Трудности в изучении раздела. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудности в изучении раздела.



Основная объективная трудность – отсутствие понятия производности, необходимого для проведения разборов.

Причиной ошибок в разборах является нарушение последовательности анализа – морфемный разбор (по составу) не опирается на словообразовательный и начинается с выделения корня или приставки.

 

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ

I. Морфология как раздел школьного курса русского языка.

Значение раздела.

Морфология входит в состав грамматики русского языка, составляя её первую, базовую часть. Вторая часть грамматики – синтаксис. Морфология изучает формы слов, синтаксис – структуру предложений. Морфология, таким образом, занимается парадигматикой словоформ, а синтаксис – синтагматикой словоформ.

О значении изучения грамматики говорит следующее высказывание Е.С.Истриной: «Грамматика, во-первых, даёт известную сумму знаний о языке, его строе, переводя этим стихийное владение речью в сознательное, во- вторых, она способствует развитию мышления и, в-третьих, она помогает овладению навыками грамматически правильной речи, включая сюда навыки орфографии и пунктуации».

Следует сказать, что существуют языки (инкорпорирующие: индейские, чукотский, состоящие из слов-предложений, и изолирующие: китайский, вьетнамский, состоящие только из корней), где нет морфологии. Здесь при изучении языка приходится учить наизусть весь словарь или всю конструкцию.

В целом язык без морфологии и синтаксиса беден. Богатство и гибкость грамматической системе даёт, в первую очередь, морфология.

2. Этапы изучения:

1) пропедевтически-повторительный курс – 5 класс – обобщаются знания о частях речи, полученные в начальной школе (изучается 8 частей речи из 10)

2) систематический курс – 5 -7 класс.

3) изучение морфологии при изучении синтаксиса – 8 -9 класс.

3. Цель изучения раздела – обогащение грамматического строя речи учащихся.

4. Задачи:

1) образовательная – формирование морфологических знаний (понятие о частях речи, их системе, морфологических показателях грамматических категорий, способах образования)

2) прагматическая: знания по морфологии нужны при изучении орфографии. В школе изучается 70 орфограмм, из них в 50-ти есть морфологический компонент. Например, написание букв в суффиксах разных частей речи, окончаний разных частей речи (личные окончания глаголов, падежные окончания существительных).

При изучении словообразовании: разбор слова (морфемный или словообразовательный) начинается с указания части речи. В ранних грамматиках словообразование входило в морфологию как её составная часть – отсюда морфологический принцип написаний (имеется в виду единообразное написание морфем).

Грамматический строй языка неразрывно связан с лексикой. Лексические свойства слов оказывают влияние на грамматические, например, существительные предметной семантики могут иметь две формы числа: ед. и мн.

Морфологические знания нужны при изучении синтаксиса и пунктуации (принцип изучения морфологии на синтаксической основе). Многие морфологические категории обладают синтаксическими признаками, а формы рассматриваются только в словосочетании или предложении.

3) развивающая – развитие мышления на основе анализа грамматических форм. Единицы грамматики и логики прочно связаны. Мышление и грамматические категории работают по одним и тем же законам, их структуры параллельны.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ СИНТАКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ
P (предикат)→ С (сказуемое)
S (субъект)→ П (подлежащее), Д(дополнение – в пассиве)
O (объект)→ Д (дополнение), П(подлежащее – в пассиве)
A (атрибут)→ О (определение) – признак предмета, О (обстоятельство) – признак действия
Логическое суждение Предикативность предложения

Таким образом, грамматика и логика – это отражение связей реального мира.

Содержание раздела.

Формирование морфологических знаний:

- понятие о частях речи и их классификация;

- знание морфологических признаков частей речи и системы формоизменения;

- знания об образовании частей речи и употреблении форм;

- понятия о морфологических нормах;

- знание порядка морфологического разбора слов разных частей речи.

Формирование умений:

- распознавать части речи;

- разграничивать омонимичные части речи;

- определять грамматические признаки частей речи;

- умение образовывать и употреблять части речи и формы слов в соответствии с нормами литературного языка;

- использовать словоформы в текстах разных стилей;

- производить морфологический разбор.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.128 (0.005 с.)