ТОП 10:

Психофизиологическая структура письма и речевые предпосылки его формирования



Процесс развития письма проходит несколько этапов. В определенный период развития общества у людей появилась потребность в передачи информации на большие расстояния. Первым типом письма считается идеографическое письмо, которое возникло в ранних городах-государствах Востока. С появлением пиктографии люди начали передавать информацию в серии рисунков в общей, аморфной форме, которые замещали речь. Являясь недостаточно совершенным для передачи сообщений, идеографическое письмо уступает место силлабическому (слоговому), а затем альфабетическому (алфавитному) письму. Данный процесс перехода от одной письменности к другой связан с развитием языковых форм мышления, что позволило освободить мысль от обязательной связи с наглядными образами. Постепенный переход к графической символизации речи сделал письменную речь инструментом выражения и передачи мыслительной продукции (А.Н. Корнев [2003]).

Процесс письма является сложной психической деятельностью, которая реализуется благодаря совместной работе различных зон мозга и имеет сложную психофизиологическую организацию. В процессе письма принимают участие все три блока мозга, из которых первый обеспечивает бодрствование коры и дает возможность длительного осуществления избирательных селективных форм деятельности, другой обеспечивает получение, переработку и хранение информации, третий – программирование, регуляцию и контроль протекающей деятельности (А.Р. Лурия [1950]).

В структуре процесса письма можно выделить два основных уровня: сенсомоторный (психофизиологический, анализаторный) и психолингвистический (письмо как речевая деятельность).

Психофизиологической основой письма является совместная работа анализаторных систем. Основными анализаторами, обеспечивающими процесс письма, являются: речеслуховой, речезрительный, общедвигательный, речедвигательный. Система анализаторов – это не сумма, а сложное образование, которое формируется на основе межанализаторных связей на всех их уровнях (первичных, вторичных и третичных полей). О.А.Токарева[1969] отмечает, что роль полноценного слухового анализатора в процессе письма чрезвычайно велика. Ребенок, который не может на слух отдифференцировать диктуемый звук, записывает слышимое случайными буквами. В письме такого ребенка будут часто наблюдаться смешения близко звучащих фонем, пропуски и перестановки. Характерные затруднения при обучении письму и своеобразные ошибки в письме у школьников часто бывают связаны именно с дефектами акустического анализа и синтеза (О.А. Токарева [1969]). Функция слухового анализатора формируется гораздо раньше, чем функция речедвигательного анализатора. Постепенно в процесс письма включаются ещё глаз и рука, и именно тогда взаимодействие акустического, оптического, двигательного, речедвигательного компонентов письма приобретает особую важность. Все анализаторные системы образуют сложную условно-рефлекторную систему, связаны между собой и взаимодействуют в обеспечении процесса письма (И.Н. Садовникова [1997]).

Сенсомоторный уровень процесса письма включает в себя несколько этапов. Первый этап связан с анализом звукового комплекса слова. Для того чтобы правильно записать слово, человеку необходимо разделить его на составные части – фонемы. В этом процессе принимают участие речеслуховой и речедвигательный анализаторы. А.Р. Лурия отмечал, что в акустически простых словах выделение фонем не представляет собой сколько-нибудь сложного процесса. В акустически сложных словах, включающих безударные гласные, акустически измененные в связи со своей позицией согласные и стечения согласных, этот процесс превращается в сложную деятельность, включающую отвлечения от побочных акустических признаков звуков и выделение устойчивых звуковых единиц (А.Р. Лурия [2000]). Следует отметить, что для анализа звуковой структуры слова необходим достаточно сформированный фонематический слух. Многие исследования также свидетельствуют о большой роли проговаривания в процессе письма. Артикуляция особенно важна на начальных этапах овладения навыком письма, так как помогает уточнить характер звука, отличить его от сходных звуков, определить последовательность звуков в слове. Нарушение артикуляции приводит к тому, что выделение нужных фонем, составляющие основное условие письма, значительно затрудняется (А.Р. Лурия [2000]).

Существенную роль в процессе письма играет сохранение нужного порядка звуков, для чего необходим анализ того последовательного звукового комплекса, который представляет собой каждое слово, а также торможение сильных компонентов этого комплекса, если они стоят не на первом месте. М.С. Певзнер своими исследованиями показывает, что этот процесс страдает при всяком ослаблении активного торможения (М.С. Певзнер [1960]).

Вторым этапом процесса письма является перешифровка выделенных звуковых элементов (фонем) в оптические элементы (графемы). Каждый выделенный звук речи прочно связан с определенным зрительным образом (графемой), который может быть изображен различным способом: заглавная, строчная простая и стилизованная буква. Каждая графема имеет свое зрительно-пространственное строение. Трудности при усвоении графем могут возникнуть при ослаблении зрительных дифференцировок, при дефектах пространственного анализа, которые связаны с недостаточным выделением правой и левой сторон(А.Р. Лурия [2000]). Сложным для младших школьников является различение графически сходных букв, так как для этого процесса требуется достаточно сформированный уровень зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Следующий третий этап – «перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи (графемы переводятся в кинемы). Движения записи букв требуют определенной организации двигательных актов в пространстве, определенной их последовательности, плавной денервации движений. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический, а затем и зрительный контроль. На первых этапах развития двигательных навыков основное внимание уделяется звуковому анализу слова или поиску нужной графемы. Затем, когда навык письма будет сформирован, эти моменты отступают на второй план. Письмо превращается в единую кинетическую мелодию, ребенок начинает писать не отдельными буквами, а целыми словами или, иногда, целыми фразами (А.Р. Лурия [2000]).

Для осуществления акта письма необходима сохранность первичных и особенно вторичных полей слуховой коры левой височной области, которая вместе с нижними отделами постцентральной (кинестетической) и премоторной коры принимает участие в осуществлении фонематического анализа и синтеза звуковой речи. Для него необходима, далее, сохранность зрительно-кинестетических отделов коры, без участия которых не может быть осуществлена «перешифровка» фонематической структуры на систему графем с сохранением их топологических особенностей и пространственных координат. Для его осуществления необходима, далее, сохранность кинестетических и двигательных (постцентральных и премоторных) отделов коры, которые должны обеспечить «перешифровку» графических схем в плавные «кинетические мелодии» двигательных актов. Для правильного осуществления высших психических функций нужна сохранность всего мозга, в том числе и его лобных отделов. Если тот или иной участок мозговой коры, входящий в эту сложную систему мозговых центров, почему-либо недоразвивается или разрушается, то или иное условие, непосредственно связанное нормальной работой данного участка, выпадает, тогда и соответствующий психофизиологический процесс также нарушается. Нарушение психофизиологического процесса будет тем больше, чем больше данное частное условие играет для его нормальной работы (А.Р. Лурия [1950]).

Вторым уровнем организации письма является письмо как речевая деятельность. Это более высокий уровень организации письма, который формируется на основе сенсомоторного. Письмо начинается с побуждения, мотива, задачи, которые возникают у пишущего. Человек знает, для чего пишет: чтобы зафиксировать, сохранить информацию, передать ее другому лицу. Он мысленно составляет план письменного высказывания, смысловую программу, общую последовательность мыслей (Р.И. Лалаева [2007]).

Письменная речь формируется только на основе устной речи и между ними существует тесное взаимодействие. Для успешного овладения грамотой у ребенка уже в старшем дошкольном возрасте должны быть сформированы такие необходимые для этого навыки, которые в школе позволят ему достаточно свободно ориентироваться в звуках и буквах. Такие, как слуховая дифференциация звуков речи, устранение звуковых замен в устной речи, воспитание простейших видов анализа и синтеза слов, формирование грамматических словоизменения и словообразования, обогащение словарного запаса. Предпосылки формирования письменной речи охарактеризованы в трудах Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, Л.С. Цветковой и других ученых. Авторы выделяют два уровня предпосылок формирования данного навыка у детей.

Первый уровень раскрывает нейрофизиологическую основу овладения письмом. В структуре данного уровня рассматривается функциональная состоятельность анализаторных систем мозга к усвоению письма: речеслухового, речедвигательного, речезрительного и общедвигательного анализаторов. Согласно этому уровню для полноценного овладения письмом у ребенка должно быть сформировано зрительное и слуховое восприятие, моторные функции, полноценно осуществляться слухо-зрительно-моторное взаимодействие.

Ко второму уровню предпосылок относится психологическая готовность ребенка к произвольному овладению сложным навыкам письма. На данном уровне рассматриваются сформированность, тех психических функций и процессов, которые обеспечивают акт письма. К ним относятся такие психические процессы как память, внимание, мышление. Кроме того, ведущими элементами организации любого вида деятельности являются мотивация, волевое усилие и произвольная саморегуляция. В понятие психологической готовности к обучению письму входит и лингвистическая готовность ребенка к овладению новым и наиболее сложным видам речевой деятельности. Для того чтобы осознанно выполнять языковые операции ( в частности, отбор языковых единиц – предложений, слов, их анализ и символизацию с помощью букв), у ребенка должна быть хорошо развита устная речь. Его словарный запас, способность к актуализации слов и продуцированию предложений, грамматическое оформление речи должны соответствовать возрастным нормам.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что письмо является одним из сложнейших психических процессов по способу и времени возникновения, по связи с высшими психическими функциями, по структуре и психологическому содержанию, по его формированию у детей, по мозговым механизмам, лежащим в его основе.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.179.0 (0.004 с.)