Упражнения с использованием движений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения с использованием движений



Учеными давно доказана связь между развитием движений и формированием речевых навыков. Сочетание работы над техникой речи с ритмическими движениями тела дает хороший эффект и помогает снять напряженность, скованность. При работе можно использовать ходьбу, движения рук и ног, производить жесты, помогающие пониманию содержания речи.

 

Рекомендуются задания следующего типа:

 

— проговаривание скороговорок или считалок с дирижированием в такт речи (указательный палец правой руки движется вверх-вниз; движение-слово):

 

Папа тут, папа там,

Папа, папа тут и там.

Мама тут, мама там,

Мама, мама тут и там.

Папа тут, мама там,

Папа, мама тут и там;

 

— проговаривание считалки с движениями:

 

Шли, шли, шли (идти по кругу, шаг-слово);

Мы (широкий жест по кругу) пирог нашли (слегка наклониться вперед, руки протянуты вниз).

Сели, поели (сесть на пол и сделать естественный жест рукой) и дальше пошли (встать, взмах рукой вперед).

 

Существует целый ряд упражнений, основанных на имитации звуков и движений различных естественных ситуаций, например:

 

а) воображаемым насосом накачайте шину велосипеда, делая руками привычные движения и произнося С-С-С-С, С-С-С-С, С-С-С-С...;

 

б) короткими, отрывочными движениями сжимайте “грушу пульверизатора”, сопровождая движения звуками Ф! Ф! Ф! Ф!...;

 

в) изобразите, что вы рубанком стругаете доску: Ж-Ж-Ж-Ж! Ж-Ж-Ж-Ж!...;

 

г) покажите, как вы косите траву: С-С-С-С! С-С-С-С!...;

 

д) натрите пол щеткой: Ш-Ш-Ш-Ш! Ш-Ш-Ш-Ш! Ш-Ш-Ш-Ш!

 

Упражнение 66. Подберите движения к следующей долгоговорке:

 

Шли из Африки в Саратов

Семь отчаянных пиратов.

видят надпись на столбе;

Продолжай: и те де, и те пе.

Шли из Африки в Саратов...

 

Упражнение 67. Какими движениями можно сопровождать стихотворение А.Барто?

 

Левой, правой

Левой, правой!

На парад

Идет отряд.

На парад

Идет отряд.

Барабанщик очень рад.

Барабанит,

Барабанит

Полтора часа

Подряд.

Левой,

правой,

Левой,

правой,

Барабан... уже дырявый!

 

Упражнение 68. Составьте свои задания на развитие таких качеств голоса, как сила, подвижность, темп, четкая дикция, чтобы работа над техникой речи сопровождалась движениями.

 

Советы начинающему оратору

 

Хорошая публичная речь должна быть прежде всего содержательной, целенаправленной.

 

Хорошая публичная речь должна быть абсолютно грамотной как в области произношения, так и в области грамматического выражения мысли.

 

Хорошая публичная речь меньше всего похожа на декламацию, высшее ее качество — непринужденный разговор (беседа) со слушателями на интересную животрепещущую тему.

 

Важнейшая особенность публичной речи — тесный контакт (общение) со слушателями, желание поделиться с ними своими мыслями и соображениями.

 

Хорошая публичная речь не может быть хаотичной. Она должна быть последовательной и разумной во всех отношениях.

 

Овладевая искусством речи, надо помнить, что научиться можно не только правильному произношению, но и правильному, упорядоченному мышлению.

 

Упорство, настойчивость и терпение — вот что прежде всего необходимо начинающему оратору.

 

Тема вашего выступления обязательно должна быть интересной для вас и для ваших слушателей.

 

Готовясь к выступлению, прочтите не одну статью, а несколько, сопоставьте между собой точки зрения различных авторов. Используйте, если это необходимо, словари и справочники.

 

Составьте ясный и стройный план вашей речи по схеме: введение, главная часть, заключение.

 

Не стремитесь блеснуть своими знаниями, избегайте лишних подробностей и доказательств — берите для речи только самое существенное.

 

Избегайте скачков и пропусков, договаривайте мысль до конца.

 

Заботьтесь о внешней стороне речи. Не увлекайтесь жестикуляцией. Говорите не торопясь.

 

Развивайте свои голосовые данные. Упражняйте и совершенствуйте речевой аппарат. Добивайтесь отчетливой и ясной дикции.

 

Упражняйтесь в произнесении речей на самые разнообразные темы.

 

Будьте внимательны и осторожны в произношении сочетаний АЕ, ЕЕ, ОЕ, УЕ в личных формах глагола.

 

Не пропускайте гласных звуков.

 

Не удваивайте и не утраивайте согласных.

 

Следите за тем, чтобы согласные звуки В и М, находящиеся между гласными, были хорошо слышны; не проглатывайте их.

 

Отчетливо произносите начальный согласный звук, особенно в тех случаях, когда за ним следует другой согласный.

 

Договаривайте концы слов (не глотайте их), особенно в прилагательных, оканчивающихся на -ГИЙ, -КИЙ, -ХИЙ, и в собственных именах на -КИЙ.

 

Не спрессовывайте слова. Не создавайте бессмысленных и нелепых сочетаний.

 

Внимательно вслушивайтесь в речь мастеров художественного слова, артистов драматических театров и кино, а также в речь дикторов центрального радио и телевидения.

 

Следите за своим произношением.

 

При случае запишите свою речь на диктофон. Несколько раз прослушайте записанное, отмечая изъяны и погрешности в произношении.

 

 

В книге С.Т. Никольской "Техника речи", которая была написана в помощь лекторам, обобщен многолетний массив данных в области психологии, физиологии, педагогики, на основе которого автором предложен комплекс тренировочных упражнений для развития речевого дыхания, голоса, дикции. Предлагаем читателям нашего проекта ознакомиться с осноными теоретическими положениями и практическими упражнениями, изложенными упомянутым автором в своих методических рекомендациях:

- общая характеристика разделов техники речи;

- дыхание;

- голос;

- произношение;

- орфоэпия;

- подготовительный этап;

- несколько советов к практическим урокам;

-"поза" и "маска" релаксации;

- упражнения для шеи;

- упражнения для лица и рук;

- гигиенический и вибрационный массаж;

- упражнения для тренировки речевого дыхания;

- отработка гласных звуков;

- упражнения для звуков [У], [jУ];

- упражнения для звуков [Э], [jЭ];

- упражнения для звуков [И], [Ы];

- упражнения для звуков [О], [jО];

- упражнения для звуков [A], [jA];

- таблица гласных;

-отработка согласных звуков [Б], [Б'] — [П], [П'];

- порядок и продолжительность упражнений;

- отработка произношения согласных звуков [Т], [Т'] — [Д], [Д'];

- отработка произношения согласных звуков [К], [К'] — [Г], [Г']

- отработка произношения согласных звуков [Ф], [Ф'] — [В], [В'];

- упражнения на произнесение сочетания нескольких согласных;

- сонорные согласные [М] — [М'], [Н] — [Н'], [Л] — [Л'] и [Р] — [Р'];

- отработка произношения согласного [Р], [Р'];

- свистящие и шипящие согласные звуки [С], [З], [Ш], [Ж], [Ч'], [Щ'], [Ц];

- согласные звуки [С], [С'] — [З], [З'];

- отработка согласных [Ш] и [Ж];

- отработка произношения согласных [Ч'], [Щ'], [Ц];

- гигиена и профилактика голоса;

- подготовка текста к лекции;

- логическая пауза и логическое ударение;

- знаки препинания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.012 с.)