Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дикция: упражнения на произнесение сочетания нескольких согласных (занятие 9)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методические рекомендации и упражнения для лекторов
На этом занятии даются более сложные упражнения на произнесение сочетания нескольких согласных, на которых закрепляется пройденный материал. Произнесите каждое упражнение на одном выдохе.
Упражнение № 1. Гбди, гбдэ, гбда, гбдо, гбду, гбды, гбде, гбдя, гбдё, гбдю.
Упражнение № 2. Бдги, бдгэ, бдга, бдго, бдгу, бдгы, бдге, бдгя, бдгё, бдгю.
Упражнение № 3. Вгди, вгдэ, вгда, вгдо, вгду, вгды, вгде, вгдя, вгдё, вгдю.
Упражнение № 4. Вдги, вдгэ, вдга, вдго, вдгу, вдгы, вдге, вдгя, вдгё, вдгю.
Упражнение № 5. Кпти, кптэ, кпта, кпто, кпту, кпты, кпте, кптя, кптё, кптю.
Упражнение № 6. Птки, пткэ, птка, птко, птку, птке, пгкя, пткы, пткё, пткю.
Упражнение № 7. Фкти, фктэ, фкта, фкто, фкту, фкты, фкте, фктя, фкте, фктю.
Упражнение № 8. Фтки, фткэ, фтка, фтко, фтку, фткы, фтке, фткя, фткё, фткю.
Введение (занятие 10) Методические рекомендации и упражнения для лекторов
Повторение: 1) «поза» и «маска» релаксации; 2) гигиенический и вибрационный массажи; 3) упражнения для шеи, рук, лица, рта, губ, языка; 4) упражнения на диафрагмально-реберное дыхание; 5) таблица гласных; 6) отработка согласных в сложных сочетаниях; 7) голосовые упражнения.
Голос. Повторите упражнения для голоса из предшествующих занятий и переходите к новым.
Упражнение № 6(г). «Гудок». Сесть на стул, сохраняя «осанку» (см. упражнение № 1(г). На выдохе, без напряжения, губы в положении «хоботок», начинайте тянуть слитно, как гудок, гласный звук [У]: уууу... После этого сочетайте с таблицей гласных:
ууОууОууОууОууО... ууАууАууАууАууАууА... ууЭууЭууЭууЭууЭууЭ... УуИууИууИууИууИууИ...
Главное — не артикулировать точно все гласные, а «затемнять» их, то есть все время держать губы в положении звука [У].
Упражнение № 7(г). «Эхо». Произнесите трижды:
ау-у — как будто зовете товарища;
ау-у — звучит как отдаленное эхо;
ау-у — товарищ энергично откликается на ваш зов.
Дикция: сонорные согласные [М] — [М'], [Н] — [Н'], [Л] — [Л'] и [Р] — [Р'] (занятие 10) Методические рекомендации и упражнения для лекторов
Звуки [М] и [Н] — сравнительно благополучные звуки нашей речи. При произнесении звука [Н] следите, чтобы язык не выходил за зубы.
При произнесении звука [М], [М'] губы сомкнуты, мягкое нёбо опущено, и воздух выходит через нос, разрывая преграду. Голосовые связки вибрируют.
При произнесении звука [Н], [Н'] кончик языка упирается в верхние передние зубы, как при звуках [Д] и [Т], зубы открыты, выдыхаемый воздух выходит через нос, нёбная занавеска опущена. Связки вибрируют.
Повторите вслух на одном выдохе каждое следующее упражнение (Если строчка длинная, делайте добор воздуха):
Упражнение № 1. Ми, мэ, ма, мо, му, мы, ме, мя, мё, мю. Ни, нэ, на, но, ну, ны, не, ня, нё, ню.
Упражнение № 2. Мими-мимми, мэмэ-мэммэ, мама-мамма, момо-моммо, муму-мумму, мымы-мыммы, меме-мемме, мямя-мяммя, мёмё-мёммё, мюмю-мюммю.
Упражнение № 3. Нини-нинни, нэнэ-нэннэ, нана-нанна, ноно-нонно, нуну-нунну, ныны-нынны, нене-ненне, няня-няння, нёнё-нённё, нюню-нюнню.
Упражнение № 4. Мимимим, мэмэмэм, мамамам, момомом, мумумум, мымымым.
Упражнение № 5. Мимимимь, мемемемь, мямя-мямь, мёмёмёмь, мюмюмюмь.
Упражнение № 6. Нининин, нэнэнэн, нананан, нунунун, нононон, нынынын.
Упражнение № 7. Нинининь, нененень, нянянянь, нёнёнёнь, нюнюнюнь.
Произнесите слова: мина, мелочь, мастер, мята, молодость, мудрость, нить, нежность, панама, новость, стон, накануне, осень.
Звук [Л] труден для произношения и дефекты Л в речи встречаются часто. Здесь может быть и полное пропадание звука, например, вместо «лампа» произносится «ампа» и замена его другими звуками алфавита, например, вместо «ложка» — «вошка», вместо «лошадь» — «уошадь».
Это бывает в том случае, когда кончик языка не доходит до зубов или если этот звук произносится с почти закрытым ртом. Таким образом, причиной неправильного звучания [Л] является неверное положение и функционирование языка.
Для произнесения звука [Л] кончик языка прижимается к верхним передним зубам, зубы обнажены, нёбная занавеска поднята. Связки вибрируют. При произнесении смягченного [Л'] кончик и часть языка прижимаются к альвеолам верхних передних зубов, ближе к середине твердого нёба.
Упражнение № 1. Ли-лэ-ла-ло-лу-лы-ле-ля-лё-лю.
Упражнение № 2. Ли-ли, лэ-лэ, ла-ла, ло-ло, лу-лу, лы-лы, ле-ле, ля-ля, лё-лё, лю-лю.
Упражнение № 3. Ли-ли-ли, лэ-лэ-лэ, ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу, лы-лы-лы, ле-ле-ле, ля-ля-ля, лё-лё-лё, лю-лю-лю.
Упражнение № 4. Ли-ли-ли-лилл, ла-ла-ла-лалл, лэ-лэ-лэ-лэлл, ло-ло-ло-лолл, лу-лу-лу-лулл, лы-лы-лы-лылл. Упражнение № 5. Ли-ли-ли-лилль, ле-ле-ле-лелль, ля-ля-ля-лялль, лё-лё-лё-лёлль, лю-лю-лю-люлль.
Упражнение № 6. Гли-глэ-гла-гло-глу-глы-гле-гля-глё-глю.
Упражнение № 7. Дли-тли, длэ-тлэ, дла-тла, дло-тло, длу-тлу.
Упражнение № 8. Л-ль, л-ль, л-ль, л-ль...
Произнесите слова: лист, лето, Лара, лом, луч, люлька, люстра, зал, соль, колокол. Повторите на выдохе медленно и четко следующие предложения (поставьте себе задачу осудить кого-то, похвалить, оправдаться или уговорить, меняйте темп произнесения):
1. Раз солгал — навек лгуном стал.
2. За сцену бала он получил три балла.
3. Ване удалось помыться в ванне.
4. Звону много, а толку мало.
5. У злой Натальи все люди канальи.
6. Мимозы Мила маме купила.
7. Он за нас, а мы — за ананас.
8. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
9. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономаривать стать; наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
10. Не мил и вольный свет, коли милого нет.
11. Шел мимо, зашел, где мило.
12. Не красна изба углами, а красна пирогами.
Орфоэпия.
1. Произнесите в соответствии с орфоэпическими правилами следующие слова: коллектив — [къликтиф], коммутатор — [къмутатър], коллекционер — [кълъкцыанер].
2. Произнесите двойные согласные на стыке слов — слитно, четко произнося оба согласных: он настаивает — (оннастаивает), дом маленький — (доммаленький).
3. Перед [T], [Д], [С], [Ч'], [Щ'] согласный [Н] смягчается.
Произнесите слова: кандидат — (каньдидат), командир — (команьдир), пентюх — (пеньтюх), пенсия — (пеньсия), вакансия — (ваканьсия), кончать — (коньчать), блинчики — (блиньчики), бетонщик — (бетоньщик), сменщик — (сменьщик).
Введение (занятие 11) Методические рекомендации и упражнения для лекторов
Повторение: 1) «поза» и «маска» релаксации; 2) гигиенический и вибрационный массажи; 3) упражнения для шеи, рук, лица, рта, губ, языка; 4) упражнения для тренировки речевого дыхания; 5) таблица гласных; 6) тренировка согласных звуков; 7) упражнения для голоса.
Голос. Хорошо поставленный голос звучит ровно и устойчиво. Развивать эти качества надо прежде всего на звуках среднего уровня высоты. Лучше всего брать для этой цели стихотворение с длинными строками, например, гекзаметр. При этом развивается продолжительный выдох. Прежде чем приступать к тренировке устойчивости звука, повторите голосовые упражнения № 1 и № 2, с помощью которых можно найти свой средний тон, а затем начинайте спокойно, ровно, отчетливо, без особого напряжения и резкости читать первую строку. В конце строки сделайте паузу для добора воздуха и снова на том же среднем тоне читайте вторую строку, затем добор и т.д. Каждую строку стихотворения читайте на выдохе, создавая при этом диафрагмой и подтягиванием нижних стенок живота опору звуку.
Упражнение № 8(г). Прочтите стихотворение А.В. Прянишникова «Правила чтения», в нем излагаются все правила дикции, дыхания и голоса, о которых мы уже вели речь на предшествующих практических занятиях, и рекомендации к данному упражнению.
Твердо запомни, что, прежде чем слово начать в упражненьи,
Следует клетку грудную расширить слегка и при этом
Низ живота подобрать для опоры дыханью и звуку.
Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.
Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи.
И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,
Так как при выдохе движется только одна диафрагма.
Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем.
Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;
Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен;
Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком —
Голос и в тихом звучаньи должен хранить металличность.
Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость,
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,
Выдох веди экономно — с расчетом на целую строчку.
Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность —
Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи.
Дикция: отработка произношения согласного [Р], [Р'] (занятие 11) Методические рекомендации и упражнения для лекторов
Это самый трудный звук в устной речи, и потому особенно часто подвергается разнообразным искажениям.
При произнесении звука [Р] кончик языка лежит у альвеол верхних передних зубов. При выдохе кончик языка под воздействием сильной струи воздуха то отскакивает от нёба, то снова касается его, вибрирует. Вибрация происходит около передней части твердого нёба. Края языка прижаты к боковым зубам.
При произнесении мягкого [Р'] вибрация происходит еще ближе к передним верхним зубам и в силу своей мягкости требует большего количества и частоты вибрации, чем при [Р], следовательно, и более сильной струи и напора выдыхаемого воздуха.
При картавом [Р] следует путем постепенного развития гибкости и послушности кончика языка заставить его вибрировать. Одним из упражнений, помогающим картавящему добиться вибрации кончика языка, является четкое напористое и довольно быстрое чередование звуков [ЗЗЗ] и [ЖЖЖ] на одном непрерывном выдохе. Непрерывное произнесение этих звуков дает постепенно ощущение легкой вибрации кончика языка.
Упражнение № 1. Зжд, зжд, зжди, зждэ, зжда, зждо, зжду, зжды.
Упражнение № 2. Зждр, зждрр, зждррр... зждри, зждрэ, зждра, зждро, зждру, зждры.
Упражнение № 3. Тд-тд-тд-трри, тд-тд-тд-тррэ, тд-тд-тд-трра, тд-тд-тд-трро, тд-тд-тд-трру... Упражнение № 4. Дрри, дррэ, дрра, дрро, дрру, дрры... Упражнение № 5. Дрирр, дрэрр, драрр, дрорр, друрр, дрырр...
Упражнение № 6. Ри, рэ, ра, ро, ру, ры, ре, ря, рё, рю.
Упражнение № 7. Ри-ри, рэ-рэ, ра-ра, ро-ро, ру-ру, ры-ры, ре-ре, ря-ря, рё-рё, рю-рю.
Упражнение № 8. Ри-ри-рирр, рэ-рэ-рэрр, ра-ра-рарр, ро-ро-рорр, ру-ру-рурр, ры-ры-рырр. Упражнение № 9. Ри-ри-риррь, ре-ре-реррь, ря-ря-ряррь, рё-рё-рёррь, рю-рю-рюррь, ри-ри-риррь.
Упражнение № 10. Рири-рирри, рэрэ-рэррэ, рара-рарра, роро-рорро, руру-рурру, рыры-рырры.
Упражнение № 11. Рири-рирри, рере-рерре, ряря-рярря, рёрё-рёррё, рюрю-рюррю.
Произнесите следующие слова: бомбардир, секретарь, вратарь, прибор, лаборатория, отрегулировали, парламентарий, переиллюстрировать, рояль, ряженка, царица.
Повторите вслух на выдохе, не напрягая голоса, медленно и четко следующие фразы (не забудьте поставить к ним задачи, например, посплетничать, договориться о свидании):
1. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
2. Клара-краля кралась к Ларе.
3. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.
4. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
5. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
6. Курьера курьер обгоняет в карьер.
7. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал — не мелел Байкал.
8. Ловко лавируя в ларингологии, лекарь ларинголог легко излечивал ларингиты.
9. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
10. Раз солгал — навек лгуном стал.
11. На словах, что на гуслях, а на деле, что на балалайке.
Введение (занятие 12) Методические рекомендации и упражнения для лекторов
Повторение: 1) «поза» и «маска» релаксации; 2) гигиенический и вибрационный массажи; 3) артикуляционные упражнения; 4) дыхательные упражнения; 5) таблица гласных; 6) тренировка согласных; 7) упражнения для голоса.
Голос. Сделайте 5—10 полных (но не глубоких) вдохов и выдохов (диафрагмально-реберное дыхание), вдох — короткий, выдох — медленный, продолжительный. Повторите голосовые упражнения № 1, № 2, которые помогут настроиться на один из лучших по качеству и удобных для вашего голоса звуков. Теперь переходите к следующему упражнению.
Упражнение № 9(г). На развитие полетности звука. Чтобы голос был слышим на значительном расстоянии, во всех концах зала, надо уметь на негромком звучании посылать звук вдаль.
Для тренировки лучше брать стихотворение с короткими строчками. Первые две строки произносите на средней громкости, вторые две — тише, но на той же высоте звука, как и в первых двух строках, следующие две строки — снова на средней громкости и т.д. Текст произносите не с выразительной интонацией, а с одинаковой протяжной восклицательной мелодией. Ударные гласные протягиваются не во всех словах, а только в тех, над которыми поставлены надстрочные значки ударения. В предлагаемом примере мы изобразим таким способом первые две строчки:
Поезжааай! за моряяя! океаааны! И над всeеею! землёёёй! пролетиии!. Есть на свете различные страны, Но такой, как у нас, не найти.
Дикция: свистящие и шипящие согласные звуки [С], [З], [Ш], [Ж], [Ч'], [Щ'], [Ц] (занятие 12) Методические рекомендации и упражнения для лекторов
Эти звуки являются самыми неблагополучными в устной речи. Дефекты произношения их весьма разнообразны. Сюда относятся шепелявость, сюсюканье, присвист, а также замена другими звуками алфавита. Так, иногда вместо «собака» говорят «шабака», забака» или «табака»; вместо «щука» — шука», вместо «цапля» — «сапля», вместо «жук» — «зук», вместо «шапка» — «сапка». Такие дефекты в произношении обычно вызваны неправильным строением костяка речевого аппарата: зубов, челюстей, то есть объясняются причинами органического характера. Редко расставленные или слишком короткие и неровные зубы, щели, между ними, отсутствие передних зубов, чрезмерно выдвинутая вперед челюсть, толстый язык — вот что может стать причиной недостатков в произношении свистящих и шипящих звуков. В этом случае может помочь либо стоматолог, либо логопед. Но когда эти дефекты вызваны вялостью мышц языка или укоренившимися с детства привычками, их можно устранить с помощью учебно-тренировочных упражнений.
Дикция: согласные звуки [С], [С'] — [З], [З'] (занятие 12) Методические рекомендации и упражнения для лекторов
При произнесении звуков [С], [С'] — [З], [З'] губы полураскрыты, между зубами небольшая щель (1—2 мм), кончик языка упирается в нижние передние зубы, края же его касаются верхних коренных зубов, посередине языка в передней его части образуется небольшой желобок. При произнесений звука [З], [З'] голосовые связки сближены и вибрируют, а звук [С], [С'] произносится без голоса. [С] — глухой, [З] — звонкий согласный. Произнесите каждое упражнение на одном выдохе.
Упражнение № 1. Си, сэ, са, со, су, сы, се, ся, сё, сю.
Упражнение № 2. Зи, зэ, за, зо, зу, зы, зе, зя, зё, зю.
Упражнение № 3. Си-си, сэ-сэ, са-са, со-со, су-су, сы-сы, се-се...
Упражнение № 4. Си-си-си, сэ-сэ-сэ, са-са-са, со-со-со, су-су-су, сы-сы-сы... Упражнение № 5. Си-си-си-си, сэ-сэ-сэ-сэ, са-са-са-са, со-со-со-со, су-су-су-су, сы-сы-сы-сы...
Упражнение № 6. Си-зис, сэ-зэс, са-зас, со-зос, су-зус, сы-зыс, се-зес...
Упражнение № 7. Си-си-зис, сэ-сэ-зэс, са-са-зас, со-со-зос, су-су-зус, сы-сы-зыс...
Упражнение № 8. Си-си-си-зис, сэ-сэ-сэ-зэс, са-са-са-зас, со-со-со-зос, су-су-су-зус, сы-сы-сы-зыс...
Упражнение № 9. Сиззи, сэззэ, сазза, соззо, суззу, сыззы, сеззе, сяззя, сёззё...
Упражнение № 10. Зисси, зэссэ, засса, зоссо, зуссу, зыссы...
Присоединив 9-е и 10-е упражнения к упражнениям 1, 3, 4 и 5 поочередно, получите еще восемь тренировочных упражнений.
Упражнение № 11. Сти, стэ, ста, сто, сту, сты, сте, стя, стё, стю.
Упражнение № 12. Зди, здэ, зда, здо, зду, зды, зде, здя, здё, здю.
Упражнение № 13. Сти-зди, стэ-здэ, ста-зда, сто-здо, сту-зду, сты-зды, сте-зде, стё-здё, стя-здя, стю-здю.
Примечание. При звуках [Т] и [Д] кончик языка касается верхних зубов, а при [С] и [3] — нижних.
Упражнение № 14. Зби, збэ, зба, збо, збу, збы, збе, збя, збё, збю.
Упражнение № 15. Спи, спэ, спа, спо, спу, спы, спе, спя, спё, спю.
Упражнение № 16. Зви, звэ, зва, зво, зву, звы, зве, звя, звё, звю.
Упражнение № 17. Сфи, сфэ, сфа, сфо, сфу, сфы, сфе, сфя, сфё, сфю.
Упражнение № 18. Ски, скэ, ска, ско, ску, скы, ске, скя, скё, скю.
Упражнение № 19. Сли, слэ, сла, сло, слу, слы, сле, сля, слё, слю.
Произнесите следующие слова четко и медленно: сахар, сон, сумка, нос, песок, досада, заяц, зубы, вязанье, возок, раз, водовоз, воз, синий, зимний, мазь, лазейка, везение.
Повторите на выходе медленно и четко следующие фразы, обыграв их:
1. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
2. У осы не усы, не усищи, а усики.
3. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках; санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
4. По семеро в сани уселись сами.
5. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
6. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
Орфоэпия.
1. В конце слова звонкий [З] произносится как глухой звук [С]: волнорез — волноре[с], изморозь — изморо[с'], воз — во[с], связь — свя[с'], мазь — ма[с'], образ — обра[с], грязь — гря[с'].
2. В словах с двойными согласными СС, ЗЗ первый согласный смягчается: в массе — в ма[с']се, бессердечный — бе[с']сердечный, безземельный — безземельный.
3. Смягчение [С] и [3] перед мягкими [В'], [Д'], [Т'], [Л'], [М'], [Н']: развить — ра[з']вить, свекровь — [с']векровь, бездельник — бе[з']дельник, грусть — гру[с']ть, возле — во[з']ле, после — по[с']ле, если — е[с']ли, изменять — и[з']менять, разве — ра[з']ве.
Введение (занятие 13) Методические рекомендации и упражнения для лекторов
Повторение: 1) «поза» и «маска» релаксации; 2) гигиенический и вибрационный массажи; 3) упражнения для шеи, рук, лица, рта, губ, языка; 4) упражнения для тренировки речевого дыхания; 5) таблица гласных; 6) тренировка наиболее трудноусваиваемых согласных; 7) упражнения для голоса 1, 2, 8, 9.
Голос. Сделайте 5—10 полных вдохов и выдохов и переходите к упражнению на развитие высоты голоса. Цель его — научиться изменять высоту голоса в пределах своего звукового диапазона. В качестве упражнения возьмем отрывок из «Илиады» Гомера и будем тренироваться на первых 4—8 строках, пока не усвоен весь курс. Сначала найдите один из звуков пониже среднего уровня и читайте первую строку, далее с каждой новой строкой повышайте понемногу голос; затем проделайте обратный ход — с каждой строкой понижайте голос, но не перегружайте его непосильными крайне низкими звуками. Не смешивайте повышение звука с усилением, а понижение с затиханием, держите всегда одну и ту же громкость.
Упражнение № 10(г).
Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына, Грозный который ахеянам тысячи бедствий соделал: Многие души могучие славных героев низринул В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля), — С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный. Кто ж от богов бессмертных подвиг их к враждебному спору? Сын громовержца и Леты — Феб, царем прогневленный, Язву на воинство злую навел; погибали народы В казнь, что Атрид обесчестил жреца непорочного Хриса. Старец, он приходил к кораблям быстролетным ахейским Пленную дочь искупить и, принесши бесчисленный выкуп И держа в руках, на жезле золотом, Аполлонов Красный венец, умолял убедительно всех он ахеян, Паче ж Агридов могучих, строителей рати ахейской: «Чада Атрея и пышнопоножные мужи ахейцы! О! Да помогут вам боги, имущие домы в Олимпе, Град Приамов разрушить и счастливо в дом возвратиться; Вы ж свободите мне милую дочь и выкуп примите, Чествуя Зевсова сына, далеко разящего Феба». Все изъявили согласие криком всеобщим ахейцы Честь жрецу оказать и принять блистательный выкуп.
Дикция: отработка согласных [Ш] и [Ж] (занятие 13) Методические рекомендации и упражнения для лекторов
Дефекты этих звуков связаны с искажением, неточностью артикуляционного уклада их, а также с замещением другими звуками ([С] вместо [Ш], [Ж] и т.д.). Шепелявость и другие недостатки произношения сравнительно легко поддаются исправлению с помощью упражнений.
При произнесении твердых согласных [Ш] и [Ж] губы раскрыты, между зубами расстояние 1—2 мм, кончик языка лопатообразно приподнят по направлению к передней части нёба за альвеолы верхних передних зубов, но не касается твердого нёба; боковые края языка касаются верхних коренных зубов и несколько приподняты, образуя в языке легкую впадину. При произнесении глухого [Ш] голосовые связки не вибрируют, в то время как при звуке [Ж] работают не только голосовые связки, но и вибрирует кончик языка.
Для различия глухого и звонкого согласного произнесите поочередно: ш-ж, ш-ж, ш-ж...
При тренировке звуков [Ш] и [Ж] йотированная таблица не применяется (эти звуки твердые). Произнесите на выдохе следующие упражнения:
Упражнение № 1. Шэ, ша, шо, шу, шы.
Упражнение № 2. Жэ, жа, жо, жу, жы.
Упражнение № 3. Шэ-шэ, ша-ша, шо-шо, шу-шу, шы-шы.
Упражнение № 4. Шэ-шэ-шэ, ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу, шы-шы-шы.
Упражнение № 5. Шэ-шэ-шэ-шэ, ша-ша-ша-ша, шо-шо-шо-шо, шу-шу-шу-шу, шы-шы-шы-шы.
Упражнение № 6. Шэжэ, шажа, шожо, шужу, шыжы.
Упражнение № 7. Жэшшэ, жашша, жошшо, жушшу, жышшы.
Напишите ряд тренировочных упражнений, соединив поочередно 6-е и 7-е упражнения с 1-м, 3-м, 4-м, 5-м. Повторите их вслух, если не хватает одного выдоха, добирайте воздух.
Упражнение № 8. Шэ-сэ, ша-са, шо-со, шу-су, шы-сы.
Упражнение № 9. Жэ-зэ, жа-за, жо-зо, жу-зу, жы-зы.
Упражнение № 10. Шэ-сэ-шэ, ша-са-ша, шо-со-шо, шу-су-шу, шы-сы-шы.
Упражнение № 11. Жэ-зэ-жэ, жа-за-жа, жо-зо-жо, жу-зу-жу, жы-зы-жы.
Упражнение № 12. Жни, жнэ, жна, жно, жну, жны, жне, жня, жнё, жню.
Упражнение № 13. Шни, шне, шня, шнё, шню, шни.
Упражнение № 14. Жди, жде, ждя, ждё, ждю, жди. Шти, ште, штя, штё, штю, шти.
Произнесите следующие слова: шерсть, шар, жадность, жалость, ёрш, нож, фарш.
Повторите на выдохе медленно и четко следующие фразы:
1. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.
2. У ежа ежата, у ужа ужата.
3. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
4. Самшит, самшит! Как ты крепко сшит!
5. Что посеешь, то и пожнешь.
6. Дружба — дружбой, а служба — службой.
7. Шила в мешке не утаишь.
8. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
Орфоэпия.
1. В конце слова звонкий согласный [Ж] оглушается: нож — [нош], уж — [уш], стриж — [стриш], ложь — [лош].
2. Слова с ЖИ, ШИ, ЖЕ, ШЕ произносятся как с ЖЫ, ШЫ, ЖЭ, ШЭ: шина — (шына), жизнь — (жызнь), жест — (жэст), шест — (шэст).
3 Сочетания СЖ, ЖЖ произносятся как двойной твердый [Ж]: разжать — (ражжать), разжег — (ражжег), сжать — (жжать).
4. Сочетания ЗЖ, ЖЖ внутри корня слова произносятся как долгий двойной мягкий ЖЬЖЬ: вожжи — (вожьжи), жужжит — (жужьжит), уезжать — (уежьжять), приезжать — (приежьжять).
Введение (занятие 14) Методические рекомендации и упражнения для лекторов
Повторение: 1) «поза» и «маска» релаксации; 2) гигиенический и вибрационный массажи; 3) артикуляционные упражнения; 4) дыхательные упражнения; 5) таблица гласных; 6) тренировка согласных; 7) голосовые упражнения.
Дикция: отработка произношения согласных [Ч'], [Щ'], [Ц] (занятие 14) Методические рекомендации и упражнения для лекторов
В речи часто наблюдаются дефекты этих сложных двойных звуков из-за неправильной артикуляции или замены их другими звуками. В многочисленных говорах звук [Ч'] произносится твердо, а звук [Щ'] как ШЬЧ (роща — рощьча, проще — прощьче, вещий — вещьчий). Это отклонение от нормы. Надо запомнить, что звуки [Ч'] и [Щ'] всегда звучат мягко, а звук [Ц] всегда произносится твердо.
При произнесении звука [Ч'] язык поднимается лопатообразно к альвеолам верхних передних зубов, язык более напряжен и ближе направлен к зубам, чем при [Ш]. Звук произносится мягко, как сочетание ТЬШЬ, произносимое слитно.
При произнесении звука [Щ'] слышится мягкое и протяжно звучащее [ШЬШЬ].
Упражнение № 1. Чи, че, чя, чё, чю.
Упражнение № 2. Щи, ще, щя, щё, щю.
Упражнение № 3. Чи-чи, че-че, чя-чя, чё-чё, чю-чю.
Упражнение № 4. Чи-чи-чи, че-че-че, чя-чя-чя, чё-чё-чё, чю-чю-чю.
Упражнение № 5. Чи-чи-чи-чи, че-че-че-че, чя-чя-чя-чя, чё-чё-чё-чё, чю-чю-чю-чю.
Упражнение № 6. Чищи, чеще, чящя, чёщё, чющю.
Присоединив упражнение № 6 к упражнениям 1, 2, 3, 4, 5, получите еще целый ряд тренировочных упражнений.
При произнесении звука [Ц] язык, прижатый на мгновенье к альвеолам передних верхних зубов, как при [Т], быстро опускается вниз, и выдыхаемая струя воздуха прорывается по желобку в передней части языка к межзубной щели, как при звуке [С]. Аффриката Ц состоит из сочетания ТС и произносится очень быстро, слитно и всегда твердо.
Упражнение № 1. Цэ, ца, цо, цу, цы.
Упражнение № 2. Цэ-цэ, ца-ца, цо-цо, цу-цу, цы-цы.
Упражнение № 3. Цэ-цэ-цэ, ца-ца-ца, цо-цо-цо, цу-цу-цу, цы-цы-цы.
Упражнение № 4. Цэ-цэ-цэ-цэ, ца-ца-ца-ца, цо-цо-цо-цо, цу-цу-цу-цу, цы-цы-цы-цы.
Произнесите следующие слова: щи, щука, лощина, лещ (не забывайте, что мягкий согласный [Щ'] — длительный), чаща, чистый, печь, врач, качели, цирк, принц, дворец, цоколь, окольцованный.
Повторите на выдохе медленно и четко следующие фразы (не забывайте поставить задачу):
1. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
2. Щипцы да клещи — вот наши вещи.
3. Тщетно тщится щука ущемить леща.
4. Течет речка, печет печка.
5. Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.
6. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
7. Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
8. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
9. Около колодца кольцо не найдется.
10. Молодец против овец, против молодца сам овца.
11. Москвой-столицей весь народ гордится.
Орфоэпия.
1. Слова с ЧА, ЩА, ЧО, ШО, ЧУ, ЩУ произносятся как с ЧЯ, ЩЯ, ЧЁ, ЩЁ, ЧЮ, ЩЮ, чары — (чяры), чашка — (чяшка), прощание — (прощяние), Чоп — (Чёп), чудесный — (чюдесный), щука — (щюка).
2. Сочетания СЧ, СЩ, ЗЧ произносятся как долгий мягкий [Щ']: счастье — (щястье), рассчитывать — ращитывать), счет — (щёт), расщепить — (ращепить), расщедрился — (ращедрился), образчик — (обращик).
3. Сочетания ТЧ и ДЧ произносятся как двойной долгий, мягкий [Ч']: молодчик (молочьчик), летчик — (лёчьчик).
4. Сочетания ДЦ, ТЦ произносятся как удвоенное [Ц]: отца — (оцца), двадцать — (дваццать), молодца — (молоцца), братца — (брацца).
После того как все упражнения усвоены, включите в ежедневный голосовой тренинг дыхательную физкультурную зарядку (можно под музыку) и чтение гекзаметра. Не забывайте о режиме труда и отдыха, берегите голос.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 3885; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.112 (0.012 с.) |