ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выработка подвижности голоса



Упражнение 32. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали".

 

Упражнение 33. Прочитайте приговорку с постепенным ускорением:

 

Божья коровушка,

Полети на облышко,

Принеси нам с неба,

Чтобы было летом:

В огороде бобы,

В лесу ягоды, грибы,

В роднике водица,

Во поле пшеница.

 

Упражнение 34. Прочитайте стихотворение в заданном темпе:

 

Еле-еле, еле-еле - - -(медленный темп)

Завертелись карусели. - - -(медленный темп)

А потом, потом, потом - - -(средний темп)

Все бегом, бегом, бегом! - - -(быстрый темп)

Все быстрей, быстрей, бегом, - - -(очень быстрый темп)

Карусель кругом, кругом! - - -(очень быстрый темп)

Тише, тише, не спешите - - -(средний темп)

Карусель остановите. - - -(средний темп)

Раз, два, раз, два - - -(медленный темп)

Вот и кончилась игра. - - -(медленный темп)

 

Упражнение 35. Укажите, в каком темпе надо читать строчки стихотворения:

 

Мы идем по кругу,

Посмотри.

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дороге,

Меняем часто ноги.

Поскакали, поскакали:

Скок-скок-скок!

А потом как аист встали —

и молчок!

 

Упражнение 36. Прочитайте стихотворение. Выбирайте темп речи, соответствующий содержанию текста:

 

Убежало молоко,

Убежало молоко!

Вниз по лестнице скатилось,

Вдоль по улице пустилось,

Через площадь потекло,

Постового обошло,

Под скамейкой проскочило,

Трех старушек подмочило,

Угостило трех котят,

Разогрелось — и назад:

Вдоль по улице летело,

Вверх по лестнице пыхтело

И в кастрюлю заползло,

Отдуваясь тяжело.

Тут хозяйка подоспела:

— Закипело?

— Закипело!

 

Упражнение 37.Подберите стихотворное произведение, в котором изменение темпа речи играет важную роль для понимания содержания.

 

Работа над тоном речи

 

Упражнение 38. Произнесите фразу "Какая у него профессия" так, чтобы выразить: восхищение; сочувствие; презрение; пренебрежение; вопрос; зависть; вопрос-переспрос; удивление.

 

Упражнение 39. Прочитайте текст в соответствии с авторскими ремарками:

 

Пришла?! Мне страшно за тебя! - - -(со страхом)

Во всем вини саму себя! - - -(со страхом)

 

Пришла?! А самолюбье где? - - -(с осуждением)

За ним как верный пес везде! - - -(с осуждением)

 

Пришел!? Так обмануть меня! - - -(с презрением)

Ты не мужик, а размазня! - - -(с презрением)

 

Пришел?! Вот и попался, друг! - - -(с ехидством)

Меня ведь не обманешь вдруг! - - -(с ехидством)

 

Пришла! Знать, так тому и быть! - - -(радостно)

Нам друг без друга не прожить! - - -(радостно)

 

Ушел!.. Придет иль нет? Загадка. - - -(с тревогой)

Я поступила с ним так гадко! - - -(с тревогой)

 

Ушел! Гора свалилась с плеч! - - -(с облегчением)

Избави бог от этих встреч! - - -(с облегчением)

 

Упражнение 40.Соедините реплики персонажей и авторские слова:

 

Реплики

 

"Сашенька, хватит сердиться! Извини меня, если я тебя обидела..."

 

"И ты еще издеваешься? И ты еще осмеливаешься спрашивать?"

 

"Я на тебя нисколько не сержусь. Клянусь."

 

"Я ни в чем не виновата!"

 

"Да-а-а, с тобой каши не сваришь..."

 

Авторские слова

 

— с сожалением протянула она.

 

— сказала она тихо, но решительно.

 

— кричала и даже взвизгивала она, размахивая руками.

 

— сказала она веселым голосом.

 

— сказала она кающимся голосом.

 

Упражнение 41. Определите, каким тоном разговаривают с Золушкой отец, мачеха, сестры, фея, принц. Слова для справок: добрый, злой, восторженный, равнодушный, грубый, нежный, удивленный, испуганный, грустный, официальный, дружеский.

 

Упражнение 42. Расскажите об опоздании студента на лекцию от лица профессора, читавшего лекцию, самого студента, вахтера.

 

Упражнение 43. Придумайте речевую ситуацию, в которой об одном и том же событии можно рассказать от лица разных героев. Обратите внимание на тон речи.

 

Упражнение 44. Подберите отрывок из произведения для детей с прямой речью героев. Проанализируйте, каким тоном надо читать реплики. Какие средства в тесте помогают верно выбрать тон речи?

 

Дикция

Дикция — это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Ясность и чистота звучания речи зависят от правильной и активной работы артикуляционного аппарата.

 

Исправлением таких недостатков дикции, как картавость, шепелявость, гнусавость, занимается логопедия. В курсе техники речи уделяется внимание менее резко выраженным, но тем не менее гораздо более распространенным недостаткам: нечеткости, невнятности произнесения гласных и согласных звуков. Специальные упражнения должны способствовать совершенствованию дикции. Однако успеха можно достичь лишь при условии систематической работы.

 

В разделе «Техника речи» отработка каждого гласного и согласного звука происходит в такой последовательности:

 

— определить особенности артикуляции звука (можно обратиться к любому учебнику современного русского языка, к книгам по логопедии);

 

— проверить перед зеркалом положение органов речи при произнесении данного звука;

 

— отработать верное произношение звука: сначала мысленно, затем шепотом, потом громко;

 

— отработать произнесение отдельных слов с этим звуком, а затем - текстов;

 

— при возможности надо обратиться к записи своего голоса, чтобы со стороны проанализировать возможные недочеты.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 75.101.243.64 (0.008 с.)