Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Готовность к овладению письмом дошкольниками с общим недоразвитием речи
3.1.Научно - теоретическое обоснование методики констатирующего эксперимента Методика констатирующего эксперимента основывалась на современных научных представлениях о процессе письма как о сложном психофизиологическом процессе, на современных представлениях о психологических и речевых предпосылках усвоения навыка письма. Содержание и направления исследования определялись также имеющимися в литературе данными о симптоматике и механизмах общего недоразвития речи у дошкольников. Нельзя ответить на вопрос, как исправлять тот или иной дефект, не зная, что исправлять, т.е. исправление дефекта немыслимо без выяснения его сущности и особенностей, а также условий его возникновения. Как отмечают такие авторы, как Р.Е. Левина [1961], Р.И. Лалаева [1997], А.Н. Корнев [1997], Л.Г. Парамонова [2001] и другие, нарушения письма возникают в результате недостаточной сформированности речевых, моторных и зрительно - пространственных функций. Процесс письма - сложная, осознанная форма речевой деятельности. Он отличается от процесса устной речи по своему возникновению и пути развития; по психологическому содержанию; по входящим в него психологическим операциям. Наиболее значимым для возникновения нарушений письма являются нарушения речевых функций, и прежде всего фонетико-фонематической стороны речи. Нарушения фонетико - фонематических компонентов речи, по мнению Р.Е. Левиной [1961, с. 14], являются следствием отсутствия речевой готовности к усвоению письма, в «...неполноценном протекании предшествующего письму речевого развития». Автор считает, что правильное написание слова не есть результат одного только изучения определённых орфографических правил. Подавляющее большинство правильных написаний подготавливаются в сознании ребёнка ещё в процессе развития устной речи. Чем активнее протекает процесс формирования речи, тем лучше ребёнок оказывается подготовленным к письму. И наоборот, чем беднее протекает процесс формирования речи, тем хуже ребёнок овладевает письмом». Как отмечал Д.Б. Эльконин [1956], от того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, звуковая форма слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка грамматики и связанной с ней орфографии.
К нарушениям зрительно - пространственных функций относятся нарушения пространственных представлений, зрительного мнезиса и гнозиса. Нарушения зрительно - пространственных функций ведут к появлению оптической дисграфии, которая не зависит от состояния устной речи и может иметь место у детей с самым высоким уровнем её развития. В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности. Все буквы, как в печатном, так и в прописном шрифте, состоят из небольшого набора одних и тех же элементов (палочки, овалы и полуовалы, крючочки) и нескольких специфических элементов, характерных для отдельных букв. Эти элементы, по-разному комбинируясь между собой как по количеству, так и по пространственному расположению, образовывают различные буквенные знаки. Подобная одинаковость составляющих элементов является причиной наличия в русском алфавите нескольких групп оптически сходных букв. Отличия букв данных групп друг от друга выявляется в следующих признаках: 1) разное количество совершенно одинаковых элементов; 2) различное расположение в пространстве одинаковых элементов; 3) наличие дополнительных элементов; 4) различная величина одинаковых элементов (Е.В.Гурьянов, [1959]). Учитывая подобную специфику русского алфавита можно сказать, что ребёнок с недостаточно сформированными представлениями о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к Другу, т.е. с нарушением зрительно - пространственных представлений, не сможет чётко уловить указанные выше различия. Нарушение зрительного мнезиса ведёт к сложностям в запоминании зрительных образов букв и соответствующим сложностям в их воспроизведении на письме. Немаловажным фактором для успешного овладения навыком письма является также готовность руки ребёнка к письму. Процесс письма требует сосредоточенности, внимания и готовности руки воспроизводить серии достаточно мелких движений. Отсутствие подобной готовности, даже при достаточной сформированности всех вышеперечисленных функций, значительно замедляет и усложняет, и без того нелёгкий для ребёнка, процесс овладения письмом. Это доказала, прежде всего, в своих экспериментальных исследованиях М.М. Кольцова [1973].
Помимо этого, ошибки лексико - грамматического строя в устной речи, в будущем могут аналогичным образом отразиться и на письме, что в свою очередь может привести к возникновению аграмматической дисграфии. Поэтому в норме у детей дошкольного возраста должно быть в полной мере сформировано правильное грамматическое оформление речи. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что залогом успешного овладения письмом является своевременная сформированность фонетико - фонематических функций, грамматического строя речи, отсутствие дефектов в произношении, сформированность зрительно - пространственных представлений, а также хорший уровень развития мелкой моторики. Всё это должно быть сформировано уже в дошкольном возрасте. В то же время по данным психолого - педагогической и специальной литературы таких авторов как К.П. Беккер [1967], Н.С. Жукова [1973], Р.И. Лалаева [1986], Р.Е. Левина [1997], Е.М. Мастюкова[1973], Л.Г. Милостивенко [1995], Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина [1987], и др., у детей с ОНР помимо системного недоразвития речи наблюдаются нарушения в развитии тонкой моторики рук, несовершенна координация движений. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов находятся у дошкольников с общим недоразвитием речи на низкой стадии развития. У данной категории детей недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв, они с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх — низ, ближе — дальше, под - над, около - внутри... Опираясь на вышеуказанные нарушения, отрицательно влияющие на овладение навыком письма, а, следовательно, являющихся предпосылками возникновения дисграфии в школьном возрасте, нами были определены содержание и основные направления методики констатирующего эксперимента. В методику исследования были включены задания на исследование речевых и неречевых психических функций, а именно на исследование состояния: звукопроизношения; умения воспроизводить звукослоговую структуру слова; слуховой дифференциации фонем; фонематических функций; языкового анализа и синтеза; лексического строя речи; грамматического строя речи; зрительно - пространственных функций; мелкой моторики. Для определения характера и степени дефицитарности психических функций и процессов, лежащих в основе овладения детьми грамотой, использовались задания, предложенные А.П. Вороновой [1994], Р.И. Лалаевой, JI.B. Венедиктовой [1997], Г.А.Волковой [1993], Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой [1999]. При разработке методики констатирующего эксперимента основополагающим является современное понимание психологического и психофизиологического содержания процесса письма в норме. Содержание методики обследования состояния речевых и неречевых психических функций Методика обследования предусматривает выяснения состояния у детей фонетико-фонематической системы, а так же лексико-грамматической стороны речи. У дошкольников проверялись лишь доступные их возрасту простые формы фонематического анализа и синтеза, те функции словоизменения и словообразования, которые к данному возрасту уже имеются в нормальном онтогенезе.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.006 с.) |