Отработка гласных звуков (занятие 3) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отработка гласных звуков (занятие 3)



Методические рекомендации и упражнения для лекторов

 

При произнесении гласных воздух свободно проходит через полость рта, не встречая препятствий, меняется лишь положение губ и языка. Основных гласных звуков шесть [И], [Э], [AJ, [О], [У], [Ы]. Буквы Е, Я, Ю, Ё обозначают йотированные звуки соответственно: [jЭ], [jА], [jУ], [jO], где [j] соответствует [Й]. На этом занятии мы начнём тренировку дикционного и орфоэпического произношения звуков: [У], [jУ], [Э], [jЭ], [И], [Ы].

 

Упражнения для звуков [У], [jУ] (занятие 3)

Методические рекомендации и упражнения для лекторов

 

При произнесении звука [У], губы округлены, вытягиваются вперед и сближаются в виде воронки, расстояние между зубами в один большой палец, язык несколько оттянут назад, корень языка опущен, спинка приподнята; при произнесении буквы Ю [jУ] передняя часть языка поднимается больше, чем при звуке [У].

 

Упражнение № 1. Произнесите перед зеркалом, сначала без голоса, несколько раз звук [У], а потом несколько раз букву Ю [jУ]. Теперь повторите это упражнение вслух.

 

Упражнение № 2. Произнесите медленно и спокойно, не напрягая голоса, слова:

 

утро, уголь, ус, ум, узы, зуб, лук, суд, узкий, жук;

 

Юра, юла, юбка, юг, юноша, юнга, Юля, юродивый, юмор.

 

Орфоэпия.

 

1. В прилагательных с окончанием на УЮ на месте буквы Ю произносится йотированный гласный [У], обозначим его [jУ]: слепую — слеп[уjу], прямую — прям[yjy], большую — больш[yjy].

 

2. В безударном окончании прилагательных на УЮ на месте буквы У произносится звук [jУ]: старую — стap[yjy], добрую — добр[yjy], новую — нов[yjy].

 

Примечание. Нередко можно услышать в этой форме на месте безударного [У] редуцированный звук, близкий к [Ы], обозначаемый [Ъ] и тогда произносят эти слова: стар[ъjу], добр[ъjу], нов[ъjу] и т.д. Такое произношение широко распространено во многих говорах, но в литературном языке оно недопустимо, и об этом надо помнить.

 

3. В прилагательных с окончанием на ЮЮ на месте первой буквы Ю произносится звук [У] с мягкостью предшествующего согласного, вторая буква Ю произносится как йотированный звук [У] и обозначается [jУ]: летнюю — лет[н'уjу], синюю — си[н'уjу].

 

Примечание. В литературный язык часто проникают широкоупотребительные диалектные формы, в которых на месте первой буквы Ю произносится звук близкий к [И]: си[н'иjу] рубаху, в лeт[н'иjу] пору. Такое произношение недопустимо в русском литературном языке.

 

Упражнения для звуков [Э], [jЭ] (занятие 3)

Методические рекомендации и упражнения для лекторов

 

При произнесении звука [Э] рот раскрывается на ширину большого пальца, видны кончики передних верхних и нижних зубов, язык лежит у нижних передних зубов, задняя и средняя часть языка приподнимаются вверх и вперед и касаются коренных зубов; гласная буква Е в русской речи произносится более длительно и более напряженно, чем звук [Э].

 

Упражнение № 1. Произнесите перед зеркалом сначала без голоса несколько раз звук [Э], потом — E[jЭ]. Повторите упражнение вслух.

 

Упражнение № 2. Произнесите медленно и отчетливо следующие слова:

 

эхо, этот, экстра, эпос, эра, экстренный;

 

ель, ел, енот, ехал, Елена, Ева.

 

Орфоэпическое произношение.

 

1. Слова иноязычного происхождения, где гласный Э в безударном положении, а также под ударением произносится как звук [Э]: [э]гоист, [э]кзамен, [э]волюция, [э]ксперимент, [э]пос, [э]кономика.

 

2. Гласная буква Е в безударном положении в первом предударном слоге после [Ж], [Ш], [Ц] произносится как звук средний между [Ы] и [Э], обозначим его — [Ыə]: цена — ц[ыə]на, поцелуй — поц[ыə]луй, шеренга — ш[ыə]ренга, жестокий — ж[ыə]стокий, желтеть — ж[ыə]лтеть.

 

3. Гласная буква Е в безударном положении во втором предударном и других предударных слогах произносится как редуцированный звук [Ы], обозначим его — [Ъ]: желобок — ж[ъ]лобок, желтизна — ж[ъ]лтизна, шелуха — ш[ъ]луха, шепотком — ш[ъ]потком, целовать — ц[ъ]ловать.

 

Упражнения для звуков [И], [Ы] (занятие 3)

Методические рекомендации и упражнения для лекторов

 

При произнесении звука [И] рот раскрыт на ширину мизинца, губы растянуты в стороны, язык плоский, кончик языка касается нижних зубов, средняя часть спинки языка максимально приподнята к нёбу; при произнесении звука [Ы] язык отодвигается назад больше, чем при [И].

 

Упражнение № 1. Произнесите перед зеркалом, сначала без голоса, несколько раз звук [И], потом — [Ы]. Повторите это упражнение вслух.

 

Упражнение № 2. Произнесите медленно и отчетливо следующие слова:

 

ива, ил, пир, пика, кит, лист, или, цирк;

 

тыл, сын, сыр, был, мыл, дым, бык, рыба.

 

Упражнение № 3. Произнесите следующие слова: мыл — мил, был — бил, выл — вил, ныл — Нил, мыла — Мила.

 

Орфоэпическое произношение.

 

1. Гласная буква И после твердых шипящих [Ш] и [Ж], а также после [Ц] произносится как звук [Ы]: жир — [жыр], шик — [шык], живот — [жывот], цирк — [цырк], цикл — [цыкл].

 

2. Окончание ИЙ после [К], [Г], [X] в прилагательных произносится почти как ОЙ, обозначим его — [ъj]: широкий — широ[къj], узкий — уз[къj], строгий — стро[гъj], тихий — ти[хъj]; упругий — yпpy[гъj], безногий — безнo[гъj], однорукий — однору[къj].

 

Введение (занятие 4)

Методические рекомендации и упражнения для лекторов

 

Повторение: 1) «поза» и «маска» релаксации; 2) комплекс упражнений для шеи, рук, лица; 3) гигиенический и вибрационный массажи; 4) артикуляционные упражнения; 5) дыхательные упражнения; 6) отработка гласных звуков.

 

Дыхание. Тренировочные упражнения для развития межреберных дыхательных мышц. Напомним, что от того, как развиты межреберные дыхательные мышцы, зависит наполнение воздухом средней части легких.

 

Упражнение № 7(д). Исходное положение — стоя, внимание сосредоточьте на ребрах. Положите ладони на ребра по обе стороны грудной клетки (для контроля). Исполнение — представьте, что вы нюхаете душистую розу.

 

Медленно вдохните через нос — заметили, как ребра грудной клетки раздвинулись?

 

Вы это почувствовали ладонями, а теперь выдохните — ребра опустились и ладони тоже. Живот и плечи при этом остаются неподвижными. Помните, что все внимание — только на ребрах, так как вы хотите натренировать межреберные мышцы. Вдохи должны быть неглубокими, но полными (во избежание головокружения). Повторите 3—4 раза.

Упражнение № 8(д). Исходное положение — стоя или сидя на стуле. Исполнение — после энергичного выдоха на п-фффф... поднять руки, завести их за голову и отклониться назад, делая вдох; затем, делая наклон вперед, достать руками пол и мысленно считать до 15 — это выдох. Так повторите 5—6 раз.

Дикция. Отработка гласных звуков [О], [jO], [A], [jA].

 

Упражнения для звуков [О], [jО] (занятие 4)

Методические рекомендации и упражнения для лекторов

 

При произнесении звука [О] губы выдвинуты вперед и имеют более округлую форму, чем при [У], язык несколько оттянут назад и не касается зубов, спинка языка поднята кверху; гласный Ё [jO] произносится с большей длительностью и напряжением, чем [О].

 

Упражнение № 1. Произнесите перед зеркалом сначала без голоса несколько раз звук [О], потом — Ё [jО]. Повторите это упражнение вслух.

Упражнение № 2. Произнесите следующие слова:

 

осы, ось, окунь, окна, озеро, ослик, обруч;

 

ёлка, ёжик, ёмкость, ёрзать, ёкать.

 

Орфоэпия.

 

1. Гласный Е после шипящих [Ш], [Ж], [Ч'], [Щ'] произносится как [О]: бечёвка — бе[ч'о]вка, пчёлка — п[ч'о]лка, щёлка — [щ'о]лка, щелочь — [щ'о]лочь, решётка — ре[шо]тка, шёлк — [шо]лк, жёлтый — [жо]лтый, стажёр — ста[жо]р, зажёг — за[жо]г.

 

2. Гласный звук [О] в безударном положении в начале слова и в первом предударном слоге произносится как звук, близкий к [А]: окно — [а]кно, сорока — с[а]рока, нога — н[а]га, тоска — т[а]ска.

 

3. Гласный звук [О] во втором, третьем предударном слогах и после ударения редуцируется и читается как неполное [Ы], обозначим — [Ъ]: молоко — [мълако], городок — [гърадок], воротничок — [върътничок], голова — [гълава], борода — [бърада], крокодил — [кръкадил].

 

Таблица гласных (занятие 4)

Методические рекомендации и упражнения для лекторов

 

Итак, мы рассмотрели артикуляционный уклад всех гласных звуков, основных и йотированных. Для дальнейшей работы будем использовать таблицу гласных:

 

И, Э, А, О, У, Ы, Е, Я, Е, Ю

 

Произнесите эту таблицу несколько раз, каждый раз на одном выдохе, сначала перед зеркалом и беззвучно, потом шепотом, затем без зеркала вслух, но на силу голоса не нажимать.

Введение (занятие 5)

Методические рекомендации и упражнения для лекторов

 

Повторение: 1) «поза» и «маска» релаксации; 2) комплекс упражнений для шеи, рук, лица; 3) гигиенический и вибрационный массажи; 4) упражнения для рта, губ и языка; 5) таблица гласных.

 

Дыхание. Постановка речевого дыхания. Напомним, что при диафрагмально-реберном дыхании процесс вдоха и выдоха совершается за счет сокращения диафрагмы и межреберных дыхательных мышц. Все дыхательные упражнения можно выписать на карточки и включить в комплекс дыхательной гимнастики. Так они скорее запомнятся.

Упражнение № 9(д). «Цветочный магазин». Исходное положение — стоя. (Для контроля левую руку положите на живот, правую — на ребра.) Выдохните на п-ффф, при этом живот втянется. Исполнение — делая вдох, представьте, что вы нюхаете цветок. При этом живот выдвигается вперед, ребра расширяются; закрепите вдох толчком живота, подтяните низ живота (кашель или позывы к кашлю). После этого начинайте выдох медленно и плавно на п-фффф, при этом живот постепенно втягивается, ребра опускаются. Вдох — короткий, выдох — длинный. Упражнение повторите 2—3 раза.

 

Упражнение № 10(д). Исходное положение — стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет раз поднять руки через стороны вверх — вдох, задержать дыхание на один счет, после этого медленно опустить руки через стороны — выдох на протяжном звуке п-ф-фф, добавляя звук [С], получается выдох на п-фф-фсссс. По-вторите 2—3 раза.

 

Упражнение № 11(д). Ходьба по комнате или на свежем воздухе. Делаем на один шаг вдох, задержка на один счет, на 4 шага — выдох. Через каждый 2—3 дня увеличивайте продолжительность выдоха на один счет; выдох уже будете делать на 5 шагов, затем на 6 и т.д. с тем, чтобы через 1—1,5 месяца занятий научиться делать выдох на 10—15 шагов, вдох же остается постоянным, на один шаг. На выдохе произносите протяжно п-ффф-ссс-хххх.

 

Дикция. Отработка произношения согласных звуков. После того как успешно освоена правильная артикуляция гласных, начнем работу над согласными звуками. При их произнесении требуется большее, чем при произнесении гласных, напряжение речевого аппарата. Работа над согласными требует больше внимания еще и потому, что недостатки в их произношении встречаются гораздо чаще.

 

Прежде всего следует уяснить себе правильную артикуляционную установку каждого звука. Всего согласных букв 20. Из них: ПБ, ТД, КГ, ФВ — взрывные, парные, звонкие и глухие; М, Н, Л — сонорные согласные; Р — вибрант; С, З, Ш, Ж, — свистящие и шипящие согласные; Ч, Ц, Щ — аффикаты, сложные согласные, а звуков — 35.

 

Для наглядности объединим все согласные звуки по двум основным признакам: звонкость—глухость и твердость—мягкость.

 

Звонкие: Л, М, Н, Р, Б, В, Г, Д, Ж, З

 

Глухие: П, Ф, К, Т, Ш, С, Х, Ц, Ч, Щ

 

Твердые: Б, П, В, Ф, Г, К, Д, Т, З, С, Х, Л, М, Н, Р, Ж, Ш, Ц

 

Мягкие: Б', П', В', Ф', Г', К', Д', Т', З', С', X', Л', М', Н', Р', Ч', Щ'

 

 

Дикция: отработка согласных звуков [Б], [Б'] — [П], [П'] (занятие 5)

Методические рекомендации и упражнения для лекторов

 

Звуки [Б] и [П] — парные, взрывные, губные. Следует обратить внимание на то, что звук [П] — глухой и произносится одним лишь шумом выдыхаемого воздуха, без голоса, а звук [Б] — звонкий и произносится с голосом.

 

При произнесении звуков [Б] и [П] губы плотно сомкнуты и раскрываются по горизонтальной линии от напора выдыхаемого воздуха. При этом нижняя челюсть несколько опускается, а язык лежит плашмя. При артикуляции мягких [Б'] — [П'] спинка языка приподнимается к твердому небу.

 

При вялости и неясности произношения звуков [Б] и [П] следует произнести их поочередно: б-п, б-п и т.д.

 

А теперь будем отрабатывать произношение этих звуков со всеми гласными таблицы. В предлагаемых упражнениях соблюдается принцип одновременной тренировки дикции, дыхания и голоса. Для тренировки удлиненного речевого выдоха каждое последующее упражнение будет длиннее предыдущего.

 

Если дыхания не хватает на все упражнение, сделайте добор воздуха. Если чувствуете, что вам трудно делать сложные упражнения, не делайте сейчас, а вернетесь к ним после прохождения всего курса. Схема тренировочных упражнений едина для всех занятий.

 

Произнесите каждое упражнение на одном выдохе, если трудно, то делайте доборы воздуха. Когда приступаете к тренировочным упражнениям на дикцию, не произносите звуки механически, осмысливайте их: рассчитаться в шеренге по команде, отчитать кого-то, подшутить, поддразнить, поиграть в игру и т.д.

 

Упражнение № 1. Би, бэ, ба, бо, бу, бы, бе, бя, бё, бю.

 

Упражнение № 2. Пи, пэ, па, по, пу, пы, пе, пя, пё, пю.

Упражнение № 3. Би-би, бэ-бэ, ба-ба, бо-бо, бу-бу и т.д.

 

Упражнение № 4. Би-би-би, бэ-бэ-бэ, ба-ба-ба, бо-бо-бо, бу-бу-бу, бы-бы-бы, бе-бе-бе, бя-бя-бя и т.д.

 

Упражнение № 5. Би-би-би-би, бэ-бэ-бэ-бэ, ба-ба-ба-ба, бо-бо-бо-бо, бу-бу-бу-бу...

 

Упражнение № 6. Бип, бэп, бап, боп, буп, бып, беп, бэп, бёп, бюп.

Упражнение № 7. Би-бип, бэ-бэп, ба-бап...

Упражнение № 8. Би-би-бип, бэ-бэ-бэп, ба-ба-бап, бо-бо-боп, бу-бу-буп...

 

Упражнение № 9. Би-би-би-бип, бэ-бэ-бэ-бэп, ба-ба-ба-бап, бо-бо-бо-боп...

 

Напишите аналогичные схемы упражнений для звука [П] (подобно упражнениям 3—9).

Упражнение № 10. Биппи, бэппэ, баппа, боппо, буппу, быппы и т.д.

 

Удвоенный звук [П] произносится как одно напористое [П], ударение на первом слоге.

Упражнение № 11. Би-биппи, бэ-бэппэ, ба-баппа, бо-боппо, бу-буппу, бы-быппы, бе-беппе, бя-бяппя и т.д.

 

Упражнение № 12. Би-би-биппи, бэ-бэ-бэппэ, ба-ба-баппа, бо-бо-боппо, бу-бу-буппу, бы-бы-быппы и т.д.

 

Упражнение № 13. Пибби, пэббэ, пабба, поббо, пуббу, пыббы и т.д.

 

Упражнение № 14. Би-пибби, бэ-пэббэ, ба-пабба, бо-поббо, бу-пуббу, бы-пыббы, бе-пеббе и т.д.

 

Упражнение № 15. Би-би-пибби, бэ-бэ-пэббэ, ба-ба-пабба, бо-бо-поббо, бу-бу-пуббу, бы-бы-пыббы и т.д.

 

При тренировке положите ладонь на диафрагму и следите за выдохом.

 

Число упражнений для повторения ограничивайте исходя из ваших индивидуальных особенностей. Выбирайте в первую очередь те, которые еще недостаточно усвоены.

 

Для тренировки звуков [Б], [Б'] — [П], [П'] можно использовать пословицы, поговорки и скороговорки. Произносить их надо осмысленно, желательно вплетать в игровые ситуации, диалоги.

 

1. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

 

2. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

 

3. Был бы бык, а мясо будет.

 

4. Пан или пропал.

 

5. Все бобры добры для своих бобрят.

 

6. Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

 

7. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.

 

8. Лучше врага бить, чем битым быть.

 

9. Фаддей, не робей — робких жизнь не любит.

 

10. На одном выдохе:

 

Будем бить!

Бьем!

Били!

В барабан!

В барабан!

В барабан!

(В. Маяковский)

 

Пара барабанов

Пара барабанов

Пара барабанов

Била

Бурю

Добор воздуха и на выдохе:

Пара барабанов

Пара барабанов

Пара барабанов

Била

Бой!

(И. Сельвинский)

 

Орфоэпия. Произнесите правильно следующие слова: клуб — [клуп], озноб — [азноп], особь — [осъп'], краб — [крап], зябь — [зяп'], рябь — [ряп'], губка — [гупкъ], суббота — [суботъ], аппетит — [ъпиетит].

 

Произнесите словосочетания: лоб большой — (лоббольшой), если б было — (еслиббыло), лоб пылающий — (лоппылающий), сноп пшеницы — (сноппшеницы).

 

Введение (занятие 6)

Методические рекомендации и упражнения для лекторов

 

Повторение: 1) «поза» и «маска» релаксации; 2) комплекс упражнений для шеи, лица, рук; 3) гигиенический и вибрационный массажи; 4) артикуляционные упражнения; 5) дыхательные упражнения; 6) таблица гласных; 7) отработка согласных Б, П.

 

Дыхание. Дыхательная гимнастика, по К. Скраупу-В. Серёжникову, поможет укрепить диафрагмально-реберное дыхание и подключить его к чтению и речи.

 

Графические обозначения примем следующие: стрелка вверх означает вдох, стрелка вниз означает выдох, перевернутая скобка означает задержку дыхания, поставленные цифры указывают число секунд.

 

Упражнение № 1. Проверка элементов диафрагмально-реберного дыхания.

 

 

 

Упражнение № 2. Медленный вдох: сначала вдохнуть половину, затем полный запас воздуха.

 

Упражнение № 3. Медленный выдох: сначала выдохнуть половину запаса воздуха, затем — весь.

 

 

 

Упражнение № 4. Медленно вдохнуть и медленно выдохнуть.

 

 

 

Упражнение № 5. Быстрый вдох и задержка дыхания. Горизонтальные пунктиры указывают, что в течение первой недели дыхание следует задерживать на 5—10 секунд, второй — на 15—20 секунд, третьей — 25—30 секунд и т.д.

 

 

 

Упражнение № 6. Вдох и выдох по частям (третями, половинками).

 

Упражнение № 7. Упражнение на применение дыхания к чтению и речи. Упражнение выполняется так: сделать вдох за 2 секунды, задержать воздух одну секунду и считать: «раз, два, три, четыре, пять» (на каждое слово уделяя одну секунду времени); потом сделать паузу в одну секунду, в течение которой быстрым сокращением диафрагмы и отчасти ребер добрать воздух на месте израсходованного (грудная клетка в это время остается несколько расширенной и нижние стенки живота несколько подтянутыми). После задержки в одну секунду продолжается счет: «шесть, семь, восемь, девять, десять» с соблюдением только что отмеченных условий. На паузе следует опять быстрое добирание и т.д.

 

 

 

Упражнение № 8. Упражнение на применение длительного выдоха для произнесения речи.

 

В этом упражнении нужно сделать вдох за 2 секунды, задержать на одну секунду и считать: «раз, два, три, четыре, пять»; после паузы в одну секунду для добирания воздуха и последующей задержки в одну секунду опять считать: «раз, два, три... восемь», затем считать до 10, 15, 20 соответственно графическому изображению. Положение грудной клетки и нижних стенок живота такое же, как и в предыдущем упражнении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 1023; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.105 с.)