Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мягкий согласный в середине слова

Поиск

Задание 1. Прослушайте слова. Сравните их по смыслу и звучанию.

булка — Булька, полка — полька

Задание 2. Прочитайте слова из задания 1. Сравните их по написанию. Ответьте на вопросы:

Что повлияло на смягчение согласного в середине слова? j

Как произносится согласный в середине слова, если после него стоит мягкий знак?

Задание 3. Прослушайте слова. Назовите в словах согласный, который звучит мягко.

горько, мыльный, больно, больше, пальто, полька, долька, пыльно, калька

Задание 4. Замените твердый согласный в конце слова на мягкий. Произнесите получившееся слово.

Образец: жаржарь.

стал, брат, ел, лез, любит, хор, мел, угол, вес

Задание 5. Замените твердый согласный в середине слова на мягкий и наоборот. Произнесите получившееся слово.

банка, уголки полка, булка

Игра «Спрячем мягкий знак в середину».

Логопед называет слово с мягким знаком на конце, например пень, день, уголь, огонь, зверь, окунь, и предлагает учащимся изменить слово так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова.

Образец: пеньпеньки.

Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда

Конспект занятия

Тема. Твердые и мягкие согласные.

Цель. Учить детей слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда.

X о д з а н я т и я.

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам назвать гласные второго ряда.

II. Закрепление материала предыдущего занятия.

Логопед. Послушайте и скажите, как звучат согласные в конце слов конь, день. (Мягко.) Назовите мягкие согласные.в словах банька, зорька. Что влияет на смягчение этих согласных? (Мягкий знак.)

III. Влияние гласных второго ряда на впереди стоящие согласные.

Логопед читает сказку «Хвастун».

Живет в стране Грамматика известный фокусник. Зовут его Мягкий знак. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым: слово ел превращается в ель, а консервная банка стала теплой банькой. Расхвастался Мягкий знак: я, дескать, самый волшебный. Но некоторые жители из страны Грамматика (гласные второго ряда) стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри: был лук, стал люк, был мал, стал мял». Так гласные второго ряда поставили на место хвастунишку.

(По Г. Н. Сорокину.)

Логопед объясняет выражение поставили на место и спрашивает:

«Кто же поставил на место хвастунишку?»

Задание 1. Прослушайте слова, назовите согласный, который звучит мягко. (Логопед следит за тем, чтобы дети произносили согласный мягко. Слова записывает на доске.)

Коля, Варя, Валя, воля, пятка, пятна, Лена, Люба Логопед. В этих словах есть мягкий знак? (Нет.) Здесь буква я влияет на смягчение впереди стоящего согласного, поэтому он звучит мягко.

Задание 2. Прослушайте слова. Назовите согласный, который звучит мягко. Догадайтесь, какая буква повлияла на его смягчение.

а) терка, рев, тетка, телка, семга

б) клюв, глюкоза, сюда, рюшка, плюшка

в) мел, сел, кеды, лес, левый, нежный, ветер

г) мир, тир, тигр, сито, кино, винт, синий

Вспомните, какие гласные влияли на смягчение согласных, (я, ё, /о, е, и.) Как мы называем эти гласные? (Гласные второго ряда.) Когда согласный звучит мягко? (Если после согласного стоит мягкий знак или гласный второго ряда.)

IV. Итог занятия.

Логопед. Что нового вы узнали на занятии?

Тренировочные упражнения

Буква я

1. Спишите слова, вставьте пропущенную букву....ма,...щик, Зо...ка, по...с, ста..., мо.,.

; 2. Прочитайте слова. Подчеркните букву я. Назовите согласные, которые звучат мягко. Что повлияло на смягчение согласной?

Коля, Катя, Валя, воля, пятна, пряник, пятка

3. Назовите картинки, запишите их названия. Подчеркните букву, которая смяг
чает впереди стоящий согласный. Назовите ее.

Приблизительный перечень картинок: пряник, мясо, прялка, пятка.

4. Вставьте пропущенную букву в словах.

п...тно, р...д, Ол..., вс..кий, овс.-нка, в...жут, оз...б, п...тка, л...мка, р...дом

5. Запишите слоги под диктовку.

мя, ся, ля, вя, дя, бя, ря, кя, пя, дя, тя

6. Запишите слова под диктовку. Подчеркните букву л, влияющую на смягчение
согласного.

яма, ящик, вялый, пятна, всякий, Зоя, моя, маяк, вянут, пряник, стая, мясо, слякоть, Яша, стоя

Буква ё

1. Прослушайте слова. Найдите мягкую согласную. Назовите последующий гласный.

Алена, семга, мед, лед, пес, овес, клен, козленок, рев, Лева, села, нес

2. Прочитайте слова. Назовите гласный, который смягчает согласный.

клест, каемка, поем, даем, рев, свекла, ковер

Вставьте пропущенную букву. Подчеркните мягкий согласный.

кост...р, пл...тка, сл...зы, бр...вна, кл...ст, в...дра

 

Запишите слоги под диктовку.

сё, вё, рё, лё, фё, бё, лё, гё, кё, мё, не, зё

 

Запишите сочетание звуков под диктовку. алё, елё, орё, увё, свё, квё, слё, брё, плё

Запишите слова под диктовку. Подчеркните мягкий согласный.

Алена, орел, увел, свекла, слезы, бревна, плетка, нес, весла, козленок, поросенок, утенок

Буква ю

1. Прослушайте слова. Правильно произнесите согласный, стоящий впереди звука ю. (Логопед следит за тем, чтобы учащиеся произносили согласный мягко.)

плюшка, слюда, клюшка, блюдо, плюс, крючок, рюшка, Нюра, Люба, изюм

2.Вставьте пропущенную букву. Подчеркните мягкий согласный.

кр..к,с.да, ут.лг; кл...ква, кл...ч, кл...вы, бл...до, сал..;т, Л..;ба

3. Запишите слоги под диктовку.

рю, сю, лю, пю, бю, ню, вю, зю, тю; крю, плю, брю, кню, злю, клю

4. Запишите слова под диктовку. Подчеркните букву /о, смягчающую согласный.

Юра, юла, клюнул, брюква, юрта, мою, сплю, брюки, плюшка, люк, люди, юркий, юбка, рою, мою, утюг, салют,, клюква

Слова для объяснения: брюква, юрта, юркий.

Буква е

1. Прослушайте слова. Правильно назовите согласный, стоящий перед е. Что влияет на его смягчение?

метка, Вера, вены, вес, лес, мешок, ветка, мех, сетка, репка, клетка, след

Слова для объяснения: вены, метка.

2. Вставьте пропущенную букву, назовите ее. Как она влияет на согласный,
стоящий впереди?

л...с, в...с, м...сто, т...сно, пр...сный, с.тка, з...бра, в...рба, м...б...ль, л...б...дь, в...рблюд, в...рный, кр...пкий

3. Из данных слов выпишите только те, в которых буква е смягчает впереди
стоящий согласный.

езда, вела, дела, едут, лес, ел, мел, сел, вес, камень, енот, воробей, верба, ездок, ерши, репка

4. Запишите слоги и звукосочетания под диктовку.

ре, се, ле, не, пе, бе, де, ке, ге, зе, ве; пре, кре, вре, кле, бре, зре, осе, все, уре, оре, оле, ире, оке, ore

5. Запишите слова под диктовку.

пресный, крепко, время, клетка, зрелый, всем, горе, океан, все, плеск, блеск, зевнул, сев, посевы, прелый, дело, кеды, гетры, весы, пена, зебра, верба

 

Буква И

 

1. Прослушайте слова. Определите гласный, влияющий на смягчение согласного.

рис, сито, кино, лиса, зима, тихо, мир, пир

2. Запомните и произнесите ряд слов. Назовите гласную, влияющую на смягчение согласного. Правильно произнесите согласный.

рис —тихо —лиса; зима — сила — пир; киса — миска — кино-мир — липа — мирный; кринка — лист — сила

3.Выпишите слова, в которых буква и смягчает согласную.

Ира, Рита, ноги, икра, Лида, Ида, тихо, гири, синий, икры, руки игры, зима, пир, плитка..

4. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните мягкую согласную.

дожд..., ног..., п..,хта, б...тый, сапог..., говор..., наступ…ла, кормушк..., в...нт, в...зг,...ра, К...ра

5. Вспомните и запишите имена с буквой И. Подчеркните согласный, который смягчает буква И.

Слова для справок: Ира, Инна, Зина, Нина, Витя, Рита, Кира, Илья, Мила, Вика.

6. Запишите слоги и звукосочетания под диктовку.

ми, пи, ли, ти, ри, ки, ги, си, зи, ви; сми, сти, зри, кри, пли, три, вли,опи, ори, оки, ули, уси, иси, али, ели, ози

 

7. Запишите слова под диктовку.

смирно, стихло, крик, плитка, стриж, спали, встали, видно улица улитка, спина, вишня, пила, лимон, рис, ноги, гитара

Звуко-буквенный анализ слов. Упражнения на выделение заданного звука

1. Прослушайте и повторите ряды слогов. Найдите одинаковые звуки в слогах каждого ряда.

ТА -ТО - ТУ КА -КО - КУ

ПА— ПО— ПУ ЛА — ЛО —ЛУ

СА —СО—СУ РА — РО — РУ

МА — ТА — ПА МУ — ТУ — ПУ

МО —ТО —ПО МЫ — ТЫ — ПЫ

AT - ОТ - УТ АК -ОК - УК

АП-ОП-УП АЛ -ОЛ-УЛ

АС —ОС —УС АР — ОР — УР

АС — АП—AT УС — УП — УТ

ОС — ОП— ОТ ИС — ИП — ИТ

Прослушайте стихотворение Л. Куклина «На один звук».

Вот сколько на к я сумею сказать: Кастрюля, кофейник, коробка, кровать, Корова, квартира, картина, ковер, Кладовка, калитка, комод, коридор...

Ой, хватит! И звук тоже может устать! А вот что на т ты сумеешь назвать?

Топор, табуретка, тарелка и ложка...

Ты, кажется, что-то напутал немножко!

Ну ладно, я больше сбиваться не буду. Послушай, на с назову я посуду: Стакан, сковородка, солонка и... кошка.

А кошка откуда?

Залезла в окошко!

Спроси лучше кошку —

откуда пришла

И вся ли посуда на кухне цела?

Логопед. Какие ошибки допустил мальчик, придумывая слова на звуки т, с? (Если учащиеся забыли эти слова, можно эти строчки прочитать еще раз.)

Вспомните слова из стихотворения «На один звук», которые начинаются со звука т. Придумайте сами слова на этот звук.

Вспомните слова из того же стихотворения, которые начинаются со звука с. Придумайте сами слова на этот звук.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 822; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.26.141 (0.008 с.)