изменить конструкцию и расставить знаки препинания (заменить причастный оборот придаточным предложением); - включить в предложение определённый пунктуационный отрезок и поставить необходимые знаки препинания. Сюда же входят: - разные виды диктантов (полный, выборочный, творческий). - разные виды работ с графическими схемами: -составление графических схем к предложениям (с расстановкой знаков препинания в схемах); - нахождение в тексте упражнения предложения, соответствующего данной схеме; - составление предложения по графической схеме; - графический диктант (записываются не предложения, а условные знаки); - пунктуационный разбор. Он включает 1) название знака препинания 2) указание грамматического факта 3) графическое обозначение условия выбора знака. При этом могут быть варианты, когда пункты 1 и 2 меняются местами. 4. Трудности в изучении пунктуации. Трудности могут быть обусловлены как отрицательным взаимодействием навыков, так и соседством разных пунктограмм. Ситуация осложняется тем, что в одних случаях сочетание пунктограмм приводит к сочетанию знаков препинания, а в других – нет. Например, предложения с обособленными второстепенными членами, стоящими перед союзами или после союзов, соединяющих однородные члены. Я вышел на поляну, освещённую солнцем, и остановился. Очнувшись, Левин встал с копны и, оглядев звёзды, понял, что прошла ночь. Или предложения, допускающие употребление в них сочетающихся знаков препинания. Тропинка, идущая через лес, - самый короткий путь до станции. 5. Пунктуационные ошибки занимают в настоящее время первое место по сравнению с другими типами ошибок. В среднем на 1 орфографическую ошибку приходится 4 пунктуационных. Главным в предупреждении ошибок является формирование синтаксической зоркости и умения синтаксически разбирать данную конструкцию, а также работа над опознавательными признаками пунктограмм. Это может быть специальная работа: - выписывание предложения, в котором встретилась пунктуационная ошибка; - объяснение ошибки производится устно или письменно, через составление схем предложений; - подбирается материал, аналогичный тому, в котором была допущена ошибка; - проводится мини-диктант на наиболее типичные ошибки, встречающиеся в работах учеников.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.211 (0.007 с.) |