ТОП 10:

Исследование состояния воспроизведения звукослоговой структуры слова.



А).В словах.

Процедура: логопед выкладывает картинки и дает задание. Ребенок называет.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку и назови( Кто? Что?) это».

Материал: предметные картинки – дом, кот, дым, снег, стакан, слон, тигр, танк, машина, лопата, забор, стол, стул, телефон, вертолет, самолет, малина, поезд, коза, лошадь, олень, велосипед, мотоцикл, кастрюля, сахарница, чашка, врач, стрекоза, бабочка, карандаш, роза, кресло.

Оценка результатов состояния звукопроизношения:

5 баллов — отсутствие нарушений звукослоговой структуры.

4 балла — искажение слоговой структуры в словах со сложной слоговой структурой по типу пропусков, перестановки слогов.

3 балла — искажение слоговой структуры слов со стечением согласных.

2 балла — искажение слоговой структуры в словах с простой слоговой структурой по типу перестановок и пропусков.

1 балл — искажение слоговой структуры как односложных, так и в многосложных словах, отказ от выполнения задания.

Б). В предложениях.

Процедура: логопед произносит предложение, ребенок повторяет.

Инструкция: «Послушай меня внимательно и скажи как я».

Материал: «Дети играют в снежки. Маляр красит дом. Весной цветут подснежники. В лесу растут деревья. Машинист управляет поездом».

Оценка результатов:

5 баллов — отсутствие нарушений звукослоговой структуры.

4 балла — искажение слоговой структуры в словах со сложной слоговой структурой по типу пропусков, перестановки слогов.

3 балла — искажение слоговой структуры слов со стечением согласных.

2 балла — искажение слоговой структуры в словах с простой слоговой структурой по типу перестановок и пропусков.

1 балл —искажение слоговой структуры как односложных, так и в многосложных словах, отказ от выполнения задания.

3. Исследование фонематического восприятия и представления

А). Слуховая дифференциация звуков.

Процедура: логопед называет слово и показывает картинки, ребенок должен подобрать к названному логопедом слову картинку со словом – квазиомонимом.

Инструкция: «Покажи мне картинку, где нарисован дом, а теперь покажи, где дым».

Материал: предметные картинки с иллюстрацией слов-квазимонимов (дом-дым, мишка-мышка, кот-кит, цапля-сабля, почка-бочка, салат-халат, марка-майка).

Оценка результатов:

5 баллов — отсутствие ошибок.

4 балла — допускает единичные ошибки по одному дифференциальному признаку.

3 балла — многочисленные ошибки по одному дифференциальному признаку.

2 балла — ошибки по двум дифференциальным признакам.

1 балл —нарушение дифференциации более, чем по двум признакам, отказ от выполнения задания.

В). Дифференциация фонем на основе слухопроизносительного анализа:

1.Процедура: повторение ребенком серии слогов отраженно за логопедом.

Инструкция: «Сейчас я буду произносить тебе слоги, а ты внимательно слушай и повторяй за мной».

Материал: карточки со слогами — ПА-БА, БА-ПА, КА-ГА, ГА-КА, ДА-ТА ТА-ДА, СА-ЦА, ЦА-СА, СА-ЗА, ЗА-СА, ША-ЖА, ЖА-ША, ША-ЩА, ЩА-ША; ПА-БА-ПА, БА-ПА-БА, КА-ГА-КА, ГА-КА-ГА, ДА-ТА-ДА, ТА-ДА-ТА, СА-ЦА-СА, ЦА-СА-ЦА, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА, ША-ЖА-ША, ЖА-ША-ЖА, ША-ЩА-ША, ЩА-ША-ЩА.

Оценка результатов:

5 баллов — отсутствие ошибок.

4 балла — допускает единичные ошибки по одному дифференциальному признаку.

3 балла — многочисленные ошибки по одному дифференциальному признаку.

2 балла — ошибки по двум дифференциальным признакам.

1 балл —нарушение дифференциации более, чем по двум признакам, отказ от выполнения задания.

2.Повторение за логопедом слов-квазиомонимов :

Процедура: ребенку предлагается повторять слова.

Инструкция: «Слушай меня внимательно и повторяй за мной слова».

Материал: миска-мишка, мошка-кошка, почка-бочка, суп-зуб, ложки-рожки, коза-коса, ночь-дочь.

Оценка результатов:

5 баллов — отсутствие ошибок.

4 балла — допускает единичные ошибки по одному дифференциальному признаку.

3 балла — многочисленные ошибки по одному дифференциальному признаку.

2 балла — ошибки по двум дифференциальным признакам.

1 балл —нарушение дифференциации более, чем по двум признакам, отказ от выполнения задания.

В). Дифференциация фонем по представлению.

Процедура: логопед выкладывает перед ребенком картинки и дает задание, ребенок должен отобрать картинки с заданным звуком.

Инструкция: «Выбери картинки со звуком [п], [б], [ж], [ш], [с], [з] ,[р] – не называя их ».

Материал: предметные картинки с изображениями- шапка, жаба, дом, рак, лес, зима, кот, сом, жук, лампа, бочка, жук, зебра.

Оценка результатов:

5 баллов — отсутствие ошибок.

4 балла— допускает 1-2 ошибки.

3 балла — допускает 3-4 ошибки.

2 балла — более 4-х ошибок.

1 балл — неправильное выполнение всего задания, отказ от выполнения задания.

2. Подбор слов с заданным звуком (начало, середина, конец слова).

Процедура: логопед называет звук и его позицию, ребенок придумывает слова.

Инструкция: «Сейчас я назову звук, а ты придумай слово, в котором этот звук находится в начале, середине, конце слова».

Материал: [ш], [м], [д], [с], [к].

Оценка результатов:

5 баллов — отсутствие ошибок, ребенок правильно подбирает слова на заданный звук.

4 балла — допускает единичные ошибки по местоположению звука в слове.

3 балла — многочисленные ошибки местоположения звука в слове.

2 балла — отсутствие ошибок только в позиции- начало слова.

1 балл — неправильное выполнение задания, отказ от выполнения задания.

3.Подбор слов с заданным количеством звуков.

Процедура: логопед предлагает ребенку составить слово из того количества звуков, которое он назовет.

Инструкция: «Придумай слово, которое состоит из 3 (4, 5) звуков».

Оценка результатов:

5 баллов — правильное выполнение задания, отсутствие ошибок.

4 балла — допускает единичные ошибки, самостоятельно исправляет.

3 балла — допускает ошибки, сложности с подбором слов из 5 звуков.

2 балла — многочисленные ошибки , сложности с подбором слов из 4 звуков.

1 балл —не может подобрать слова из 3 звуков, отказ от выполнения задания.

4. Исследование состояния фонематического анализа и синтеза.

А). Способность осуществлять простые формы фонематического анализа.

1. Выделение ударного гласного в начале слова.

Процедура: ребенку предлагается назвать первый звук в слове.

Инструкция: «Послушай меня внимательно и назови первый звук в слове…»

Материал: иглу, уксус, облако, арка.

2. Выделение звука на фоне слова.

Процедура: логопед называет слова, ребенок определяет в них наличие заданного звука и поднимает флажок. Инструкция: «Послушай меня внимательно и подними флажок, если услышишь в слове звук [т],[ш],[д],[л],[р],[с]».

Материал: звук [т]: тир, танк, поезд, утка, удочка, дрозд, стол; звук [ш]: шапка, шашки, кожа, кошка, клещи, собака, мышка; звук [д]: деревня, поезд, уточка, удод, клад, карта, дом, морда, глобус, подарок; звук [л]: луна, клад, стол, стул, подвал, забор, дети, голова; звук [р]: краски, карандаш, ручка, линейка, радуга, дерево, фрукты, овощи, подушка, рак, краб, крепость; звук [с]: сад, лес, снег, поезд, самолет, снеговик, звук, лопата, машинист, листья.

3. Выделение первого звука в слове.

Процедура: логопед называет слова, ребенок называет первый звук названного слова.

Инструкция: «Я произнесу слова, а ты послушай и произнеси первый звук ». Материал: ослик, лодка, утка, ключ, рыба, почка, дом, кот.

4.Выделение последнего звука в слове.

Процедура: логопед произносит слова, ребенок называет последний звук.

Инструкция: «Послушай меня внимательно и назови, какой последний звук в слове, которое я тебе скажу».

Материал: жук, дом, кот, луна, глобус, дорога, лес, дерево, куст, клубника, телефон.

Б). Способность осуществлять сложные формы фонематического анализа и фонематический синтез.

Определение последовательности и количества звуков в слове.

Процедура: логопед произносит слово и предлагает ребенку назвать все звуки в данном слове по порядку и сосчитать их количество. Инструкция: «Сколько звуков в слове дом? Какой звук первый, какой в середине, а какой в конце?».

Материал: дом, сон, слон, кит, дым, аист, утка.

2. Определение соседей заданного звука.

Процедура: логопед произносит слово, ребенок называет соседей звука.

Инструкция: «Я произнесу слова. Послушай внимательно. Назови соседей звука [к]. Какой звук слышится перед звуком [к], а кокой после звука [к]?».

Материал: рука, белка, доска, молоко, булка.

Оценка результатов:

5 баллов- правильное выполнение всех заданий.

4 балла- единичные ошибки в заданиях на простые формы фонематического анализа, исправляются самостоятельно.

3 балла- единичные ошибки в заданиях на сложные формы фонематического анализа, исправляются самостоятельно.

2 балла- большое количество ошибок, как в простых, так и в сложных формах фонематического анализа, требуется помощь логопеда.

1 балл- неправильное выполнение задания, отказ от выполнения.

В). Исследование состояния фонематического синтеза.

Процедура: логопед называет звуки через короткий интервал, а ребенок составляет из них слова.

Инструкция: «Я буду называть тебе звуки, внимательно послушай и составь из них слово». Материал: [к], [о], [т]; [д],[о],[м]; [ш],[у],[б],[а]; [к],[р],[а],[н]; [с],[у],[м],[к],[а]; [к],[а],[р],[а],[н],[д],[а],[ш].

Оценка результатов:

5 баллов- правильное выполнение всех заданий.

4 балла- единичные ошибки в словах более 5 звуков.

3 балла- единичные ошибки в словах из 4-5 звуков.

2 балла- большое количество ошибок в словах из 3,4,5 звуков.

1 балл- не составляет слово из 3-х звуков, отказ от выполнения.

5.Исследование состояния языкового анализа и синтеза.

А). Слоговой анализ.

Процедура: логопед называет слова, ребенок определяет количество слогов в слове и называет все слоги по порядку.

Инструкция: «Сейчас я буду называть слова, а ты считай, сколько в нем слогов, а затем назови все слоги по порядку».

Материал: кот, дым, кит, лист, коза, рама, лодка, осень, глобус, машина.

Оценка результатов:

5 баллов- правильное выполнение заданий, языковой анализ не нарушен.

4 балла- ошибки в словах со сложной слоговой и звуковой структурой слова.

3 балла- ошибки в сложных словах и словах со стечением согласных, при пдсчете допускает сокращение или увеличение количества слогов2 балла- ошибки в односложных словах и словах с открытыми слогами, подсчет производится только с опорой на физические действия1 балл- неправильное выполнение задания, отказ от выполнения.

Б). Слоговой синтез.

Процедура: логопед произносит слова по слогам (в некоторых меняет порядок слогов), ребенок составляет слова.

Инструкция: «Сейчас я буду произносить слова по слогам, некоторые забыли свое место. Послушай внимательно и скажи слово целиком и правильно».

Материал: шу-ба, ра-ко, кар-ти-на, кор-зи-на, ка-кош, чер-дак.

Оценка результатов:

5 баллов- слоговой синтез не нарушен.

4 балла- ошибки в словах с измененным порядком слогов.

3 балла- ошибки в словах с измененным порядком слогов и при синтезе многосложных слов.

2 балла- многочисленные ошибки при синтезе многосложных слов и единичные ошибки в синтезе двусложных слов.

1 балл- неверный синтез всех слов, отказ от выполнения задания.

В). Анализ предложения на слова.

Процедура: логопед читает предложения и предлагает ребенку назвать все слова по порядку, количество слов в предложении.

Инструкция: «Я прочитаю предложение. Слушай внимательно. Сколько слов в этом предложении? Какое первое слово (второе и т.д.)?».

Материал: Дети лепят снеговика. Девочка собирает цветы. Мама моет раму. Бабушка вяжет шапку. Мама купила новую сумку. Таня играет на скрипке На улице идет дождь.

Оценка результатов:

5 баллов- правильное выполнение всех заданий, анализ предложений не нарушен.

4 балла- единичные ошибки в заданиях при анализе предложений с предлогами.

3 балла- ошибки при анализе предложений, состоящих из 4-5 слов, подсчет производится с опорой на физические действия.

2 балла- ошибки при последовательном и количественном анализе большинства предложений.

1 балл- неправильное выполнение задания, отказ от выполнения.

Г).Синтез предложений из слов.

Процедура: логопед называет серии из слов в прямом и измененном порядке, позволяющие построить из них предложение, а ребенок составляет из них предложения.

Инструкция: «Я произнесу слова, а ты составь из них предложения, поставив при этом правильно слова».

Материал: дети, любить, играть; рисовать, море, мальчик; мячик, корзина, лежит, в; дорога, машина, по, едет

Оценка результатов:

5 баллов-нарушение синтеза предложений отсутствует.

4 балла- ошибки при синтезе предложений, имеющих предлоги.

3балла-ошибки при синтезе предложений, имеющих предлоги, а также предложений, данных в нарушенной последовательности.

2 балла- ошибки при синтезе большинства предложений.

1 балл- неправильный синтез всех серий предложений, отказ от выполнения задания.

6.Исследование лексической системы языка.

А). Исследование лексики в импрессивной речи.

Процедура: логопед последовательно выкладывает картинки и просит ребенка показать изображенные предметы (действия, признаки, наречия).

Инструкция: «Посмотри на картинку. Покажи, где…? Покажи, где самолет летит высоко…? Как? Какой? Когда?».

Материал: Номинативный словарь: 1) однородные предметы каждой группы и подобрать к ним обобщающее слово (овощи, одежда, игрушки, фрукты, транспорт, посуда, мебель); 2) части лица и части туловища; 3) предметы по описанию ( театр, цирк, музей, детский сад, школа); 4) близкие по значению слова (лодка-катер, кровать-койка, метель-пурга);

Глагольный словарь: 1) действия по предъявленному предмету (ехать, плыть, лететь, размешивать, вязать, стирать, играть, рисовать, поливать); 2) близкие по значению слова-действия (улыбаться-смеяться, сторожить-охронять).

Словарь прилагательных: 1) антонимы (узкий-широкий, большой-маленький, длинный-короткий, веселый-грустный); 2) синонимы (мокрый-сырой, смелый-храбрый, огромный-большой, радостный-веселый).

Словарь наречий: 1) качественные наречия (скажи, как летит самолет? – высоко, низко, быстро; скажи, как ползет улитка? ;скажи, как ты можешь бросить мяч? – высоко, низко, далеко; как на улице в зимний холодный день? – холодно(морозно);2) наречия времени (скажи, когда ты завтракал? – утром, когда ты ужинаешь? – вечером.

Оценка результатов:

5 баллов – ошибки отсутствуют.

4 балла - незначительные затруднения а понимании синонимов.

3 балла – незначительные затруднения в понимании атрибутивного словаря и словаря наречий.

2 балла – значительные затруднения в понимании глагольного, атрибутивного словаря и словаря наречий.

1 балл – стойкие ошибки во всех заданиях, преодолеваемые при повторении логопедом, отказ от выполнения заданий.

Б). Исследования экспрессивной речи.

Процедура: логопед последовательно выкладывает картинки и просит ребенка назвать изображенные предметы (действия, признаки, наречия).

Инструкция: «Посмотри на картинку. Назови что (кто) это? Что делает? Как? Какой? Когда?».

Материал: картинки с изображением- овощи(огурец, капуста, лук, морковь), фрукты (яблоко, банан, груша, лимон), одежда (брюки, шуба, юбка), времена года(зима, весна, лето, осень), транспорт (автомобиль, поезд, самолет, вертолет, велосипед).

Оценка результатов:

5 баллов – ошибки отсутствуют.

4 балла - незначительные затруднения а понимании синонимов.

3 балла – незначительные затруднения в понимании атрибутивного словаря и словаря наречий.

2 балла – значительные затруднения в понимании глагольного, атрибутивного словаря и словаря наречий.

1 балл – стойкие ошибки во всех заданиях, преодолеваемые при повторении логопедом, отказ от выполнения заданий.

7.Исследование грамматического строя речи.

Исследование словоизменения.

1. Дифференциация единственного и множественного числа существительных

Процедура: перед ребенком выкладываются картинки с изображением одного и нескольких предметов.

Инструкция: «Покажи, где конфета, а где конфеты? И т.д.»

Материал: сюжетные картинки (конфета – конфеты, стул – стулья, тарелка – тарелки, дерево - деревья).

Оценка результатов:

5 баллов – самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления.

4 балла - самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления с единичными ошибками.

3 балла - самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления многочисленными ошибками.

2 балла – выполнение задания с помощью логопеда не точно, не в полном объеме.

1 балл – стойкие ошибки во всех заданиях, отказ от выполнения задания.

2. Родительный падеж множественного числа существительных («один - много».

Процедура: ребенку предлагается назвать множественные существительные с использованием предметных картинок.

Инструкция: «Много чего?».

Материал: предметные картинки – кот, карандаш, чашка, мяч, стул, лист, дерево, куст, юбка.

Оценка результатов:

5 баллов – самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления.

4 балла - самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления с единичными ошибками.

3 балла - самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления многочисленными ошибками.

2 балла – выполнение задания с помощью логопеда не точно, не в полном объеме.

1 балл – стойкие ошибки во всех заданиях, отказ от выполнения задания.

3. Беспредложные формы существительных.

Процедура: ребенку предлагается ответить на вопросы с использованием предметных картинок.

Инструкция: «Скажи, у меня нет…(собаки). Кому дадим …(мячик)? Чем управляет водитель?».

Материал: Материал: предметные картинки – книга, карандаш, чашка, мяч, стул, кошка, собака, машина, самолет, юбка.

Оценка результатов:

5 баллов – самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления.

4 балла - самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления с единичными ошибками.

3 балла - самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления многочисленными ошибками.

2 балла – выполнение задания с помощью логопеда не точно, не в полном объеме.

1 балл – стойкие ошибки во всех заданиях, отказ от выполнения задания.

4. Предложно-падежные формы существительных.

Процедура: ребенку предлагается прослушать вопрос и ответить, используя сюжетные картинки.

Инструкция: «Где лежит собака? Откуда выглядывает девочка? Где лежит карандаш?».

Материал: сюжетные картинки с предлогами: на, под, около, в, из под, из- за;

Оценка результатов:

5 баллов – самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления.

4 балла - самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления с единичными ошибками.

3 балла - самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления многочисленными ошибками.

2 балла – выполнение задания с помощью логопеда не точно, не в полном объеме.

1 балл – стойкие ошибки во всех заданиях, отказ от выполнения задания.

5. Согласование существительных и прилагательных в роде и числе.

А. Развитие в импрессивной речи.

Процедура: логопед показывает предметные картинки одного цвета, а ребенок показывает предмет, цвет которого назвал логопед.

Инструкция: «покажи, что здесь красное (красные, красный, красная) ? и т.д.»

Материал: предметные картинки – красный мяч, карандаш, красный помидор, красное яблоко, красная чашка, красный дом, красная книга,зеленое ведро, зеленое яблоко, желтый лимон, желтое солнце.

Оценка результатов:

5 баллов – самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления.

4 балла - самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления с единичными ошибками.

3 балла - самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления многочисленными ошибками.

2 балла – выполнение задания с помощью логопеда не точно, не в полном объеме.

1 балл – стойкие ошибки во всех заданиях, отказ от выполнения задания.

Б. Употребление экспрессивной речи.

Процедура: ребенку предлагается рассмотреть картинки и назвать цвет.

Инструкция: «Я буду называть картинку, а ты назови цвет изображенного на ней предмета».

Материал: предметные картинки – желтая луна, синий карандаш, синее море, красная чашка, зеленая ваза, зеленая трава, черная собака.

5 баллов – самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления.

4 балла - самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления с единичными ошибками.

3 балла - самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления многочисленными ошибками.

2 балла – выполнение задания с помощью логопеда не точно, не в полном объеме.

1 балл – стойкие ошибки во всех заданиях, отказ от выполнения задания.

6. Согласование числительных «два» и «пять» с существительным.

Процедура: логопед выкладывает перед ребенком предметные картинки, ребенку дает картинки с цифрами 2 и 5. Далее ребенок кладет картинку с цифрой под картинку с предметами и согласовывает существительное с числительным.

Инструкция: «Посмотри на картинку. Что это? Положи под ним свои цифры. Назови нужное количество».

Материал: предметные картинки – мяч, книг, стул, лист, дерево, карандаш, ручка, телефон, роза, девочка.

Оценка результатов:

5 баллов – самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления.

4 балла - самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления с единичными ошибками.

3 балла - самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления многочисленными ошибками.

2 балла – выполнение задания с помощью логопеда не точно, не в полном объеме.

1 балл – стойкие ошибки во всех заданиях, отказ от выполнения задания.

Б. Исследование словообразования.

1. Исследование понимания и употребления уменьшительно-ласкательных форм существительных.

А). Различия в импрессивной речи.

Процедура: логопед выкладывает перед ребенком сюжетную картинку, рассказывает историю и просит показать определенные предметы, ребенок слушает и показывает.

Инструкция: «Сегодня у Тани день рождения. К ней придут гости: дети с родителями. Гостей будет много, они не смогут разместиться за одним столом. Поэтому мама Тани предложила накрыть два стола – большой стол для взрослых. Маленький для детей. Покажи, где столик? Где стульчик? Где чашечка? Где тарелочка?».

Материал: две сюжетные картинки с изображением мамы и дочки, накрывающих столы для гостей, девочка расставляет посуду на маленьком столе, мама на большом.

Оценка результатов:

5 баллов – самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления.

4 балла - самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления с единичными ошибками.

3 балла - самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления многочисленными ошибками.

2 балла – выполнение задания с помощью логопеда не точно, не в полном объеме.

1 балл – стойкие ошибки во всех заданиях, отказ от выполнения задания.

Б). Употребление в экспрессивной речи.

Процедура: логопед выкладывает перед ребенком сюжетные картинки и просит назвать определенные предметы.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Мама ставит на стол чашки и Таня ставит на столик маленькие …? Что? - чашечки».

Материал: две сюжетные картинки с изображением мамы и дочки, накрывающих столы для гостей, девочка расставляет посуду на маленьком столе, мама на большом.

Оценка результатов:

5 баллов – самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления.

4 балла - самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления с единичными ошибками.

3 балла - самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления многочисленными ошибками.

2 балла – выполнение задания с помощью логопеда не точно, не в полном объеме.

1 балл – стойкие ошибки во всех заданиях, отказ от выполнения задания.

2. Образование названий детенышей животных.

А). Различие названий детенышей в импрессивной речи.

Процедура: логопед показывает ребенку картинки с изображением детенышей животных.

Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, где теленок (котенок, ягненок, лисенок, козленок, жеребенок?».

Материал: картинки с изображением детенышей животных.

Оценка результатов:

5 баллов – самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления.

4 балла - самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления с единичными ошибками.

3 балла - самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления многочисленными ошибками.

2 балла – выполнение задания с помощью логопеда не точно, не в полном объеме.

1 балл – стойкие ошибки во всех заданиях, отказ от выполнения задания.

Б). Употребление названий детенышей животных в экспрессивной речи.

Процедура: логопед выставляет перед ребенком фигурки животных и детенышей, ребенок находит нужную фигурку и называет.

Инструкция: «Посмотри на полянку. Малыши ходили гулять, а когда вернулись, мамы их не узнали. Почему? Помоги каждому малышу найти свою маму. Поставь детеныша рядом с мамой и назови».

Материал: набор объемных фигурок «домашние и дикие животные» - собака с котенком, корова с щенком, лошадь с козленком, кошка с жеребенком, коза с теленком; зеленый коврик – искусственная трава.

Оценка результатов:

5 баллов – самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления.

4 балла - самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления с единичными ошибками.

3 балла - самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления многочисленными ошибками.

2 балла – выполнение задания с помощью логопеда не точно, не в полном объеме.

1 балл – стойкие ошибки во всех заданиях, отказ от выполнения задания.

3. Образование относительных, качественных и притяжательных прилагательных от существительных.

А). Образование относительных прилагательных.

Процедура: логопед выкладывает картинки, ребенок называет, отвечая на вопросы- какой?, какая?, какое?, какие?

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в «Магазин». В магазин привезли новый товар. Посмотри и назови предметы одним словом(одежда). А теперь скажи какая? Шуба из меха какая? Платье из бархата какое? Шаль из шелка какая? Свитер из шерсти какой? ».

Материал: набор одежды для кукол.

Оценка результатов:

5 баллов – самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления.

4 балла - самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления с единичными ошибками.

3 балла - самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления многочисленными ошибками.

2 балла – выполнение задания с помощью логопеда не точно, не в полном объеме.

1 балл – стойкие ошибки во всех заданиях, отказ от выполнения задания.

Б).Образование качественных прилагательных.

Процедура: логопед выкладывает предметные картинки и задает вопросы, ребенок называет качественные прилагательные.

Инструкция: «Какой стол по форме? Какой вкус у лимона? Какое перышко по весу? И т.д.»

Материал: предметные картинки с изображениями- стол, лимон, шоколад, перо, мяч, морковь, еж.

Оценка результатов:

5 баллов – самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления.

4 балла - самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления с единичными ошибками.

3 балла - самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления многочисленными ошибками.

2 балла – выполнение задания с помощью логопеда не точно, не в полном объеме.

1 балл – стойкие ошибки во всех заданиях, отказ от выполнения задания.

В). Образование притяжательных прилагательных.

Процедура: логопед выкладывает картинки с изображениями диких животных, ребенок называет притяжательные прилагательные.

Инструкция: «Посмотри внимательно картинки, назови животных и рассели их в свои дома. Где живет медведь? (в берлоге) Значит, берлога чья? (медвежья). А где живет лиса? (в норе) Значит нора чья? (лисья)».

Материал: сюжетные картинки с изображением диких животных и мест обитания.

Оценка результатов:

5 баллов – самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления.

4 балла - самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления с единичными ошибками.

3 балла - самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления многочисленными ошибками.

2 балла – выполнение задания с помощью логопеда не точно, не в полном объеме.

1 балл – стойкие ошибки во всех заданиях, отказ от выполнения задания

 

Образование существительных с суффиксом - ниц - .

А).Различение в импрессивной речи.

Процедура: перед ребёнком выкладываются картинки с изображением: чернильницы, сахарницы, конфетницы, селёдочницы, хлебницы и даётся задание.

Инструкция: «Покажи селёдочницу на картинке» и т.д.

Материал: предметные картинки: чернильница, сахарница, песочница, селёдочница.

Оценка результатов:

5 баллов – самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления.

4 балла - самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления с единичными ошибками.

3 балла - самостоятельное выполнение задания в полном объеме с первого предъявления многочисленными ошибками.

2 балла – выполнение задания с помощью логопеда не точно, не в полном объеме.

1 балл – стойкие ошибки во всех заданиях, отказ от выполнения задания

 

Б).Употребление в экспрессивной речи.

Процедура: ребёнку показывают картинку и задают вопрос.

Инструкция: «Как назвать посуду, в которой находится сахар?

(сахарница), в которой находится хлеб - хлебница, в которой лежат конфеты (конфетница), в которую наливают чернила - чернильница». И т.д

Материал: предметные картинки хлеб, конфеты, чернила, сахар, селёдка.

Оценка результатов:

5 баллов - самостоятельное выполнение задания в полном объёме с первого предъявления.

4 балла - самостоятельное выполнение задания с первого предъявления с единичными ошибками.

3 балла — самостоятельное выполнение задания с первого предъявления с многочисленными ошибками.

2 балла - выполнение задания с помощью логопеда не точно, не в полном объёме.

1 балл - стойкие ошибки во всех заданиях или отказ от выполнения задания.

Образование названий профессий женского рода.

А).Различение в импрессивной речи.

Процедура: перед ребёнком выкладываются парные картинки и даётся задание.

Инструкция: «Покажи картинку, на которой изображена певица и т.д.».

Материал: парные картинки с изображением продавца и продавщицы, певца и певицы, учителя и учительницы, повара и поварихи, портного и портнихи, спортсмена и спортсменки, тракториста и трактористки, художника и художницы.

Оценка результатов:

5 баллов - самостоятельное выполнение задания в полном объёме с первого предъявления.

4 балла - самостоятельное выполнение задания с первого предъявления с единичными ошибками.

3 балла - самостоятельное выполнение задания с первого предъявления с многочисленными ошибками.

2 балла - выполнение задания с помощью логопеда не точно, не в полном объёме.

1 балл - стойкие ошибки во всех заданиях или отказ от выполнения задания.

Б).Употребление в экспрессивной речи.

Процедура: перед ребёнком выкладываются картинки и даётся задание. Инструкция: « Рассмотри картинки и ответь, как назвать мужчину, который готовит обед? (повар). Как назвать женщину, которая готовит обед? (повариха) и т.д.

Материал: парные картинки с изображением продавца и продавщицы, певца и певицы, учителя и учительницы, повара и поварихи, портного и портнихи, спортсмена и спортсменки, тракториста и трактористки, художника и художницы.

Оценка результатов:

5 баллов - самостоятельное выполнение задания в полном объёме с первого предъявления.

4 балла - самостоятельное выполнение задания с первого предъявления с единичными ошибками.

3 балла - самостоятельное выполнение задания с первого предъявления с многочисленными ошибками.

2 балла - выполнение задания с помощью логопеда не точно, не в полном объёме.

1 балл - стойкие ошибки во всех заданиях или отказ от выполнения задания.

6. Различение глаголов совершенного и несовершенного видов.

 

- Различение в импрессивной речи.

Процедура: ребёнку предлагается поочерёдно рассмотреть парные

картинки и ответить на вопросы.

Инструкция: «Покажи, где девочка поливает цветы, а где уже поливала их (девочка собирает овощи - девочка собрала овощи, мальчик поливает дерево - мальчик полил дерево, мальчик сажает дерево - мальчик посадил дерево).

Материал: сюжетные картинки.

А).Употребление в экспрессивной речи.

Процедура: перед ребёнком выкладываются пары картинок и задаются вопросы.

Инструкция: « Что делает девочка? Что сделала девочка?» И т.д.

Материал: сюжетные картинки.

Оценка результатов: (каждая серия оценивается отдельно).

5 баллов - самостоятельное выполнение задания в полном объёме с первого предъявления.

4 балла - самостоятельное выполнение задания с первого предъявления с единичными ошибками.

3 балла - самостоятельное выполнение задания с первого предъявления с многочисленными ошибками.

2 балла - выполнение задания с помощью логопеда не точно, не в полном объёме.

1 балл - стойкие ошибки во всех заданиях или отказ от выполнения задания.

1.Дифференциация приставочных глаголов.

Б).Различение в импрессивной речи.

Процедура: ребёнку предлагается рассмотреть сюжетные картинки и даётся задание.

Инструкция: « Покажи картинку, на которой мужчина входит в вагон. А где мужчина выходит из вагона и т.д. (дети вбегают в дверь — дети выбегают из двери, дети бегут к маме - дети убегают от мамы).

Материал: сюжетные картинки.

А).Употребление в экспрессивной речи.

Процедура: перед ребёнком раскладываются картинки, и к каждой из них задаётся вопрос.

Инструкция: « Что делают дети на этой картинке?» И т.д.

Материал: сюжетные картинки.

Оценка результатов:

5 баллов - самостоятельное выполнение задания в полном объёме с первого предъявления.

4 балла - самостоятельное выполнение задания с первого предъявления с единичными ошибками.

3 балла - самостоятельное выполнение задания с первого предъявления с многочисленными ошибками.

2 балла - выполнение задания с помощью логопеда не точно, не в полном объёме.

1 балл - стойкие ошибки во всех заданиях или отказ от выполнения задания.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.209.47 (0.066 с.)