Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Составление словосочетаний с предлогом.

Поиск

Логопед выполняет различные действия, например кладет карандаши в пенал. Ученики называют только предлог в.

На доске нарисованы кубик и шарик в разных положениях: на кубике, под кубиком, за кубиком, в кубике, над кубиком.

Логопед предлагает ученикам ответить на вопрос сначала одним маленьким словом, затем словосочетанием.

Образец ответа: Где лежит шарик? -г- на; на кубике.

В заключение логопед делает вывод: чтобы правильно построить предложение, необходимо помнить о маленьких, но очень важных словах, без которых предложение теряет смысл. Эти слова называются предлогами.

IV. Итог занятия.

Логопед. Что нового вы узнали на занятии?

 

 

Предлог на

Игра «На чем можно ездить?». Образец ответа: На машине.

Логопед предлагает ученикам вспомнить виды транспорта и ответить на вопрос: на чем можно ездить?

Задание 1. Прослушайте предложения. Назовите предлоги. Подберите к предлогу подходящее по смыслу слово. Произнесите получившееся словосочетание.

Образец ответа: На, столе. На столе.

Ваза стоит на столе. Кот спит на диване. Дети гуляли на лужайке. Дети катались на каруселях. Арбузы растут на бахче. Зимой на деревьях лежит снег. Дежурный стоит на вахте. Люди собрались на митинг. Кулик живет на болоте. Утром все спешат на работу. На клумбе растут астры. На березах появились сережки. На льдине зимуют полярники. На небе мерцают звезды. На снегу виднелись следы.

Задание 2. Составьте предложения с данными словами.

на лугу, на пасеке, на сосне, на ветвях, на дороге, на пастбище, на аэродроме, на стадионе, на полях, на огороде, на крыше, на берегу, на траве

Задание 3. Прослушайте предложение, вставьте пропущенный предлог. Повторите предложение целиком.

Дети катались... лодке.... берегу реки росла сосна. Аисты построили гнездо... крыше.... вышке стоял часовой.... болоте созрела клюква. Портрет висел... стене. Куры сели... насест.... севере ездят... оленях. Саша играет... балалайке.

Задание 4. Составьте предложения из данных слов. Назовите слово с относящимся к нему предлогом.

сели, озеро, утки, на; огурцы, на, зреют, грядке; лужи, на, дороге, большие; на, висят, ветках, яблоки; посадили, на, картошку, огороде; созрела, на, клюква, болоте; рыба, на, приманку, клюет; на, висит, картина, стене; березе, на, красивые, висят, сережки; охотились, на, уток, диких, охотники; не рисуй, обложке, на

Задание 5. Прослушайте словосочетание. Вставьте между предлогом и словом
слово, обозначающее признак предмета. Повторите получившееся словосочетание. Составьте с ним предложение

 

Образец: На белой скатерти. На белой скатерти было пятно.

на... скатерти, на... машинке, на... горе, на... сосне, на... чердаке, на... мебели, на... полу, на... шляпе, на... льдине, на... теплоходе, на... севере, на... юге

Предлог в

Задание 1. Прослушайте предложение. Подсчитайте в нем количество слов. Назовите, какое место по порядку занимает предлог.

Образец ответа: Четыре слова. Третье слово предлог е. Щ Кувшинки растут в заводи. Грибы собирают в корзины. Огурцы солят в бочках. Рассаду выращивают в теплицах. Одежду вешают в шкаф. Продукты покупают в магазине. В роще пели соловьи. Кроты в земле живут. Лягушки живут в пруду. В сосновом лесу много маслят. В машине сидели четыре пассажира.

Задание 2. Прослушайте предложение, вставьте пропущенный предлог. Повторите предложение целиком.

Волк живет... логове.... лесной чаще расцвели ландыши....гнезде пищали птенцы. Машин папа работает... пекарне. Форель водится... горных реках. Грифы живут... горах. Щенок тащит палку... зубах.... синем небе звезды блещут.... синем море волны плещут. Высоко... горах лежит снег. Геологи отправились... экспедицию.... тишине трещали кузнечики.... котелке булькала уха.

Задание 3. Ответьте на вопросы словосочетанием.

Образец: В рюкзак.

Куда туристы складывают вещи?

Где хранятся продукты?

Где показывают кинофильмы?

Где живут дельфины?

Где хранятся ручки и карандаши?

Где живет лиса?

Где хранится крупа?

Где живет белка?

Во что одеваются космонавты?

Во что наливают воду?

I?.' Задание 4. Прослушайте слова с предлогами. Составьте с ними предложения. в портфеле, в гнезде, в столовой, в небе, в стакане, в стране, в тишине, в воздухе, в конце, в начале, в институте, в школе, в прачечной, в театре, в кафе, в седле

Задание 5. Закончите предложение, вставляя подходящее по смыслу слово с предлогом в, отвечая на вопрос где?

Карандаши лежат. Яблони и груши растут

Медведь живет....... Киты живут Метро строят

Ястреб парил Скворчата пищали Статью напечатали Все лето мы отдыхали

Задание 6. Прослушайте слова с предлогами. Вставьте слово, обозначающее признак предмета, между предлогом и словом, обозначающим предмет. Повторите получившееся словосочетание. Составьте с ним предложение.

Образец: В почтовый ящик. Опусти письмо в почтовый ящик.

в ящик, в лесу, в реке, в пустыне, в ветвях, в кустах, в тапочках, в пальто, в плаще, в шляпе, в кастрюле, в банке, в музее, в театре, в колпаке

Задание 7. Прослушайте слова, подсчитайте их количество. Составьте из этих слов предложение. Сосчитайте количество слов в предложении. Назовите предлог.

Спала, в, белка, дупле. В, шумели, березы, роще. Машины, поле, в, загудели. Ежика, кустах, в, мальчики, нашли. Люди, жили, в, первобытные, пещерах. Чистом, классе, работать, в, приятно. Жалобно, в, деревья, стонут, лесу. Зацветут, в, деревья, скоро, садах. Журчал, овраге, чистый, в, ручеек.

Дифференциация предлогов на, в

Задание 1. Ответьте на вопросы, сначала словом с предлогом, затем предложением.

Образец ответа: На болоте. Клюква растет на болоте.

а) где растут? (грибы, ягоды, орехи, клюква, черника, земляника, брусника; колокольчик, кукуруза, лилия, кувшинки, роза, одуванчик, ромашка, мак);

б) где изготовляют? (лекарства, ткани, станки, ключи, мебель);

в) где покупают? (газеты, лекарства, молоко, билеты, пряники).

Игра «Солнечный зайчик». Логопед читает стихотворение про солнечный зайчик, затем зеркалом пускает солнечный зайчик и предлагает назвать, куда он спрятался.

Скачет зайчик по стене Притаился в уголке.

И подмигивает мне. Вот он спрятался в кроватке.

Перепрыгнул на картинку, С нами он играет в прятки.

Задержался на ботинке, Раз, два, три, четыре, пять

Поплясал на потолке, Мы пойдем его искать.

Задание 2. Прослушайте предложение, вставьте пропущенный предлог в или на. Произнесите предложение целиком.

... нашей реке много рыбы.... море поднялся сильный шторм. Дети отдыхали... даче. Там они купались... реке. Новую мебель занесли... комнату.... небе появились грозовые тучи.... роще пели соловьи. Коля и Саша ходили... лес.... лесу они нашли нору.... норе были маленькие лисята. Саша взял одного лисенка... руки.... вазе... столе лежали фрукты.... крыльце стоял человек... шубе.... лесной опушке жила Зима... избушке.

Задание 3. Прослушайте словосочетание. Вставьте пропущенный предлог в или на. С каждым словосочетанием составьте предложение.

Пошли... реку. Села... банку. Сидел... скворечнике.

Купались... реке. Влетела... банку. Влетев... скворечник. Упала... ладошку. Сидела... бочке. Лежали... шкафу. Зажала... ладошке. Упала... бочку. Убрали... шкаф

 

 

Предлоги с (со)

 

Ответьте на вопрос сначала словом с предлогом, затем целым предложением.

Образец ответа: С сыром. Я люблю бутерброд с сыром.

Задание 1,

 

а) с чем ты любишь бутерброд? (с сыром, с маслом, с кол басой, с ветчиной, с рыбой, с икрой);

б) с чем пекут пироги? (с капустой, с творогом, с мясом, с картошкой, с вареньем, с ягодами, с яблоками, с рыбой);

в) с чем пьют чай? (с конфетами, с медом, с вареньем, с сахаром, с шоколадом, с вафлями, с молоком, с пирогом, с тортом);

г) с кем ты дружишь? (с Леной, с Лешей, с мамой, с папой, с соседями);

д) с кем ты любишь гулять? (с братом, с сестрой, с ребятами,
с бабушкой, с дедушкой, с другом, с собакой).

Задание 2, Прослушайте стихотворение, вставьте пропущенные предлоги, выучите стихотворение.

У меня сестренок семь.

У меня сестренок семь.

Помогать я буду всем!

... Олей сеять,

... Пашей жать,

... Дашей куклу наряжать,

... Леной стряпать,

... Нюрой шить,

... Шурой сено ворошить,

Песни петь... Марусенькой,

Самою малюсенькой.

Задание 3. Вставьте в предложения пропущенные предлоги с, со.

Посуду убрали... стола. Сотри пыль... книг. Лена... Светой — подруги. Ложка упала... стола. Маша любит клубнику... сливками. Мама любит клубнику... молоком. Леня пойдет... мной гулять. Ребята пошли купаться и взяли... собой собаку. Жеребенок... испугом прижимался к матери.

Задание 4. Составьте предложения с данными словосочетаниями.

лиса с лисятами, слон со слоненком, мальчик с собакой, женщина с ребенком, крыльцо со ступеньками, каша с молоком, мороженое с шоколадом, с радостью побежал, посмотрел с улыбкой, прыгнул с дерева, упала со стола, слетела с головы, приготовила с вечера

Предлог из

Задание 1. Прослушайте предложения, ответьте на вопросы.

а) Откуда?

Образец ответа: «з туннеля, из кармана и т. п.

Поезд вышел из туннеля. Платок выпал из кармана. Птенец выпал из гнезда. Родственники приехали из деревни. Машина выехала из гаража. Ребята вернулись из пионерского лагеря. Пассажиры вышли из трамвая. Саша приехал из Москвы. Апельсины привезли из Грузии.

б) Из чего?

Образец ответа: из ружья, из пластилина.

Охотник выстрелил из ружья. Зайца слепили из пластилина Варежки связаны из шерсти. Котлеты приготовлены из моркови. Ух} варят из рыбы. Коля сделал шапочку из бумаги. Сок налили из кув шина. Вкусное варенье из рябины. Удилище делают из бамбука

Задание 2. Прослушайте словосочетания, с каждым из них составьте предложение.

сделаны из янтаря, узнал из книги, смастерил из дощечек, сделан из дерева, самый сильный из всех животных, самая хитрая из всех зверей, самая умная из всех птиц, самый умный из морских животных, хлынул как из ведра, вышел сухим из воды

Задание 3. Прослушайте слова. Составьте из них предложения, подсчитайте количество слов в предложении. Назовите предлог.

Первый, показался, из, росток, земли. Емеля, щуку, из, вытащил, проруби. Выскочила, из, собака, конуры. Варенье, из, варят, малины. Выглянула, бабушка, окна, из. Из, репку, земли, вытащили. Покупки, из, принесли, магазина. Из, валил, дым, трубы. Творог, из, приготавливают, молока. Ленинграда, приехали, из, гости.

Предлоги с, из

Задание 1. Прослушайте предложение с пропущенным предлогом. Вставьте предлог с или из. Повторите предложение.

Куклы вынули... коробки. Ворона слетала... дерева. Пассажиры вышли... троллейбуса. Туристы сошли... теплохода. Молоко вынули... холодильника. Белье достали... шкафа. Пыль стерли... шкафа. Пироги вынули... печки. Бабушка слезла.., печки. Блины пекут... муки. Мама вернулась... магазина. Дедушка вернулся... бани. Папа вернулся... работы. Ткани... фабрики доставили в магазин.

Задание 2. Прослушайте предложения. Все ли в них правильно? Исправьте ошибки.

Дым валит с трубы. Мама пришла с магазина. Саша достал книги из полки. Пироги вынули с плиты. Чайник сняли из плиты. Пассажиры вышли с трамвая. Семья возвращалась из дачи. Бабушка приехала с деревни. К нам приехали гости с Киева. Шубу сняли из вешалки. Зрители выходили с театра. На второе подали пюре с картошки и котлеты с рыбы.

Задание 3. Составьте предложения из данных словосочетаний.

приехал из Одессы, сошел с поезда, вышел из вагона, пришел из библиотеки, спустился с лестницы, выпал из гнезда, свалился с крыши, слетела с клетки, вылетела из клетки, вернулся из похода, пришел из школы, выбежал из класса

Предлоги по, к

Задание 1. Составьте предложения, включив в них слова ^предлогами.

Образец: а) По небу плыли облака. К нам приехали гости. б) Конь бежал по дороге. Леня спустился к реке?

а) по дороге, по небу, по воде, по морю, по стеклу, по стене, к до
му, к дереву, к лесу, к бабушке, к другу, к нам;

б) 'бежал по дороге, плыл по реке, ползла по траве, похлопал по
плечу, погладил по голове, бродили по аллее, плыли по воде, спустил
ся к реке, сходил к товарищу, приехал к дедушке, подошли к останов
ке, подъехал к станции, пришел к врачу.

Задание 2. Составьте словосочетание, используя данные слова и предлог по или к. С каждым словосочетанием придумайте предложение.

(Логопед называет два слова, из которых одно обозначает действие, а другое предмет, и предлог по или к. Ученики составляют словосочетание, затем предложение с этим словосочетанием.)

Образец: Шел по дороге. Человек шел по дороге.

ехал, дорога, по; бежал, улица, по; скакал, поле, по; шел, лес, по; плыл, река, по; скользил, лед, по; подкрался, нора, к; пришел, друг, к; подбежал, дом, к; приехал, дедушка, к; подплыла, берег, к; подошел, станция, к

Задание 3. Прослушайте предложения, вставьте пропущенный предлог к или по. Произнесите предложения целиком.

Путники шли... пыльной дороге. Скоро они подошли... широкой реке.... берегам реки росли ивы.... реке плыла лодка. Она пристала... берегу. Охотники шли... узкой тропинке и вышли... лесному озеру.... берегам озера рос густой камыш.... озеру плавали дикие утки. Охотники стали подкрадываться... уткам. Утки услышали их и улетели.

Предлоги за, из-за

Задание 1. Прослушайте словосочетания, назовите предлог. С каждым словосочетанием придумайте предложение.

Спрятался за дерево. Скрылся за поворотом. Скрылось за тучами. Стояла за домом. Гнались за лисой.

Держала за руку. Бежала за Алешей. Дернула за рукав. Подросли за лето. Держалась за брата.

Задание 2. Вставьте в словосочетание пропущенный предлог за. Придумайте предложение с каждым словосочетанием.

Пошла... ягодами. Наблюдал

муравьями. Пошел... орехами. Следить... собой. Пошли... грибами. Получил... работу. Выполнил ….полчаса. Сидел ….столом. Скрылось …горизонтом.

Задание 3. Вспомните сказку «Репка». Расскажите, кто за кого держался. Какой предлог повторяется?

Образец ответа: Бабка за дедку. Внучка за бабку. И т. Д

 

Задание 4. Рассмотрите картинки и составьте по ним предложения.

(Логопед обращает внимание учеников на то, что есть такие предлоги, которые состоят из двух слов, просит выделить из второго предложения такой предлог.) (Мальчик выбегает из-за дерева.)

     

 

 

 

Задание 5. Прослушайте предложение, назовите сложный предлог, затем этот предлог со словом, к которому он относится.

Образец: из-за, из-за туч.

Солнышко выглянуло из-за туч. Из-за куста выскочил зайчик. Гости встали из-за стола. Из-за поворота выехала машина. Ученик встал из-за парты. Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор. Из-за шторы виднелись цветы. Дороги раскисли из-за дождей.

Задание 6. Составьте предложения, используя слова со сложными предлогами.

из-за дома, из-за горы, из-за стола, из-за конуры, из-за машины, из-за поворота, из-за непогоды, из-за ветра, из-за болезни, из-за шкафа, из-за плохой оценки, из-за забора

Задание 7. Вставьте в предложение пропущенный предлог из-за. Произнесите предложение целиком.

Ребята не пошли в поход... плохой погоды.... леса показалось солнце. Лена не пошла в театр... болезни.... холодного ветра нельзя было продолжать путешествие. Маленькая обезьянка выглядывала... плеча дрессировщика.

Задание 8. Прослушайте предложения. Измените их по образцу. Назовите предлоги в первом и во втором предложениях.

Образец: Собака забежала за конуру.

Собака выбежала из-за конуры. Марина выбежала из-за дома. Из-за поворота выехала машина. Картину вытащили из-за шкафа. Миша вышел из-за двери. Старый календарь вытащили из-за зеркала.

 

Задание 9. Прослушайте предложения. Вставьте пропущенный предлог за или из-за. Произнесите предложения целиком.

В воскресенье наша семья отправилась... город. Возвратились... города только вечером. От ветра дети спрятались... дерево. Когда ветер стих, они вышли... дерева.... проливных дождей реки вышли... берегов. Мама поливала огород... лейки. Луна выглядывала... туч.... комаров нельзя было выйти на улицу. Шубы шьют... овечьих шкур.... сугроба торчал старый пень.... сугробов нельзя было найти дорогу.

Предлоги над, под

Задание 1. Составьте словосочетания по образцу: а) Висела над СШО-

лом\ б) Скреблась под полом.

а) Над столом, над лесом, над рекой, над диваном, над кроватью,
над головой, над травой, над морем, над нами;

б) под полом, под столом, под мостом, под партой, под навесом,
под диваном, под крышей, под дождем, под землей, под окном.

Задание 2. Придумайте предложения со словосочетаниями, данными в задании 1. Назовите предлоги.

(Логопед называет словосочетание, ученики составляют с ним предложение, затем называют предлог.)

Образец: Лампа висела над столом. Предлог над. Под полом скреблись мыши. Предлог под.

Задание 3. Прослушайте предложения. Вставьте подходящий по смыслу предлог над или под. Произнесите предложения целиком.

Крот прорыл ход... землей.... рекой поднимался густой туман.... ногами шуршала трава. Дрова убрали... навес. Крот живет... землей. Собака спала... столом. Ласточка свила гнездо... крышей.... озером резвились стрекозы. Серый волк... горой не пускает нас домой.... нами кружились бабочки. Самолет летел... лесом.

 

Предлоги под, из-под

Задание 1. Прослушайте предложения, назовите предлоги.

От дождя мы спрятались под деревом. Из-под дивана вымели мусор. Зайчик сидел под кустиком. Зайчик выскочил из-под кустика. Под дубом ребята нашли много желудей. Под полом скреблись мыши. Картошку вытащили из-под пола. Из-под шляпы виднелись волосы. Спрячь волосы под шляпу.

Задание 2. Замените предлог из-под предлогом под, правильно составьте предложение.

Образец: Лошадь поставили под навес.

Лошадь вывели из-под навеса. Коробку вытащили из-под кровати. Из-под крыши нашего дома вылетели голуби. Лодка выплыла из-под моста. Кошка вышла из-под стола. Из-под машины вылез шофер. Из-под шкафа вымели много пыли. Дюймовочка вышла из-под листика. Из-под скатерти вытащили письмо.

предложение.

О б р а з е ц: Лошадь вышла из-под навеса.

Лошадь поставили под навес. Коробку спрятали под кровать. Под крышей нашего дома жили голуби. Лодка плыла под мостом. Кошка спала под столом. Под машиной лежал шофер. Под шкафом скопилось много пыли. Дюймовочка спала под листиком. Письмо нашли под скатертью.

Задание 4. Прослушайте предложения, вставьте пропущенный предлог под или из-под. Произнесите предложения целиком.

Большой белый гриб вырос... елью.... снега пробивались первые подснежники. Метро строят... землей.... земли выскочил маленький кротенок. Подземные реки текут... землей. Котенок выполз... шляпы. Маленький грибок спрятался... листиком. Большая собака выскочила... подворотни.... кронами деревьев было прохладно. Во время грозы не стой... деревьями.

Задание 5. Составьте предложения из данных слов.

под, срубили, елку, корень; маленький, пробивался, из-под, росток, земли; щука, большая, под, ушла, воду; платье, из-под, виднелось, пальто; выползла, из-под, пня, змея; мы, грибы, под, сухими, листьями, нашли; под, было, яблоней, много, яблок; курица, под, неслась, крыльцом

Закрепление предлогов

Задание 1. Прослушайте предложения, вставьте пропущенные предлоги.

Дача стоит... реки.... рекой виден лес. Охотник возвращался домой... богатой добычей.... руках охотника было новое ружье. Волны... шумом бились... берег.... магазина привезли... школу новую мебель. Светлана... Костей сидят... одной партой. Голубые незабудки выглядывают... травы.... даче мы пили чай... вареньем. Аллея красных роз вела прямо... озеру. Один лебедь отстал... стаи. Солнце спряталось... тучку.... зоопарке мы долго наблюдали... обезьянами. Сначала обезьяны раскачивались... ветках, зацепившись... них хвостами. Потом начали ловко перескакивать... ветки... ветку. Утомившись, обезьяны расселись... ветках.

Задание 2. Ответьте на вопросы, используя слова: а) школа, б) гора.
а) Куда идут ученики? б) Куда пошли дети Где собираются ученики утром?

Где стоят дети? Где находится спортивная Куда везут дети санки?

площадка? Откуда съехали дети? Откуда пришли ученики? Куда трудно взбираться?

 

Задание 3. Прослушайте предложения» Вставьте пропущенные предлоги.

Петя вошел... класс. Он сел... парту. Вынул... портфеля книги и положил... парту. Петя сидит... Юрой. Учитель вызвал Петю... доске. Мальчик стоит... доски и отвечает урок. Пионеры шли... дорожке. Теплая берлога... медведя. Дятел стучит... коре дерева. Ребята несут... сад скворечники. Веселые голоса звучат... костра. Звонко запел жаворонок... полями. Стройная елочка росла... полянке. Птичка положила яички... гнездышко.

 

Задание 4. Придумайте и назовите предложения с данными словами.

с ветераном, о войне, о походе, с вожатым, на велосипеде, с подругой, в кино, к дому, к берегу, за углом, в альбоме, о каникулах, под крышей, под крышкой, над головой, над озером, из-за куста, из-за угла, вместе со всеми

Задание 5. Прослушайте стихотворение. Измените по смыслу слова, данные в скобках.

(Логопед читает стихотворение, слова в скобках произносит в начальной форме. Ученики правильно их изменяют и вставляют в предложение. Стихотворение можно выучить наизусть.)

Я с утра Про (малина),

В (лес) гуляю. (Ежевика),

От (роса) Про (еж)

Я весь промок. И про (ежиха),

Но зато У которой за ежат

Теперь я знаю Все иголочки

Про (березка) Дрожат.

. И про мох. (Н. Матвеева.)

Задание 6. Ответьте на вопросы, используя слова, данные в скобках, правильно подбирая к ним предлоги.

Где жил Миша? (Москва) От кого Миша получил письмо? (брат) К кому подкралась лиса? (заяц) На что села бабочка? (цветок)

Из чего делают стаканы? (стекло) Из чего делают столы и стулья? (дерево) Куда сел самолет? (аэродром) Откуда вытащили письмо? (почтовый ящик) Куда влетела птичка? (форточка)

Задание 7. Прослушайте стихотворение. Назовите слово, стоящее между пред логом и словом, обозначающим предмет, затем предлог со словом, обозначающим предмет.

Образец: темный, в лес.

В темный лес дремучий Сколько алых ягод

Заглянула осень. У лесной рябинки!

Сколько свежих шишек Выросли волнушки

У зеленых сосен! Прямо на тропинке.

Задание 8. Прослушайте предложения. Назовите предлог со словом, обозначающим предмет. Какое слово разделяет предлог и слово, обозначающее предмет?

В сосновом лесу растут лисички. В березовом лесу растут подберезовики. На старом болоте много клюквы. В густых ветвях мы увидели белочку. Грузовик мчался по пыльной дороге. На лесной полянке много спелых ягод. На пестром лугу красовались маки. Дикие гуси собирались в большие стаи. Удобно сидеть за школьной партой. За шустрым щенком бежала собака.

 

Задание 9. Составьте предложения из данных слов.

Ребята, речке, в, купаются; кошка, комнаты, из, выскочила; Лена, книгу, из, взяла, шкафа; Степан, журнал, взял, полки, с; птицы, над, кружатся, деревьями; Рита, вышла, балкон, на; Марина, Викой, с, дружит; Саша, хорошие, с, Женей, друзья.

 

Задание 10. Составьте предложения из данных слов, изменяя слова по смыслу.

Моя, мама, печатать, машинка, на; фрукты, на, положить, тарелка; узкая, дому, к, тропинка, вести; налить, Маша, кувшин, из, молоко; поезд, станция, к, подходить; на, постелить, стол, скатерть; ребятишки, по, бежали, мокрая, трава.

 

Задание 11. Составьте предложения из данных слов, правильно выбирая предлоги.

Пастух, стадо (у, в) речки, пасет. Ребята (у, в) реке, купаются. Кошка (с, из) комнаты, выскочила. Галка (с, на) крыши, сарая, слетела. Дым, идет (из, с) трубы. Дети (с, из) горки, катались. Мышка (из, с) норки вылезла. Саша (с, из) снял, головы, шапку. Бабушка (из, с) Киева, приехала. Пассажиры (из, с) сошли, теплохода.

Задание 12. Прослушайте предложения. Ответьте на вопросы полным предложением (Логопед следит за правильным употреблением предлогов.)

Предложения: Вопросы:

Школьники работали в поле. Откуда возвращались школьники?

Дети были, в школе. Откуда пришли дети?

Снег лежал на крыше. Откуда сбрасывали снег?

Письмо было в ящике. Откуда взяли письмо?

Маша гостила у бабушки. Откуда приехала Маша?

Воробей сидел на заборе. Откуда слетел воробей?

Теплоходы пристают к пристани. От чего отходят теплоходы?

Валя гостила в Москве. Откуда вернулась Валя?

Посуду поставили на стол. Откуда убрали посуду?

Мальчик зашел за дом. Откуда вышел мальчик?

Кошка залезла под пол. Откуда вылезла кошка?

Пловец нырнул под воду. Откуда вынырнул пловец?

Человек завернул за угол. Откуда вышел человек?

Задание 13. Рассмотрите картинки, составьте по ним предложения. (Картинки к данному заданию подбирает логопед), (Логопед следит за правильным употреблением учащимися предлогов).

Задание 14. Составьте предложения из данных слов по вопросам. Логопед называет слова и последовательно задает вопрос*г. Ученики составляют предложения.

 

а) Кто? Что сделал (-а, -и)? Что? Для кого?
Косить, Витя, трава, кролики, для.
Подарок, Таня, приготовить, мама, для.

Дед Мороз, для, подарки, дети, принести. Для, приготовить, медведь, зимовка, берлога. Приготовить, для, чай, пассажиры, проводник. Вить, птенцы, для, гнезда, свои.

б) Кто? Что делал (-а, -и)? Что? Кого? В (на, у) какой (-ого)? Где? •

Собирать, дети, в, шишки, лес, еловый. Лена, букет, на, собрать, луг, цветущий. В, орешник, дети, густой, орехи, собирать. Посадки, мы, собирать, в, маслята, молодые. Встретить, у, Лена, подруга, киоск, газетный. Пионеры, на, разжечь, поляне, костер, лесная.

в) Кто? С кем? Что делал(-а} -и)? Где? (Куда? Откуда?)

Наташа, Катя, с, парк, гулять, в.

Работать, поле, на, плуг, с, трактор.

Ученики, пойти, учительница, с, театр, в.

Колхозники, идти, грабли, с, луг, на.

Папа, вернуться, из, Павлик, деревни, с.

Выходить, из, пассажиры, вагоны, вещи, с

 

Задание 15. Дополните предложения, отвечая на вопросы. (Логопед называет начало предложения, ставит вопрос к следующему слову. Учащиеся подбирают слова, подходящие по смыслу.)

Например: Солнышко (что сделал о?)... (к у д а?)... (когда?)....

Дети (что сделали?)... (от чего?)... (куда?)....

Маленький зайчишка (что делал?)... (где?)... (от кого?)....

Дети зимой (что делал и?)... (н а ч е м?).... И т. д.

РАБОТА НАД СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ

 

Учащиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи затрудняются в построении связной монологической речи. При пересказах не умеют последовательно и достаточно полно излагать *свои мысли. Особенно ярко это проявляется при написании ученичками изложений и сочинений. Несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения программами гуманитарных предметов.

Работу по формированию умения четко излагать свои мысли Циачинаем с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, ^предметные картинки, данные в последовательности услышанного рассказа. Позднее учим детей определять части в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на этот план.. Развивая у детей фантазию, творческое мышление, включаем тв задание пересказы по отдельным фрагментам (началу, середине

и концу) рассказа.,» После того как учащиеся научились последовательно переда-It иать содержание услышанного, учим их составлять выборочный пересказ. Этот вид работы требует умения обобщать и выбирать самое главное из всего текста. Наиболее сложным для учащихся является краткий пересказ. В дальнейшем учим детей творческому рассказу. После этого переходим к обучению составления самостоятельных рассказов по аналогии, по серии сюжетных картинок, по собственным наблюдениям и впечатлениям. Любому виду пересказа или рассказа должна предшествовать словарная работа, анализ текста, важная четкая целевая установка для всех учащихся, присутствующих на занятии.

 

Пересказы

Последовательный пересказ

Задание 1. Прослушайте рассказы, ответьте на вопросы, перескажите содержание рассказа, как запомнили.

 

Муравей.

Муравей нашел большое зерно. Он не мог тащить его один. Муравей позвал на помощь товарищей. Вместе муравьи легко притащили зерно в муравейник.

Вопросы: Что нашел муравей?Чего не мог сделать муравей один? Кого позвал на помощь муравей? Что сделали муравьи? Всегда ли вы помогаете друг другу?

Воробей и ласточки.

Ласточка свила гнездо. Воробей увидел гнездо и занял его. Ласточка позвала на помощь своих подруг. Вместе ласточки выгнали воробья из гнезда.

Вопросы: Что сделала ласточка? Что сделал воробей? Кого позвала помощь ласточка? Что сделали ласточки?

Храбрецы.

Ребята шли в школу. Вдруг выскочила собака. Она с лаем кинулась на ребят. Мальчики бросились бежать. Один Боря остался стоять на месте. Собака перестала лаять и подошла к Боре. Боря погладил ее. Потом Боря спокойно пошел в школу, а собака тихо побрела за ним.

Вопросы: Куда шли ребята?

Что случилось по дороге? Как повели себя мальчики? Как повел себя Боря? Почему собака пошла за Борей? Правильно ли назван рассказ?

 

Задание 2. Прослушайте рассказы, ответьте на вопросы, нарисуйте картинки к рассказам.

Перескажите содержание рассказов.

Лето в лесу.

Наступило лето. На лесных полянках трава выше колен. Стрекочут кузнечики. На бугорках краснеет земляника. Цветут малина, брусника, шиповник, черника. Вылетают из гнезд птенцы. Пройдет немного времени, и появятся вкусные лесные ягоды. Скоро придут сюда дети с корзинками собирать ягоды.

Вопросы: Какое время года наступило? Какая трава на полянах? Кто стрекочет в траве? Какая ягода краснеет на бугорках? Какие ягоды еще только цветут? Что делают птенцы? Что скоро будут собирать дети в лесу?

Цыпленок. '

Маленькая девочка намотала шерстяные нитки на яйцо. Получился клубок. Этот клубок она положила на печку в корзинку. Прошло три недели. Вдруг послышался писк из корзинки. Пишал клубок. Девочка размотала клубок. Там был маленький цыпленок. Вопросы: Как девочка сделала клубок? Что произошло с клубком через три недели?

Лиса и рак.

(С к а з к а.)

Лиса предложила раку бегать наперегонки. Рак согласился. Лиса побежала, а рак уцепился за лисий хвост. Лиса добежала до места. Обернулась лиса, а рак отцепился и говорит: «А я давно тут тебя жду».

Вопросы: Что предложила лиса раку?

Как перехитрил рак лису?

 

Сиротка.

Собаку Жучку заели волки. Остался маленький слепой щенок.

Прозвали его Сироткой. Щенка подложили кошке, у которой были маленькие котята. Кошка обнюхала Сиротку, повертела хвостом и лизнула щенка в нос.

Однажды на Сиротку напала бродячая собака. Тут появилась кошка. Она схватила зубами Сиротку и метнулась к высокому пеньку. Цепляясь за кору когтями, она втащила щенка наверх и прикрыла его собой.

Вопросы:Почему щенка прозвали Сироткой? Кто воспитывал щенка? Как защищала кошка Сиротку? Кого называют сироткой?

Конспект занятия

Тема. Рассказ «Как медведь сам себя напугал» по Н. Сладкову.

 

Цель: Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, последовательно пересказывать содержание рассказа.

Оборудование. Предметные картинки, изображающие ветку, медведя, белку, шишку, зайца, сорок, лосей, гриб, девочку, лису.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед раздает учащимся по одной картинке (см. оборудование) и предлагает составить по картинке предложение.

II. Работа с рассказом.
Логопед читает рассказ. Вошел медведь в лес. Хрустнула под тяжелой лапой веточка. Испугалась белка на ветке выронила из лапок шишку. Упала шишка — угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из-под кустов выпугнул. Та крик подняла на весь лес. Услышали лоси, пошли по лесу кусты ломать! Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. И позади кто-то топает! «Не уйти ли лучше?» — подумал медведь. Рявкнул медведь и дал стрекача.

Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топал, белка ему шишкой в лоб угодила. Так сам себя медведь напугал.

1) Словарная работа. Логопед выясняет, понятен ли учащимся смысл слов хрустнула, угодила, насторожил, выпугнул, помчал, дал стрекача и предложения Пошли лоси по лесу кусты ломать. Затем предлагает учащимся подобрать к указанным словам близкие по смыслу слова (синонимы).

2) Расстановка картинок в последовательности рассказа. Логопед предлагает учащимся расставить картинки в последовательности рассказа. При затруднении он помогает детям.3) Выяснение причинно-следственных связей.
Вопросы: Почему медведь убежал из леса?

Почему испугались лоси? Почему испугалась сорока? Почему испугался заяц? Почему испугалась белка?

4) Выяснение логических связей.
Вопросы: Получился бы рассказ, если бы не было медведя?

Почему рассказ не получился бы? Получился бы рассказ, если бы не было белочки? шишки у белки? и т. д. Логопед делает вывод. Ни одно звено нельзя выпустить из рассказа, рассказ не получается.

5) Выяснение последовательности действий в рассказе.
Логопед обращает внимание учащихся на последовательность происходящих в рассказе действий. Он ставит вопросы и указывает на соответствующую картинку, например: Что сделал? (указывает на медведя) — Вошел. Что сделала? (указывает на веточку) — Хрустнула. Что сделала? (указывает на белку) — Испугалась. И т. д. Затем предлагает учащимся вспомнить и назвать по порядку слова-действия, опираясь на картинки (вошел, хрустнула, испугалась, выронила, упала, угодила, вскочил, помчался, наскочил, выпугнул, подняла крик, услышали, пошли кусты ломать, рявкнул, убежал).

Восстановление текста с опорой на последовательность глаголов. Логопед называет действие, учащиеся — предложение с этим словом.

Пересказ текста по предметным картинкам, расположенным в последовательности рассказа.

Пересказ без опоры на картинки. Логопед кладет картинки обратной стороной и предлагает учащимся вспомнить, что было изображено на каждой картинке, и пересказать сказку.

III. Задание на дом.

Л о го п е д. Нарисуйте картинки к рассказу, перескажите рассказ маме.

IV. Итог занятия.
Л о г о п е д. Чему вы сегодня научились?

 


 

Задание 3. Прослушайте рассказ «Гадюка», назовите последовательность дей-ииий в рассказе, перескажите его. (Логопед читает рассказ, затем выясняется смысл рассказа.)

Раз я пошел в лес. Со мной побежал Пушок. Вдруг в траве послышалось шуршание. Это была гадюка. Гадюка — ядовитая змея. Пушок кинулся на гадюку и прогнал ее.

Работа над рассказом строится аналогично работе над рассказом «Как мед-псдь сам себя напугал».

Задание 4. Прослушайте рассказы. Назовите последовательность происходящих! действий в рассказах. Перескажите рассказы, используя слова, данные после каждо-А го рассказа.

Скворец.

В комнату вбежал кот. В зубах у кота был скворец. Коля отнял у него птичку, подлечил раненое крылышко. Потом мальчик выпустил скворца на волю.

Слова-д е й с т в и я: вбежал, отнял, подлечил, вып



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1787; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.12 (0.015 с.)